Губы сомкнуты голосовые связки дрожат небная занавеска опущена
Содержание статьи
Положение речевого аппарата при произнесении звуков
Положение речевого аппарата при произнесении звуков
Гласные звуки
Звук а. Нижняя челюсть опущена так, что расстояние между зубами равно примерно двум пальцам; язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних зубов; губы образуют ровный овал, нёбная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.
Звук о. Челюсть опущена меньше, чем при произнесении звука а (на полтора пальца); губы несколько вытянуты вперед и округлены; кончик языка опущен и оттянут от нижних передних зубов; задняя часть языка несколько приподнята к мягкому нёбу.
Звук у. Челюсть опущена на расстояние, равное одному мизинцу; губы выдвинуты далеко вперед и округлены больше, чем при произнесении звука о; кончик языка отодвинут от нижних передних зубов на расстояние большее, чем при произнесении звука о, задняя его часть высоко поднята к нёбу; нёбная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.
Звук ы. Расстояние между зубами несколько меньше, чем при произнесении звука у; зубы немного обнажены; кончик языка касается нижних передних зубов, средняя его часть приближается к нёбу; нёбная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.
Звук э. Нижняя челюсть опущена на расстояние полутора пальцев; зубы слегка обнажены; язык своим кончиком касается нижних передних зубов, а его средняя часть поднята к нёбу; нёбная занавеска поднята; связки вибрируют.
Звук и. Кончик языка касается нижних зубов; спинка языка напряжена и поднята к передней части твердого нёба; голосовые связки вибрируют, губы слегка растянуты и прижаты к обнаженным зубам; нёбная занавеска поднята.
Дифтонги
Большинство букв русского алфавита являются знаками одного звука. Буквы е, я, ё, ю обозначают два звука: согласный й и гласный. Например: й+э=е; й+а=я; й+о=ё; й+у=ю.
Для правильного звучания этих гласных надо знать, каково положение речевого аппарата при произнесении звука й и каждой из гласных э, а, о, у.
Звук й. При произнесении звука й кончик языка касается нижних зубов, а спинка языка напряжена и поднята к передней части твердого нёба, голосовые связки вибрируют; мягкое нёбо поднято. Звук й произносится одновременно с гласными звуками.
Рекомендуется поочередно произносить гласные в следующих парах: а-я; о-ё; у-ю; э-е. При этом вы почувствуете, как при переходе к йотированным звукам спинка языка напрягается и поднимается к передней части твердого нёба; губы же, нижняя челюсть и кончик языка следуют движениям артикуляционного аппарата при произнесении а, о, у, э.
Согласные звуки
Звуки б, п. Губы плотно сомкнуты; язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов; при произнесении звуков л и б нёбная занавеска поднята; струя выдыхаемого воздуха, направленная в рот, разрывает сомкнутые губы, отчего образуются звуки бил; при звуке б голосовые связки вибрируют.
Звуки в, ф. Нижняя губа своим внутренним краем слегка каса-ется верхних зубов; нёбная занавеска поднята, язык лежит свободно — кончик у нижних передних зубов; продуваемый между зубами и губой воздух и образует звуки в и ф; при звуке в связки вибрируют.
Звуки д, т, н. Язык слегка поднят к нёбу и передней своей частью плотно прижимается к верхним передним зубам; при звуке д и н связки вибрируют; при звуке д и то нёбная занавеска поднята; при звуке н нёбная занавеска опущена.
Звуки к, г, х. Выгнутая спинка языка касается твердого нёба; нёбная занавеска поднята; выдыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом — от этого образуются взрывные звуки к и г; если же между нёбом и спинкой языка остается щель, то получается длительный звук х; нёбная занавеска при образовании звуков к, г, х поднята; при звуке г голосовые связки вибрируют.
Звуки р, р’. Образование звуков р и р’ вызывается частыми колебаниями кончика языка под действием выдыхаемой струи воздуха; при звуке р колебание происходит у альвеол верхних передних зубов; при произнесении р’ кончик языка колеблется у передних верхних зубов; голосовые связки вибрируют.
Звук м. Губы слегка сомкнуты, язык лежит свободно, как при произнесении звука а; выдыхаемый воздух проходит через нос.
Звуки л, л’. При произнесении звука л кончик языка прикасается к верхним передним зубам; корень языка приподнят; нёбная занавеска поднята, голосовые связки вибрируют; при произнесении звука ль кончик языка прикасается к верхним альвеолам; весь язык более напряжен, чем при произнесении звука л.
Звуки з, с. Широкий кончик языка касается нижних зубов и отчасти нижних дёсен, а передняя часть спинки языка с небольшим продольным желобком на ней приподнимается к верхним деснам и образует с ними узкую щель; боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам; выдуваемый воздух проходит по желобку языка между зубами и образует звуки з и с; рот приоткрыт (на 3 мм); нёбная занавеска поднята; при звуке з голосовые связки вибрируют; при произнесении з’ и с’ средняя часть спинки языка больше приближена к твердому нёбу (в звучании эта мягкость выражается в некотором повышении тона).
