Слова связки в русском языке пример

Слова-связки в русском языке — примеры использования и значение

Слова-связки в русском языке

Понятие связки

Связка — часть речи, которая выражает дополнительные синтаксические отношения между главными членами предложений. В русской грамматике эту функцию выполняют разные части речи. Их выделяют в список:

  • это — местоимение в застывшей форме;
  • суть — застывшая форма существительного;
  • есть — глагол «быть» в застывшей форме (настоящее время, 3-е лицо, единственное или множественное число);
  • называться, означать, значить, являться — спрягаемые формы глаголов.

Примеры: «Лучший отдых для меня — это чтение книг», «Если он обратился ко мне, значит, есть надежда на примирение».

Слова-связки в русском языке

Словесной связкой в русском языке и литературе может выступать служебный глагол «быть», употребляемый в прошлом и будущем времени. В настоящем времени слово не используется, из-за чего возникает нулевая конструкция:

  1. Севастополь — город федерального значения.
  2. Тертый корень имбиря — лекарство от простуды.

В приведенных примерах связка опущена (подразумевается, но не пишется и не произносится). Однако не стоит путать временную форму глагола, образуемую от спрягаемой формы «быть» и связку, выражаемую им же. Для понимания отличий можно обратиться к строкам:

  1. Я буду долго гнать велосипед (глагол «гнать» употреблен в будущем времени).
  2. Я буду любой пирог (связка-глагол).
  3. Ира была беззаботной девочкой (глагол применен в прошедшем времени).
  4. Ира — моя племянница (нулевая связка).

Виды и примеры

Многие связки в предложениях лишены четкой временной привязки. Слова «речь» и «суть» имеют свою стилистическую окраску и употребляются в произведениях книжного, публицистического и делового уровня: «Путь есть скорость, умноженная на время». При этом связку «суть» чаще можно найти в устаревших литературных источниках: «Муж и жена суть одно». Некоторые связки способны передавать значение времени: «Моя собака являлась чистокровным представителем породы хаски», «Было время, когда любить означало боготворить и преклоняться». В русском языке также существуют связки, которые передают следующие значения:

Слова связки в письменной речи

  • местоименное, местоименно-наречное: таков, вот;
  • идентификации, отождествления: это не что иное, как; это и есть; это то же самое, что;
  • союзное: будто, точно, как, ровно;
  • указательное: вот это, вот таков;
  • сопоставительное: все равно, что (как);
  • толковательное: это называется/означает/значит.

Значение и использование

Служебное формообразование (связку) можно встретить в узком кругу двусоставных предложений. Она является той частью речи, изъятие которой не меняет смысл и структуру фраз. Однако умелое применение в устной и письменной речи делает поток взаимосвязанных слов плавным, помогает сцеплять одну мысль или идею с другой.

Связки могут употребляться в начале и конце предложений, направляя читателей и раскрывая логику развития мысли. Однако избыточное применение лексем может запутать и отвлечь от главного. Пример использования (в скобках показаны связующие слова, благодаря которым текст не выглядит сухим): «Вечер — (это) время для отдыха, спокойных игр и хобби, (хотя) некоторые люди после 18:00 еще работают, (а) многие общаются с друзьями, домочадцами, готовятся ко сну».

Значение и использование слов связки

Лингвисты любят сопоставлять подобные слова с локтевыми суставами в теле человека. Их работа в здоровом организме незаметна, при этом руки перемещаются плавно и делают необходимые движения. Также и в текстах умело подобранные слова помогут читателю двигаться вперед, логично и точно передадут главную информацию. При этом их никто не заметит, но все оценят.

Формирование предложений

При самостоятельном построении фраз, абзацев и текстов следует руководствоваться логикой и обычной манерой разговора. При малых переходах может потребоваться лишь одно слово (например, однако). Если нужно не только связывать и подводить итоги, но и направлять читателя дальше, тогда следует составить дополнительный абзац со связками.

