Блоки в голосовых связках
Содержание статьи
Легче говорить: три упражнения, чтобы снять голосовые зажимы
Мне не нравится мой голос. Он глухой, низкий и невыразительный. Я говорю, а меня не слушают. Знакомая картина? Чтобы снять голосовые зажимы, полюбить и принять свой голос, попробуйте три упражнения. После них вам станет легче говорить.
Голос открывает вас миру. Не только ваши мысли, но и то, что вы чувствуете и иногда не хотели бы показать. По нему о вас судят окружающие, и он во многом определяет их отношение к вам.
Эта тема возникла неожиданно. Как-то однажды на тренинге мы получили задание: прочесть одну и ту же фразу с разными интонациями. Ведь богатым считается именно голос со щедрой мелодикой, позволяющий себе легко взлетать и падать, играть оттенками. Интонации были написаны для каждого на листочках, фраза на доске гласила: «Какой сегодня день. Не то слово». Интрига была в том, чтобы угадать интонацию.
И вот одна из нас начинает: «Какой сегодня день», а остальные догадываются — ирония? ехидство? Не угадали. Это звучала интонация радости в исполнении автора. Другая девушка читает: «Какой сегодня день. Не то слово» — и мы спрашиваем у нее: грусть? тревога? Снова не угадали — фраза читалась с интонацией удивления.
Обнаружилась странная вещь: в голосе у каждой из нас прозвучала та базовая жизненная интонация, тот голос души, который мы сами даже не осознаем. У кого-то в речи всегда есть нотки жалобы, чей-то голос звучит вопросительно, а кто-то, наоборот, одним звуком своего голоса может успокоить и вернуть надежду.
Вот так. Мы произносим слова, чтобы что-то сообщить, а оказывается, сама мелодика речи уже все сказала за нас. Музыка, скрывающаяся за словами. И если словами мы говорим одно, а интонацией — другое, поверят не словам, а ей.
Почему нас не слушают?
Осознаем ли мы, как наш голос звучит со стороны? Похоже, иногда он живет своей жизнью. Не слушается. У каждой из нас оказались к нему (и к себе самим) вопросы: «Как снять зажимы, когда ведешь тренинг по логистике, а голос садится?», «Не умею его контролировать — как только вижу мужчину, начинаю тараторить». «Что делать с плоским и монотонным голосом переводчику?» «Меня не слушают, да мне и самой не нравится, что я говорю»…
Я спросила об этом психолога Валерию Агинскую. Она решила ответить вопросом на вопрос: «А знаете ли вы, какой процент в общении приходится на то, что мы рассказываем о себе словами?» По статистике — всего 7%. Иными словами, нас понимают только на 7% из той информации, которую мы предоставляем с помощью слов. Намного больше — на 35% — за нас говорит интонация, ритм речи, сбивчивость дыхания. Именно то, что мы, тщательно подбирая слова, практически не контролируем и что выдает наши эмоции и вообще отношение к жизни.
Это значит, что само звучание голоса решает очень многое. Оттого-то и встречаются люди, которых «не слышат», «не слушают». Тон их голоса сообщил о том, что человек не уверен, боится — или ему в глубине души давно неинтересно то, о чем говорят. Даже в простом «здравствуйте» можно расслышать скрытую агрессию или обещание скандала или искреннюю радость и оптимизм.
Почему мне не нравится мой голос?
Многим не нравится собственный голос, особенно в записи. А знаете почему? Мы не слышим себя так, как мы звучим для других. Мы слышим себя «изнутри собственного тела» со всеми его резонаторами. И еще потому что мы не принимаем самого себя. Нам не нравится в собственном голосе его скованность, зажатость — и правильно не нравится! Это значит, что мы не хотим быть зажатыми и скованными. Но сам голос как пленник — если дать ему свободно лететь, если услышать его без зажимов, он у каждого прекрасен. Глубокий как виолончель, нежный как кларнет, летящий как скрипка.
Многие хотят что-то в голосе изменить: сделать более высоким, тонким, женственным. Но работать надо в первую очередь над тем, чтобы ваш природный голос звучал свободно и наполненно, свободно поднимался вверх и спускался, если надо, вниз до каких-то своих бархатных ноток. Голос может казаться вам глухим, плоским, невыразительным и при этом объективно по тону он высокий, выше первой октавы.
