Голосовые связки как мышцы
Содержание статьи
Как устроен голос? Физиология певца и голосовые связки.
А вы знаете, как устроен голос? Почему мы поем, и как получается звук? Знать физиологию голоса необходимо, чтобы управлять голосом и петь красиво. Педагоги по вокалу советуют чувствовать голос в животе, на диафрагме, на кончике носа… Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки.
А ведь голос рождается на связках. Это главное знание про устройство голосового аппарата. От того, как работают голосовые связки, зависит, как вы будете петь — громко и звонко или тихим зажатым вокалом. Эта статья поможет вам лучше понять свой голос и сделать первый шаг к тому, чтобы научиться петь правильно.
О физиологии голоса и колебании голосовых связок
Голос — это волна звука. Откуда берутся звуковые волны? Они появляются, когда воздух давит на «тело», оно колеблется в пространстве и образует волну из вибраций. У певцов производят колебания голосовые связки. Они вибрируют так быстро, сотни раз за секунду, что воздух вокруг них начинает звучать.
Получается, что мы не поем, а просто сотрясаем воздух вокруг
Звук постоянно движется, как и любая волна. У него есть направление. Поэтому методики вокала советуют посылать голос вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, затихнет. В голосе не будет силы.
Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру:
Как видно на видео, связки легко тянутся и меняют форму в процессе пения. Становятся тоньше и длиннее на высоких звуках. Смыкаются краями. Внизу — они короткие и толстые, смыкаются более плотно. На этих механизмах связок построено большинство техник пения и вокальных приемов.
Устройство голосового аппарата
Процесс пения — это когда мы превращаем воздух в звук. Он задействует все части голосового аппарата: диафрагму, связки, гортань, глотку, рот, язык и нёбо. Посмотрите, какие этапы проходит поток воздуха, чтобы стать звуковой волной:
Мы делаем вдох, легкие увеличиваются в объеме. На выдохе ребра плавно сужаются и диафрагма выводит воздух из легких
Воздух поднимается из легких к горлу, где прикреплены голосовые связки. От потока воздуха голосовые связки начинают колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз за секунду и создают вибрации в горле.
Звуковые волны от колебания голосовых связок расходятся по телу, как круги по воде. А дальше мы направляем рожденную звуковую волну в резонаторы — в нос, рот, чувствуем вибрации в глотке, груди, лице.
Резонирующую волну звука мы оформляем в гласные и согласные буквы языком и губами, с помощью дикции и артикуляции. Заполняем звуком рот, выпускаем его вперед и… поём!
вокальные ошибки при работе голосовых связок
Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. У новичков ошибки возникают на первом этапе — вокального дыхания. Вот как дышать при пении не правильно:
слишком много выдоха = несмыкание связок
Одна из частых вокальных ошибок — совсем не экономить воздух и очень(!) много выдыхать во время пения. Если диафрагма не контролирует поток дыхания, воздух выходит большой волной. Голосовые связки не могут удержать давление воздуха. Произойдет несмыкание. Ведь чем плотнее смыкаются связки, тем громче голос! На слишком большом выдохе звук будет тихим, либо его не будет вовсе.
Иногда такое нарушение подсвязочного давления переходит в болезнь и называется гипотонусом вокальных мускулов. Связки свисают как две безвольные тряпочки и не могут сомкнуться. Тембр голоса — сиплый, звук вялый. Часто такие люди считают, что не умеют петь громко, хотя решается эта проблема легко: меньше выдыхайте, смыкайте связки плотнее.
Слишком мало выдоха = голосовой зажим
И наоборот, если вы слишком задерживаете выдох при пении, диафрагма находится в постоянном гипертонусе. Происходит зажим ложных связок, что случается всегда, если вы не выпускаете воздух. Без потока дыхания связки пытаются разомкнуться с силой самостоятельно. Они прижимаются друг к другу, из-за чего стирается слизистая и образуются мозоли, узелки на связках.