Используя поворотные слова (наречия, предлоги, союзы в виде букв и местоимения), автор завершает предыдущую тему и переводит рассказ на новую. Лексем, которые выступают в связующей роли, в русском языке более 400. Наиболее распространенные из них:

Формирование предложений

  • добавки: и, также, другой, кроме того, первый, второй, третий, во-первых, или, слишком;
  • для обозначения причинно-следственной связи: поэтому, на счет, в результате чего, таким образом, учитывая;
  • взаимозаменяемые для уточнения: то есть, другими словами, иначе говоря;
  • для сравнения: аналогично, хотя, несмотря, еще, в то время как;
  • одинаковые по смыслу для заключения: наконец, в итоге;
  • для контраста: наоборот, напротив, несмотря, или, в отличие от;
  • для акцентирования: да, нет, без сомнения, действительно, несомненно;
  • для позиционирования в пространстве: выше, вне, напротив, где, неподалеку;
  • иллюстративные: подробно, специально, другими словами, в частности;
  • цели: с учетом этого, поэтому;
  • характеристика: почти, часто, вероятно, обычно;
  • для обозначения времени: наконец, ранее, после, сейчас, немедленно, одновременно;
  • для подведения итогов: в результате, в резюме, обобщая.

Оформление деловых текстов

Понимание того, как связываются слова в предложении, позволяет правильно оформлять квалификационные работы, вести деловую переписку. Композиция официальных писем состоит из вводной, основной и заключительной частей. Все речевые действия автора можно разделить на просьбы, сообщения, подтверждения. Аспектирование каждой просьбы или информационного абзаца позволяет адресату отреагировать так, как ждет от него автор.

В первой части делового письма приводится информация о фактах, которые уже произошли. Во второй части описываются предполагаемые или желаемые события. Весь текст представляет собой последовательность событий, оформленных в виде абзацев.

Оформление деловых текстов

С учетом контекста и речевой ситуации в теле письма можно использовать выражения со связками «в целях», «во избежание». Связать аспекты в нем помогают конструкции:

  • во-первых или прежде всего;
  • во-вторых (затем);
  • в третьих (в заключение);
  • переходя к следующему;
  • учитывая вышеизложенное;
  • в связи с необходимостью вернуться к вопросу.

При работе с текстом квалификационной работы, реферата, курсового проекта также используются глаголы-клише: дать понятие, выработать навыки, раскрыть сущность, разработать, перечислить виды, объяснить назначение.

В качестве связующих речевых конструкций в начале абзацев уместны фразы:

  • в самом деле;
  • в то время как;
  • если мы сопоставим;
  • говоря о;
  • как показано в одной из;
  • начнем с того, что;
  • лучшим примером;
  • отсюда следует;
  • очевидно;
  • особо следует выделить;
  • первоначально.

Употребление подобных слов и словосочетаний в лаконичном стиле позволит создать связный текст и раскрыть главную мысль автора. Реферативное изложение требует выводов, для оформления которых используются конструкции «в целом», «на мой взгляд», «приходится признать, что».

Самостоятельная разминка

Зная, для чего используются слова-связки и как их правильно использовать в предложениях, можно научиться писать грамотные и логически последовательные тексты. Помогут в этом упражнения для самостоятельной работы.

Читайте также:  Как развить связки рук

Задача 1. Определить значение, которое передают связки:

Самостоятельная разминка

  1. Спорт — вот естественный способ снять стресс.
  2. Мой пирог для мужа не то же самое, что пирог свекрови.
  3. Жизнь, будто сладкий сон.
  4. Вот каково это — подхватить простуду.
  5. Расслабиться на водном матрасе — это все равно, что побывать в невесомости.
  6. Он не позвонил в середине дня — значит, обиделся.

Ответы: 1— местоименное, 2 — идентификации, 3 — союзное, 4 — указательное, 5 — сопоставительное, 6 — толковательное.

Задача 2. Используя соединение помощью связок, составить текст на любимую тему.

Например: «Великая стена Слоуна — это сверхскопление галактик, образующих галактическую нить. Она простирается более чем на один миллиард световых лет и является третьей по размерам гигантской структурой во Вселенной. Изучить объект далекого космоса, открытый в 2003 году, землянам мешает расстояние. Однако уже известно, что в составе сверхскопления есть объекты разного возраста. Наблюдение за ним сулит немало открытий. Надежды возлагаются на телескоп „Джеймс Уэбб“, который будет запущен на околоземную орбиту в 2021 году».

Задача 3. Вспомнить и записать известные слова связки указательного, толковательного, местоименного значения. Дополнить список лексемами для аспектирования, уточнения, обозначения времени, контраста.