Звуки ж, ш. Широкий кончик языка поднят почти к краю верхних альвеол, но не касается твердого нёба; между языком и твердым нёбом образуется щель; боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам; задняя часть спинки языка также поднята и образует с твердым нёбом второе сужение. В языке образуется впадина (иначе ее называют ковшиком или чашечкой); зубы несколько раздвинуты, губы немного выдвинуты вперед; при про-изнесении звука ж связки вибрируют.
Составные согласные звуки
Звук ц состоит из звуков т и с, причем те произносится без взрыва и плавно переходит в звук с.
Звук ч состоит из звуков т’ и ш’ которые произносятся без заметного взрыва.
Звук щ — это удлиненный мягкий звук ш’-ш’. Кончик языка при произнесении щ несколько больше продвинут к передним зубам, чем при ш.
Мягкие согласные звуки
Все согласные могут звучать твердо и мягко, за исключением ж, ш и ц, которые никогда не смягчаются, и ч-щ, которые всегда произносятся мягко.
Мягкость согласных всегда вызывает существенные изменения в положении частей речевого аппарата. При образовании мягких д, т и н положение частей речевого аппарата будет несколько иным, чем при произнесении твердых д, т и н.
При звуках т’, д’ и н’ кончик языка находится у нижних зубов, а передняя часть спинки языка плотно касается альвеол и передней части нёба. При д’ и н’ связки вибрируют; при т’ голосовые связки спокойны.
Источник
Характеристика звуков и правильное положение органов речи при их произношении
Статья:
Звук р — согласный, твердый, дрожащий.
Звук рь — согласный, мягкий, дрожащий.
Правильная атикуляция звука р заключается в следующем:
губы — полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
зубы — разомкнуты;
язык — широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
голосовые связки — вибрируют, давая голос;
воздушная струя — очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.
Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.
Постановка звука.
Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным
Характеристика звуков Л, Ль
и правильное положение органов речи при их произнесении.
Звук л — согласный, звонкий, твердый.
Звук ль — согласный, звонкий, мягкий.
Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение:
губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;
зубы незначительно разомкнуты;
язык — узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;
между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.
голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.
Мягкий звук ль отличается от твердого л следующим:
губы растянуты в стороны, как при улыбке;
язык — кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы («бугорки») за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и дает смягчение.
Характеристика шипящих звуков и их артикуляция.
К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.
Звук Ш.
Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:
губы несколько выдвинуты вперед;
кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.
Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.
Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.
Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.
Постановка звука.
После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, взрослый предлагает ему: «Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует щум, напинающий щипящий звук).
Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеивается, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: «Подуй на кончик языка, как бы произнося звук с, но язык при этом держи наверху».
Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и использования при этом различных образов (шумит ветер, шипит змея, выходит воздух из лопнувшего шарика и т.п.). Игровая форма в сочетании с объяснением быстро сосредотачивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем взрослого он начинает выполнять требуемые движения (округлять губы и слегка выдвигать их вперед) и правильно произносить звук ш.
Нужно помнить, что ставя звук, не следует никогда называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение.
Как произносится звук Ж в норме?
К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.
Звук ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произнесении звука ж в норме органы речи принимают следующее положение:
губы несколько выдвинуты вперед;
кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;
воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.
Постановка звука [Ж].
После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж. Дайте ребенку возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Приложите тыльную сторону руки малыша к своей шее спереди. Далее произнесите вместе с ребенком звук ш и добавьте голос. Одной рукой ребенок должен ощутить вибрацию голосовых связок у Вас, другой — у себя.
Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.)
После того, как ребенок научится проиизносить изолированный звук правильно, можно приступать к его автоматизации и введению в обычную речь.
Как произносится звук Ч в норме.
Звук Ч согласный, глухой, мягкий. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет.
В момент произнесения звука Ч органы артикуляции занимают следующее положение:
губы слегка выдвинуты вперед и округлены;
зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель;
широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка;
мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость;
голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Постановка звука Ч.
Звук Ч можно поставить двумя способами.
Способ 1. В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч.
Способ 2. Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь. Не забываем широко улыбаться. Это важно!
Некоторое время потренируйтесь произносить звук Ч изолированно: «Как тикают часики?» – «Ч-ч-ч». «Как стрекочет кузнечик?» – «Ч-ч-ч». «Как успокоить расшумевшегося малыша?» — «Ч-ч-ч».
Как произносится звук [с] в норме.
Звук [с] — согласный, глухой, твердый. Парный ему по твердости-мягкости — звук [c’] («сь»). Парный по звонкости-глухости — звук [з].
