Что значит петь диафрагмой и связками
Содержание статьи
Как петь, используя диафрагму
Диафрагма — это мышечная перегородка, отделяющая грудную полость, где расположены легкие и сердце, от брюшной полости и находящихся в ней внутренних органов.[1]
Икота — не что иное, как результат ее спазма, но, помимо этого малоприятного эффекта, диафрагма известна также своей важной ролью в пении. Правильная вокальная техника требует поддержки со стороны диафрагмы: ее мышцы направляют воздух из легких, заставляя ваш голос звучать сильнее. Если вы хотите стать хорошим певцом, научитесь укреплять эту мышцу и петь правильно.
Укрепляйте диафрагму
1
Научитесь определять, где находится диафрагма. В отличие от, например, бицепсов, мышцы диафрагмы обнаружить сложно, поэтому важно узнать их местоположение в организме, чтобы затем перейти к их укреплению для пения.
- Если у вас не получается определить, где находится ваша диафрагма, лягте ровно на пол и положите на живот не слишком тяжелый груз, например, большую книгу. Приподнимите груз вверх, используя только мышцы живота. Одновременно наберите полные легкие воздуха. Теперь пойте. Мышцы, которые вы сейчас задействуете, — это и есть диафрагма.[2]
- Чтобы лучше понять, как петь диафрагмой, представьте себе, что мускулы диафрагмы — это поверхность платформы или стола. Они должны быть крепкими и сильными и обеспечивать своего рода «опору», чтобы ваш голос поднимался от легких к связкам.
2
Научитесь дышать диафрагмой. Чтобы дышать диафрагмой, вдохните как можно глубже и надуйте живот как можно сильнее, при этом все остальное тело должно оставаться максимально неподвижным. Выдохните и втяните живот. Следите, чтобы плечи не шевелились.[3]
- Абсолютно необходимо, чтобы мышцы, задействованные при дыхании, во время пения оставались напряженными, но не зажатыми. Мышцы груди, плеч и лица должны оставаться расслабленными.
- Представьте, что вы — это дымоход, и когда вы поете, голос поднимается из «печки» (диафрагмы) через легкие и выходит на «крышу».
- Лягте на спину и положите одну руку на живот, а другую — на грудь. Медленно вдохните и почувствуйте, как поднимается ваш живот. Когда начнет подниматься грудная клетка, начинайте выдыхать.
- Представьте, что внутри вашего туловища, за пупком, находится воздушный шар. Постарайтесь надуть его на вдохе и выпустить воздух на выдохе.
3
Делайте дыхательные упражнения для укрепления диафрагмы. Тренируйте диафрагменные мышцы регулярно. Когда вы научитесь правильно дышать, вам нужно сделать свою диафрагму как можно более сильной. Сделайте глубокий вдох на уровне диафрагмы, и как можно медленнее выдыхайте, ведя счет. Считайте не спеша и через равные интервалы, записывайте результат каждый день и наблюдайте за прогрессом.
- Упражнение «пьем коктейль». Представьте, как будто вы пьете через соломинку. Плечи и грудь должны быть неподвижны. Положите руку на живот, чтобы чувствовать дыхательные движения.[4]
- Упражнение «дышим по-собачьи». Дышите часто, как усталая собака в жаркий день, но по-прежнему не забывайте, что плечи и грудь должны оставаться неподвижными, и держите руку на животе.
- Упражнение «тужимся». Как бы смешно это ни звучало, но такое упражнение действительно помогает, когда вы учитесь петь диафрагмой. Плечи и грудь неподвижны; дышите тяжело, как будто тужитесь в туалете. Руку положите на живот.
- Упражнение «дышим в соломинку». Глубоко вдохните, затем выдохните через соломинку. Сопротивление, которое оказывает узкая соломинка, похоже на то, которое преодолевает воздух, проходя через ваши голосовые связки при пении.
