Как ходить в связке по горам
Содержание статьи
Длина веревки в связке — что выбираем?
Тема эта, казалось бы, многократно обсуждалась на разных школах, курсах и в темах в Сети, но, оказывается, вопросы у многих остаются. Так что не могу не расчехлить старый баян.
Основным побуждающим мотивом были наблюдения за альпинистами разных стран и уровней этим летом, и необходимость отвечать и реагировать на многократные вопросы, задающиеся на разных языках. Спектр вопросов широк, но примерно содержание такое:
— Оу, они идут в связке на расстоянии 2 метра, как так? А если трещина?
— Боже мой, пять человек в одной связке, это же небезопасно!
— 15 метров между напарниками?! Какой ужас, что вы делаете?!
— Ты посмотри, они на связочной веревке узлов понавязали… Вообще ничего не умеют.
И так далее…
Часть этих вопросов звучат на русском, часть — на английском, немецком, итальянском, французском… и я очень веселюсь, когда причиной такого непонимания называют «разные школы». Друзья, физика везде одинаковая, поэтому различия школ — это мнимая причина. Каждая национальная школа эффективна и адаптирована под те условия, с которыми в этой стране чаще всего сталкиваются. Поэтому, если мы чего-то не понимаем, вместо того чтобы вешать ярлыки (любого типа. От «тупые америкосы» и «дурные буржуи» до «дикие русские» и «опять понаехали эти из Восточной Европы») лучше разобраться в причинах. Увы, любовь к ярлыкам интернациональна, и появляются они, чаще всего, из-за отсутствия знаний и понимания внутренних механизмов.
У каждой техники и приема есть своя сфера применения, и свои ограничения. Давайте попробуем разобраться, какое расстояние в связке и какой метод работы в веревкой для чего служит. Сразу оговорюсь, эта тема тянет за собой много технических моментов (как мы ввязываемся, как укорачиваем веревку, как вытаскиваем из трещины, как страхуем напарника и проч), которые выходят за рамки статьи — мучайте ваших инструкторов, читайте книги, в общем, как-то сами. =)
Сначала постараемся перечислить, на каких видах рельефа используется техника одновременного передвижения связки?
1) Закрытый ледник.
2) Простой ледовый рельеф.
3) Простой скальный рельеф.
4) Простой снежный рельеф.
Давайте рассмотрим отдельно, какие особенности есть в каждом случае.
1) Закрытый ледник. Основные опасности — это трещины, при этом само передвижение чаще всего не вызывает сложности. С точки зрения безопасности, в этом случае нам хотелось бы оказаться максимально далеко друг от друга (чтобы не упасть в одну трещину, которые могут быть очень широкими), нужно иметь возможность удержать напарника в случае падения в трещину, необходим достаточный запас веревки для вытаскивания напарника. Именно этим будут диктоваться основные правила.
Расстояние между участниками определяется кол-вом людей. Если в связке два или три человека — длина веревки делится на три или четыре равных участка соответственно, крайние в связке наматывают на себя (или складывают в рюкзак) запас веревки. Она нам понадобится для вытаскивания напарника, так как веревка, которая будет непосредственно идти к упавшему скорее всего врежется в склон или прорежет карниз на краю трещины, и за нее вытаскивать не получится.
Основной критерий — расстояние между участниками должно быть максимально возможное. Но в то же время запас веревки должен превышать на несколько метров расстояние между участниками — иначе при падении веревка растянется, и запаса веревки не хватит до пострадавшего.
При передвижении по закрытым ледникам есть одна тонкость, вернее сложный момент. Если вы идете в связке-двойке, то в случае падения задержать напарника очень сложно. Это требует хороших тренированных рефлексов, и даже в этом случае иногда представляет проблему, в зависимости от соотношения весов партнеров и состояния ледника. Самое плохое, с чем мы можем столкнуться — это жесткий (зимний) лед, присыпанный 10-15см свежего снега. В подобных случаях трения веервки о перегиб и рельеф недостаточно, а зарубиться бывает сложно (хоть и возможно). Для того, чтобы облегчить себе задачу, на веревке между напарниками можно завязать несколько узлов. Они увеличивают трения и упрощают задержание. Это неоднозначное решение, так как таким образом вы укорачиваете веревку — но в зависимости от состояния ледника частно будет обоснованным.
При передвижении в тройке удержать упавшего гораздо легче — поэтому весь этот тюнинг с узлами становится гораздо менее важен.
При передвижении в группе, где больше трех человек, запас веревки для вытаскивания, намотанный на крайних, уже не нужен, так как длина веревки позволяет дотянуться до упавшего, просто вывязав остальных участников. А самое главное — удержать одного втроем, вчетвером или впятером не представляет никакой сложности, соответственно, безопасность возрастает.
Сколько можно в этом случае ввязать в веревку людей? В принципе, чем больше, тем лучше — гуртом и батьку бить проще. С одним серьезным ограничением. Если мы ввяжем, например 20 человек, то все окажутся на расстоянии примерно 2 метра, и с большими шансами в трещину может провалиться не один человек, а сразу несколько. Поэтому, минимальное расстояние между людьми в таких связках будет определяться районом. Например, на Памире оно будет больше, чем на Кавказе, так как ледники масштабнее и трещины шире.
В среднем, например, для Кавказа больше 6-7 человек на одной веревке я бы не рекомендовал, соответственно, с расстоянием примерно 7-8 метров между участниками.
Техника работы должна исключать провисы веревки при передвижении. Это очень важно, так как лишний провис — это лишние метры полета в трещину, сильный рывок, меньше шансов удержать.
Подытоживая, перечислим основные правила:
— расстояние максимально возможное, зависит от кол-ва людей
— если связка 2ка или 3-ка — на крайних запас веревки, больше, чем расстояние между людьми.
— узлы по ситуации
— участники должны иметь подготовленную систему для вытаскивания напарника, должны знать (!!!!) что делать при падении напарника, постоянно (!!!) освежать в памяти навыки (а не просто в книжке про это читать).
Если последний пункт не выполняется, все предыдущие, увы, не нужны. Поэтому, что нам делать, если человек не тренированный? Вариантов несколько в порядке предпочтения.
— гнать поганой метлой с закрытого ледника.
— ставить его в длинную (больше 4 человек) связку. Позиция — дальше чем второй, но не последний.
— ставить его в связку с очень опытным человеком, где опытный человек идет вторым, и подсказывает неопытному путь. Вариант не очень, но с точки зрение минимизации рисков, если уж так попали — может подойти.
— завязать на веревке узлы типа центрального проводника для повышения трения, идти опытному первым, надеяться на то, что при падении его удержит просто вес и трение — а вылезет он сам. Постоянно следить за провисом веревки!!! Самая неприятная история.
2) Простой ледовый рельеф.
Основной опасностью является переоценка уровня личной техники и срыв. Причем, срыв второго на таком рельефе часто ведет и к срыву лидера, так как трение веревки о рельеф практически отсутствует. Для обеспечения безопасности в таком случае нам необходимы промежуточные точки страховки — ледобуры или проушины.
Глубокие срывы опасны всегда, и хоть на льду обычно и нет выступов, о которые можно побиться, но присутствует другая опасность. Если кошка, после набора скорости, зацепится за лед — перелом и разрыв связок практически гарантирован. Об этом надо помнить при выборе расстояния между точками страховки.
Точек страховки должно быть не менее двух в каждый момент между двумя участниками, то есть расстояние не менее 12-15 м. Растягиваться на всю веревку, впрочем, тоже не стоит, так как теряется преимущество одновременного движения. Так же как и при передвижении по закрытому леднику, любой провис веревки очень опасен!
Для того, чтобы сделать передвижение безопаснее, можно на точки страховки вешать устройства типа Tiblock или Duck. В этом случае срыв второго не приводит к срыву лидера, и в целом безопасность повышается.
Все вышесказанное относится к достаточно подготовленным участникам. Что же делать, если один из участников заболел, травмирован, или просто крайне неопытен? В такую ситуацию гиды попадают каждый день на работе, инструктора — время от времени. Какие в этом случае есть варианты?
— гнать поганой метлой. Вариант не всегда выполнимый.
— попеременное движение или перила. Вариант безопасный, но сильно медленный — а скорость это такой же элемент безопасности, как и грамотная страховка или умение делать полиспасты.
— короткая веревка. Этот метод нельзя путать с обычным одновременным движением, хоть он и похож. В англоязычной практике его иногда называют confidence rope – веревка доверия.
Основная задача при этой технике не удержать срыв, а не дать ему произойти. Веревка постоянно полунатянута, и в тот момент, когда неопытный партнер, например, только начинает терять равновесие — ему тут же помогают натяжением веревки. При этом, для того, чтобы была возможность среагировать, расстояние между партнерами должно быть минимальное — максимум несколько метров. Обязательной составляющей такой техники является поддержание постоянного контакта, указания, куда и как лучше поставить ногу и проч, и проч.
По сути, при выполнении такого приема все гарантии безопасности заключаются в навыках и опыте гида/опытного напарника. Такая техника требует постоянной тренировки, но позволяет быстро и довольно безопасно (согласно статистики) проводить неопытных или травмированных участников по несложному рельефу. Как я уже писал выше, скорость это важный фактор безопасности.
Еще одно важное ограничение — кол-во участников. Один гид может таким образом работать с одним, максимум — с двумя (в случае очень простого рельефа). Все остальное совершенно выходит за рамки безопасности.
3) Простой скальный рельеф.
Основная опасность в это случае — срыв любого из участников. Так как одновременное движение подразумевает низкую сложность, срыв, чаще всего, будет сопровождаться многочисленными ударами о рельеф, и часто человек получает серьезные травмы даже не успев нагрузить страховочную веревку.
Страховку в этом случае обеспечивают как промежуточные точки страховки, так и перегибы веревки о рельеф. Очень часто этих перегибов более чем достаточно и промежуточные точки даже не требуются. Важно, чтобы все участники связки имели навыки натуральной страховки. Очень частая ошибка состоит в том, что мы считаем само наличие веревки уже достаточной гарантией безопасности, а это опасное заблуждение.
Обязательно нужно помнить, что на скалах участки часто не равномерны по сложности, и мы легко сталкиваемся с небольшими чуть более сложными ступенями. На этих участках партнеры обязательно должны подстраховывать друг друга через точки или через рельеф — то есть, в реальности всегда присутствует некоторая комбинация из одновременного и попеременного движения (в англоязычной практике это имеет название micro-pitching).
Из-за такого не всегда равномерного движения очень важна работа с веревкой и постоянная страховка партнеров через рельеф. Самые частые ошибки — слишком большое расстояние между участниками, постоянное передвижение с кольцами слабины в руке, а так же потеря коммуникации. Нужно понимать, что одновременное движение на расстоянии, скажем, 50 метров — это фикция страховки, так как она не может спасти от длительного падения. Глубокие срывы на рельефе третьей категории обычно приводят к жутким травмам, к сожалению. Не надо себя обманывать.
Таким образом, при одновременном передвижении по скальному рельефу можно выделить такие правила:
— между двумя напарниками должна быть или точка страховки, или перегиб с достаточным трением (а лучше и то, и другое)
— между участниками обязательно (!!!) должен быть голосовой и визуальный контакт.
— расстояние между участниками выбирается в зависимости от рельефа, но но из-за необходимости коммуникации чаще всего не более 15-20м, а чаще 10-15. (так же, что немаловажно, длинная веревка имеет тенденцию скидывать камни на простом рельефе).
— отработанные (!!!) навыки натуральной страховки.
Как и в случае с трещинами, отсутствие навыков страховки у всех без исключения делает одновременное лазание довольно опасным занятием. Люди продолжают думать, что раз они связаны веревкой, этого уже достаточно для безопасности — но это опасная иллюзия.
Опять же, как и на льду, в случае неопытных участников у нас есть вариант работы на короткой веревке. Техника очень похожа — гид должен находиться выше по склону, постоянно следить за своей позицией (она должна быть устойчивой), коммуницировать с участником. При подходе к ступени (чуть более сложному участку) гид останавливает участника в удобном и безопасном месте, сбрасывает слабину или несколько колец веревки, пролезает участок, выбирает перегид или ставит точку, и продолжает страховать участника — точно такой же micro-pitching, только в исполнении одного гида. Таким образом, мы чередуем короткую веревку и попеременное движение.
Подчеркну разницу короткой веревки с классическим одновременным движением — в этом случае между гидом и участником может не быть ни одной точки, или перегиба. Безопасность обеспечивается навыками лидера и знанием маршрута. Преимущество такого метода — скорость передвижения.
4) Простой снежный рельеф
Самое большое отличие снежного рельефа в том, что на нем очень сложно организовать надежную точку страховки. Все точки, которые мы можем сделать быстро (мы же помним про важность скорости, да?) на снегу не будут держать более 100-200кг. Соответственно, и срывы такие точки не будут держать даже на современных динамических веревках. Поэтому, на снегу даже при попеременном движении нам необходимо помнить про технику протравливания, незаслуженно забытую — и в случае срыва протравливать до трети веревки, в зависимости от глубины падения. В случае же одновременного мы можем рассчитывать только на технику самозарубания партнера.
Наличие связочной веревки в таких случаях часто вызывает дискуссию, так как велика вероятность сорвать напарника. Исходя из собственного опыта, я в большинстве случаев ратую за наличие связочной веревки даже на снежном склоне, но вопрос, дейтсвительно, требует более подробного обсуждение и несколько выходит за рамки статьи.
Опять же, при неопытности одного из участников на помощь приходит техника короткой веревки. На снегу техника практически не меняется, и дает возможность быстро проходить протяженные склоны даже с неопытными напарниками.
Не будет лишним еще раз проговорить ограничения такой техники:
На снегу, в зависимости от состояния — не более 30 гр, соотношение гид/клиент 1:1, 1:2 на простом рельефе.
На льду — не более 25 гр, соотношение гид/клиент 1:1, 1:2 в редких случаях.
На скалах — ориентировочно до III категории, соотношение гид/клиент 1:1, 1:2 на простом рельефе
Подводя некоторое резюме.
1. Нельзя путать технику короткой веревки, одновременное движение связки и передвижение по закрытому леднику. Разные условия, разные опасности. Мы не можем управлять рисками — но мы должны их минимизировать, выбирая методы и инструментарий в зависимости от каждой конкретной ситуации.
2. Иногда, особенно в хорошо освоенных районах, объективные опасности гор менее значимы, чем психологические проблемы. Так, например, во многих местах в Альпах гиды, хорошо знающие район, могут жертвовать правильной техникой на закрытом леднике в пользу постоянного контроля клиента. Это не всегда должно служить примером для подражания — все могут ошибаться, а зачем нам расплачиваться за чужие ошибки?
3. Как бездумное отрицание, так и слепое подражание могут быть крайне опасны. Например, короткая веревка — отличная техника, но вы должны знать, понимать все детали и иметь большой практический опыт. Аналогично вытаскивание из трещины — несложно, но есть огромное кол-во практических деталей, о которых вы не прочитаете в книжках. Практика, понимание и осознанность самые надежные наши союзники.
4. Людей неграмотных мы можем встретить во всех горных районах, всех национальностей, одетых в любую одежду — от Арктерикса до авизента. Можно только постараться судить не по языку или цвету куртки, а адекватности поведения.
Источник
ыпуск 105 — ГОРНАЯ ТЕХНИКА НЕ ПО УЧЕБНИКАМ
Турклуб им. B.
Смирнова | Weekly
— все выпуски | Напишите
нам
Выпуск 105. ГОРНАЯ ТЕХНИКА НЕ ПО УЧЕБНИКАМ
СВЯЗКИ НА ЗАКРЫТЫХ ЛЕДНИКАХ
автор: Лев Янкилевич
консультант:
Борис Дынкин
Публика, в основном, собралась вовремя, сидит, ждет… Кто-то начинает хлопать,
потом бросает… потом свистят… потом кричат: Давайте, скока можно!… потом
всем все надоедает… Начинается ропот… Грозятся уйти. …И вот, наконец,
мы выходим на сцену под жидкие хлопки одних, обиженные крики других, тихое похрапывание
третьих. Громкий храп четвертых.
Немного общего бреда перед тем, как начать…
Бредятина 1:
Итак, вы (в Америке) привыкли к разумному, рациональному да? Так вот: альпинизм
неразумен и нерационален по определению; чем выше технологии, использованные
на восхождении, тем ниже спортивная квалификация и ценность результата. …Нет,
голышом и без страховки ходить не надо, но и на вертолете на вершину залететь
— не альпинизм…
(ропот в зале: «А чего плохого в вертолете -то?»)
Бредятина 2:
Горы нас не любят и не уважают. Они нас могут, — хорошо, что не всегда хотят.
С грубыми мужиками они готовы мириться дольше, чем с другими…
(кто-то звучно проснулся: «ась?»)
Бредятина 3:
Если используется страховка — она должна работать как надо. Неправильная страховка
— хуже, чем без страховки совсем. Если ваш опытный гид, идя с вами в связке,
подошел вплотную к вам, собрав в кольца всю веревку — гоните его, козла, в шею.
(ха-ха-ха)
Правда…
Бредятина 4:
Безопасность в горах обеспечить нельзя, можно только снизить вероятность…
(у-у-у-у-у)
Бредятина 5:
С увеличением числа повторений безопасность увеличивается, но общая вероятность
растет (ха-ха-ха).
(кто-то опять заснул)
Вместо предисловия, вступления, пролога
Это не учебное пособие, не полное описание, не истина — ничего такого. Это субъективная
болтовня, основанная на наблюдениях и повторениях. Для тех, кому интересно…
(…неуверенные плодисменты. Жидкие)… Постараемся не отступать от нашей
узкой темы: связки на закрытых ледниках (для лазания по стенам будут совсем
другие связки).
Начнем с того, КАК (учили), потом ЗАЧЕМ (так надо).
1. Как связаться
ВОТ ТАК:
…лиц не видно — яркий свет слепит глаза…
Кто-то голосом Игоря Слепчина кричит с места:
— А веревка-то 60 метров! А остаток веревки-то надо сбухтовать и в рюкзак
засунуть! Чтобы не мешался!
А вы еще один трюк забыли! Нас Леша Егоров научил: — из того отмотанного
куска можно еще и самострах на рюкзак сделать. Я сам, правда, предпочитаю отдельный
самострах на рюкзак — мне так удобнее веревку удлинять!
Мне кажется, что способ Слепчина лучше, т.к. можно удлинить веревку, а способ
Егорова еще лучше, т.к. при срыве в трещину легче избавиться от рюкзака. А что
применять — решайте сами, не дети. (у-у-у-у-у)!
эти проводники ~1м от каждого участника? Я вааще не слышал про такое…
(у-у-у-у-у)!
Если вы задержали партнера, сорвавшегося в трещину, вам надо освободиться от
нагрузки, да? (у-у-у-у-у)!
Дык это — вставьте ледоруб в готовую петельку, и, типа, забейте его в снег
по самые помидоры. Тогда чувак будет болтаться на закрепленной веревке, а вы
— наверху на самостраховке получите возможность спокойно дышать.
(о-о-о-о-о!)
Чей-то неласковый голос: Хм, а как же через этот проводник
жумар пройдет, когда ты из трещчины вылезаешь? Этот проводник ведь
теперь не в метре от тебя, а черт знает где над головой?
Голоса: А зачем это — веревка, к следующему участнику идет через плечо,
а не подмышкой? Мы подмышкой хотим! Даешь — подмышкой!
Тих-тих-тих, удовлетворяем всех, но не всех сразу:
При срыве в трещину веревка из мягкой горизонтальной тряпочки резко превращается
в вертикальную палку. И, если проходит подмышкой, то с большой вероятностью
выворачивает руку из плеча. А с вывихнутым плечом вылезти из трещины труднее,
чем без него.
2. Cтраховка вообще
Страхуем от срыва — ежу понятно… А что такое срыв-то?
э-э-э-э-э ну это… как это его… ну, в общем, когда… — дык ясно итак.
Ежу.
Прааавильно! Срыв — это НЕПРОИЗВОЛЬНЫЙ отрыв всех точек опоры с падением
или проскальзыванием.
На закрытых ледниках связки предназначены для страховки от срыва в трещину.
3. Kак ходить
Трещины ЗАКРЫТЫ снегом и не видны, идем, как по минному полю, когда провалимся
— неизвестно. У первого шансов сорваться больше. Поэтому, где страшно, первый
идет и тыкает ледорубом перед собой. Зондирует, те-сезеть…
По закрытым ледникам надо ходить ночью или рано утром — после обеда снег становится
мягким, и снежные мостики над трещинами не держат нагрузки и проваливаются под
любым весом. Даже не под вашим. Поэтому одиночки ВСЕГДА ходят по ночам. Группе
проще — можно безопасно идти в связках. Страшные примеры здесь опускаем, но
они есть, есть…
В любом случае — идти строго след в след.
4. Kак страховать (страховка конкретно)
ОДНОВРЕМЕННАЯ СТРАХОВКА:
Самое быстрое — идти в связке одновременно. Одновременная страховка — это страховка
вашим весом.
А как, если у кого веса мало?
Ну у кого это здесь веса мало? У вас, мадам, веса мало?
При срыве в трещину веревка идет к пострадавшему под углом 90 град. и это дает
достаточно трения, чтобы его удержать. И, кстати, эти петельки на связочной
веревке тоже добавляют трения и могут помочь удержать партнера.
Проблема на поворотах — следите, чтобы веревка оставалась натянутой, кто-то
должен ждать.
Проблема
при переходе на более крутые/пологие места — те же дела — надо ждать.
На более безопасных местах можно веревку собирать в кольца (не более 2-х), чтобы
компенсировать разницу в скорости в вышеозначенных случаях.
При движении вдоль трещины одновременная страховка не работает — ОПАСНО!!! Т.е.
следите, чтобы веревка шла перпендикулярно трещине. И опять — не будем про страшные
примеры…
ПОПЕРЕМЕННАЯ СТРАХОВКА:
Когда опасность срыва велика делается точка страховки на льду или в снегу.
Один страхует, другой идет. Потом следующий. Это намного медленнее, но часто
— необходимо.
Имейте в виду: на закрытых ледниках связка (больше чем 2-ка) в одной точке собираться
не должна. Ну, разве что, в ТОЧНО безопасных местах.
Ну а это-то еще почему?
Ну — объясните ей сами!
Да патамушто если под вами, дЭушка, трещина, и кто-то провалился
— так вся связка туда и улетит!
Прааавильно!
…и, кстати — при выходе на такое место (где связка собирается) первый, кто
пришел, ДОЛЖЕН повернуться к следующему и руками выбирать связочную веревку,
пока тот не подойдет (принять партнера), а потом тот — следующего, и так до
конца. Это позволяет:
- дать хоть какую-то страховку подходящему партнеру;
- предохранить веревку, которая наровит зацепиться за все камни и неровности
в округе; - убрать путающуюся веревку у партнера из-под ног;
- сразу собрать веревку в правильную кучку, а не в бороду, которую надо долго
и нервно распутывать потом.
На очень крутых участках та же связочная веревка может использоваться как перила.
Это наиболее безопасный, но и самый медленный способ движения.
…ну и комбинации бывают, типа — одновременное движение, но веревка проходит
через точку (крюк), или попеременное движение связок — связки ждут, когда первая
пройдет сложный участок, потом идут по ее веревке как по перилам, и следующая
связка становится первой, итд.
Вообще — чем больше страховки, тем медленнее. Низкий темп движения в горах
— это тоже опасно, но это совсем другая тема.
5. Как держать
Итак, партнер провалился в трещину. На пологом снегу есть хороший шанс его
задержать, просто сев задницей на снег (мне удавалось, когда партнер был раза
в 1.5 тяжелее).
А по классике — надо зарубаться. Это особенно важно при срывах в открытые трещины
(но это — не по теме).
Короче, зарубаться надо уметь, и я не согласен с техникой самозадержания (зарубания),
описанной в «The Freedom of The Hills (но и это — обратно не по теме).
А когда/если задержали, то надо освободиться от веревки. Один из
способов — воткнуть ледоруб в снег через петлю на связочной веревке — вы будете
на самостраховке, а партнер — на веревке. Мы это уже обсуждали. Вот так и держите,
ОК?
Голосом Димы Еремина:
Кстати для отработки этого соверченно необязательно ехать в » высокие»
горы. Это можно и нужно отрабатывать «рядом» с домом.
Канешна, — не отработав этого, ходить в горы ваaaпще низя — очень опасно (ИМХО).
Голоса из зала: Вы не смотрите, что мы спим, нам эта тема (про связки,
и подобное) очень интересна. И мы не одни такие! Так что вы говорите, говорите
еще┘
6. Как вылезать
Это о том, как вылезать без посторонней помощи.
Для начала надо попытаться не срываться. Еще раз:
— особо страшные места первый зондирует — тыкает ледорубом перед собой-
держит/недержит?
— за первым идти строго след в след. Полстопы влево, полстопы вправо….
(см ниже).
— проваливаясь в трещину, не торопитесь срываться. Попробуйте сесть(!)
на спину, и перекатиться на другое место поверхности ледника. Обычно это
помогает.
А если не помогло:
1) если не глубоко — постарайтесь просто вылезти. Но имейте в виду:
при повторном срыве есть шанс сорвать партнера и сделать все еще хуже.
2) если по-простому не вылезли:
— постарайтесь понять, что происходит наверху, установите контакт,
выражаясь по-бухгалтерскому.
— договоритесь о своих действиях с партнерами
— закрепите рюкзак на веревке и снимите его на фиг (бросать его вниз
не стоит, а то нет смысла и вылезать: если там палатка или спальник, так
замерзнете, а если спирт — так убьют)
Вылезайте по веревке как по перилам, используя 2 петельки
для пруссов. Или жумар, если есть, или еще чего.
Боря Дынкин (прям со сцены):
Лева, у меня как раз вопрос насчет того, на чем вылезать: на жумаре
или двух пруссиках, которые заранее привязаны к веревке. Я всегда
привязывал пруссики, но вот когда мы на Денали лезли, мои очень опытные
(серьезно) спутники говорили, что пруссики это все баловство, если жумар
есть. Мы даже устроили соревнование — кто быстрее пролезет метров
5 веревки. К моему удивлению, я выиграл. Это, конечно, ничего не
значит… ну, кроме того, что я выиграл… Ты как думаешь?
Лева:
Мне кажется, что на жумарах быстрее, а пруссики твои были заранее
привязаны к веревке (или ты лучший спортсмен).
Почему-то принято думать, что можно доверять жумару без подстраховки
— это дело личное.
Я не привязываю пруссики заранее, чтобы не мешались, но если они
потребуются, потеряю 30-40 секунд. Это тоже — на любителя.
Проблема с пруссами — на веревке, натянутой снизу рюкзаком,
они могут плохо работать. Жумары работают. Да и другие схватывающие узлы
работают лучше пруссов.
Проблема с жумарами — тяжелые они. А без опоры для ног
одного жумара все равно не хватит.
Зал (голосом Володи Кельмана):
А я вот, как-то, забыв инструменты наверху и спустившись 1 веревку,
довольно легко вылез наверх пользуясь одним Тиблоком.. Хотя, всегда имею
2 на обвязке. Ничего не весят и легче лезть, чем с пруссиками!
Отвечаем: наше правило — иметь (да — иметь!) 2 репика для
пруссов — обязательно, на остальном не настаиваем… И это наш маленький
каприз.
И еще: ВСЕ снаряжение должно быть проверено так:
Попросите спустить вас парашютом на веревке так, чтобы
не было опоры для ног. Вылезайте по этой веревке.
(Обязательна 2-я страховочная веревка).
То же самое сделайте, спустившись с тяжелым рюкзаком.
В горах полезно иметь и жумар, и кулачек, но необязательно
таскать их на все восхождения.
7. Как спасать
Вы задержали партнера. Что дальше?
Продолжайте соблюдать все правила безопасности, чтобы
число пострадавших не увеличилось.
1) Оцените ситуацию:
— убедитесь, что вы находитесь на безопасном месте, а если нет — пусть
вас страхуют по всем правилам.
— состояние партнера:
— вы его слышите, значит он жив
— слышите что-то кроме мата — он ранен и бредит.
2) Если лезет сам — помогите, обеспечьте страховку.
3) Самый легкий способ вынимать — ГРУДЬ/НОГА:
— сбросьте ему другую веревку и спасайте самое дорогое
— рюкзак (с палаткой, спиртом, жрачкой)
— опять сбросьте веревку, закрепите ваш конец на пруссе
на точке (ледорубе, крюке, петле). Пусть он ее прощелкнет через грудной
карабин, а петлю на конце наденет на ногу. Веревку, на которой он висит,
тоже застрахуйте пруссом.
Орите: «НОГАААА!» — он должен поднять ногу, а вы — выбрать слабину
веревки и закрепить на пруссе. Орите: «ГРУУУУДЬ!» — он должен встать на
ноге — грудная веревка ослабится, а вы выбирете ее слабину и закрепите
на пруссе. «НОГАААА!» — и так пока не вылезет.
а че один способ только-то? а другие-то способы какие?
…Ну, типа, правая/левая еще способ…
Это грудь, чтоли — правая/левая, чтоли?
Нога! Правая. Левая
а-а-а-а!
4) Если чувак бредит и помогать сам не может — придется спускаться к
нему, организовывать полиспаст. Вынимайте, но
старайтесь не покалечить больше.
Чей-то голос (как у Юры Воронова):
А если веревку к точке Х привязать и дернуть посильнее, так это как полиспаст
работает!
Наверное.
Разные варианты полиспастов обсуждать сейчас не будем — слишком много на сегодня.
В любом варианте подстраховывайте грузовые веревки пруссами.
А что потом? Если все здоровы и готовы психологически — можно продолжать маршрут.
Если нет — помните о безопасности: на спасработах часто гибнут спасатели
.
Эвакуация пострадавших — тоже отдельная тема.
Вопросы е? Обсуждения? Предложения?
Голоса из зала:
Миши Цельмана:
А че там обсуждать!? Мужики все правильно поговорили!
Димы Литвака:
Эх, попасть бы в такие горы где все это полезно знать!
…кто-то поднимает огромный транспарант с портретом Саши Букреева…
крики: Викли давай, викли!
…
…плодисменты…
…вяло переходящие в овацию: Ви-кли! Ви-кли! Ви-кли!
и тут голос Димы Лаврова произносит:
А я все равно к этому очень скептически отношусь! И я бы и рад бы
ошибиться, но н-и-ч-е-г-о у вас не выйдет!
Mы слезаем со сцены, публика расходится, пострадавших выносят из зала
Материал подготовил — Лев Янкилевич
Оформление — Лев Янкилевич, Ирина Закс
© 1999-2004 Smirnov Outing Club
Турклуб им.
Смирнова | Weekly — все выпуски | Напишите
нам
Источник