Связки между подлежащим и сказуемым, а также частями сложных предложений облегчают понимание текста. Их правильное применение позволит обогатить повседневную речь и успешно вести деловую переписку.

Источник

Словесные премудрости: Слова-связки

22.08.2014

22.08.14Мы часто публикуем советы по каким-то техническим трудностям профессии технического писателя. Но не стоит забывать о том, что технический писатель – он всё-таки не только технарь, но и писатель. То есть о писательских навыках, грамматике и стилистике тоже нужно помнить. Сегодня Марсия Рифер Джонссон поделится с нами размышлениями о важности плавного повествования.

Хотите начать лучше разбираться в стилистике технических текстов, изучить множество других вопросов по теории разработки технических текстов и приобрести практические навыки? Всё это Вы получите, освоив курс «Разработка технических текстов и документации».

Что не так с этим отрывком?

Связки делают поток слов плавным. Связки — это слова или фразы, иногда целые абзацы, которые присоединяют одну идею к другой. Обычно (!) связки ставятся в начале предложения или абзаца. Они могут ставиться в середине или в конце. Они направляют своего читателя, раскрывая логику развития мысли. Чрезмерное использование связок может запутать или отвлечь читателей. Избегайте использования связок в каждом предложении. Абзацы – другое дело. Если вы не пишете прямое повествование – это произошло, то случилось – в большинстве абзацев должны быть связки. Думайте о предложениях и абзацах, как частях тела. Они и есть части тела. Телу нужны суставы.

Я бы не сказала, что отрывок плох, но связки не помешали бы. Обратите внимание, насколько плавнее звучит текст.

Связки делают поток слов плавным. Связки — это слова или фразы, иногда целые абзацы, которые присоединяют одну идею к другой. Обычно (!) связки ставятся в начале предложения или абзаца. Хотя они могут ставиться в середине или в конце. Они направляют своего читателя, раскрывая логику развития мысли. Так как чрезмерное использование связок может запутать или отвлечь читателей, избегайте использования связок в каждом предложении. При этом абзацы – другое дело. Если вы не пишете прямое повествование – это произошло, то случилось – в большинстве абзацев должны быть связки. Думайте о предложениях и абзацах, как частях тела, потому что они и есть части тела. А телу нужны суставы.

elbow

Частое использование связок сродни использованию локтевых суставов

Подумайте о своем теле. Что если у вас не было бы локтей? Что делает локоть, в конце концов? Он соединяет плечо и предплечье, что позволяет перемещать руку с места на место. Эта важная связка делает возможным движение – движение настолько скоординированное, так отлично подходящее для каждой задачи, что вы даже не заметите его. Вот вы поглаживаете кошку, которая мурлычет у вас на коленях, вот вы чешете ухо. В то время как вы думаете о других вещах, локти делают плавным любое ваше действие.

Добавьте локти в текст.

Другими словами, используйте связки для соединения различных частей текста, помогая читателю двигаться вперёд. Если вы используете связки мудро – естественно, логично, точно – никто не заметит их. Но все оценят.

Как создать связку

Когда вы создаете свои собственные связки, руководствуйтесь логикой и своей обычной манерой говорить. Для малых переходов, небольших движений мысли, вам, возможно, потребуется только одно слово, например, однако. Для больших переходов вам может понадобиться предложение или абзац, который суммирует, где вы были, и поворачивает туда, куда теперь идёте.

Например, в одном месте в «Дьяволе в Белом городе», Эрик Ларсон использует предложение-связку из 47 слов. Ларсону необходимо всё это предложение, чтобы облегчить читателям переход от сцены в Субботнем Клубе к дальнейшему повествованию [Книгу обещают представить русскоязычному читателю в следующем году].

 transitions_in_writing

Эрик Ларсон создает длинные мастерские связки, чтобы облегчить читателю переход между частями книги. Вы можете не писать бестселлеров, но если однажды вам придётся менять направление повествования, читатели будут вам благодарны за связки.

Ларсон часто использует поворотное слово другой. Его предложение сгибается, как локтевой сустав.

Сколько других слов и фраз (и снова слово другой) могут авторы использовать как поворотные? Много. Ниже вы найдете выборку, 400 штук плюс-минус. Наречия, союзы, предлоги, местоимения. Я заполняла этот список из различных веб-сайтов и по собственному опыту.