Даже хорошо написанный текст потеряется, станет скучным, если читать его неуверенно или монотонно
Но голос настолько уникален, что в течение жизни он остается таким, каким он нам дан природой. Как в «12 стульях» Ильфа и Петрова: «Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности: могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка, может нагрянуть тучность, может одолеть крайняя худоба, но голос у нее не изменится. Он останется таким же, каким был у нее гимназисткой, невестой или любовницей молодого повесы».
«Если подойти к роялю, можно найти свою ноту — именно ту, на которой звучите вы. Вот такая у каждого своя музыка, — говорит Валерия Агинская. — Она ваша, и ее надо принять и полюбить. А дальше будем работать над «спасением», освобождением своего голоса. Тембр голоса ваш, и он останется с вами, он дан вам так же, как и ваше уникальное тело, а вот подарить голосу звонкость, глубину, певучесть вполне возможно».
Что сообщает о нас голос? Как легче говорить?
1. Интонация. Здесь нужно сознательно себя контролировать. Если вам предстоит говорить на публике — обязательно продумайте, с какой интонацией вы будете произносить слова. Даже хорошо написанный текст потеряется, станет скучным, если читать его неуверенно или монотонно. Иногда разумные идеи и предложения могут отклонить и начать с вами спорить, потому что вы подали их с интонацией всезнайки, приказным и требовательным тоном.
Как изменить присущую вам базовую интонацию, которая выдает ваши эмоции? Станьте немного актером, попробуйте сначала произносить какие-то фразы как ваша любимая актриса или тот, кем вы восхищаетесь. Сначала это будет непривычно, а потом, если это действительно «ваше», станет частью вашего образа. Это не произойдет сразу, на это потребуется тренировка.
2. Темп и ритм. Кто-то делает долгие паузы, речь может быть торопливой и сбивчивой, а может звучать размеренно и монотонно.
Что такое темп речи? Это отражение нашего отношения к жизни, того, как мы торопимся жить. А ритм — ну что ж, если он сбивчивый, получается, мы и сами живем не по плану, нас несет ее поток. Такую информацию о нас может считать любой, кто услышит торопливую и сбивчивую скороговорку. Наверное, этого достаточно для того, чтобы вы захотели звучать немного иначе.
Для начала попробуйте прочесть какой-нибудь текст по слогам и нараспев, чтобы замедлить свой бег, приучить себя говорить спокойно. А потом — подумайте, ритм ведь есть у всего живого! Наша речь ритмична, как ритмична музыка. Ритм передает энергию, биение жизни. Он может немного замедляться, он может ускоряться, но он должен быть живым.
3. Дикция и артикуляция. Очень многие из нас проглатывают звуки и не считают, что это важно. Кто бы подумал, что наша дикция может оказаться важнее того, что мы знаем и говорим? Отчетливая речь характеризует уверенного в себе человека — вспомните, как говорила Гермиона Грейнджер в «Гарри Поттере». Такого человека всегда слушают, даже если он будет говорить шепотом.
4. Громкость и высота. Некоторые люди боятся говорить громко или искусственно завышают свой голос. Здесь один совет: позвольте себе быть заметным! Позвольте своему голосу «дотянуться» до самого дальнего угла комнаты, переговаривайтесь с домашними, находясь в разных комнатах. Поверьте в то, что вы произносите важные вещи и все хотят их услышать.
Позвольте себе быть заметным
Но прежде надо понять, что говорим мы не голосовыми связками. Представьте тот поток воздуха, который несет к голосовым связкам наше «мышиное дыхание», если мы дышим быстро и часто, как мышка. Или если мы сжимаемся и делаем паузу на выдохе.
Говорит все наше тело, свободное, прочно стоящее на земле обеими ногами. Его легкость передается с потоком воздуха нашим легким, а они несут этот поток к гортани, и он так же свободно и плавно течет, облекаясь в звуки вашей речи. Легкий вдох — и снова слова, те, которые вы вольны произнести, с полной свободой и уверенностью. Тогда и речь звучит как музыка, которую хочется слушать.
Громкий и звучный голос — это признак нашей животной силы, здоровья, он убеждает. Глухой, сдавленный, прерывистый голос скован мышечными зажимами, о которых мы и поговорим. Что сдерживает нас от того, чтобы проявить себя?
