Голосовые связки анатомия физиология

Как устроен голос? Физиология певца и голосовые связки.

А вы знаете, как устроен голос? Почему мы поем, и как получается звук? Знать физиологию голоса необходимо, чтобы управлять голосом и петь красиво. Педагоги по вокалу советуют чувствовать голос в животе, на диафрагме, на кончике носа… Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки.

А ведь голос рождается на связках. Это главное знание про устройство голосового аппарата. От того, как работают голосовые связки, зависит, как вы будете петь — громко и звонко или тихим зажатым вокалом. Эта статья поможет вам лучше понять свой голос и сделать первый шаг к тому, чтобы научиться петь правильно.

О физиологии голоса и колебании голосовых связок

Голос — это волна звука. Откуда берутся звуковые волны? Они появляются, когда воздух давит на «тело», оно колеблется в пространстве и образует волну из вибраций. У певцов производят колебания голосовые связки. Они вибрируют так быстро, сотни раз за секунду, что воздух вокруг них начинает звучать.

Получается, что мы не поем, а просто сотрясаем воздух вокруг

Звук постоянно движется, как и любая волна. У него есть направление. Поэтому методики вокала советуют посылать голос вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, затихнет. В голосе не будет силы.

Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру:

Как видно на видео, связки легко тянутся и меняют форму в процессе пения. Становятся тоньше и длиннее на высоких звуках. Смыкаются краями. Внизу — они короткие и толстые, смыкаются более плотно. На этих механизмах связок построено большинство техник пения и вокальных приемов.

Устройство голосового аппарата

Процесс пения — это когда мы превращаем воздух в звук. Он задействует все части голосового аппарата: диафрагму, связки, гортань, глотку, рот, язык и нёбо. Посмотрите, какие этапы проходит поток воздуха, чтобы стать звуковой волной:

как работает голос, как устроен голос, голос пение, голос вокал, голос вокал пение, как развить голос, анатомия голоса в пении, анатомия голоса вокал, строение голоса вокал, певческий голос, как устроен певческий голос, голос для пения, развитие вокальных данных, блог о вокале, блог о пении, блог педагог вокала, статьи о голосе, лайфхаки вокал, как колеблются связки, как смыкаются связки, смыкание голосовых связок, голосовые связки вокал, резонанс голоса пение, резонанс вокал, резонанс пение, резонирование голоса, резонирование голоса вокал, вокальное дыхание, певческое дыхание, дыхание при пении, выдох пение, как научиться петь, как петь лучше, секреты вокала, дорнгоф


  • Мы делаем вдох, легкие увеличиваются в объеме. На выдохе ребра плавно сужаются и диафрагма выводит воздух из легких


  • Воздух поднимается из легких к горлу, где прикреплены голосовые связки. От потока воздуха голосовые связки начинают колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз за секунду и создают вибрации в горле.


  • Звуковые волны от колебания голосовых связок расходятся по телу, как круги по воде. А дальше мы направляем рожденную звуковую волну в резонаторы — в нос, рот, чувствуем вибрации в глотке, груди, лице.


  • Резонирующую волну звука мы оформляем в гласные и согласные буквы языком и губами, с помощью дикции и артикуляции. Заполняем звуком рот, выпускаем его вперед и… поём!

вокальные ошибки при работе голосовых связок

Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. У новичков ошибки возникают на первом этапе — вокального дыхания. Вот как дышать при пении не правильно:

слишком много выдоха = несмыкание связок

Одна из частых вокальных ошибок — совсем не экономить воздух и очень(!) много выдыхать во время пения. Если диафрагма не контролирует поток дыхания, воздух выходит большой волной. Голосовые связки не могут удержать давление воздуха. Произойдет несмыкание. Ведь чем плотнее смыкаются связки, тем громче голос! На слишком большом выдохе звук будет тихим, либо его не будет вовсе.

Иногда такое нарушение подсвязочного давления переходит в болезнь и называется гипотонусом вокальных мускулов. Связки свисают как две безвольные тряпочки и не могут сомкнуться. Тембр голоса — сиплый, звук вялый. Часто такие люди считают, что не умеют петь громко, хотя решается эта проблема легко: меньше выдыхайте, смыкайте связки плотнее.

Слишком мало выдоха = голосовой зажим

И наоборот, если вы слишком задерживаете выдох при пении, диафрагма находится в постоянном гипертонусе. Происходит зажим ложных связок, что случается всегда, если вы не выпускаете воздух. Без потока дыхания связки пытаются разомкнуться с силой самостоятельно. Они прижимаются друг к другу, из-за чего стирается слизистая и образуются мозоли, узелки на связках.

