Длина голосовых связок человека
Содержание статьи
Как устроен голос? Физиология певца и голосовые связки.
А вы знаете, как устроен голос? Почему мы поем, и как получается звук? Знать физиологию голоса необходимо, чтобы управлять голосом и петь красиво. Педагоги по вокалу советуют чувствовать голос в животе, на диафрагме, на кончике носа… Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки.
А ведь голос рождается на связках. Это главное знание про устройство голосового аппарата. От того, как работают голосовые связки, зависит, как вы будете петь — громко и звонко или тихим зажатым вокалом. Эта статья поможет вам лучше понять свой голос и сделать первый шаг к тому, чтобы научиться петь правильно.
О физиологии голоса и колебании голосовых связок
Голос — это волна звука. Откуда берутся звуковые волны? Они появляются, когда воздух давит на «тело», оно колеблется в пространстве и образует волну из вибраций. У певцов производят колебания голосовые связки. Они вибрируют так быстро, сотни раз за секунду, что воздух вокруг них начинает звучать.
Получается, что мы не поем, а просто сотрясаем воздух вокруг
Звук постоянно движется, как и любая волна. У него есть направление. Поэтому методики вокала советуют посылать голос вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, затихнет. В голосе не будет силы.
Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру:
Как видно на видео, связки легко тянутся и меняют форму в процессе пения. Становятся тоньше и длиннее на высоких звуках. Смыкаются краями. Внизу — они короткие и толстые, смыкаются более плотно. На этих механизмах связок построено большинство техник пения и вокальных приемов.
Устройство голосового аппарата
Процесс пения — это когда мы превращаем воздух в звук. Он задействует все части голосового аппарата: диафрагму, связки, гортань, глотку, рот, язык и нёбо. Посмотрите, какие этапы проходит поток воздуха, чтобы стать звуковой волной:
- Мы делаем вдох, легкие увеличиваются в объеме. На выдохе ребра плавно сужаются и диафрагма выводит воздух из легких
- Воздух поднимается из легких к горлу, где прикреплены голосовые связки. От потока воздуха голосовые связки начинают колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз за секунду и создают вибрации в горле.
- Звуковые волны от колебания голосовых связок расходятся по телу, как круги по воде. А дальше мы направляем рожденную звуковую волну в резонаторы — в нос, рот, чувствуем вибрации в глотке, груди, лице.
- Резонирующую волну звука мы оформляем в гласные и согласные буквы языком и губами, с помощью дикции и артикуляции. Заполняем звуком рот, выпускаем его вперед и… поём!
вокальные ошибки при работе голосовых связок
Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. У новичков ошибки возникают на первом этапе — вокального дыхания. Вот как дышать при пении не правильно:
слишком много выдоха = несмыкание связок
Одна из частых вокальных ошибок — совсем не экономить воздух и очень(!) много выдыхать во время пения. Если диафрагма не контролирует поток дыхания, воздух выходит большой волной. Голосовые связки не могут удержать давление воздуха. Произойдет несмыкание. Ведь чем плотнее смыкаются связки, тем громче голос! На слишком большом выдохе звук будет тихим, либо его не будет вовсе. Иногда такое нарушение подсвязочного давления переходит в болезнь и называется гипотонусом вокальных мускулов. Связки свисают как две безвольные тряпочки и не могут сомкнуться. Тембр голоса — сиплый, звук вялый. Часто такие люди считают, что не умеют петь громко, хотя решается эта проблема легко: меньше выдыхайте, смыкайте связки плотнее.
Слишком мало выдоха = голосовой зажим
И наоборот, если вы слишком задерживаете выдох при пении, диафрагма находится в постоянном гипертонусе. Происходит зажим ложных связок, что случается всегда, если вы не выпускаете воздух. Без потока дыхания связки пытаются разомкнуться с силой самостоятельно. Они прижимаются друг к другу, из-за чего стирается слизистая и образуются мозоли, узелки на связках.
При этом во время пения возникают болезненные ощущения — жжение, першение, трение. Если в таком режиме работать постоянно, голосовые связки теряют эластичность. Как только вы почувствовали дискомфорт при пении — сбавьте громкость и спойте тихим полушёпотом. Когда мы шепчем, связки размыкаются, воздух свободно выходит. Пение на тихом звуке снимает напряжение.
Есть такое понятие как «белтинг» или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь соблюдая вокальную «технику безопасности» — не выдавливать звук, а смыкать связки на твердой атаке аккуратно. Не «запирать» воздух внутри, а выпускать его едва ощутимым потоком, создавая подсвязочное давление.
Главное соблюдать баланс — смыкать связки плотно, но равномерно выдыхать при пении
За движение связок отвечает около 15 мышц гортани — в ее устройстве есть хрящи, которые управляют вокальными мускулами, а те, в свою очередь, обеспечивают правильное смыкание связок. Мы не можем контролировать связки непосредственно — смыкать их, когда пожелаем. Мы их даже не ощущаем! Вокальные мускулы состоят из гладкой мускулатуры, из которой также состоят мышцы сердца и желудка — такой тип мускулов не подчиняется нервной системе напрямую, то есть мы не можем сжать сердце или желудок силой мысли! Эти механизмы «вшиты» в физиологию и работают самостоятельно.
То же происходит с голосовыми связками. Рычаги управления для них — это выдох и мышцы гортани. Выдох должен быть ровным. Голосовые связки смыкаются от давления воздуха. И натягиваются от движений гортани. Поэтому тембр голоса меняется от того, какое положение гортань принимает при пении. Например, голос станет выше, если вы поднимите гортань. Понимание, как устроен голосовой аппарат дает вам безграничные возможности: петь то мощным звуком, то звонким, то нежно и трепетно, то с берущим зрителей за душу, то криком! И все всего лишь от разного смыкания связок.
А вы знали?… Кое-что из физиологии голоса
- В мире нет двух одинаковых голосов! Потому что у каждого из людей разная длина и толщина голосовых связок. У мужчин длиннее связки, и голос поэтому звучит ниже. Голоса детей зачастую похожи на голоса родителей по тембру, так как из-за генетики у них похожая физиология. Но все-таки их голоса хоть немного, но различаются.
- Длина голосовых связок зависит от размера гортани человека (чем длиннее гортань, тем длиннее связки), поэтому у мужчин связки более длинные и толстые в отличие от женщин с короткой гортанью. Так если вы видите человека впервые и шея у него длинная, возможно предположить, что у него будет низкий тембр голоса.
- Связки могут тянуться и укорачиваться, становиться толще или тоньше, смыкаться только краями или по всей длине благодаря особому строению вокальных мышц одновременно продольных и косых — отсюда получается разная окраска тембра и сила голоса.
- Вокальные упражнения тренируют такую подвижность связок на уровне мычшеной памяти, чтобы они были эластичными, а голос свободным и гибким. С эластичностью связок голосовой диапазон увеличивается.
- В разговоре мы задействуем лишь одну десятую диапазона, то есть голосовые связки способны растягиваться в десять раз больше у каждого человека, а голос звучать в десять раз выше разговорного, это заложено самой природой! Если это осознать, будет проще брать высокие ноты.
- С помощью резонации звука можно разбить бокал, а в книге рекордов Гиннеса описан случай, когда школьница перекричала шум взлетающего самолета благодаря силе голоса.
- Колебания голосовых связок у певцов находятся в примерных пределах от 100 гц (низкий мужской голос) до 2000 гц (женский высокий).
Какой длины и толщины голосовые связки у вас?
Чтобы узнать, какой у вас голос и строение связок, отправляйтесь к фониатору. Если вы решили учиться петь с педагогом, сходите на прием к врачу до уроков вокала. Убедитесь, что у вас нет проблем с голосом, нет узелков на связках и на занятиях вам будет комфортно.
Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью медициской техники, как смыкаются голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, какое подсвязочное давление, какая длина гортани и даже какой стиль музыки лучше подойдет голосу с такой физиологией, как у вас! Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.
Голосовые связки работают, даже когда мы молчим!
Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай или басы из колонок на рок-концерте.
Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), особенно на дыхание, тренируют голос.
Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь «на связках», спровоцирует зажим.
Читайте в следующей статье, как работают связки при пении высоких нот и как это влияет на технику вокала.
КАК РАЗВИТЬ ТЕХНИКУ ПЕНИЯ
Курс вокала о физиологии голоса по современным методам пения (CVT, EVT).
Узнать о курсе
Источник
Голосовой аппарат, голосообразование
и гигиена голоса человека
О.В. ПЕТУНИНОкончание. См. № 40/2004 Сценарий урокаВысота звука определяется формой и размерами гортани, связок и резонаторных полостей. По звуковысотному признаку принято делить все голоса на несколько основных групп. Сведения о типах певческих голосов, длине и ширине голосовых складок у людей с различными типами голосов приведены в таблице. Кроме высоты, образующиеся в голосовом аппарате звуки характеризуются силой и громкостью звучания. Сила звука определяется выходящей наружу звуковой энергией и зависит от природных возможностей голосового аппарата, величины подсвязочного давления. Громкость зависит от размаха колебательных движений голосовых связок, частоты звука, расстояния от источника звука до слухового аппарата, чувствительности последнего. Сила звука и громкость звучания — понятия не тождественные. При одной и той же силе звуки различной частоты воспринимаются как неодинаковые по громкости. Наш слуховой аппарат наиболее чувствителен к частотам от 1 тыс. до 5 тыс. Гц. Помимо высоты и силы голоса разных людей различаются звуковой окраской, или тембром. Тембр голоса является основным признаком, определяющим качество его звучания. Он воспринимается нашим слухом подобно тому, как воспринимается зрением красочность живописи. Не случайно, говоря о голосах, мы употребляем эпитеты: серебристый, бархатный, светлый, мягкий, тусклый, темный, резкий, теплый, холодный и т.п. Чем же определяются качества тембра? Любой звук состоит из основного тона и целого ряда звуков более высоких частот, которые называются обертонами. Среди них имеются резко выраженные обертоны с большой амплитудой, которые называются формантами. Именно обертоны и форманты создают характерное звучание каждого голоса и каждого звука (это относится в основном к гласным звукам). Таблица. Показатели длины и ширины голосовых складок,характерные для различных типов певческих голосов
Таким образом, главным звукообразующим органом у человека является гортань. В ней находятся голосовые связки, которые под действием струи выдыхаемого воздуха совершают колебания определенной частоты, что и вызывает образование звуков. В целом же звукообразование — результат сложного и тонкого взаимодействия всех составных частей голосового аппарата. Голос каждого человека индивидуален., что определяется его высотой, силой и тембром. III. Закрепление знанийОборудование: зеркало, электрический фонарик, записи оперных и эстрадных певцов. ХОД РАБОТЫ 1. Поставьте перед собой зеркало. Ротовую полость осветите электрическим фонариком. Рассмотрите язык. Проследите его артикуляторную функцию. Что происходит с языком при произнесении различных звуков? (Он изменяет свою форму.) 2. Рассмотрите твердое и мягкое нёбо, язычок. В каком состоянии находятся мягкое нёбо и язычок? Что происходит с мягким нёбом при звукообразовании? Каково значение выявленных различий в состоянии мягкого нёба? (Мягкое нёбо при молчании расслаблено, благодаря чему имеется свободный проход для воздуха из глотки в носоглотку и далее в нос. При голосообразовании мягкое нёбо поднимается и перекрывает вход в носоглотку. Если перекрытие неполное, голос становится гнусавым.) 3. Докажите, что гортань может смещаться вверх и вниз на несколько сантиметров. Для этого прикоснитесь одной рукой к области вашей шеи, где расположена гортань. Произнесите и потяните звук «и», а затем звук «у». Что происходит с гортанью при смене произносимых звуков? (На гласном звуке «и» она приподнимается, а на звуке «у» несколько смещается вниз.) 4. Убедитесь, что в произнесении членораздельных звуков участвуют резонаторы носовой полости. Для этого произносите слоги ле, ли, ни с зажатым и незажатым носом. Что вы можете сказать о произношении этих слогов в первом и во втором случаях? (Громкое и четкое звучание происходит, если поток воздуха при выдохе несколько сдерживать, а звуки произносить так, чтобы они резонировали за счет носовой полости. Если же во время произнесения этих слогов зажать нос, звуки значительно искажаются.) 5. Прослушайте голоса нескольких оперных исполнителей. Определите среди них обладателей высокого женского голоса (сопрано), низкого женского голоса (меццо-сопрано), высокого мужского голоса (тенор) и низкого мужского голоса (баритон). Опишите тембр голоса каждого из певцов. (Используются отрывки из музыкальных произведений: — русская народная песня «Вот мчится тройка удалая» в исполнении П.Г. Лисициана (баритон, тембр сочный, бархатный, мягкий, теплый); — романс П.И. Чайковского «Нам звезды кроткие сияли» в исполнении Е.В. Образцовой (меццо-сопрано, тембр насыщенный, яркий, порой теплый); — романс С.В. Рахманинова «Сирень» в исполнении А.В. Неждановой (сопрано, тембр серебристый, хрустально чистый, теплый); — ариозо Германа из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» в исполнении Г.М. Нэлеппа (тенор, тембр мужественный, благородный, стальной).) 6. Прослушайте голоса нескольких современных эстрадных исполнителей (звучат записи Ф.Киркорова, А.Апиной, Т.Булановой, О.Газманова). Что вы можете сказать о высоте, силе и тембре голоса этих исполнителей? 7. Сделайте вывод о значении голосового аппарата и голосообразования в жизни человека. IV. Сообщения учащихся о гигиене голосового аппаратаТрое учащихся за две недели до урока получают задание подготовить сообщения на заданные темы. 1. Некоторые правила, обеспечивающие сохранение здоровья голосового аппарата Гигиена голоса неразрывно связана с режимом жизни и общегигиеническими правилами. Под гигиеной голоса понимают соблюдение человеком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата. В первую очередь эти правила необходимо соблюдать представителям тех профессий, которым приходится в ходе профессиональной деятельности постоянно эксплуатировать свой голос. Речь идет о преподавателях, дикторах, певцах, драматических артистах и др. Вот некоторые правила гигиены голоса: — нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности; — недопустимо форсированное звучание голоса, злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т.д.; — недопустимы большие речевые нагрузки, пение во время болезни; — необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.; — с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть; — рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, — острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного; — необходимо исключить курение и употребление алкогольных напитков; — в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачуфониатру. 2. Болезни органов голосового аппарата и их профилактика Болезни голосового аппарата, связанные с нарушения голосовой функции, имеют различные причины. Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, ангины (тонзиллит), острый насморк (ринит), воспаление глотки (фарингит), гортани (ларингит), трахеи (трахеит) и бронхов (бронхит). Речевые нагрузки и пение следует в этом случае прекратить до выздоровления. Для профилактики воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей следует избегать переохлаждения и закаливать организм. К заболеваниям, связанным с повышенной профессиональной нагрузкой на голос, относятся певческие узелки. Они бывают острыми и хроническими, застарелыми. Причина их появления — повышенная нагрузка на голосовой аппарат, неправильное форсированное пение. Острые узелки при обеспечении голосового покоя обычно самопроизвольно рассасываются. Застарелые узелки, как правило, удаляются оперативным путем. Появление на связках узелков может привести к изменению тембра голоса (появляется охриплость), уменьшению его диапазона. Во избежание повторного их возникновения целесообразно не допускать перегрузок