При этом во время пения возникают болезненные ощущения — жжение, першение, трение. Если в таком режиме работать постоянно, голосовые связки теряют эластичность. Как только вы почувствовали дискомфорт при пении — сбавьте громкость и спойте тихим полушёпотом. Когда мы шепчем, связки размыкаются, воздух свободно выходит. Пение на тихом звуке снимает напряжение.
Есть такое понятие как «белтинг» или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь соблюдая вокальную «технику безопасности» — не выдавливать звук, а смыкать связки на твердой атаке аккуратно. Не «запирать» воздух внутри, а выпускать его едва ощутимым потоком, создавая подсвязочное давление.
Главное соблюдать баланс — смыкать связки плотно, но равномерно выдыхать при пении
За движение связок отвечает около 15 мышц гортани — в ее устройстве есть хрящи, которые управляют вокальными мускулами, а те, в свою очередь, обеспечивают правильное смыкание связок. Мы не можем контролировать связки непосредственно — смыкать их, когда пожелаем. Мы их даже не ощущаем! Вокальные мускулы состоят из гладкой мускулатуры, из которой также состоят мышцы сердца и желудка — такой тип мускулов не подчиняется нервной системе напрямую, то есть мы не можем сжать сердце или желудок силой мысли! Эти механизмы «вшиты» в физиологию и работают самостоятельно.
То же происходит с голосовыми связками. Рычаги управления для них — это выдох и мышцы гортани. Выдох должен быть ровным. Голосовые связки смыкаются от давления воздуха. И натягиваются от движений гортани. Поэтому тембр голоса меняется от того, какое положение гортань принимает при пении. Например, голос станет выше, если вы поднимите гортань. Понимание, как устроен голосовой аппарат дает вам безграничные возможности: петь то мощным звуком, то звонким, то нежно и трепетно, то с берущим зрителей за душу, то криком! И все всего лишь от разного смыкания связок.
А вы знали?… Кое-что из физиологии голоса
В мире нет двух одинаковых голосов! Потому что у каждого из людей разная длина и толщина голосовых связок. У мужчин длиннее связки, и голос поэтому звучит ниже. Голоса детей зачастую похожи на голоса родителей по тембру, так как из-за генетики у них похожая физиология. Но все-таки их голоса хоть немного, но различаются.
Длина голосовых связок зависит от размера гортани человека (чем длиннее гортань, тем длиннее связки), поэтому у мужчин связки более длинные и толстые в отличие от женщин с короткой гортанью. Так если вы видите человека впервые и шея у него длинная, возможно предположить, что у него будет низкий тембр голоса.
Связки могут тянуться и укорачиваться, становиться толще или тоньше, смыкаться только краями или по всей длине благодаря особому строению вокальных мышц одновременно продольных и косых — отсюда получается разная окраска тембра и сила голоса.
Вокальные упражнения тренируют такую подвижность связок на уровне мычшеной памяти, чтобы они были эластичными, а голос свободным и гибким. С эластичностью связок голосовой диапазон увеличивается.
В разговоре мы задействуем лишь одну десятую диапазона, то есть голосовые связки способны растягиваться в десять раз больше у каждого человека, а голос звучать в десять раз выше разговорного, это заложено самой природой! Если это осознать, будет проще брать высокие ноты.
С помощью резонации звука можно разбить бокал, а в книге рекордов Гиннеса описан случай, когда школьница перекричала шум взлетающего самолета благодаря силе голоса.
Колебания голосовых связок у певцов находятся в примерных пределах от 100 гц (низкий мужской голос) до 2000 гц (женский высокий).
Какой длины и толщины голосовые связки у вас?
Чтобы узнать, какой у вас голос и строение связок, отправляйтесь к фониатору. Если вы решили учиться петь с педагогом, сходите на прием к врачу до уроков вокала. Убедитесь, что у вас нет проблем с голосом, нет узелков на связках и на занятиях вам будет комфортно.
Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью медициской техники, как смыкаются голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, какое подсвязочное давление, какая длина гортани и даже какой стиль музыки лучше подойдет голосу с такой физиологией, как у вас! Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.
Голосовые связки работают, даже когда мы молчим!
Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай или басы из колонок на рок-концерте.
Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), особенно на дыхание, тренируют голос.
Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь “на связках”, спровоцирует зажим.
Читайте в следующей статье, как работают связки при пении высоких нот и как это влияет на технику вокала.
КАК РАЗВИТЬ ТЕХНИКУ ПЕНИЯ
Курс вокала о физиологии голоса
по современным методам пения (CVT, EVT).
Узнать о курсе
Источник
натомия человека: Мышцы гортани
Оглавление темы «Анатомия гортани»:
1. Гортань. Анатомия гортани
2. Хрящи гортани. Связки гортани. Соединения гортани. Суставы гортани
3. Мышцы гортани.
4. Полость гортани. Предверие гортани. Голосовая щель. Звукообразование в гортани
5. Кровоснабжение, иннервация, лимфоотток от гортани. Сосуды и нервы гортани
6. Топографическая анатомия гортани
Мышцы гортани
Мышцы гортани, приводя в движение хрящи гортани, изменяют ширину ее полости и голосовой щели, ограниченной голосовыми связками, а также напряжение голосовых связок. Поэтому по своей функции они могут быть разделены на следующие группы: 1) констрикторы, 2) дилататоры, 3) мышцы, изменяющие напряжение голосовых связок. Некоторые мышцы могут быть отнесены и к той, и к другой группе ввиду их смешанного характера. Все они построены из исчерченной произвольной мышечной ткани. К мышцам первой группы относятся:
m. cricoarytenoideus lateralis; начинается на дуге перстневидного хряща, направляется вверх и назад и прикрепляется к processus muscularis черпаловидного хряща. Тянет processus muscularis вперед и вниз, вследствие чего processus vocalis поворачивается медиально, голосовые связки сближаются и щель между ними суживается (голосовые связки при этом несколько напрягаются);
m. thyroarytenoideus — квадратной формы мышца. Начинается от внутренней поверхности пластинок щитовидного хряща и прикрепляется к processus muscularis черпало видного. При сокращении мышц той и другой стороны часть полости гортани тотчас выше голосовых связок, regio supraglottica, суживается, в то же время processus vocalis подтягивается в вентральном направлении, вследствие чего голосовые связки несколько расслабляются;
m. arytenoideus transversus — непарная мышца, лежит на дорсальных вогнутых поверхностях черпаловидных хрящей, перебрасываясь с одного на другой. При своем сокращении сближает черпаловидные хрящи и таким образом суживает заднюю часть голосовой щели;
mm. arytenoidei obliqui представляют пару мышечных пучков, лежащих непосредственно кзади от m. transversus и под острым углом перекрещивающихся друг с другом. Как продолжение косой мышцы от верхушки черпаловидного хряща начинаются новые мышечные пучки, которые, прикрепляясь к краю надгортанника, образуют m. aryepiglotticus. Mm. arytenoidei obliqui и aryepiglottici, сокращаясь одновременно, суживают вход в гортань и преддверие гортани. М. aryepiglotticus оттягивает также надгортанник книзу.
К группе расширителей относятся:
m. cricoarytenoideus posterior, лежит на дорсальной поверхности пластинки перстневидного хряща и прикрепляется к processus muscularis. При сокращении тянет processus muscularis назад и в медиальную сторону, вследствие чего processus vocalis поворачивается в латеральную сторону и голосовая щель расширяется;
m. thyroepiglotticus, лежит сбоку от lig. thyroepiglotticum. Начинается от внутренней поверхности пластинки щитовидного хряща, прикрепляется к краю надгортанника, часть ее переходит^ в plica aryepiglottica. Действует как расширитель входа и преддверия гортани.
К группе мышц, изменяющих напряжение голосовых связок, относятся:
m. cricothyroideus, начинается от дуги перстневидного хряща и прикрепляется к пластинке щитовидного хряща и к его нижнему рогу. М. cricothyroideus напрягает голосовые связки, так как оттягивает щитовидный хрящ вперед, в результате расстояние между щитовидным хрящом и processus vocalis черпаловидного хряща увеличивается;
m. vocalis лежит в толще plica vocalis, тесно прилегая к lig. vocale. Волокна ее латерально сливаются с волокнами m. thyroarythenoideus. Начинается от нижней части угла щитовидного хряща и, идя назад, прикрепляется к латеральной поверхности processus vocalis. Тянет при сокращении processus vocalis кпереди, вследствие чего голосовые связки расслабляются.
