Как научиться правильно петь не на связках

Содержание статьи

Как петь на опоре. Основы, которые должен знать каждый вокалист

«Держи воздушную подушку» — рекомендовал мне мой первый педагог по вокалу. И я пела, как могла. Боясь расстроить преподавателя, я сказала, что не представляю, что такое “воздушная подушка” и где она у меня находится… Пытаясь удерживать воздух внутри, я переставала дышать, а без дыхания, сами понимаете, и пения нет. Петь у меня то получалось, то не получалось. На живых выступлениях я пела на связках, а занятия по вокалу на тот момент ассоциировались у меня с большим напряжением и дискомфортом. Этот педагог так и не смог объяснить мне, как петь на опоре.

«Держи воздушную подушку» — рекомендовал мне мой первый педагог по вокалу. И я пела, как могла.

А достаточно было показать вот такое простое упражнение, как в этом видео уроке.

Следующий педагог не сразу, но сумел дать мне ощущение опоры. Но и тогда у меня не было чувства комфорта и легкости. Там меня учили выжимать звук, напрягая все мышцы живота вниз, а иногда от напряжения у меня болело все внутри и я давилась звуком. Нужно ли «тужиться» во время пения? Об этом мы узнаем позже.

Оказалось, все намного проще, когда пришло точное понимание и ощущение, какие мышцы работают и что такое опора. И это было озарение, которое изменило мою жизнь и мое пение к лучшему. Я стала брать те ноты, которые несколько лет назад просто не сумела бы взять, причем, очень легко.

Итак, какие мышцы составляют опору? Это мышцы пресса, внимание —  верхнего пресса! Чтобы точно обозначить нужное место, нужно приложить три пальца над пупком. Это приблизительно центр солнечного сплетения.

​Способы почувствовать опору и понять как петь на опоре

1.     В положении стоя отклоните корпус назад и так зависните. Автоматически напрягаются мышцы живота, которые не дадут вам упасть – это и будут нужные мышцы. Теперь распрямите тело, а мышцы оставьте в таком же напряженном положении – это и есть опора.

2.     Лягте на пол, положите на живот не слишком тяжелый предмет, но и не невесомый. Попробуйте мышцами живота приподнять предмет вверх, но не надувайте его, поднимайте не воздухом, а именно мышцами. Мышцы, которые будут удерживать предмет – это и есть опора. Физиологически мышцы, которые работают при опоре, называются диафрагма.

3.     Возьмите палочку (подойдет лак для волос, бутылка, зонтик – любой вытянутый округлый предмет, но не острый), приложите к животу одним концом, другим упритесь в стену, сделайте вдох и напрягите мышцы живота. Напряженными мышцами надавливайте на вашу «палочку», она будет упираться в стену, а напряженные мышцы будут оказывать палочке сопротивление и не дадут ей вдавиться в живот.

4.     Представьте, что вы поднимаете тяжелый предмет (две сумки по бокам или диван) – нужные мышцы напрягутся автоматически.

5.     Покашляйте – при кашле естественным образом работают мышцы опоры.

В нашей онлайн-школе “Петь легко” мы рекомендуем заниматься именно с “вокальной палкой” или “бутылкой” – она даст вам постоянное ощущение опоры. Когда вы поете, надавливайте предметом на живот, а мышцы живота напрягайте так, как будто хотите этот предмет вытолкнуть вперед, и пробуйте петь. Таким образом, диафрагма делает не втягивающие движения, а выдавливающие. Ощущение опоры может прийти не сразу, но его не спутать ни с чем: вам должно быть комфортно, будто есть на что опереться, и вы можете оттолкнуться и начать летать ????

Опора – это не только напряженные мышцы живота, но, скорее, умение удерживать ими воздух. Чем лучше вы удерживаете воздух в легких и экономнее его расходуете при пении, тем лучше работает ваша опора.

Опора – это не только напряженные мышцы живота

Как отличить пение на опоре

Когда исполнитель поет на опоре, его пение громкое, выразительное, есть динамика тише-громче, он свободно переходит на высокие ноты и не вылетает на фальцет (головной писклявый звук). Его звук не зажат в носу или в голове. Он может петь мощно, но при этом без напряжения.

Для чего нужна опора вокалисту

Опора помогает снять напряжение с голосовых связок и расслабить гортань. Другими словами, сохранить здоровые связки и певческий аппарат на всю жизнь. Ведь пение – это большая нагрузка на весь организм, и, чтобы давать концерты, записываться в студии, много говорить, нужно правильно распределять напряжение и воздух в теле. И если вы хотите петь долго и счастливо, лучше сразу начинайте учиться пению у грамотных педагогов!  Таким образом, мне понадобились годы, чтобы понять, что такое «воздушная подушка», где ее удерживать  и как петь на опоре ????

Жаль, что тогда у меня не было таких меток, которые мы сейчас используем в нашей школе.

Посмотрите этот видео урок, чтобы понять, как работает опора вокалиста.

Не повторяйте чужих ошибок – учитесь петь сразу правильно. В нашей школе вы научитесь удерживать опору во время пения уже с первых уроков на практике и под контролем хороших специалистов.

Запишитесь на бесплатный пробный урок, чтобы понять, как это работает.

Источник

Как научиться петь и сохранить голос

Фото: shutterstock

Голос – это основной инструмент, который требует наиболее деликатного обращения. Порой, вокалисты занимаются на износ, до конца не понимая как уязвимы их голосовые связки и какой вред они им могут нанести. К большому сожалению, данный вопрос начинает волновать человека только тогда, когда голос становится сиплым, появляются хрипы или пропадает обычное звучание.

Читайте также:  Реабилитация после операции разрыв связки на коленном суставе

Этого допускать никак нельзя, ведь данный инструмент даётся вокалисту один раз, и беречь его нужно всю жизнь. Именно поэтому нужно понимать, что угрожает голосу профессионала и знать основные секреты, помогающие его сохранить надолго.

Как позаботиться о голосе вокалисту

Каждому человеку даётся свой голос. Это индивидуальный, неповторимый, отличный инструмент, аналогов которому нет. Если говорить о видах голосов в пении, их можно классифицировать от низких к высоким.

Мужские голоса более грудные, свое максимальное развитие они получают в возрасте 40-50 лет. Крайне редко среди сильной половины человечества встречаются личности, которые могут владеть также и женским диапазоном. Женские голоса более высокие и пластичные. Но это только общая классификация.

Чтобы позаботиться о своем голосе и развивать его в профессиональном аспекте вокалист, прежде всего, должен:

• позаботиться о физическом и психологическом здоровье;

• устранить все проблемы работы ЖКТ (даже простая изжога может сильно повлиять на качество голоса);

• правильно питаться;

• исключить из пищи все аллергены;

• забыть о стрессах и перенапряжении.

Если вы хотите знать, как развивать голос для пения новичку, изначально надо понять какие есть виды пения. После этого вместе с преподавателем определить свой тембр и только тогда учиться петь красиво.

Возможные проблемы с голосом у вокалистов

Если для обычного человека проблемы с голосом не так страшны, то для вокалистов это может стать серьезной проблемой. Несвоевременное обращение к специалисту может повлечь за собой серьезные последствия и изменения голоса, исправить которые будет очень нелегко.

Как профессионалы, так и начинающие вокалисты должны знать, какие проблемы могут их поджидать:

• Потеря голоса в результате простуды, осиплость и хрипота. Если у человека болит и покраснело горло – это означает, что к связкам идет большой приток крови и сильные нагрузки в этот момент категорически запрещены.

• Перегрузка и высокая утомляемость голосовых связок. Переутомление данного органа не пройдет незаметно. Очень важно это вовремя заметить и дать связкам отдохнуть, сразу принять Гомеовокс и обеспечить себе регулярное теплое питье. В противном случае голос сядет, станет низким, осипнет и пропадет вовсе.

• Отечность голосовых складок (связок). Если в организм попадет бактериальная инфекция, а иммунитет не сможет с ней справиться, дыхательные пути воспаляются, изменяется форма голосовых складок (они становятся больше и не могут правильно смыкаться). Если пропал голос в данном случае, уже речь идет о развитии осложнений простудного заболевания, требующего незамедлительного обращения к специалисту.

• Неправильная передача нервных импульсов. Эта проблема чаще всего наблюдается у людей, которые слишком эмоциональны, гиперчувствительные и подвержены стрессам. Когда нервные импульсы передаются неправильно, возникнет дрожание голоса, вокалисту становится сложно попадать в ноты.