голосового аппарата. К заболеваниям, связанным с повышенной эксплуатацией голоса, также относится кровоизлияние в голосовую складку. Оно наступает при резком напряжении (крик, форсирование). Голос сразу «садится», и голосообразование становится невозможным. При абсолютном голосовом покое кровоизлияние постепенно рассасывается и может пройти бесследно. Дисфония — расстройство голосообразования, протекающее либо в форме ослабления деятельности голосовых складок (несмыкание), либо в спазматической форме (пересмыкание, спазмы). Как правило, это результат перенапряжения нервной системы, усиленной голосовой деятельности, часто протекающей на фоне какой-нибудь инфекции. Голосовой аппарат чутко реагирует на любые негативные изменения в общем состоянии организма. Психическая перегрузка, переутомление голосового аппарата, злоупотребление верхними звуками, криком, болезнь могут стать причиной заболеваний голоса. Для сохранения молодости голоса и возможности его длительного использования в профессиональных целях необходимо избегать всех этих негативно влияющих на его состояние факторов. 3. Особенности голоса в подростковом возрасте и гигиенические рекомендации подросткам по сохранению голоса Переход детского голоса в голос взрослого называется мутацией (от лат. mutatio — изменение, перемена). Возрастные границы мутации чаще всего лежат в пределах от 14 до 16 лет. У девочек эта перемена совершается плавно и порой проходит вовсе незаметно. Это связано с постепенным и равномерным ростом гортани, не меняющей своей естественной конфигурации. У мальчиков в результате значительного изменения конфигурации гортани длина голосовых складок увеличивается до 2-2,5 см против 1,5 см у женщин. Длительность процесса перестройки гортани у мальчиков, как и у девочек, занимает 1,5-2 года, распространяясь на весь возраст полового созревания. Однако «ломка» голоса мальчиков, его охриплость, неустойчивость голосообразования могут проявиться резко в течение нескольких недель. Это объясняется тем, что привычная функция гортани приходит в противоречие с новой структурой. В этот период голосовые складки бывают покрасневшими, отмечается обильное выделение слизи, быстрая утомляемость голоса. Новая гортань и иные анатомические и физиологические особенности взрослого мужского организма могут оказаться менее благоприятными для образования красивого звучания голоса. Для сохранения удачной для пения конфигурации гортани мальчика в XVII-XVIII вв. в церковных хорах применяли кастрацию. В период мутации голоса необходимо соблюдать щадящий режим использования голосового аппарата. До недавнего времени бытовало мнение, что во время мутации голоса мальчики не должны петь. Однако практика показывает, что занятия пением в этот период возможны, но только с использованием ограниченного диапазона. (После выступлений своих товарищей учащиеся письменно отвечают на вопросы самостоятельной работы.) Самостоятельная работаВариант 1 1. Почему с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, а необходимо несколько остыть? 2. Почему злоупотребление криком может привести к появлению на голосовых связках так называемых певческих узелков? Вариант 2 1. Объясните одно из правил гигиены голоса: «Рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла: острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного». 2. Почему у работников «шумных» производств часто встречается болезнь несмыкания голосовых связок (дисфония)? V. Домашнее заданиеИзучить теоретический материал (строение и функционирование голосового аппарата человека, гигиенические правила сохранения голосового аппарата и голоса). Решить задачу: «В дуэте баса, обладающего обычно мощным звуком, и колоратурного сопрано последнее, несмотря на меньшую силу звука, обычно слышно не хуже. Укажите причину подобного явления». VI. ЗаключениеПодведение итогов урока, выставление оценок. Как иллюстрацию возможностей человеческого голоса, послушаем запись арии дона Базилио из оперы Дж.Россини «Севильский цирюльник» в исполнении Ф.И. Шаляпина. Обратите внимание на то, с какой легкостью певец исполняет сложнейшие пассажи арии и какое богатство тембровых красок он демонстрирует, характеризуя комический характер своего героя. Творчеству Федора Ивановича Шаляпина посвящены такие строки Виктора Бокова:
|
Источник