При произнесении звука [с] органы аритикуляции занимают следующее положение:
— губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
— зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
— кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
— боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
— спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;
— воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
— мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
— голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.
Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.
Постановка звука [с].
Способ 1. «Давай вспомним упражнение “Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик.» При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.
Способ 2. Если первым способом поставить звук не получилось, можно воспользоваться механической помощью. Делаем широкую улыбку, зубы обнажены, кончик языка за нижними зубами. На кончик языка кладем посередине тонкую деревянную палочку, например, спичку без серной головки. Слегка нажимаем палочкой, формируя таким образом по средней линии языка желобок для воздушной струи. Ребенок дует на кончик языка. Слышится звук [с]. Внимание! Воздушная струя должна быть сильной, узкой и ощущаться, как холодная (а не теплая!), если поднести ко рту тыльную сторону ладони.
Механическую помощь можно использовать на этапе произношения изолированного звука (звукоподражания) и слогов. Затем палочку постепенно убираем. Когда ребенок научится самостоятельно, без механической помощи, произносить правильный звук [c], можно переходить к автоматизации этого звука в словах и предложениях.
Как произносится звук [з] в норме.
Звук [з] — согласный, звонкий, твердый. Парный ему по мягкости — звук [з’] («зь»), Парный по глухости — звук [с].
При произнесении звука [з] органы артикуляции занимают следующее положение:
— губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
— зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
— кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
— боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
— спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;
— воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
— мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
— голосовые связки сомкнуты и дрожат, образуя голос.
Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.
Как произносится мягкий звук [з’] в норме.
Звук [з’](«зь») — согласный, звонкий, мягкий. Парный ему по твердости — звук [з]. Парный по глухости — звук [с’](«сь»).
При произнесении звука [з’] органы артикуляции занимают следующее положение:
— губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
— зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
— кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
— боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
— спинка языка в своей средней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;
— воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
— мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
— голосовые связки сомкнуты и дрожат, образуя голос.
Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.
Постановка звука [з].
Звук [з] легко ставится от звука [c], так как эти звуки имеют одинаковый артикуляционый уклад, то есть при произнесении этих звуков органы артикуляции занимают одинаковое положение. Разница между звуками состоит в том, что [с] — глухой, произносится без голоса, а [з] — звонкий, произносится с голосом. Таким образом, чтобы вызвать звук [з], достаточно при произнесении звука с добавить, «включить» голос.
Наличие-отсутствие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильно-вибрационного контроля. Для этого прикладываем тыльную сторону ладони к передней поверхности шеи в области гортани. При «включении» в работу голоса, рука ощущает легкую вибрацию, передающуюся от голосовых складок. При «выключении» голоса вибрация пропадает.
Детям можно объяснить, что когда голосок в горлышке «спит», мы его не чувствуем, но когда он просыпается, мы можем почувствовать, как он прыгает и веселится в своем домике — горлышке.
Получив правильный звук [з], следует некоторое время потренироваться произносить его изолированно от других звуков: з-з-з. Детям можно предложить позвенеть как комарик или звоночек.
После этого можно переходить к автоматизации звука сначала в слогах, затем в словах, предложениях и связных текстах.
Как произносится звук Ц в норме.
Звук Ц (в русской транскрипции [тс]) — согласный, глухой, твердый. Образуется путем слияния звуков [т] и [с] в единый звук. Звуков, парных ему по звонкости и мягкости в русском языке нет.
При произнесении звука [тс] органы артикуляции занимают следующее положение:
— губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
— зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
— кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
— боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
— спинка языка в своей передней части на долю секунды плотно смыкается с верхними альвеолами, как при произношении [т], после чего образует с ними (в. альвеолами) узкую щель для выхода струи воздуха, как при произношении [с];
— воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
— мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
— голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.
Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.
Как произносится звук [к] в норме.
Звук [к] — согласный, глухой, твердый. Парный ему по твердости-мягкости — звук [к’] («кь»). Парный по звонкости-глухости — звук [г].
При произнесении звука [к] органы артикуляции занимают следующее положение:
губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;
зубы разомкнуты:
кончик языка лежит у основания нижних резцов,
передняя и средняя части спинки языка опущены,
задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,
боковые края языка прижаты к вехним боковым зубам;
мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется;
воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.
Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.
Постановка звука [к]
Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов.
Произносим слоги ТА-ТА-ТА…
Во время признесения слогов чисто вымытым пальцем или кончиком ватной палочки слегка нажимаем на переднюю часть спинки. языка, постепенно отодвигая его назад, в глубину рта. По мере того, как язык отодвигается, слышим: ТА-ТА-ТА-ТЯ-ТЯ-ТЯ-КЯ-КЯ-КЯ-КА-КА-КА.
Постепенно ослабляем механическую помощь, сводя ее «на нет». Теперь язык может сам удерживать правильную позицию.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник