Что значит говорить на связках

Управляем голосом или правильный посыл

Продолжаю маленькими порциями выдавать то, что знаю про скрытые резервы каждого человека.

Часто сталкиваюсь с тем, что люди не умеют управлять голосом. Даже те, кто публично выступает. Выглядит это со стороны довольно уныло: человек со сцены (из-за круглого стола переговоров, в совещательной комнате, в классе) в лучшем случае говорит кому-то одному, близкосидящему, либо вообще в никуда. От этого всем остальным становится неуютно. Они чувствуют себя лишними.

Мало того, говорящий может реально напрягаться, даже почти кричать, а все равно сзади его могут не услышать. От чего это происходит?

Как правило, из-за неумения банально управлять своими связками и глоткой (гусары!) Есть 2 типичные ошибки:

1. Стараясь сказать громко, чтобы все услышали, человек сильно напрягает связки. А что такое связки? Правильно, мышцы, которые буквально сжимают горло! Чтож мы имеем? Сильное напряжение легких, глотки, рта и… сдавленный, визгливый голос. Красиво, правда?

2. Человек старается говорить громко, но все равно посылает звук себе под нос! Как будто надо оглушить какого-то рядомсидящего слушателя. И всем как-то неловко.

Что же с этим можно сделать?

Чтобы избавиться от первой ошибки, необходимо научиться говорить расслабленным горлом. Этому учат всех без исключения певцов и актеров. И не случайно: наиболее громкий, сильный, стабильный и не срывающийся голос получается как раз таким образом.

В качестве упражнения рекомендую: попробуйте поговорить или попеть низким голосом, постепенно его понижая пока можете. Низкий голос — это максимальный резонатор, т.е. все легкие должны быть «распущены» (расслаблены и наполнены), горло расслаблено. Тренируйтесь хотя бы раз в день. Это, кстати, ещё и неплохая тренировка на увеличение объема легких

Дополнительно попробуйте максимально быстро выдохнуть полные легкие воздуха, но при этом издавая звук. Это получится только при незажатых связках. Почувствуйте это состояние.

Ну и наконец закрепите его в подсознании: потренируйтесь говорить (петь, хотя бы один звук А или О) максимально громко, но не «задирая» голос до фальцета (очень высокий, пищащий), при этом сохраняя связки расслабленными. (Лучше в гордом одиночестве, в машине или в душе)

Вы должны почувствовать: резонирующие легкие, большой расход воздуха, «звенящую» голову (шея, небо или макушка в зависимости от высоты звука, можно поэкспериментировать) и реально громкий голос.

Реплика в сторону: У нас был прекрасный преподаватель в театре: Миша Фиглев. Он обладал совершенно чумовым, громким басом. Обычно он говорил мягко, вкратчиво, но если кто-то его доставал, ему достаточно было просто сказать «ТАК!»… Люди замолкали, стекла звенели (кстати, если есть где потренироваться с деревянными окнами — тоже хороший критерий), птицы падали замертво.

Он практически никогда не ругался: не нужно было.

Ну а что делать со второй напастью? Тут все довольно просто: вся штука в гласных. Не секрет, что гласные служат разделителем для согласных. На бумаге можно поудалять часть гласных и при этом можно догадаться, что же написано. Т.е. смысл несут больше согласные. Но слышим мы их благодаря гласным. Так вот, чтобы направить звук дальше, на задние ряды, к дальним слушателям, надо всего навсего больше растягивать гласные. Вспомните, когда вы зовете кого-то в лесу? Это происходит автоматически. И чем дольше тянем гласные, тем «дальше» мы стараемся запулить звук. Можно представить себе параболу, которую описал бы предмет, вылетевший изо рта. Он должен «упасть» на последний ряд. Что это будет за предмет — пусть ваша фантазия и человеколюбие вам подскажут.

Осталось совместить 2 умения: не зажимать связки и чуть больше, чем в обычном, «коротком» разговоре, тянуть гласные. Не бойтесь, что это может показаться смешным. Не кажется (если слишком не утрировать), зато с лихвой компенсируется благодарностью задних рядов, коих большинство.

И тогда вам не придётся пересказывать по 2-3 раза и разговор будет увереннее и спокойнее. (Кажется, про то, что не надо торопиться, я уже рассказывал 🙂

Удачи!

Источник

Опасная потеря голоса. Возможные причины и лечение связок

Проблемы с голосовыми связками часто встречаются у людей, чья профессия напрямую связана с общением. Чтобы сохранить голос, необходимо придерживаться простых правил, а при нарушениях важно своевременно обращаться к специалисту.

В силу своей профессиональной деятельности педагоги и дикторы сильно зависят от возможностей своего голосового аппарата. Он целиком и полностью отвечает за их работоспособность. Важно понимать, что от того, насколько правильно и умело человек пользуется своим голосом, будет зависеть здоровье его голосовых связок и отсутствие форс-мажоров в профессиональной деятельности.

У человека, профессия которого напрямую связана с общением, голосовой аппарат обязательно должен быть устойчивым к звучным, динамичным и достаточно интенсивным нагрузкам. Если не овладеть этими качествами, пренебрегать обучением, тренировками и закаливанием — будет повышаться утомляемость связок и снижаться работоспособность.

Как потерять голос знает каждый, а вот как сохранить или вернуть его звучание в случае утраты — это вопросы более сложные.

Нарушения голоса из-за профессиональных болезней

Голосовые нарушения — это распространенная проблема, которая встречается среди воспитателей, педагогов, тренеров, работающих с детьми, а также дикторов и других людей, работа которых связана с общением. Если рассмотреть этот вопрос с научной точки зрения, проблемы с голосом можно квалифицировать следующим образом: изменение тембра, нарушения резонансного звучания, громкости или высоты тональности.

Читайте также:  Болит наружная связка колена болит

Проблемы голосового аппарата являются сложными и требуют особого внимания специалистов. Чтобы поставить четкий диагноз, провести лечение и реабилитацию, нужны время, знания и терпение. Как показывает практика, большинство из функциональных нарушений — это приобретенные проблемы, которые связаны с родом профессиональной деятельности человека.

Чаще всего встречаются: фонастения, хронические дисфонии, ларингит, узелки певца (т.е. образования, которые появляются на голосовых складках человека, сильно напрягающего свой голос) или кровоизлияние.

В зависимости от того, насколько тяжелая и запущенная ситуация, можно выделить несколько групп профзаболеваний.

В первую группу входят расстройства, не представляющие собой видимых смещений гортани. Они проявляются исключительно неприятными ощущениями, а также субъективным восприятием действительности. В медицине эти проблемы называются фонастения.

Эти нарушение могут перейти в более острую фазу. Тогда они характеризуется неприятным и дискомфортным ощущением, низким качеством звучания голоса и плохим смыканием голосовых связок, что приводит к их вялости и недостаточному приливу крови к поверхности. В медицине чаще всего это называется «катар усталости».

К третьей группе относятся заболевания, влекущие за собой серьезные изменения голосового аппарата. Сюда входят узелки певцов, доброкачественные и злокачественные образования на голосовых складках, отслоения оболочки и даже кровоизлияния.

Если для людей, которые уже попали в третью группу необходимо срочное обращение к врачу и серьезное, длительное лечение, то в первых двух случаях вполне возможно справиться с проблемой голосовой функции своими силами.

Для решения проблемы разработано много препаратов, которые смогут вернуть голос и избавиться от неприятных последствий, одним из которых является «Гомеовокс». Это средство разработано специально для эффективной борьбы с хроническими ларингитами, осиплостью, хрипотой, потерей эластичности и усталостью голосовых связок. Препарат уникален тем, что начинает эффективно работать с первых дней приема, а также действует как при остром, так и при хроническом состоянии.

Кому чаще всего необходимо лечение воспаления голосовых связок

Для того чтобы приступить к непосредственному лечению, изначально нужно определить группу риска, в которой находится человек. После этого обязательно продиагностировать, в каком состоянии находится его голосовой аппарат, и какая идет на него нагрузка. Только после этого провести анализ полученных показателей и проведенных исследований.

По данным статистики, из 100 исследуемых педагогов у 61 наблюдаются проблемы с голосовым аппаратом. У них чаще, чем у других, возникают острые респираторные болезни, инфекционные процессы в гортани и воспаление голосовых связок. Также педагоги, которые имеют определенные болезни нервной системы или патологии дыхательной системы, находятся в особой группе риска.

В той же категории исследуемых педагогов были определены и другие нарушения. У 20% присутствовал хронический насморк, першение в горле — у 10%, трудное дыхание носом — у 9%. Также у 7% была отмечена невозможность плавно переходить на тон выше. При этом чаще всего голос либо резко повышается до шепота, либо резко срывается на крик.

Из этого можно сделать вывод, что педагоги — люди в группе риска и им необходимо проводить профилактику относительно нарушений работы голосового аппарата.

Фото: Shutterstock.com

Гигиена голосового аппарата и упражнения для голоса

Голос нужно беречь всем, а людям, чья профессия непосредственно связана с его качеством, стоит позаботиться о специальной гигиене. Ни в коем случае нельзя переохлаждать организм. В холодное время года не рекомендуется разговаривать на улице или ходить с открытым горлом. После того как связки разогреются, а это бывает после пения или длительной декламации, не следует сразу выходить на мороз. Например, после уроков вокала нужно дать связкам отдохнуть минимум 15-20 минут. Категорически запрещено кричать, шептать или петь на морозе. Также важно стараться свести к минимуму риск респираторных заболеваний, не посещать места скопления людей во время сезонных простуд и гриппа.

Специалисты рекомендуют вести активный образ жизни, соблюдать правильный режим сна и не пренебрегать закаливанием. Эти моменты очень важны для организма. Если голос перетрудился или вы почувствуете, что немного приболели — главное больше молчать, и не напрягать связки.

Распевки — также важный момент для всех людей, чья работа напрямую зависит от голоса. Распевки для вокала призваны разогреть связки, а также настроить и помочь сконцентрироваться на работе. Но их нужно делать правильно.

Распевка для голоса — это своего рода разминка, которую преподаватели, дикторы и ораторы должны делать ежедневно. Именно упражнения для голоса и тренировка дикции позволяют уберечь связки от перегрузок. Форсирование звуков точно недопустимо. Не нужно брать высокие ноты самостоятельно, если вы не занимаетесь с педагогом.

Также к общим рекомендациям относятся оптимальная влажность воздуха в помещении, где вы живете и работаете. Сухой воздух — главный враг голосовых связок, и с ним нужно бороться. Разнообразные увлажнители помогут быстро решить эту проблему.

Восстановление севшего голоса

Нагрузки на голос должны быть посильными для человека. Никогда не начинайте работать сразу после сна. Пока организм не проснулся, а это примерно 2-3 часа после подъема, голос не имеет нужной силы и будет звучать тихо и сипло. Дайте организму настроиться на работу, не забудьте про распевки для разогрева связок.

Увеличивайте нагрузки на голос постепенно. Сначала одного часа интенсивных занятий будет достаточно. В дальнешем нагрузка может постепенно возрастать, но голосовой аппарат ни в коем случае не нужно перенапрягать.

Правильным также должно быть и питание. Перед работой ни в коем случае нельзя употреблять в пищу мороженое, семечки, шоколад, газированные напитки. В рационе обязательно должны быть белковые продукты, а также продукты насыщенные витаминами группы В. Лучше всего, если последний прием пищи перед работой будет примерно за два или три часа — это позволит не ощущать дискомфорта.

Читайте также:  Надрыв связок на ноге чем лечить

В случае повышенной нагрузки на голосовые связки, рекомендуется использовать специальные препараты, которые помогут справиться с малейшими признаками хрипоты, устранят основные причины потери голоса, такие как ларингиты, воспаление гортани, помогут лечить осипший голос и будут эффективны в случае перенапряжения голосовых связок. Таким, например, может быть Гомеовокс. Врачи и пациенты отмечают улучшение качества голоса (звучность, звонкость) уже в первые дни приема данного препарата.

Подведя итоги, отметим, что все специалисты, чья работа непосредственно связана с использованием голоса, должны следить за своим главным инструментом. Нужно избегать волнения и стрессовых ситуаций, не пренебрегать дыхательной гимнастикой для вокала и распевкой, отказаться от алкоголя и курения, исключить газированные напитки и еду, раздражающую горло. Эти простые советы помогут оставаться здоровым и быть всегда на вершине ораторского искусства.

Источник

Как поставить голос самостоятельно в домашних условиях

Не нравится свой голос на записи?

Close

В этой серии уроков предлагаю разобраться с тем, что же такое постановка голоса. Давайте подробно изучим, как рождается голос, и что делать для улучшения техники речи. Главное, запомните, что голос — это мышцы; работать над ним важно каждый день. Начнем с основ: дыхание, дикция и резонаторы.

Что значит поставить голос

Это значит научиться поддерживать звук дыханием и направлять в резонаторы.

Воздушная полость в музыкальных инструментах делает звук ярче и насыщеннее. Человек тоже имеет такие полости: нос, грудь и голова. Все это называется резонаторы.

Звуки речи формируются следующим образом. На выдохе поток воздуха проходит через ротовую и носовую полости, и в результате появляется звук.

Ниже расскажу, почему для работы над техникой речи важно заниматься постановкой дыхания.

Раскрыть тембр своего голоса может каждый человек. Секрет в том, чтобы научиться правильно дышать.

Голос легко сорвать, когда воздуха не хватает. Смысл речи при этом теряется, возникает дискомфорт. Слиш­ком большой запас воздуха в легких также мешает говорить. При неравномерном дыхании произнести фразу до конца не получается. Слова приходится из себя «выжимать» из последних сил.

Начните сознательно работать над дыханием. Следите за тем, чтобы воздуха было достаточно, распределяйте его равномерно между двумя вдохами.

Вот три основных момента в процессе дыхания: вдох, выдох и пауза.

В речи важно сократить время вдоха и паузу и продлить время выдоха. Объем грудной клетки увеличивается при сокращении межреберных мышц и диафрагмы. Это помогает набрать больше воздуха в легкие. При вдохе добивайтесь активной работы дыхательных мышц.

Можно ли поставить голос,

если его нет

Разминка голоса:

как почувствовать работу диафрагмы

1. Встаньте прямо, ладонь положите на диафрагму. Затем выдохните и медленно, глубоко вдохните.

При верном выполнении упражнения рука ощущает движение стенки живота. При выдохе рука возвращается в исходное положение. Если же никакого движения нет, вдох вы сделали при помощи других мышц. В этом случае лягте на спину — диафрагма обязательно примет необходимое положение. Делайте вдох и выдох несколько раз.

2. Встаньте прямо, положите обе руки ладонями на ребра. Большой палец при этом направляйте к спине. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните.

При верном выполнении упражнения на вдохе грудная клетка расширяется, но не поднимается. При выдохе — «опадает», уменьшается в объеме.

Теперь сосредоточьтесь на работе дыхательных мышц в комплексе.

Выполните следующее упражнение

Встаньте прямо, сделайте выдох. На счет раз на вдохе втяните живот. На два — расширьте грудную клетку. На три — на несколько секунд подтяните живот еще. Затем медленный выдох.

Сначала сделать такой вдох будет непросто. Тренируйтесь систематически.

Эти упражнения помогут включить дыхательные мышцы.

Чем отличается обычное дыхание

от речевого?

Бытовое дыхание состоит из вдоха и выдоха одинаковой длительности. После выдоха следует пауза. При активном речевом дыхании последовательность меняется: вдох, пауза и выдох. При этом выдох намного длиннее вдоха.

Дыхательная гимнастика помогает овладеть коротким вдохом и длительным выдохом. Воздух при этом важно распределять равномерно.

Правила при занятиях дыхательной гимнастикой

1. Не тренируйте дыхание в душной, пыльной или сырой комнате.

2. Не делайте упражнения после еды.

3. Занятия проводите в свободной одежде.

4. Воздух вдыхайте через нос. Выдох делайте через рот.

5. Вдох делайте бесшумно.

6. При вдохе не набирайте слишком много воздуха. Вдохнуть надо столько, чтобы осталось место еще «добрать».

7. Дышите свободно, равномерно.

8. Не переутомляйтесь. Не делайте упражнения через силу. При недомогании отложите занятия.

9. Следите за тем, чтобы плечи и ключица при вдохе не поднимались и при выдохе не опускались.

10. Стойте прямо, плечи слегка отведите назад. Голову держите прямо, ноги расставьте на ширину плеч.

Следующее упражнение поможет ощутить работу резонаторов. Встаньте в исходное положение. Выдохните воздух, затем вдохните. На выдохе протяжно произносите:

МММИ — МММЭ — МММА — МММО — МММУ — МММЫ

Делайте это на одной ноте. Звук отражается в груди, когда берете низкую ноту. Если же звучит высокая нота, резонирует голова, а звук ощущается в носовой полости.

Тоже сочетание звуков произнесите на разных нотах, переходите постепенно от низких к высоким. Теперь вернитесь обратно — от самых высоких нот к самым низким. Это упражнение рекомендуется выполнять с музыкальным инструментом, чтобы убедиться в правильности звучания голоса. Воспользуйтесь пианино, а если его нет, скачайте приложение.

Для Андроида — Perfect piano, для Айфона — Симулятор фортепиано.

Читайте также:  Воспаление связки на руке

Теперь приступим к выполнению текстовых упражнений. Для тренировки возьмите длинное стихотворение. Короткий вдох сочетайте с долгим выдохом. Постепенно ослабевайте, а затем усиливайте голос. От низких нот переходите к высоким. Звук при этом посылайте в грудной и головной резонаторы.

Цель тренировок — всестороннее развитие природных голосовых данных.

Тренировка голоса: советы

1. Ни в коем случае нельзя переутомлять голосовой аппарат. На первых порах делайте упражнения 5 минут в день. Затем постепенно увеличивайте время до 10 минут в день, но систематически, ежедневно.

2. В обычной речи старайтесь не кричать, не напрягать голос.

3. Не откашливайтесь. Выпейте теплой воды, если в горле «першит». Затем проделайте первое голосовое упражнение.

4. Алкоголь и никотин травмируют связки.

5. Избегайте резкой перемены температуры.

6. При малейшем недомогании голосового и дыхательного аппарата сразу обратитесь к врачу.

Нетренированный речевой аппарат работает вяло и как бы лениво. Речь становится «смазанной».

1. Челюсть сожмите. Выполняйте движение сомкнутых губ вперед и в стороны «на улыбку».

2. Теперь вперед, вправо и влево. Челюсти сжаты.

3. Движение сомкнутых губ вперед, вправо, вниз, влево, вверх. Челюсти сжаты.

4. Движение сомкнутых губ вперед и затем по кругу. Упражнение делайте медленно, потом постепенно увеличивайте темп. Сначала в правую сторону, затем в левую.

5. Верхняя губа поднимается вверх, но не слишком высоко, чтобы не обнажать десен.

6. Нижняя губа опускается вниз при неподвижной нижней челюсти. В начале, если сложно удерживать челюсть неподвижной, придерживайте рукой.

Эти упражнения тренируют подвижность губ. В результате при любом темпе речи проще произносить звуки четко.

1. Раскройте рот на 3 см. Язык плашмя, кончик у корней передних зубов, спинка слегка углублена. Корень языка опустите, как при зевке. Это исходное положение для правильного звукотечения.

2. Выдвижение нижней челюсти вперед.

3. Круговое движение нижней челюстью вправо и влево. Упражнение выполняйте осторожно, чтобы не повредить челюстного сустава.

Цель — размять мышцы.

1. Язык высуньте и опустите вниз. Затем выдвиньте вперед, поднимите вверх и уберите за зубы.

2. Кончиком языка двигайте у углов рта вправо и влево.

3. Язык заверните вверх и назад, к гладнам. Затем вернитесь в исходное положение.

Гимнастикой языка достигается эластичность перепонки под языком, вырабатывается подвижность и гибкость. Язык становится эластичным и подвижным.

Выполняйте упражнения ежедневно утром. В начале каждого занятия уделите время технике речи и художественному чтению. Полезно делать по нескольку упражнений несколько раз в день. На это будет уходить каждый раз 2 — 3 минуты. Важно, чтобы работали нужные мышцы, следите за собой в зеркале.

Упражнения для постановки голоса: дикция

1. При отработке звуков в первую очередь обратите внимание на положение частей речевого аппарата. Если язык слишком высоко поднят или губы слишком сильно раздвинуты, приведите их в нужное положение. Постоянно контролируйте себя.

2. Отрабатывайте звуки в слогах и сочетаниях с другими звуками. Полезно делать дополнительные упражнения. При отработке определенного звука придумывайте слова, в которых этот звук находится в начале, в середине и в конце. На звуки п — б: поп, баба, барабан, палуба, бензо­бак, баобаб, пупок, бибабо. Желательно подбирать слова со звуками, которые изучили, чтобы лишний раз повторить и их. При отработке согласного звука полезно проделывать упражнения на сочетания согласных. Речевой аппарат становится подвижным. Например, можно сочетать звуки П-Т и Б-Д: ПТИ-ПТЭ-ПТА, БДИ-БДЭ-БДА, ТПИ-ТПЭ-ТПА, ДБИ-ДБЭ-ДБА.

3. Каждый звук отрабатывайте до тех пор, пока не достигните четкости и беглости произношения.

4. При отработке звуков обратите внимание на те, которые произносите неправильно. Во время занятий и в бытовой речи следите за произнесением таких звуков.

5. Теперь переходите к тренировке звуков на небольших фразах и стихотворных текстах.

6. Не произносите отдельные слова, фразы, скороговорки и тексты механически. Произнесите скороговорку «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши» с задачей: подшутить над Ромашей; пожаловаться; посплетничать; сообщить страшную новость; похвастаться; заинтриговать.

Тренировка голоса:

а сколько нужно заниматься?

20 — 30 минут в день,

а в дальнейшем — 10-15 минут.

Упражнения желательно делать ежедневно.На первых порах эти занятия потребуют времени — 20 — 30 минут в день, а в дальнейшем — 10 — 15 минут. Лучше делать упражнения 3 — 4 раза в день, хотя бы по 3 — 5 минут.

Составьте план самостоятельных тренировочных занятий на неделю или на месяц. Каждое занятие начинайте с артикуляционной гимнастики. Затем повторите упражнения со звуками, которые прошли ранее.

Ежедневно работайте над проблемными звуками. Не старайтесь пройти как можно быстрее все звуки. Над каждым звуком работайте по несколько дней в зависимости от трудности и правильности произнесения. До тех пор, пока самым тщательным образом не отработаете один звук, не переходите к следующему. Иногда может сразу показаться, что все звуки произносятся правильно. Эта «правильность» относительна.

В бытовом разговоре речь звучит четко и выразительно, но это не значит, что у микрофона или на камеру будет тоже самое.

  1. Для того чтобы голос зазвучал, научитесь поддерживать его дыханием. Диафрагма должна проснуться.
  2. Качество речи зависит от качества звуков. Вялые губы, язык, челюсть — вялая речь.
  3. Тембр, громкость и красота голоса зависят от умения направлять звук в резонаторы. Учитесь посылать звук в голову, грудь.
  4. Постановка голоса — это когда дыхание, дикция и резонаторы работают слажено и четко.

Полезная литература:

1. Эльвира Сарабьян «Большая книга тренингов по системе Станиславского»

2. Кристин Линклэйтер «Освобождение голоса»

3. Анна Петрова «Сценическая речь»

Автор статьи: Илья Демьянов

Источник