Читайте также:  Связка ключей локальные объекты mac

Учитывая все эти переходно-создающие поворотные слова, в том числе учитывая и эти – то почему бы не использовать связки почаще? Используйте их плавно, как используете локти.

Связки. Они создают хорошее тело.

Добавление

снова

также

и

другой

а также

кроме

как

но

одинаково важны

еще более

наконец

первый (второй, третий)

далее

кроме того,

и последнее

наконец

также

кроме того

изначально

более того

следующий

ни

не только

один раз (два, три раза)

другие

аналогично

или

чем

что же

слишком

Причина и следствие

соответственно

в результате

потому

следовательно

по этой причине

учитывая

ввиду

насчет

с

так

таким образом, чтобы

в результате чего

поэтому

таким образом

как результат

Уточнение

другими словами

то есть

для уточнения

для разъяснения

иначе говоря

Сравнение (Сходство)

аналогично

как если бы

тем самым

одинаково

подобным образом

аналогичным образом

тем же образом

так же, как

как

также

аналогично

что же

хотя

в любом случае

по крайней мере

разумеется, что

несмотря

конечно

ещё

чтобы убедиться

в то время как

Заключение

в заключение

наконец

Контраст

ведь

хотя

и еще

другой

в то же время

но

наоборот

хотя

однако

в отличие от этого

несмотря

тем не менее

ни

с одной стороны

напротив

с другой стороны

или

другие

в противном случае

а

в отличие от

в то время как это может быть правдой

ещё

Акцент (усиление)

прежде всего

всеми средствами

конечно

особенно

действительно

на самом деле

нет

конечно

безусловно

повторим

действительно

несомненно

без сомнения

да

Иллюстративные (Примеры)

в качестве иллюстрации

особенно

в том числе

подробно

другими словами

в частности

например

а именно

специально

такие, как

чтобы продемонстрировать

чтобы объяснить

для иллюстрации

Место (пространство)

выше

рядом с

ниже

за

в другом месте

здесь

внутри

неподалеку

соседними

рядом

на

напротив

вне

есть

где

Местоимения, которые явно отсылают к слову, фразе, списку, изображению и т.д.

ее / его / моя / наша / тот / их / это / эти / те / ваш…

он / она / оно / они / мы

Цель

для этой цели

по этой причине

таким образом, чтобы

с этой целью

с учетом этого

поэтому

Характеристика

почти

хотя

всегда

часто

может быть

почти

никогда не

возможно

вероятно

обычно

Итог

в результате

наконец

вкратце

в заключение

короче

в сумме

в резюме

в конце

поэтому

таким образом

обобщая

подводя итоги

в конечном счете

Время

после

после всего

всё время

всегда

другой

как

наконец

в длину

в то же время

до

одновременно

во

ранее

наконец

первый (второй, третий)

следующий

в течение минуты

ранее

как правило

немедленно

в то же время

последний

позже

между тем

никогда не

следующий

сейчас

раз

обычно

редко

иногда

скоро

впоследствии

в тот же час (минуту, день)

затем

на этот раз

начать с

до сих пор

обычно

когда

всякий раз, когда

в то время как

в конечном счете

Источник: Word Wise: Our Transitions, Ourselves

Тэги: качество контента, советы, стиль

Источник

Связки

Связки служат для выражения грамматического значения полнозначных слов или для связи синтаксических элементов. Например: Москва это чудесный город! (это – выступает в роли связки из указательного местоимения).

Основная функция связок сводится к выражению предикативности у сказуемых, лексическое значение которых не содержит признаков времени и наклонения. В результате синтаксического употребления связка используется в составных сказуемых (…стал работать, является студенткой…, …быть учителем… и т.д.) и в безличном предложении (Было весело; Стало хмуро и пр.), где сказуемое выражено словом категории состояния.

Морфологически связки отличаются от всех других служебных частей речи. В качестве связок чаще всего выступают:

  • 1) слово быть;
  • 2) различные вспомогательные глаголы (стать, становиться, являться, находиться, казаться, делаться, бывать и др.);
  • 3) слова, утратившие лексическое значение (это, словно, точно, как, что и т.п.).