При этом во время пения возникают болезненные ощущения — жжение, першение, трение. Если в таком режиме работать постоянно, голосовые связки теряют эластичность. Как только вы почувствовали дискомфорт при пении — сбавьте громкость и спойте тихим полушёпотом. Когда мы шепчем, связки размыкаются, воздух свободно выходит. Пение на тихом звуке снимает напряжение.

Есть такое понятие как «белтинг» или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь соблюдая вокальную «технику безопасности» — не выдавливать звук, а смыкать связки на твердой атаке аккуратно. Не «запирать» воздух внутри, а выпускать его едва ощутимым потоком, создавая подсвязочное давление.

Главное соблюдать баланс — смыкать связки плотно, но равномерно выдыхать при пении

голос связки, колебания голосовых связок, устройство голосового аппарата, как устроен голос, физиология голоса, о вокале, как работают голосовые связки, голосовой аппарат, голос и связки

За движение связок отвечает около 15 мышц гортани — в ее устройстве есть хрящи, которые управляют вокальными мускулами, а те, в свою очередь, обеспечивают правильное смыкание связок. Мы не можем контролировать связки непосредственно — смыкать их, когда пожелаем. Мы их даже не ощущаем! Вокальные мускулы состоят из гладкой мускулатуры, из которой также состоят мышцы сердца и желудка — такой тип мускулов не подчиняется нервной системе напрямую, то есть мы не можем сжать сердце или желудок силой мысли! Эти механизмы «вшиты» в физиологию и работают самостоятельно.

То же происходит с голосовыми связками. Рычаги управления для них — это выдох и мышцы гортани. Выдох должен быть ровным. Голосовые связки смыкаются от давления воздуха. И натягиваются от движений гортани. Поэтому тембр голоса меняется от того, какое положение гортань принимает при пении. Например, голос станет выше, если вы поднимите гортань. Понимание, как устроен голосовой аппарат дает вам безграничные возможности: петь то мощным звуком, то звонким, то нежно и трепетно, то с берущим зрителей за душу, то криком! И все всего лишь от разного смыкания связок.

А вы знали?… Кое-что из физиологии голоса


  • В мире нет двух одинаковых голосов! Потому что у каждого из людей разная длина и толщина голосовых связок. У мужчин длиннее связки, и голос поэтому звучит ниже. Голоса детей зачастую похожи на голоса родителей по тембру, так как из-за генетики у них похожая физиология. Но все-таки их голоса хоть немного, но различаются.


  • Длина голосовых связок зависит от размера гортани человека (чем длиннее гортань, тем длиннее связки), поэтому у мужчин связки более длинные и толстые в отличие от женщин с короткой гортанью. Так если вы видите человека впервые и шея у него длинная, возможно предположить, что у него будет низкий тембр голоса.


  • Связки могут тянуться и укорачиваться, становиться толще или тоньше, смыкаться только краями или по всей длине благодаря особому строению вокальных мышц одновременно продольных и косых — отсюда получается разная окраска тембра и сила голоса.


  • Вокальные упражнения тренируют такую подвижность связок на уровне мычшеной памяти, чтобы они были эластичными, а голос свободным и гибким.​ С эластичностью связок голосовой диапазон увеличивается.


  • В разговоре мы задействуем лишь одну десятую диапазона, то есть голосовые связки способны растягиваться в десять раз больше у каждого человека, а голос звучать в десять раз выше разговорного, это заложено самой природой! Если это осознать, будет проще брать высокие ноты.


  • С помощью резонации звука можно разбить бокал, а в книге рекордов Гиннеса описан случай, когда школьница перекричала шум взлетающего самолета благодаря силе голоса.


  • Колебания голосовых связок у певцов находятся в примерных пределах от 100 гц (низкий мужской голос) до 2000 гц (женский высокий).

Какой длины и толщины голосовые связки у вас?

Чтобы узнать, какой у вас голос и строение связок, отправляйтесь к фониатору. Если вы решили учиться петь с педагогом, сходите на прием к врачу до уроков вокала. Убедитесь, что у вас нет проблем с голосом, нет узелков на связках и на занятиях вам будет комфортно.

Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью медициской техники, как смыкаются голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, какое подсвязочное давление, какая длина гортани и даже какой стиль музыки лучше подойдет голосу с такой физиологией, как у вас! Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.