Из мышц, управляющих голосовыми связками, m. vocalis и т. thyroarytenoldeus расслабляют их, a m. cricothyroideus напрягает, причем все они иннервируются однообразно, но от разных гортанных нервов: расслабляющие — от нижних, напрягающие — от верхних гортанных нервов.
Учебное видео по анатомии гортани
Другие видео уроки по данной теме находятся: Здесь.
— Также рекомендуем «Полость гортани. Предверие гортани. Голосовая щель. Звукообразование в гортани.».
Источник
вигательный аппарат гортани. Участие мышц гортани в формировании голоса
Двигательный аппарат гортани. Участие мышц гортани в формировании голоса
Пространство выше ложных голосовых связок носит название преддверия гортани (vestibulum laryngis). Между ложными и истинными голосовыми связками по правой и левой стороне находятся углубления, называемые морганиевыми желудочками. Пространство ниже истинных голосовых связок носит название подсвязочной полости (cavum infraglotticum).
Величина и форма преддверья гортани, подсвязочной полости, а также морганиевых желудочков постоянно изменяются. Во время произношения и пения низких звуков они расширяются, и наоборот, во время образования высоких тонов уменьшаются в своих размерах. Вышесказанное подтверждается томографическими снимками гортани во время произношения низкой гласной у, а также высокой и.
Пространство под истинными голосовыми связками представляет собой резонаторную камеру, расширяющуюся книзу по направлению к трахеи. Это пространство имеет важное значение в формировании тембра голоса.
Движение гортани вверх и вниз, а также сближение и перемещение вбок голосовых связок, их натяжение и колебание происходит благодаря функции мышц гортани. Анатомические данные об этих мышцах читатель может найти в учебниках нормальной анатомии и отоларингологии.
В течение долгого времени не было известно, какое значение имеют некоторые наружные мышцы для фонации. Особенно много внимания исследователи посвящают выяснению роли грудинно-ключично-сосковой мышцы. Наружные мышцы гортани выполняют следующие функции: а) стабилизируют гортань в определенном положении; б) подтягивают гортань вверх; в) опускают гортань; г) выдвигают гортань вперед и д) перемещают её назад. Влияние этих мышц на голосообразование до сих пор полностью еще не выяснено.
Благодаря роботам Schilling получены исчерпывающие данные, касающиеся двух мышц гортани, а именно: перстнещитовидной и грудиннощитовидной.
Правая и левая перстне-щитовидные мышцы (mm. cricothyreoidei) натягивают истинные голосовые связки. Благодаря сокращению этих мышц щитовидный хрящ приближается к перстневидному хрящу, что сопровождается увеличением силы голоса.
При повреждении перстне-щитовидной мышцы тон голоса понижается и образование высоких звуков становится затруднительным. Голос в таких случаях — низкий, звучит как бы на одном уровне, утрачивается его мелодичность даже при обычной разговорной речи. Сила голоса также ослабляется, а в особенно тяжелых случаях бывает настолько слабой, что крик становится невозможным.
Полное нарушение функции перстне-щитовидных мышц наблюдается очень редко, частичное же нарушение функции этих мышц встречается сравнительно часто у людей, профессия которых связана с напряжением голоса; так, например, у певцов, актёров, лекторов, ораторов и т.д. У лиц с такими профессиями работа в несоответствующем им голосовом регистре часто приводит к чрезмерной нагрузке наружных мышц гортани. Такие люди являются частыми пациентами ларингологов и фониатров. Наружные мышцы гортани функционально связаны с внутренними мышцами гортани, и нарушение функции первых отрицательно сказывается на работе всего голосового аппарата. Чрезвычайно интересным фактом является то, что при ларингоскопии в таких случаях не удастся установить никаких отклонений от нормы, а патологические изменения становятся явными лишь во время образования низких и высоких звуков. В разделе о томографии гортани мы еще вернемся к этой теме.