Обычно связки распределяются по частям речи, с которыми они соотносятся: быть, стать, становиться, казаться – глагольные связки; это, как, чтоместоименные; точно, словно и т.п. – наречные.

Состав глагольных связок увеличивается в результате грамматикализации семантики глагола, выполняющего функцию связки. Глагольные связки обладают общеграмматическим глагольным значением – наклонение, время, лицо – и употребляются в безличной форме соответствующей синтаксической конструкции: Стало светло и радостно на душе; Ей стало одиноко в далекой деревне; В небе начинает сверкать и грохотать.

Связка бытьнулевая связка) в сочетании с краткими формами имени прилагательного и слов категории состоянии образует аналитические морфологические формы составного сказуемого: Она (была) умна и красива; На улице (было) холодно.

Для составного именного сказуемого, как и для составного глагольного, характерно раздельнооформленное выражение семантического и грамматического значений. Различие этих двух видов составного сказуемого заключается в грамматической семантике признака, содержащегося в основном компоненте: активным или пассивным является данный признак. Основной компонент (именная, или присвязочная, часть) составного именного сказуемого обозначает пассивный признак и в силу этого представлен различными формами имен или категорий слов, по своим свойствам с именами сближающихся. Вспомогательный компонент представляет собой связку – спрягаемую форму неполнозначного глагола.

Назначение связочного компонента – выражение модально- временных, модально-оценочных, градуальных значений и формальной подчиненности сказуемого подлежащему. Эти функции выполняют глаголы-связки быть, стать, становиться, являться, делаться, казаться, считаться, находиться, выглядеть, слыть и пр. Глагол-связка быть является показателем модально-временных значений и в настоящем времени обычно отсутствует: В туманном поле долог путь / И ноша не легка (Д. Кедрин). В этом случае сказуемое квалифицируют как составное именное с нулевой связкой. Градуальная семантика передается именной частью сказуемого, его семантикой: долог, (не) легка.

Другие связки передают модально-оценочное и градуальное значения:

  • 1) значение наличия, существования признака (являться, оставаться, находиться); И вот она в саду моем / Явилась барыш- ней уездной, / С печальной думою в очах, / С французской книгою в руках (А. Пушкин); Дубровин находился в самом тяжелом положении (Е. Боратынский);
  • 2) значение становления, обнаружения признака (становиться, (с)делаться, оказаться); А между тем Варвара Васильевна становилась Токареву опять все милее (В. Вересаев); Лица людей делались нежными и красивыми от этого света (К. Паустовский);
  • 3) значение предполагаемого, кажущегося признака, его оценка с точки зрения говорящего или окружающих (казаться, считаться, выглядеть)•. А в свое время считался первым по губернии хватом… (И. Тургенев); Лица были алы, дорога и рожь казались облитыми кровью, а зелень пырея на межах выглядела еще зеленей и ярче (В. Вересаев). Научная дискуссия
Читайте также:  Как лечить неправильно сросшиеся связки

В настоящее время остается дискуссионным вопрос о связочной функции полнозначных глаголов в сочетании с именем. Глаголы со значением перемещения, положения в пространстве, состояния признаются связками[1] либо трактуются как простые глагольные сказуемые[2] с предикативным определением: Как часто по брегам твоим / Бродил я тихий и туманный, / Заветным умыслом томим! (А. Пушкин); Дед вернулся веселый, как хмельной, хоть вина почти и не пил (К. Паустовский). В таких конструкциях выражается два предикативных признака – активный (полнозначный спрягаемый глагол, не подвергающийся в отличие от связки грамматикализации) и пассивный (именной компонент с предикативным значением): (вернулся) задумчивым (= «мечтательный, погруженный в думы, размышления»), (пришла) усталая (= «испытывающий слабость, упадок сил после продолжительной работы»), (лежит) больной (= «пораженный какой-то болезнью» / «испытывает боль») и т.п. Наличие двух предикативных признаков позволило квалифицировать подобные выражения как двойное сказуемое (А. А. Шахматов) или как вещественное составное сказуемое (А. М. Пешковский). Во многом такие сказуемые являются переходными, поскольку полнозначные глаголы, сочетаясь с именными предикативными формами, сохраняют свое лексическое значение и обозначают конкретное действие. Очевидно, что подобный тип сказуемого так или иначе передает градуальную семантику.

Именная часть составного именного сказуемого представлена категориями слов, выражающих пассивный признак•, формы имен существительных, прилагательных, причастий, а также имен числительных и местоимений. Ср.:

Имя твое – птица в руке, / Имя твое – льдинка на языке (М. Цветаева); Ты светлая звезда таинственного мира (П. Вяземский); А я ведь тоже когда-то живал в Ленинграде. А вот теперь тут сторожем (С. Воронин); Учителя были заводилами в деревенском клубе (В. Астафьев); Седая степь в огне (Д. Кедрин); Была без радостей любовь, / Разлука будет без печали (М. Лермонтов).

Градуальная семантика выражается прежде всего именным компонентом с нулевой связкой[3], который может быть представлен полными формами имен прилагательных и причастий в именительном или творительном падежах. Например: Лицо у пария переменчивое, юркое, глаза цепкие, смышленые, руки суетливые (В. Астафьев) // (лицо) переменчивое – «легко меняющееся, склонное к переменам», юркое – «быстрое, увертливое»; (глаза) цепкие – «крепко хватающие, цепляющиеся», смышленые – «сообразительные, понятливые»; (руки) суетливые – «торопливые и беспорядочные». Градуирование предложения- высказывания происходит в результате интенсификации признака и использования приема градации (лицо… – глаза… – руки…). Или ср.: Дама казалась рассерженной, не выспавшейся и ссорилась с кондуктором (А. Н. Толстой); Лицо Козловского было измученное, – он, видимо, тоже не спал (Л. Толстой). Это продуктивный тип сказуемого с точки зрения выражения градуальности.

В функции именной части с нулевой связкой выступают:

  • 1) краткие формы имен прилагательных (предикативы) и страдательных причастий: Холодны и коротки январские дни, длинны и тоскливы стылые ночи (В. Астафьев); Во мне перемешаны темень и свет… (Д. Кедрин); Фотограф был пристроен на ночь у десятника сплавконторы (В. Астафьев);
  • 2) формы сравнительной и аналитической превосходной степеней качественных имен прилагательных: И коварнее северной ночи, / И хмельней золотого аи, / И любови цыганской короче / Были страшные ласки твои… (А. Блок); Взгляни на звезды: между них / Милее всех одна! (Е. Баратынский);
  • 3) качественные словосочетания: Татьяна Борисовна весьма замечательная женщина (И. Тургенев); Она очень живой человек и дельный (В. Вересаев); На два года моложе меня была (В. Распутин). В этом случае слово, обозначающее предикативный признак, не обладает семантической достаточностью для его представления (человек, мужчина, женщина, вещь, дело и т.п.) и требует дополнительного признакового компонента, передающего значение меры, степени, величины: замечательная (женщина), живой и дельный (человек), на два года моложе и пр.

Составное именное сказуемое с градуальной семантикой может быть и осложненным, при этом осложнение происходит за счет вспомогательного компонента, который приобретает дополнительное фазовое или модальное значение, а глагол-связка употребляется в инфинитиве:

Я бы мог быть счастливым (К. Рылеев); Слушая Сергея Митрофановича, человек переставал быть одиноким (В. Астафьев); Так вот, ведь вы именно и доказываете, что педагогом может быть только одаренный человек (В. Вересаев); …вы хотите быть добрым, благодетельным деспотом… (Н. Чернышевский).

В результате квантификации градуируются предложения, в которых составное именное сказуемое включает в свой состав местоимения и имена числительные:

Каков привет, таков и ответ (поел.); Худо было то, что я стоял первый, а Веня за мной (Д. Гранин); Ходит лисонька у ручья, / Еле-еле звучит ручей. / Только лисонька та – ничья, / И убор ее рыжий ничей (П. Коган).

Малопродуктивными, синкретичными с точки зрения семантики являются предложения, где в роли именного компонента выступают не именные, а функционально близкие к именам неизменяемые формы – наречие и инфинитивбез связки и со связкой: Два месяца в небе, два сердца в груди, / Орел позади и звезда впереди (Д. Кедрин); Как некстати было это воспоминание (А. Чехов); Жизнь прожить – не поле перейти (поел.). Подобные формы в силу своей неизменности лишены материальных показателей связи с подлежащим и со связкой. Такая группа слов является непродуктивной, поскольку функция именной части для них нетипична.

Источник