Как снять голосовые зажимы
Зажим № 1.Сжатые челюсти. Он возникает от стремления не закричать от гнева, скрыть эмоцию. Хранить проблемы в себе. Чтобы сдержать гнев или боль, мы стискиваем челюсти. Чтобы снять такой зажим, нужно расслабить мышцы челюсти. Можно двигать ее своей рукой вверх-вниз, можно открывать, а закрывая, оказывать сопротивление рукой, — чтобы она преодолевала это сопротивление с усилием. Потом попробуйте опустить свою челюсть рукой вниз и произносить в таком положении звуки «а-о-у». Послушайте, как свободно они теперь звучат.
Зажим № 2.Сдавленная гортань. Когда мы хотим подавить плач, у нас сжимает горло. Что нужно с этим делать? Разжать гортань, расправить даже мысленно этот мышечный ком. Лучшее упражнение для этого — просто зевать, громко, долго и протяжно, не стесняясь. Тогда уйдет сдавленность, покашливание и першение в горле.
И кстати, те из нас, кто говорит в нос, делают это тоже по причине сжатости гортани. У них напряжен корень языка, сжата гортань, и потому звук выходит через нос. Еще одно упражнение для того, чтобы расслабить гортань, — смех. Но не простой.
Однажды на занятии кундалини-йогой нам дали такое задание: смеяться ровно 10 минут. Как засмеяться по заказу в поздний час, ни над чем, и при этом не выглядеть глупо перед другими «йогами»? Мы скромно и слегка фальшиво захихикали. Это оказалось заразительным, и мало-помалу смех стал общим, к хору добавлялись все новые солисты. У многих уже текли слезы, и не хотелось останавливаться… Вот такой «смех по заказу» снимает зажимы гортани.
Зажим № 3.Губы. Зажим возникает от нашей привычки «улыбаться из вежливости». От такой притворной улыбки голос приобретает натянутость, кукольную сладость и кажется сдавленным и плоским. А слушать его неприятно потому, что мы незаметно для себя «проговариваем» вместе с говорящим его слова, повторяя его артикуляцию, так же, как он напрягая гортань или сжимая губы.
Не зря Фридрих Ницше сказал: «Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, — короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами, страстность, скрывающаяся за музыкой, личность, скрывающаяся за страстностью: то есть все то, что не может быть написано…»
Текст:Мария МалыгинаИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
Источник
Узелки голосовых складок (Узелки певцов, Узелки учителей, Узелковый ларингит, Узелковый хордит, Фиброзный хордит)
Узелки голосовых складок — это патология, сопровождающаяся образованием соединительнотканных бугорков на голосовых связках гортани. Клинически характеризуется повышенной утомляемостью, снижением силы и хриплостью голоса, чувством жжения в горле, редким сухим или малопродуктивным кашлем. Диагностика основывается на сопоставлении жалоб пациента, особенностей его профессии, результатов контрольных лабораторных исследований, непрямой ларингоскопии и эндоларингостробоскопии, реже — МРТ тканей шеи. Лечение включает медикаментозную терапию и физиотерапию, при необходимости осуществляется оперативное удаление образований.
Общие сведения
Узелки голосовых складок (узелковый ларингит, «певческие узелки») являются сравнительно распространенной патологией, относящейся к группе профессиональных заболеваний. Согласно статистическим данным, распространенность среди людей, использующих голос как основной рабочий инструмент, находится в пределах от 12 до 35%. В общей популяции заболеваемость составляет не более 3-5%. Чаще всего патологическое состояние выявляется у лиц работоспособного возраста — от 25 до 50 лет, имеющих стаж работы более 5-10 лет. У детей и подростков практически не встречается. У представительниц женского пола болезнь диагностируется в 1,2-1,7 раз чаще, чем у мужчин.