4
Выполняйте дыхательные упражнения наряду с пением. Если вы хотите укрепить диафрагму для пения, вам нужно встроить эти упражнения в свое расписание занятий вокалом и выполнять их несколько раз в день. Вы можете делать их в любое время и в любом месте, так как они относительно просты и не требуют специальных приспособлений или материалов. Вам нужен только ваш собственный голос — а он с вами всегда.
- Выполняйте дыхательные упражнения по дороге на работу или дома перед телевизором. Вряд ли вы найдете причину, которая сможет помешать делать настолько простую вещь. Регулярно уделяйте время упражнениям, и скоро вы заметите, как ваша техника пения начала улучшаться.
5
Пойте губной трелью. Когда вы учитесь петь, используя диафрагму, попробуйте спеть мелодию песни, выдувая воздух между сомкнутых губ (представьте, что вы выдыхаете в воду и пускаете пузыри), при этом попадая в ноты. При этом упражнении вы будете использовать много воздуха, а ваши голосовые связки останутся расслабленными.
- Это видео Селин Дион — хороший пример того, как выполнять губную трель, меняя высоту и громкость: https://www.youtube.com/watch?v=1NFz2Ff6ZlM.
Пойте правильно
1
Обязательно разогревайте связки вначале. Дыхательные и вокальные упражнения необходимы, чтобы «разогреть» голос перед пением. Диафрагменное пение — это лишь одна составляющая правильной вокальной техники, и его следует сочетать с другими полезными приемами. Если вам предстоит петь в течение длительного времени, перед началом всегда выполняйте следующее.
- Сделайте долгий, глубокий вдох. Задержите дыхание на несколько секунд и медленно выдохните. На вдохе поднимите руки вверх, пока кисти не соприкоснутся. На выдохе медленно опустите руки вниз. Повторите от трех до пяти раз.
- Начните с самой низкой ноты, какую вы можете взять, и поднимайтесь до самой высокой ноты, на какую вы способны без напряжения. Не спешите. Чем медленнее, тем лучше. Это упражнение поможет вам контролировать дыхание и разогреет ваши голосовые связки для пения.
2
Сохраняйте прямую осанку во время пения. Когда вы поете, используя диафрагму, то дышите глубже, а для этого требуется идеальная осанка. Держите спину прямой, плечи отведите назад и следите, чтобы они оставались неподвижными. Так вы будете набирать больше воздуха при вдохе, что, соответственно, усилит ваш голос.
- Диафрагма находится сразу под ребрами, которые окружают легкие, а значит, когда вы сутулитесь, ребра давят на легкие и не дают им достаточно расшириться. В результате вам не хватает дыхания.
- Если вы напряжены, когда стараетесь сохранять правильную осанку, призовите на помощь гравитацию. Встаньте к стене так, чтобы касаться ее затылком, плечами и ягодицами. Пойте и прислушивайтесь к ощущениям в диафрагме! [5]
3
Пойте с открытым горлом. Встаньте перед зеркалом и зевните. Посмотрите, как выглядит при этом ваше горло и запомните, что вы чувствуете. При пении должно происходить то же самое, но горло нужно максимально расслабить. Чтобы голос свободно и естественно поднимался от диафрагмы, вам нужно учиться петь с открытым горлом.
- Представьте, что у вас в горле находится шарик, который удерживает его открытым. Практикуйтесь в пении гамм с открытым горлом. Пройдет какое-то время, прежде чем вы сможете брать ноты в полную силу, но это важно для постановки сильного певческого голоса.
4
Работайте над обеими «частями» вашего голоса. Условно можно сказать, что ваш голос состоит из двух отдельных, но связанных между собой частей. За верхние ноты отвечает голова, за нижние — грудь. Чтобы обе части звучали полно и плавно, необходимо петь диафрагмой, а умение различать оба этих голоса и переключаться между ними позволит вам красиво и правильно брать нужные ноты.
- Выполняйте дыхательные упражнения регулярно, чтобы привыкнуть переключаться между двумя типами голоса. Пойте интервалы, чтобы научиться переходить от головного голоса к грудному и обратно и петь в разной тональности.