Голосовые связки работают, даже когда мы молчим!

Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай или басы из колонок на рок-концерте.

Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), особенно на дыхание, тренируют голос.

Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь “на связках”, спровоцирует зажим.

Читайте в следующей статье, как работают связки при пении высоких нот и как это влияет на технику вокала.

КАК РАЗВИТЬ ТЕХНИКУ ПЕНИЯ

Курс вокала о физиологии голоса
по современным методам пения (CVT, EVT).

Узнать о курсе

Голосовые связки анатомия физиология

Источник

голосовые складки как источник голоса

Физиология голоса: голосовые складки как источник голоса

Современное понимание об образовании источника голоса основано на миоэластической-аэродинамической теории фонации. Согласно ей, колебание голосовых складок вызывается не активным сокращением мышечных волокон, как утверждали более ранние теории, но происходит пассивно в результате воздействия на них статических и динамических сил воздушного потока.

Изменения характера колебаний голосовых связок проявляются в зависимости от их формы и биомеханических свойств. Аэростатические характеристики голосового аппарата и биомеханические параметры голосовых связок в определенной степени могут контролироваться самим человеком, в то же время, их взаимодействие друг с другом сложно и нелинейно, поэтому невозможно сказать, что они являются независимыми. Регуляция голосообразования в первую очередь представляет собой нахождение нужного баланса между аэростатикой воздушного потока и биодинамикой голосовых складок.

На рисунке ниже схематично изображен один колебательный цикл голосовых складок, необходимый для формирования потока воздуха, проходящего через голосовые складки и формирующего источник голосового сигнала. Предполагается, что давление в трахее соответствует текущим голосовым потребностям и уже было сформировано действием дыхательной мускулатуры.

Изначально голосовые складки находятся в положении аддукции, просвет между ними отсутствует. Снизу на голосовые складки воздействует положительное давление, происходящее из трахеи. В результате нижние края голосовых складок отводятся друг от друга. Затем, по мере распространения воздушной волны, начинают разделяться вышележащие слои голосовых складок. На этом этапе верхние края голосовых складок все еще сомкнуты, поэтому поток воздуха пока не способен пройти через них. Но как только верхние края размыкаются, воздух проходит через голосовую щель.

Здесь необходимо уточнить несколько моментов. Большая часть движения голосовых складок происходит за счет смещения их покровного слоя. Тело складки, образованное щиточерпаловидной мышцей, более ригидной, чем эпителий и соединительная ткань покровного слоя, остается практически неподвижным. В то же время, и покровный слой, и тело складки, являются эластическими несжимаемыми образованиями, которые после их первоначального смещения за счет действия эластической тяги стремятся занять свое изначальное положение. Чем больше степень смещения из положения в покое, тем больше усилие для восстановления.

Голосовые складки в ходе колебательного цикла
Положение и очертание голосовых складок во фронтальной проекции и при виде через просвет гортани во время фаз колебательного цикла.

График в центре отображает изменения давления потока воздуха.

(1) Голосовая щель полностью закрыта. (2) Расхождение нижних краев голосовых складок.

(3,4) Постепенное расхождение голосовых складок. (5) Расхождение центральных и верхних отделов голосовых складок.

(6) Голосовая щель полностью раскрыта (7-9). Смыкание нижних краев голосовых складок.

(10) Полное смыкание нижних краев голосовых складок. Верхние края частично сомкнуты.

Учитывая последовательность раскрытия голосовой щели, на этом этапе нижние края голосовых складок находятся друг от друга на большем расстоянии, чем верхние края; за счет этого, эластические силы, стремящиеся вернуть их в изначальное положение, также выше. Из-за того, что часть воздуха прошла через голосовые складки, воздушное давление несколько понижается, поэтому к началу следующего цикла, когда требуется вновь развести голосовые складки, уровень воздушного давления ниже.

С открытием голосовой щели происходит еще одно аэродинамическое явление. Эффект Бернулли проявляется падением давления жидкости, проходящей через сужение. В дыхательных путях подобным сужением является голосовая щель, при открытии которой и формируется поток. Поэтому давление потока воздуха в голосовой щели будет ниже, чем в трахее или в надскладочном пространстве.

Это подразумевает, что усилие по открытию или удержанию голосовых складок уменьшается, когда открытая голосовая щель пропускает поток воздуха. В некоторых случаях давление на уровне голосовой щели ниже атмосферного.