Узелки голосовых складок
Причины
Основная причина заболевания - острая или хроническая перегрузка голосового аппарата. Формирование узелков зачастую обусловлено регулярным, продолжительным (на протяжении нескольких лет) перенапряжением голосовых складок. Подобные изменения наблюдаются у людей, использующих при фонации так называемую «твердую атаку» или форсированную манеру голосообразования. «Певческие узелки» считаются типичным заболеванием представителей голосоречевых профессий: певцов, актеров, учителей и преподавателей, лекторов, гидов, экскурсоводов, строителей, военных. В этиологии узелков голосовых складок также выделяют способствующие факторы, к которым относятся:
- Хроническое психоэмоциональное перенапряжение. Частые стрессы и эмоциональные перегрузки приводят к нарушению работы вегетативной нервной системы, что впоследствии становится причиной напряжения регионарной мускулатуры и дистонии голосовых складок.
- Вредные привычки. Несоблюдение гигиены голоса в виде частого употребления табачных изделий и алкоголя усугубляет негативное влияние голосового перенапряжения и ускоряет процесс формирования узелков.
- Патологии носоглотки. Хронические гаймориты, фронтиты, риниты и другие патологии, сопровождающиеся синдромом постназального затека, поддерживают вялотекущий воспалительный процесс в слизистых оболочках голосовых складках, делая их более восприимчивыми к перенагрузкам.
- Неблагоприятные экологические условия. Длительное пребывание или работа в условиях повышенной сухости, запыленности вдыхаемого воздуха, высоких температур, их резких перепадов снижает тонус голосовых складок, потенцируя негативные эффекты от усиленной работы голосообразующего аппарата.
Патогенез
Гистологически узелки, формирующиеся на связках, представлены разрастанием соединительной ткани. В основе патогенеза лежит нарушение кровоснабжения регионарных тканей, обусловленное двумя основными факторами — дисфункцией автономной нервной системы и чрезмерной нагрузкой на структуры голосообразующего аппарата, которые могут запускать патологический процесс как вместе, так и по отдельности. Изначально повышается проницаемость региональных сосудов микроциркуляторного русла. В результате через стенки артериол, венул и капилляров выходит жидкая часть плазмы крови, а за ней — белки. Последние подвергаются свертыванию и уплотнению с образованием гомогенных включений, размещающихся в строме голосовых складок.
Второй механизм формирования узелков этой локализации основывается на локальном воспалительном процессе, запущенном длительной деформацией голосовых связок. При фонации они приобретают выпуклую форму, вследствие чего относительно долго тесно прилегают одна к другой. Это, в сочетании с дальнейшей голосовой нагрузкой, провоцирует двухстороннее ограниченное воспаление и гиперплазию соединительной ткани, которая очень чувствительна к механическому и воспалительному воздействию. Постепенно патологические разрастания подвергаются организации и образуют «певчие узелки».
Классификация
На основе этиологии, морфологических изменений и отличий при функциональных пробах узелки голосовых складок принято разделять на две большие группы. Практическое значение такого деления заключается в более гибком подборе предварительной программы лечения, обоснованном решении вопроса о целесообразности оперативного вмешательства. Выделяют следующие виды узелков:
- Отечные или «мягкие». Обусловлены резким напряжением голосовых складок при их сопутствующем поражении — ОРВИ, острых ларингитах. Морфологически представляют собой стекловидный отек или ограниченное выпячивание на фоне разрыхленной слизистой оболочки в узелковой зоне — на пересечении передней и средней 1/3 складки.
- Фиброзно-гиалиновые или «твердые». Формируются при постоянном, длительном голосовом перенапряжении и при продолжении чрезмерного использования голоса на фоне «мягких» узелков. Имеют округлую или коническую форму, диаметр зависит от давности появления, варьируется от точечного уплотнения до 3-5 мм.
Симптомы
Ранним клиническим проявлением патологии считается фонастения, включающая в себя быструю утомляемость голоса, першение, щекотание и жжение. Отмечается чувство тяжести, сдавливания, умеренная боль в горле, которая усиливается в конце рабочего дня. В дебюте заболевания может возникать как сухость слизистых оболочек, так и избыточная продукция слизи, провоцирующая редкий кашель. У большинства больных наблюдаются парестезии в области шеи, описываемые как «ползание мурашек» или «покалывание». Несмотря на большое количество жалоб и их четкое описание, изменения фонации, даже среди лиц, профессионально использующих голос, на этом этапе развития патологии не встречаются.