5
Работайте над согласными звуками. Твердые согласные при пении часто становятся неслышны. Попробуйте повторять фразы с большим количеством согласных, особенно так называемых взрывных: Б, П, Д, Т, Г, К (например, «дроворубы рубили дубы» или «шлепает гуськом гусак за гусаком»). Пойте их раз за разом на одной ноте, дыша диафрагмой в полную силу, пока каждое слово не будет звучать отчетливо.
Советы
- Положите руку на живот над диафрагмой. Если вы чувствуете, как она поднимается и опускается, то вы все делаете правильно.
- Настоятельно рекомендуем вам найти профессионального педагога по вокалу. Уроки пения помогут вам усовершенствоваться.
- Обязательно разогревайте голосовые связки перед пением. Распевайтесь и пойте гаммы, чтобы «разбудить» голос.
- Записывайте свое пение и прослушивайте запись, чтобы услышать разницу в силе голоса.
- Когда вы дышите горлом, поднимается ваша грудная клетка. Сделайте так, чтобы поднимался живот.
Предупреждения
- Не перенапрягайте голос. Вы можете навсегда повредить голосовые связки.
- Если вы поете горлом, со временем на ваших голосовых связках могут образоваться узелки. Это произойдет не скоро и не вдруг, но все же может повредить связки, так что пойте правильно, чтобы этого не случилось.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 90 345 раз.
Была ли эта статья полезной?
Источник
Как петь на опоре. Основы, которые должен знать каждый вокалист
«Держи воздушную подушку» — рекомендовал мне мой первый педагог по вокалу. И я пела, как могла. Боясь расстроить преподавателя, я сказала, что не представляю, что такое “воздушная подушка” и где она у меня находится… Пытаясь удерживать воздух внутри, я переставала дышать, а без дыхания, сами понимаете, и пения нет. Петь у меня то получалось, то не получалось. На живых выступлениях я пела на связках, а занятия по вокалу на тот момент ассоциировались у меня с большим напряжением и дискомфортом. Этот педагог так и не смог объяснить мне, как петь на опоре.
«Держи воздушную подушку» — рекомендовал мне мой первый педагог по вокалу. И я пела, как могла.
А достаточно было показать вот такое простое упражнение, как в этом видео уроке.
Следующий педагог не сразу, но сумел дать мне ощущение опоры. Но и тогда у меня не было чувства комфорта и легкости. Там меня учили выжимать звук, напрягая все мышцы живота вниз, а иногда от напряжения у меня болело все внутри и я давилась звуком. Нужно ли «тужиться» во время пения? Об этом мы узнаем позже.
Оказалось, все намного проще, когда пришло точное понимание и ощущение, какие мышцы работают и что такое опора. И это было озарение, которое изменило мою жизнь и мое пение к лучшему. Я стала брать те ноты, которые несколько лет назад просто не сумела бы взять, причем, очень легко.
Итак, какие мышцы составляют опору? Это мышцы пресса, внимание — верхнего пресса! Чтобы точно обозначить нужное место, нужно приложить три пальца над пупком. Это приблизительно центр солнечного сплетения.
Способы почувствовать опору и понять как петь на опоре
1. В положении стоя отклоните корпус назад и так зависните. Автоматически напрягаются мышцы живота, которые не дадут вам упасть – это и будут нужные мышцы. Теперь распрямите тело, а мышцы оставьте в таком же напряженном положении – это и есть опора.
2. Лягте на пол, положите на живот не слишком тяжелый предмет, но и не невесомый. Попробуйте мышцами живота приподнять предмет вверх, но не надувайте его, поднимайте не воздухом, а именно мышцами. Мышцы, которые будут удерживать предмет – это и есть опора. Физиологически мышцы, которые работают при опоре, называются диафрагма.
3. Возьмите палочку (подойдет лак для волос, бутылка, зонтик – любой вытянутый округлый предмет, но не острый), приложите к животу одним концом, другим упритесь в стену, сделайте вдох и напрягите мышцы живота. Напряженными мышцами надавливайте на вашу «палочку», она будет упираться в стену, а напряженные мышцы будут оказывать палочке сопротивление и не дадут ей вдавиться в живот.
