Использование логических связок в поисковых запросах

Использование метода кругов Эйлера (диаграмм Эйлера–Венна) при решении задач в курсе информатики и ИКТ

1. Введение

В курсе Информатики и ИКТ основной и старшейшколы рассматриваются такие важные темы как“Основы логики” и “Поиск информации вИнтернет”. При решении определенного типа задачудобно использовать круги Эйлера (диаграммыЭйлера-Венна).

Математическая справка. Диаграммы Эйлера-Веннаиспользуются прежде всего в теории множеств каксхематичное изображение всех возможныхпересечений нескольких множеств. В общем случаеони изображают все 2n комбинаций n свойств.Например, при n=3 диаграмма Эйлера-Венна обычноизображается в виде трех кругов с центрами ввершинах равностороннего треугольника иодинаковым радиусом, приблизительно равнымдлине стороны треугольника.

2. Представление логических связок в поисковыхзапросах

При изучении темы “Поиск информации вИнтернет” рассматриваются примеры поисковыхзапросов с использованием логических связок,аналогичным по смыслу союзам “и”, “или”русского языка. Смысл логических связокстановится более понятным, еслипроиллюстрировать их с помощью графическойсхемы – кругов Эйлера (диаграмм Эйлера-Венна).

Логическая связкаПример запросаПояснениеКруги Эйлера
& — “И”Париж & университетБудут отобраны все страницы, гдеупоминаются оба слова: Париж и университетРис.1

| — “ИЛИ”Париж | университетБудут отобраны все страницы, гдеупоминаются слова Париж и/или университетРис.2

3. Связь логических операций с теорией множеств

С помощью диаграмм Эйлера-Венна можно нагляднопредставить связь логических операций с теориеймножеств. Для демонстрации можновоспользоваться слайдами в Приложение1.

Логические операции задаются своими таблицамиистинности. В Приложении 2подробно рассматриваются графическиеиллюстрации логических операций вместе с ихтаблицами истинности. Поясним принциппостроения диаграммы в общем случае. Надиаграмме – область круга с именем А отображаетистинность высказывания А (в теории множествкруг А – обозначение всех элементов, входящих вданное множество). Соответственно, область внекруга отображает значение “ложь”соответствующего высказывания. Что бы понятькакая область диаграммы будет отображениемлогической операции нужно заштриховать толькоте области, в которых значения логическойоперации на наборах A и B равны “истина”.

Например, значение импликации равно “истина”в трех случаях (00, 01 и 11). Заштрихуемпоследовательно: 1) область вне двухпересекающихся кругов, которая соответствуетзначениям А=0, В=0; 2) область, относящуюся только ккругу В (полумесяц), которая соответствуетзначениям А=0, В=1; 3) область, относящуюся и к кругуА и к кругу В (пересечение) – соответствуетзначениям А=1, В=1. Объединение этих трех областейи будет графическим представлением логическойоперации импликации.

4. Использование кругов Эйлера придоказательстве логических равенств (законов)

Для того, чтобы доказать логические равенстваможно применить метод диаграмм Эйлера-Венна.Докажем следующее равенство ¬(АvВ) = ¬А&¬В (законде Моргана).

Для наглядного представления левой частиравенства выполним последовательно:заштрихуем оба круга (применим дизъюнкцию) серымцветом, затем для отображения инверсиизаштрихуем область за пределами кругов чернымцветом:

Рис.3 Рис.4

Для визуального представления правой частиравенства выполним последовательно:заштрихуем область для отображения инверсии (¬А)серым цветом и аналогично область ¬В также серымцветом; затем для отображения конъюнкции нужновзять пересечение этих серых областей (результатналожения представлен черным цветом):

Рис.5 Рис.6 Рис.7

Видим, что области для отображения левой иправой части равны. Что и требовалось доказать.

5. Задачи в формате ГИА и ЕГЭ по теме: “Поискинформации в Интернет”

Задача №18 из демо-версии ГИА 2013.

В таблице приведены запросы к поисковомусерверу. Для каждого запроса указан его код –соответствующая буква от А до Г. Расположите кодызапросов слева направо в порядке убывания количествастраниц, которые найдет поисковый сервер покаждому запросу.

КодЗапрос
А(Муха & Денежка) | Самовар
БМуха & Денежка & Базар & Самовар
ВМуха | Денежка | Самовар
ГМуха & Денежка & Самовар

Решение:

Для каждого запроса построим диаграммуЭйлера-Венна:

Запрос А

Рис.8

Запрос Б

Рис. 9

Запрос В

Рис. 10

Запрос Г

Рис. 11

Ответ: ВАГБ.

Задача В12 из демо-версии ЕГЭ-2013.

В таблице приведены запросы и количествонайденных по ним страниц некоторого сегментасети Интернет.

ЗапросНайдено страниц (в тысяч)
Фрегат | Эсминец3400
Фрегат & Эсминец900
Фрегат2100

Какое количество страниц (в тысячах) будетнайдено по запросу Эсминец?

Считается, что все запросы выполнялисьпрактически одновременно, так что набор страниц,содержащих все искомые слова, не изменялся завремя выполнения запросов.

Решение:

Пусть

Ф – количество страниц (в тысячах) по запросу Фрегат;

Э – количество страниц (в тысячах) по запросу Эсминец;

Х – количество страниц (в тысячах) по запросу, вкотором упоминается Фрегат и не упоминаетсяЭсминец;

Читайте также:  Лечение растяжения связки большого пальца руки

У – количество страниц (в тысячах) по запросу, вкотором упоминается Эсминец и неупоминается Фрегат.

Построим диаграммы Эйлера-Венна для каждогозапроса:

ЗапросДиаграмма Эйлера-ВеннаКоличество страниц
Фрегат | ЭсминецРис.12

3400
Фрегат & ЭсминецРис.13

900
ФрегатРис.14

2100
ЭсминецРис.15

?

Согласно диаграммам имеем:

  1. Х+900+У = Ф+У = 2100+У = 3400. Отсюда находим У = 3400-2100 = 1300.
  2. Э = 900+У = 900+1300= 2200.

Ответ: 2200.

6. Решение логических содержательныхзадач методом диаграмм Эйлера-Венна

Задача 1.

В классе 36 человек. Ученики этого классапосещают математический, физический ихимический кружки, причем математический кружокпосещают 18 человек, физический — 14 человек,химический — 10. Кроме того, известно, что 2человека посещают все три кружка, 8 человек — иматематический и физический, 5 и математический ихимический, 3 — и физический и химический.

Сколько учеников класса не посещают никакихкружков?

Решение:

Для решения данной задачи очень удобным инаглядным является использование кругов Эйлера.

Самый большой круг – множество всех учениковкласса. Внутри круга три пересекающихсямножества: членов математического (М),физического (Ф), химического (Х) кружков.

Пусть МФХ – множество ребят, каждый изкоторых посещает все три кружка. МФ¬Х –множество ребят, каждый из которых посещаетматематический и физический кружки и непосещает химический. ¬М¬ФХ — множество ребят,каждый из которых посещает химический кружок ине посещает физический и математический кружки.

Аналогично введем множества: ¬МФХ, М¬ФХ,М¬Ф¬Х, ¬МФ¬Х, ¬М¬Ф¬Х.

Известно, что все три кружка посещают 2человека, следовательно, в область МФХ впишемчисло 2. Т.к. 8 человек посещают и математический ифизический кружки и среди них уже есть 2 человека,посещающих все три кружка, то в область МФ¬Х впишем6 человек (8-2). Аналогично определим количествоучащихся в остальных множествах:

Круги Эйлера с названияминепересекающихся множеств:

Рис. 16

Круги Эйлера с количественнойинформацией:

Рис. 17

Например, количество человек, которые посещаютфизический кружок 2+6+1+5=14

Просуммируем количество человек по всемобластям: 7+6+3+2+4+1+5=28. Следовательно, 28 человек изкласса посещают кружки.

Значит, 36-28 = 8 учеников не посещают кружки.

Ответ: 8.

Задача 2.

После зимних каникул классный руководительспросил, кто из ребят ходил в театр, кино или цирк.Оказалось, что из 36 учеников класса двое не былини в кино. ни в театре, ни в цирке. В кино побывало25 человек, в театре — 11, в цирке 17 человек; и в кино,и в театре — 6; и в кино и в цирке — 10; и в театре и вцирке — 4.

Сколько человек побывало и в кино, и в театре, ив цирке?

Решение:

Пусть х – количество ребят, которые побывали ив кино, и в театре, и в цирке.

Тогда можно построить следующую диаграмму ипосчитать количество ребят в каждой области:

Рис.18.

В кино и театре побывало 6 чел., значит,только в кино и театре (6-х) чел.

Аналогично,только в кино и цирке (10-х) чел.

Только в театре и цирке (4-х) чел.

В кино побывало 25 чел., значит, из них только вкино были 25 — (10-х) – (6-х) – х = (9+х).

Аналогично, только в театре были (1+х) чел.

Только в цирке были (3+х) чел.

Не были в театре, кино и цирке – 2 чел.

Значит, 36-2=34 чел. побывали на мероприятиях.

С другой стороны можем просуммироватьколичество человек, которые были в театре, кино ицирке:

(9+х)+(1+х)+(3+х)+(10-х)+(6-х)+(4-х)+х = 34

33+х = 34.

Отсюда следует, что только один человек побывална всех трех мероприятиях.

Ответ: 1.

Таким образом, круги Эйлера (диаграммыЭйлера-Венна) находят практическое применениепри решении задач в формате ЕГЭ и ГИА и прирешении содержательных логических задач.

Литература

  1. В.Ю. Лыскова, Е.А. Ракитина. Логика в информатике.М.: Информатика и Образование, 2006. 155 с.
  2. Л.Л. Босова. Арифметические и логические основыЭВМ. М.: Информатика и образование, 2000. 207 с.
  3. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Учебник. Информатика иИКТ для 8 класса: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 220с.
  4. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Учебник. Информатика иИКТ для 9 класса: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 244с.
  5. Сайт ФИПИ: https://www.fipi.ru/

Источник

Разбор 17 задания ЕГЭ по информатике

На уроке рассматривается 17 задание, решение и объяснение ЕГЭ по информатике

Объяснение заданий 17 ЕГЭ по информатике

17-я тема — «Логические выражения и запросы для поисковых систем» — характеризуется, как задания повышенного уровня сложности, время выполнения – примерно 2 минуты, максимальный балл — 1

Логические выражения и запросы для поисковых систем

Для решения 17 заданий необходимо повторить следующие темы:

  • Таблицы истинности и порядок выполнения операций
  • Поисковые запросы:
  • операция «И» в поисковом запросе всегда ограничивает поиск (уменьшает количество страниц в выдаче), т. е., в ответ на запрос яблоко И груша поисковый сервер выдаст меньше страниц, чем на запрос яблоко, потому что будет искать страницы, на которых присутствуют оба этих слова;
  • операция «ИЛИ» в поисковом запросе всегда расширяет поиск (увеличивает количество страниц в выдаче), т. е., в ответ на запрос яблоко ИЛИ груша поисковик выдаст больше страниц, чем на запрос яблоко, потому что будет искать страницы, на которых присутствует хотя бы одно из этих слов (или сразу оба слова);
  • если в запросе присутствует фраза, заключенная в кавычки, то поисковик будет искать страницы с точно такой же фразой, а не просто отдельные слова из этой фразы; взятие словосочетания в кавычки ограничивает поиск, то есть, в ответ на запрос «яблоко груша» поисковик выдаст меньше страниц, чем на запрос яблоко груша, потому что поиск будет осуществляться только среди тех страниц, на которых эти слова стоят одно за другим.
Читайте также:  Dota 2 сильные связки

Круги Эйлера

Большинство задач, связанных с поисковыми запросами, проще решать, используя круги Эйлера.
круги эйлера

Пример использования кругов Эйлера:

Пример:
Известно количество сайтов, которых находит поисковый сервер по следующим запросам :

Ключевое словоКоличество сайтов, для которых данное слово является ключевым
Глинка & Лист320
Бах & Лист280
(Глинка | Бах) & Лист430

Сколько сайтов будет найдено по запросу

Глинка & Бах & Лист

Пример использования кругов Эйлера

Решение заданий 17 ЕГЭ по информатике

Задание 17 ЕГЭ по информатике 2017 ФИПИ вариант 1 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е. «Типовые экзаменационные варианты»):

В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» — символ «&».

 
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет:

ЗапросНайдено страниц (в тысячах)
Пьер & Наука180
Пьер & (Наука | Кюри)410
Пьер & Кюри320

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу:

Пьер & Наука & Кюри

✍ Решение:

  • Везде присутствует сомножитель «Пьер &» (и в искомом запросе!), сократим его:
  • ЗапросНайдено страниц (в тысячах)
    Наука180
    Наука | Кюри410
    Кюри320

    Искомый запрос: Наука & Кюри

  • Используем круги Эйлера для решения, обозначив цифрами каждую составляющую:
  • круги эйлера для решения егэ по информатике

  • Из схемы и исходных данных получим:

1. №1 + №2 = 180 (Наука)2. №2 + №3 = 320 (Кюри)3. №1 + №2 + №3 = 410 (Наука | Кюри)

  • Сделаем подстановку в п.3 из п.1 и получим:
  • №1 + №2 + №3 = 180 + №3 = 410№3 = 410 — 180 = 230

  • Сделаем подстановку в п.2:
  • №2 + №3 = №2 + 230 = 320№2 = 320 — 230 = 90

    Результат: 90

    Детальный разбор данного задания 17 ЕГЭ по информатике предлагаем посмотреть в видео:

    17 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:

    В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» – символ «&».

    В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет:

    ЗапросНайдено страниц (в сотнях тысяч)
    Бабочка22
    Гусеница40
    Трактор24
    Трактор | Бабочка | Гусеница66
    Трактор & Гусеница12
    Трактор & Бабочка

    Какое количество страниц (в сотнях тысяч) будет найдено по запросу

    Бабочка & Гусеница?

    Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

    Подобные задания для тренировки

    ✍ Решение:

    • Поскольку запрос Трактор & Бабочка возвращает значение 0, это значит, что в схеме кругов Эйлера-Вена два данных сектора пересекаться НЕ будут! Учитывая данный факт, отобразим круги Эйлера для решения, обозначив цифрами каждую составляющую:
    • решение 17 задания егэ

    • Получим значения отдельных секторов схемы, исходя из условий задачи:

    1. №4 + №5 = 222. №2 + №3 + №4 = 403. №1 + №2 = 244. №1 + №2 + №3 + №4 + №5 = 665. №2 = 12

    Искомый запрос: №4 = ?

  • №4 можно было бы выразить из п.1, если бы мы знали значение №5:
  • №4 + №5 = 22 ->№4 = 22 — №5

  • №5 можно было бы найти из п.4, если бы мы знали значение №1:
  • №1 + №2 + №3 + №4 + №5 = 66 ->№5 = 66 — №1 — (№2 + №3 + №4)из пунктов 4 и 2:№5 = 66 — №1 — 40

    Читайте также:  При травме связок стопы
  • Вычислим значение №1 из п.2 и п.5:
  • №2 = 12№1 + №2 = 24 ->№1 = 24 — 12 = 12

  • Теперь можно найти №5:
  • №5 = 66 — №1 — 40 ->№5 = 66 — 12 — 40 = 14

  • Найдем №4:
  • №4 = 22 — №5 ->№4 = 22 — 14 = 8

    Результат: 8

    Подробное решение 17 задания демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:

    Источник

    Задание 5. — Удивительный мир логики

    Использование логических связок в поисковых запросах

    “Решение задач на поисковые запросы”.

    Для быстрого поиска информации в Интернете используют поисковые запросы. Поисковый запрос – это набор ключевых слов, соединенных знаками логических операций И, ИЛИ. Нужно понимать, что операция И (одновременное выполнение условий) сокращает объем получаемого результата, а операция ИЛИ (выполнение хотя бы одного из условий) наоборот увеличивает объем.

    Представление логических связок в поисковых запросах

    При изучении темы “Поиск информации в Интернет” рассматриваются примеры поисковых запросов с использованием логических связок, аналогичным по смыслу союзам “и”, “или” русского языка. Смысл логических связок становится более понятным, если проиллюстрировать их с помощью графической схемы – кругов Эйлера.

    Использование логических связок в поисковых запросах

    Как правильно вводить поисковые запросы?

    Используя оператор “|”, можно осуществить Google поиск по нескольким сочетаниям фраз, заменяя несколько слов в различных местах. Например, введем фразу “купить чехол | ручку” выдаст нам страницы, содержащие либо “купить чехол”, либо “купить ручку”.

    Задание: вам необходимо потренироваться во введении поисковых запросов на примере словосочетаний “купить ручку”, “купить чехол”, результаты запросов ввести в таблицу ниже.

    Формулировка запроса

    Результат запроса

    купить ручку

    купить чехол

    купить чехол и ручку

    купить чехол | ручку

    Пример выполнения:

    Формулировка запроса

    Результат запроса (в тыс.)

    купить ручку

    601 000

    купить чехол

    818 000

    купить чехол и ручку

    1 030 000

    купить чехол | ручку

    34 100 000

    Потренируйтесь на следующих словосочетаниях, используя знаки логических операций И, ИЛИ. Какая связь между запросами прослеживается?

    • табличный редактор, табличный процессор

    • основы логики, законы логики

    • новинки кино, премия Оскар

    Рассмотрим задачи, которые решаются с помощью кругов Эйлера:

    1) В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:

    Запрос

    Кол-во страниц (тыс)

    шахматы | теннис

    7770

    теннис

    5500

    шахматы & теннис

    1000

    Сколько страниц в тысячах будет найдено по запросу шахматы?

    Решение: Нарисуем диаграмму Эйлера-Венна. Прием решения задачи состоит в подсчете количества страниц, соответствующего каждой области, ограниченной линиями: запросу шахматы & теннис соответствует средняя область (1000 тыс. страниц), а запросу теннис – весь правый круг (5500 тыс. страниц).

    Использование логических связок в поисковых запросах

    Тогда правый «обрезанный круг» — это 5500-1000=4500:

    Использование логических связок в поисковых запросах

    Запросу шахматы | теннис соответствуют оба круга (7770), тогда левый «обрезанный круг» — это 7770-5500=2270

    Использование логических связок в поисковых запросах

    Итак, мы посчитали количества страниц для каждой ограниченной линиями области:

    Несложно увидеть, что по запросу шахматы будет найдено 2270+1000=3270 тыс. страниц.

    Ответ: 3270

    2) В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите номера запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

    1

    канарейки | щеглы| содержание

    2

    канарейки & содержание

    3

    канарейки & щеглы & содержание

    4

    разведение & содержание & канарейки & щеглы

    Решение: 

    Для решения задачи представим запросы в виде кругов Эйлера.

    K —  канарейки,

    Щ – щеглы,

    С – содержание,

    Р – разведение.

    Использование логических связок в поисковых запросах

    Далее будем закрашивать зеленым цветом сектора согласно запросам, наибольший по величине сектор даст большее количество страниц на запрос.

    Использование логических связок в поисковых запросах

    канарейки | терьеры | содержание

    Использование логических связок в поисковых запросах

    канарейки & содержание

    Использование логических связок в поисковых запросах

    канарейки & щеглы & содержание

    разведение & содержание & канарейки & щеглы

    Самая большая область закрашенных секторов у первого запроса, затем у второго, затем у третьего, а у четвертого запроса самый маленький.

    В порядке возрастания по количеству страниц запросы будут представлены в следующем порядке: 4 3 2 1

    В первом запросе закрашенные сектора кругов Эйлера содержат в себе закрашенные сектора второго запроса, а закрашенные сектора второго запроса содержат закрашенные сектора третьего запроса, закрашенные сектора третьего запроса содержат закрашенный сектор четвертого запроса.

    Только при таких условиях задача  решена правильно.

    Предлагаем вам решить задачи на данную тему:

    Задачи на круги Эйлера

    Критерии оценки:

    • За каждую задачу вы получаете от 0 до 2 баллов.
    • За грамматические ошибки в написании ответов будут снижаться баллы.
    • Общее количество баллов на данном этапе — от 0 до 6 баллов.

    Форма с ответами заполняется только ОДИН раз, все последующие попытки не будут засчитаны. 

    Источник