Со временем к вышеупомянутым симптомам присоединяется охриплость или осиплость. Раньше всего деформация голоса проявляется при фонации тихих звуков. Певцы отмечают нарушение голосообразования при фонации пиано. Далее возникают дефекты при воспроизведении любых звуков. Больные могут жаловаться на чувство «расщепления голоса» и появление дополнительных вибрационных звуков. Громкая речь требует значительного напряжения голосообразующего аппарата и зачастую не достигает прежнего уровня. У профессионалов охриплость возникает не всегда, их жалобы основываются преимущественно на затруднении интонирования высоких нот и тремолирования, «снижении качества голоса».
Диагностика
Постановка диагноза не представляет затруднений для опытного врача-отоларинголога. Врач руководствуется жалобами пациента, результатами его опроса, физикальных и инструментальных методов исследования. Лабораторные тесты при этой патологии малоинформативны, используются только с целью дифференциальной диагностики. Диагностическая программа при подозрении на узелки голосовых складок включает:
- Сбор анамнеза. После детализации жалоб врач уточняет особенности профессии или образа жизни больного, в первую очередь — наличие повышенной нагрузки на голосообразующий аппарат, неблагоприятных внешних факторов. Имеют значение недавно перенесенные острые ЛОР-заболевания, хронический ларингит.
- Осмотр гортани. При ларингоскопии — визуальном осмотре гортани и голосовых складок выявляется слабо выраженная гиперемия регионарной слизистой оболочки, патологические образования в «узелковой области», детальная характеристика которых зависит от гистологической формы.
- Стробоскопия. При «мягких» узелках во время стробоскопии отмечаются синхронные среднеамплитудные колебания голосовых связок с сохранением вертикального и горизонтального компонентов, позитивный симптом «смещения» слизистой оболочки. При воспроизведении «mezzo-voce» обнаруживается деформация голосовой щели по типу «песочных часов». Аналогичные изменения возникают на начальной стадии развития «твердых» узелков. В дальнейшем формируется асинхронность колебаний, укорочение вертикального компонента, «торможение» слизистой волны. Деформация «песочных часов» наблюдается при фонации «forte».
- Томография. МРТ мягких тканей шеи показана при невозможности провести полноценную дифференциальную диагностику между узелками голосовых складок и другими патологиями, в том числе — скоплением слизистых выделений на связках, небольшими папилломами, полипами, кистами или злокачественными новообразованиями.
Лечение узелков голосовых складок
Терапевтическая тактика во многом зависит от этиологии, степени выраженности заболевания и требований к голосовым характеристикам, которые предъявляет сам пациент или условия его труда. Больные, профессионально использующие голос, даже при наличии прямых показаний к хирургическому лечению, нередко отказываются от операции. При «певчих узелках» могут применяться следующие средства и методы:
- Медикаментозная терапия. Комбинации фармацевтических средств подбираются индивидуально. В зависимости от ситуации могут использоваться антигистаминные препараты, НПВС, витаминные комплексы. Проводятся инстилляции масел, суспензий кортикостероидов.
- Оперативное лечение. Осуществляется при выраженном разрастании узелков, невозможности пациента выполнять свои профессиональные обязанности. Суть операции заключается в иссечении патологических образований под эндоскопическим контролем с применением местной анестезии или наркоза.
- Физиотерапевтические процедуры. Улучшения голосовой функции позволяет добиться магнитотерапия, электрофорез на область гортани с калий йодидом и хлоридом калия. Рекомендованы гидропроцедуры в виде хвойных ванн, полоскания с настоем ромашки и шалфея, ингаляции с цинком, танином.
Прогноз и профилактика
Прогноз при узелках голосовых связок основывается на их этиологии, эффективности проведенного лечения и требованиях, предъявляемых к голосу пациента. Критериями эффективности терапии являются субъективные ощущения больного, а не наличие узелков на поверхности голосовых складок. Зачастую удается купировать симптомы заболевания, но при хроническом течении полное восстановление голосовых качеств возможно не всегда.
Специфической профилактики не существует. Неспецифические превентивные мероприятия подразумевают отказ от табакокурения, использование респираторов при работе с вредными летучими веществами, нормализацию голосовой нагрузки в течение рабочего дня и полноценный отдых по его окончанию, современное лечение острых и затяжных ЛОР-патологий, минимизацию психоэмоциональных перенапряжений.
Источник