4. Представьте, что вы поднимаете тяжелый предмет (две сумки по бокам или диван) – нужные мышцы напрягутся автоматически.
5. Покашляйте – при кашле естественным образом работают мышцы опоры.
В нашей онлайн-школе “Петь легко” мы рекомендуем заниматься именно с “вокальной палкой” или “бутылкой” – она даст вам постоянное ощущение опоры. Когда вы поете, надавливайте предметом на живот, а мышцы живота напрягайте так, как будто хотите этот предмет вытолкнуть вперед, и пробуйте петь. Таким образом, диафрагма делает не втягивающие движения, а выдавливающие. Ощущение опоры может прийти не сразу, но его не спутать ни с чем: вам должно быть комфортно, будто есть на что опереться, и вы можете оттолкнуться и начать летать ????
Опора – это не только напряженные мышцы живота, но, скорее, умение удерживать ими воздух. Чем лучше вы удерживаете воздух в легких и экономнее его расходуете при пении, тем лучше работает ваша опора.
Опора – это не только напряженные мышцы живота
Как отличить пение на опоре
Когда исполнитель поет на опоре, его пение громкое, выразительное, есть динамика тише-громче, он свободно переходит на высокие ноты и не вылетает на фальцет (головной писклявый звук). Его звук не зажат в носу или в голове. Он может петь мощно, но при этом без напряжения.
Для чего нужна опора вокалисту
Опора помогает снять напряжение с голосовых связок и расслабить гортань. Другими словами, сохранить здоровые связки и певческий аппарат на всю жизнь. Ведь пение – это большая нагрузка на весь организм, и, чтобы давать концерты, записываться в студии, много говорить, нужно правильно распределять напряжение и воздух в теле. И если вы хотите петь долго и счастливо, лучше сразу начинайте учиться пению у грамотных педагогов! Таким образом, мне понадобились годы, чтобы понять, что такое «воздушная подушка», где ее удерживать и как петь на опоре ????
Жаль, что тогда у меня не было таких меток, которые мы сейчас используем в нашей школе.
Посмотрите этот видео урок, чтобы понять, как работает опора вокалиста.
Не повторяйте чужих ошибок – учитесь петь сразу правильно. В нашей школе вы научитесь удерживать опору во время пения уже с первых уроков на практике и под контролем хороших специалистов.
Запишитесь на бесплатный пробный урок, чтобы понять, как это работает.
Источник
Опора голоса — парадоксальное дыхание певца.
Возможно, вы посетили кучу сайтов, чтобы выяснить, что такое «опора голоса» или «опора дыхания», но наткнулись лишь на неясные термины. Не удивлюсь, если вы совершенно запутались, так и не разобравшись, зачем же нам петь на опоре. «Опора дыхания», так же известная как «парадоксальное дыхание», до сих пор вызывает массу споров и порождает заблуждения у начинающих певцов. А, действительно, зачем нам опора голоса?
Опора голоса и ее значение в пении
Случалось ли такое: когда вы слушали любимый трек и хотели подпеть певцу в порыве чувств, казалось, что вы легко возьмете верхнюю ноту вместе с ним? Но вместо этого у вас выходил сиплый или слабый звук, а горло перехватывало спазмом?
Многие после такого начинают думать, что у них нет ни слуха, ни силы голоса. И это ошибка! Я глубоко убеждена, что петь могут все. Просто нужно знать механизмы, как контролировать голос, чтобы им управлять. Одним из таких важных механизмов является опора дыхания.
Певцы-профессионалы утверждают, что петь надо, опирая звук в центр диафрагмы (как это, интересно, сделать?), другие, что нужно чувствовать непрерывный столб дыхания и контролировать давление под связками (еще нелегче!), третьи — что нужно звучать, как полая труба всем своим телом… А Федор Шаляпин, вообще, заявлял, что поет пятками, чувствуя, как в них резонирует звук, и это была его опора.
Но все вокалисты сходятся в одном:
благодаря пению на опоре мы можем легко брать высокие ноты и долго их держать, не испытывая при этом дискомфорта в горле и на связках.
опора дыхания и постановка голоса
Все чаще люди решают заняться вокалом не только, чтобы научиться красиво петь и потом выступать на сцене. Но и ради того, чтобы просто «поставить голос». Это могут быть дикторы, актеры, учителя, юристы — люди, которые активно используют голос в профессии.
В этой статье мы обсудим, что такое опора дыхания, но не опора звука в целом. Между этими понятиями есть различие. Опора звука относится к общей постановке голоса.
Термин «постановка голоса» означает развитие вокальных данных ученика в комплексе, с совершенно разных сторон, под чутким присмотром педагога вокала.
Общая постановка у певцов включает работу с дыханием, гортанью, голосовыми связками, резонансом звука. Многие этапы певческой постановки голоса я описываю в статьях блога OVOCALE в разделе «Основы пения».
Часто «постановку голоса» приравнивают к пению на опоре, к поставленному «на опору» голосу. Но вы должны понимать, что «опора дыхания» еще не включает в себя всю постановку голоса, это только один из ее этапов, пусть и самый важный.
Постановка голоса — длительный процесс:
Певческий голос ставится несколько лет. А постановка дыхания происходит за пару месяцев при каждодневных тренировках ученика.
ОПОРА дыхания и работа ДИАФРАГМЫ
Опора дыхания управляет выдохом при пении с помощью диафрагмы и брюшных мышц. Она зависит от слаженной работы вокального пресса, который включает:
переднюю брюшную стенку
косые мышцы живота
Подключаются при вдохе и мышцы спины, так как диафрагма крепится к верхнему поясничному отделу. Но тип дыхания спиной при пении удается почувствовать не всем, он достоин отдельной статьи. Для начала вам нужно научиться диафрагмальному дыханию, о котором я писала ранее, его также называют дыхание «животом».
Картинка выше напомнит, как в изменяется положение диафрагмы: при вдохе она опускается, при выдохе поднимается куполом. Когда вы освоили этот тип вдоха и постоянно дышите животом в жизни, можно начинать тренировать диафрагму и ставить голос на «опору».
Два типа опоры дыхания в вокале
Есть два способа пения на опоре. Оба они зависят от того, каким образом работают ваши мышцы вокального пресса:
- Легато. Опора дыхания работает на удержание выдоха. Диафрагма не сдувается, легкие выпускают воздух плавно, экономично его расходуют. Голос словно льется одним потоком. Дыхания хватает на длинные фразы. Такой тип опоры используется, когда вы поете долгий протяжный звук. Она позволяет держать ноту так, чтобы та не дребезжала и не прерывалась.
- Стаккато. Второй способ, которым мышцы влияют на выдох, связан с выталкиванием дыхания. Вместе с дыханием, вокальный пресс толкает звук. Голос становится отрывистым, но громким. Потому что голосовые связки плотно смыкаются от удара воздушного потока. Прием пения на стаккато тренирует подачу звука вперед. Используется на верхних нотах, чтобы сделать голос полётным, активным.
Первым способом мы пользуемся, когда поем на удобных нотах, когда распеваем, растягиваем звук, удерживаем выдох. Любые мелодичные распевки или песни с протяжными нотами подойдут в качестве тренировки такой опоры дыхания.
Во втором случае упражнения на стаккато «учат» диафрагму быть подвижной и толкать звук, чтобы спеть или сказать фразу громко, выдать сильные мощные ноты.
Полезно комбинировать распевки на два разных типа работы диафрагмы. В обоих этих случаях присутствует принцип удержания дыхания, без которого невозможно почувствовать опору. Многие ученики с легкостью осваивают диафрагмальное дыхание, делают правильный вдох «животом», но никак не могут научиться удерживать воздух, аккуратно расходовать его на длинных фразах. Важно уметь не выпускать весь воздух сразу. Без этого голос звучит слабо, теряет опору.