В момент, когда голосовая щель широко открыта, и сквозной поток максимальный, нижние края голосовых складок начинают сближаться, в то время как верхние края продолжают расширяться, еще больше открывая голосовую щель. Расширение голосовой щели нивелирует эффект Бернулли. Теперь верхние края голосовой щели оказываются в положении, в котором до этого находились нижние края; постепенно верхний отдел голосовой щели начинает смыкаться. Конечно, нижние края тоже продолжают смыкаться, усиливая эффект Бернулли, за счет чего нижние края голосовых складок еще больше «подсасываются» друг к другу.

Наконец, нижние края смыкаются, голосовая щель закрывается, движение потока воздуха прекращается. Теперь на верхние края голосовых складок не действует ни эффект Бернулли, ни положительное давление трахеи, поэтому они могут свободно сомкнуться под действием эластических сил. Голосовая щель полностью закрыта, цикл начинается заново.

В результате некоторый объем воздуха достигает голосового тракта. Физиологические характеристики голосового сигнала показаны на рисунках ниже. Обычно, у мужчин данный голосовой цикл повторяется с частотой 110 Гц (повторений в секунду), у женщин с частотой 220 Гц. Данная частота представляет собой базовую частоту голосовой волны (F0), от которой зависит воспринимаемая музыкальная характеристика голоса. Как правило, чем выше частота, тем выше голос, и наоборот. Кратко сведения о частоте колебаний голосовых связок представлены в таблице ниже.

При прочих равных, амплитуда потока воздуха, проходящего через голосовую щель, напрямую зависит от давления в трахее (в физиологии голоса оно называется подскладочным давлением). Эта амплитуда является главным, но не единственным, фактором, влияющим на интенсивность голоса и речи. Интенсивность голоса является главным показателем, определяющим его воспринимаемую громкость.

Действия изменяющие базовую частоту голосовой волны складок
Модель голосообразования источник-фильтр
Модель голосообразования «источник-фильтр».

Легкие обеспечивают энергию воздушного потока, из которого на уровне голосовых складок образуется звук с базовой частотой и обертонами.

Затем эти частоты модифицируются в голосовом тракте.

— Также рекомендуем «Физиология голоса: акустические свойства голоса»

Оглавление темы «Гортань»:

  1. Причины, частота, диагностика и лечение новообразований шеи у детей
  2. Причины, частота, диагностика и лечение инфекционных болезней шеи у ребенка
  3. Анатомия отделов и скелета гортани
  4. Анатомия внутренних мышц гортани
  5. Анатомия голосовых складок и соединительной ткани гортани
  6. Нервы гортани и ее иннервация
  7. Физиология голоса: модель голосообразования источник-фильтр
  8. Физиология голоса: источник потока энергии воздуха для голоса
  9. Физиология голоса: голосовые складки как источник голоса
  10. Физиология голоса: акустические свойства голоса

Источник

натомия голосовых складок и соединительной ткани гортани

Анатомия голосовых складок и соединительной ткани гортани

Как и остальные отделы дыхательного тракта, гортань выстлана многорядным цилиндрическим реснитчатым эпителием, исключение составляет одна небольшая, но крайне важная область. Медиальные края голосовых складок выстланы многослойным плоским эпителием, который более приспособлен к трению и столкновениям, сопровождающим процесс фонации. Мембранозное строение имеют три пары складок гортани.

Самые верхние, черпаловидно-надгортанные складки, начинаются от верхушки черпаловидных хрящей и крепятся к боковым поверхностям надгортанника. Их основная роль состоит в защите дыхательных путей от аспирации. Основными функциональными элементами гортани являются желудочковые и голосовые складки. Старый термин, «голосовая связка» используется до сих пор, но в научном сообществе его практически полностью заменил более точный термин «голосовая складка», буквальный перевод прежнего латинского plica vocalis.

Также из употребления выходят термины «ложные голосовые связки» и «истинные голосовые связки», вместо них используются «желудочковые складки» и «голосовые складки», соответственно. Основные гистологические и анатомические характеристики их представлены на рисунках ниже. Эти пары складок более крупные, чем черпаловидно-надгортанные складки, имеют характерную внутреннюю структуру и играют важнейшую роль в обеспечении нормальной функции гортани.

Желудочковые складки состоят из нескольких слоев. Под респираторным эпителием находится базальная мембрана, состоящая из неорганизованной соединительной ткани. Глубже расположена строма, представленная плотной соединительной тканью, обеспечивающей основную опорную функцию. Внутри стромы расположены многочисленные железы, обеспечивающие защиту и увлажнение голосового отдела гортани. Собственных мышечных волокон желудочковые складки не имеют, незначительное их количество представлено волокнами щиточерпаловидных мышц.

Фронтальный срез гортани
Схема фронтального среза гортани.

Соотношение желудочковых и голосовых складок друг с другом

и с другими структурами гортани.

При закрытии голосовой щели происходит медиализация желудочковых складок. При некоторых заболеваниях они играют роль в формировании патологической фонации.

Четырехугольные мембраны начинаются от латеральных краев надгортанника и близлежащих внутренних краев щитовидного хряща, затем каждая из них спускается книзу, прикрепляясь к медиальной поверхности черпаловидных хрящей. В нижнем отделе четырехугольная мембрана образует утолщение, которое часто, но неверно, называют желудочковой связкой.

Способность человека производить разнообразные звуки во время фонации и, что не менее важно, точно контролировать их произведение, во многом основана на сложном гистологическом строении голосовых складок. В строении голосовых складок выделяют пять слоев и три отдела. Отдельно выделяют эластический конус — поверхностную мембрану, выстилающую подскладочное пространство и соединяющую некоторые хрящи гортани друг с другом. В эластическом конусе выделяют медиальную и латеральную перстнещитовидные мембраны. В нижних своих отделах конус соединяется с выстилкой трахеи.

Тело голосовой складки представлено щиточерпаловидной мышцей, расположенной в глубине складки. Ее сокращение приводит либо к укорочению голосовой складки, либо к повышению ее жесткости. И хотя тело голосовой складки напрямую не участвует в ее колебании, оно регулирует биомеханические свойства других активно вибрирующих слоев.

Слои голосовой складки
Схема строения пяти слоев голосовой складки.

Медиальнее тела голосовой складки расположена ее собственная пластинка, представленная организованной соединительной тканью. В этом слое соединительная ткань расположена достаточно рыхло, пространство между ее волокнами заполнено жидкостным содержимым (протеогликаны, гликозаминогликаны).

В собственной пластинке в зависимости от состава и типа соединения волокон (эластина и коллагена) дополнительно выделяют три слоя. Как правило, чем глубже расположен слой, тем выше содержание коллагена и ниже содержание эластина. Промежуточный и глубокий слой вместе образуют голосовую связку; в то время как поверхностный слой собственной пластинки и плоский эпителий образуют покровный слой голосовой складки.

При изменении длины голосовой складки изменяются ее физические свойства, такие как толщина и упругость. В результате меняется и характер колебаний, вызываемых потоком воздуха. Изменения затрагивают амплитуду и частоту вибрации голосовых складок. Жесткость тела голосовой складки также играет роль в изменении характера вибрации, т.к. способность покровного слоя к вибрации зависит от подвижности тела. Поэтому, при увеличении длины голосовой складки, увеличивается ее натяжение.

Но данная зависимость нелинейна и характеризуется значительным гистерезисом (т.е. соотношение натяжение-упругость может быть различным, в зависимости от того, сокращаются или удлиняются голосовые складки). Чем сильнее натянуты голосовые складки, тем выше частота их колебания, но из-за нелинейного характера данного уравнения соотношение на самом деле сложнее.

Тяга мышц гортани
Направление тяги мышц гортани:

1 — перстнещитовидная мышца (передняя мышца — m. anticus); 2 — медиальная часть щиточерпаловидной мышцы (голосовая мышца);

3 — латеральная часть щиточерпаловидной мышцы; 4 — латеральная перстнечерпаловидная мышца (латеральная мышца);

5 — межчерпаловидная, или поперечная, мышца; 6 — задняя перстнечерпаловидная мышца (задняя мышца — m. posticus).

Видео анатомии гортани

— Также рекомендуем «Нервы гортани и ее иннервация»

Оглавление темы «Гортань»:

  1. Причины, частота, диагностика и лечение новообразований шеи у детей
  2. Причины, частота, диагностика и лечение инфекционных болезней шеи у ребенка
  3. Анатомия отделов и скелета гортани
  4. Анатомия внутренних мышц гортани
  5. Анатомия голосовых складок и соединительной ткани гортани
  6. Нервы гортани и ее иннервация
  7. Физиология голоса: модель голосообразования источник-фильтр
  8. Физиология голоса: источник потока энергии воздуха для голоса
  9. Физиология голоса: голосовые складки как источник голоса
  10. Физиология голоса: акустические свойства голоса

Источник

Читайте также:  Как получить растяжение связок коленного сустава