Функция перстне-щитовидных мышц имеет особо важное значение у певцов. Эти мышцы могут быть перенапряжены в случаях ошибочного и ненужного стремления к расширению регистра голоса вверх, например, у ложных теноров, а на самом деле — баритонов, которых принуждают к исполнению произведений в высокой тесситуре. Антагонистами указанных выше мышц являются грудинно-щитовидные мышцы.
Правая и левая грудинно-щитовидные мышцы (mm. sternothyreoidei) при своём сокращении отпускают гортань, благодаря их сокращению уменьшается натяжение истинных голосовых связок и голос понижается. Эти мышцы удерживают гортань в определенном положении и препятствуют большим смещениям её.
Schilling на основании своих наблюдений пришел к заключению о том, что перстнещитовидные и грудинно-щитовидные мышцы регулируют деятельность внутренних мышц гортани и играют ведущую роль при звукообразовании. При повреждении этих мышц звукообразование становится невозможным, несмотря на то, что на слизистой оболочке гортани не удается обнаружить никаких патологических изменений. Так, при травме наружных мышц гортани у человека, работа которого связана с использованием голоса, может возникнуть вопрос об изменении его профессии.
В последнее время появилось значительное количество работ различных ученых (Farabeuf, Pirquet, Pressmann, Terracol), посвященных изучению функции одной из внутренних мышц гортани: а именно: наружной щиточерпаловидной мышцы (m. thyreo-arytenoideus externus).
Как указывает Terracol, наружная щиточерпаловидная мышца простирается вдоль всей длины гортани в передне-заднем направлении.
Мышца эта очень широкая, состоит из многочисленных переплетающихся между собой и покрывающих друг друга длинных волокон, в состав её входят также и циркулярные волокна. Farabeuf (цитируют по Terracol) считает, что в этой мышце можно выделить три пучка круговых мышечных волокон, являющихся отдельными самостоятельными мышцами, сжимающими гортань и расположенными на различной высоте по её длине:
1) на уровне ложных голосовых связок (sphincter ventricularis)
2) на уровне преддверия (sphincter vestibularis) и 3) на уровне истинных голосовых связок (sphincter glotticus). Вследствие наличия этих трёх сжимателей, механизм возникновения функциональных расстройств голоса, в основе которых лежат гипер-, гипо- и дискинетические феномены, часто является очень сложным. Парадоксальные результаты ларингоскопии и стробоскопии иногда усложняют диагностику заболевания.
Мышцы гортани функционируют комплексно, а не каждая в отдельности. Они выполняют следующую работу: 1) разъединяют истинные голосовые связки во время вдоха и выдоха; 2) сближают истинные голосовые связки и обеспечивают их смыкание во время фонации; 3) обусловливают стабилизацию гортани; 4) укрепляют голосовые связки; 5) натягивают истинные голосовые связки; 6) укрепляют их свободный край. Биологически важная функция — перемещение вбок истинных голосовых связок во время вдоха и выдоха (расширение голосовой щели) осуществляется благодаря сокращению одной только задней перстне-черпаловидной мышцы, которая является антагонистом остальных мышц гортани, сближающих истинные голосовые связки во время фонации.
— Также рекомендуем «Иннервация гортани. Участие нервов гортани в формировании голоса»
Оглавление темы «Физиология голоса в норме»:
- Гортань как голосовой инструмент. Хрящи и полость гортани
- Двигательный аппарат гортани. Участие мышц гортани в формировании голоса
- Иннервация гортани. Участие нервов гортани в формировании голоса
- Фонационная функция гортани. Развитие голоса у ребенка
- Голосовая функция гортани. Рефлексы формирования голоса у человека
- Типы постановки голоса. Мягкая, твердая и предыхательная постановка голоса
- Диапазон голоса певца. Грудной, головной регистры голоса
- Дыхание при пении в разных регистрах. Напряжение голоса — forte, piano
- Техника звукообразования при закрытии. Гортань и характер голоса при закрытии
- Вибрация голосовых связок. Хорошая и плохая вибрация у певцов
Источник