Парадоксальное дыхание. Техника задержанного вдоха.
Опорой дыхания часто называют пение на “задержанном вдохе”. Оно же — парадоксальное дыхание. Оно помогает понять, как должны работать мышцы, чтобы удержать выдох и создать голосу опору. Парадокс певческого дыхания заключается в том, что во время выдоха мы представляем, что продолжаем вдыхать!
Вдохните ртом на слоге «Ах!» как будто внезапно удивились или испугались. Задержите этот вдох. Не выдыхайте!
Проверьте, что вдохнули верно: ребра раздвинулись снизу, диафрагма опустилась, и вы ощущаете в ней некоторое напряжение.
Начните медленно выводить воздух на букву «с». Но оставьте нижние ребра раздвинутыми и диафрагму расширенной, словно вы все еще вдыхаете.
Воздух будет выходить равномерно и плавно, а расширенный мышечный каркас оставаться в небольшом напряжении и удерживать выдох.
Если получилось не сдуть ребра и выдохнуть плавно, повторите этот же выдох но уже с голосом на букву «З». Вы почувствуете, как голос стал звучать более плотно от давления воздуха.
Разумеется, по мере того, как вы расходуете воздух, мышцы сдуваются и приходят в естественное положение, выводя остатки набранного. Это нормально, не толкайте их, сужайте плавно.
Наглядный пример задержанного дыхания:
Представьте, что вы набрали воду в шприц и начали ее выводить. Если вы надавите на поршень шприца плавно, то и струя воды из иглы будет равномерной. Если будете давить толчками, то и вода будет выходить рывками, а не одним потоком. В нашем случае вода — это ваше дыхание, а поршень шприца — мышцы, управляющие выдохом: ребра, передняя стенка живота, диафрагма.
Задержанный вдох позволяет диафрагме изначально удержать поток воздуха и не вылить «воду из шприца» рывком в одну секунду. Так работает и парадоксальное дыхание у вокалистов. Благодаря ему голосовые связки смыкаются ровно и плотно, а мы можем петь громко.
Опора дыхания — держать или дышать?
В работе с опорой голоса новички совершают одни и те же ошибки. Либо дают мало опоры звука, либо передерживают опору, пережимают мышцы.
Как петь неправильно: после вдоха вы выпускаете ВЕСЬ воздух, едва открыв рот, и сдуваете живот. Опора дыхания не успевает включиться. Это происходит из-за низкого тонуса вокальных мышц. Голос звучит сипло и тихо, с продыхом.
Тренируйте диафрагму на выносливость упражнениями. Следите во время пения — удерживает ли она воздух после вдоха или позволяет выйти ему сразу за секунды? Приучите себя к паузе и задержке дыхания после того, как вдохнули.
Еще одна частая ошибка, связанная с пением на задержанном вдохе — гипертонус диафрагмы, когда тело находится в напряжении. Это не дает расслабляться мышцам вообще, гипертонус держат вокальный пресс в расширенном состоянии постоянно. Что вызывает дискомфорт и зажимы голоса. Выпускайте воздух плавно, но придерживая. В этом и состоит «парадокс» вокального дыхания: выдох НЕ ВЯЛЫЙ, а вы находитесь В ТОНУСЕ, но не в зажиме.
Тренируй диафрагму — и все получится!
Надеюсь, эти принципы помогут вам научиться дышать легко и свободно во время пения. Ведь базой для хорошего голоса всегда служило и будет служить крепкое поставленное дыхание, какую бы книжку по методике вокала вы ни открыли.
Узнав секрет опоры дыхания и разобравшись в его парадоксах, я советую вам сразу применять знания в практике. Чтобы вы смогли петь, подключая опору на автомате и уже не беспокоясь на ее счет, а наслаждаясь собственным голосом.
Помните: результаты появляются не за один день!
B даже не за один месяц. У профессиональных вокалистов начальный этап постановки дыхания занимает около полугода.
Ну и как всегда, жду ваше мнение о данном материале в комментариях!
Источник