• Проблемы с пением во время переломного подросткового периода. В то время, когда подросток-вокалист начинает ощущать дискомфорт в результате непривычного звучания его голоса, он плохо контролирует высоту своего тембра. Возможно эмоциональное перевозбуждение, неправильная нагрузка и, как следствие, перенапряжение связок. В данном случае главное беречь голос и не противиться изменениям, которые с ним происходят.

Профилактика возможных проблем с голосом важнее и эффективнее чем лечение. Не перегружайте себя физически, часто бывайте на свежем воздухе, питайтесь очень умеренно (никогда не стоит петь на полный желудок), регулярно тренируйте голос, занимайтесь развитием дикции и никакие проблемы вас не коснутся.

Также специалисты рекомендуют при первых симптомах афонии держать под рукой Гомеовокс – таблетки от потери голоса и охриплости. Этот препарат оказывает комплексное воздействие, позитивно воздействует на голосовые связки. Прием Гомеовокса с первых дней повышает эффективность восстановления голоса и сокращает сроки выздоровления не зависимо от причины, вызвавшей охриплость и потерю голоса.

Фото: shutterstock

Что делать для поддержки и сохранения голоса

Вокалисты каждый день подвергают свой голос большим нагрузкам. Это обратная сторона медали и огромный минус данной профессии. Именно поэтому голосовые связки вокалиста очень нуждаются в правильной тренировке, уходе и заботе.

• Необходимо вести правильный образ жизни, исключить факторы риска, которые прямо угрожают голосу, а также правильно тренироваться.

• Для того чтобы поддержать и сохранить голос нужно избегать пребывания в помещениях с пересушенным воздухом. Во время отопительного сезона можно купить увлажнитель, часто проветривать квартиру.

• Свести к минимуму риск простудных заболеваний. Длительные прогулки в холодную, мокрую погоду, пребывание в сырых помещениях, игнорирование первых симптомов простуды приведут к плачевным последствиям.

• Не переходить без надобности на шепот или крик. Некоторые думают, что говоря шёпотом, берегут свой голос, но это совершенно не так. При шепоте, также как и при крике, связки напрягаются и могут травмироваться.

Периодически позволяйте своему голосу отдохнуть. Это важно для того, чтобы главный рабочий инструмент вокалиста не переутомлялся и не подводил в самый нужный момент.

Лучшие упражнения для голоса рекомендовано делать каждое утро. Чтобы провести эффективный комплекс упражнений понадобится не больше 15 минут, а результат не заставит себя долго ждать.

Вот некоторые из упражнений на дыхание, которые рекомендуют лучшие вокальные школы (каждое из них повторяйте пять-шесть раз):

• Сядьте на стул, сделайте глубокий вдох, проследите, чтобы были задействованы мышцы живота. Задержите дыхание на несколько секунд и начинайте медленно вдыхать, считая при этом до пяти.

• Следующее упражнение – плавный вдох носом и плавной выдох ртом. Представьте, что у вас замерзли руки, и вы хотите их отогреть.

• Вдыхайте воздух носом, и выдыхает ртом, издавая протяжный звук «ссс», а следующий раз звук «шшш». Старайтесь работать на усиление.

• Зажмите одну ноздрю пальцем и постарайтесь сделать максимально шумный и глубокий вдох, после такой же выдох. Повторите это второй ноздрей.

• Сделайте вдох через нос и плавный выдох ртом, издавая звук «ааа» или «ууу». Обязательно следите, чтобы звучание было протяжным, грудным.

Читайте также:  Сонник ключи связка забрать

Упражнения необходимо делать ежедневно, иначе эффекта от них не будет. Это советы не только для тех, кто хочет научиться петь с нуля, но и для профессиональных вокалистов, желающих брать самые высокие ноты.

Несколько советов от фониатра

Специалист фониатр помогает избежать серьёзных проблем с голосом. Только он может провести полное обследование главного органа вокалиста и подобрать нужное лечение без риска для голосовых связок.

Всё это очень индивидуально, но есть общие рекомендации фониатров, которые нужно помнить и соблюдать в качестве профилактики:

• В холодное время года не разговаривать на улице. Это важно чтобы избежать переохлаждения связок и не допустить охриплость голоса.

• Не повышайте голос и не переходите на шепот – это сильно нагружает голосовые связки.

• Если вы не знаете что делать если охрип голос, а народные методы не помогают – обратитесь к врачу и строго следуйте его рекомендациям.

• Обязательно доведите до конца курс лечения, чтобы избежать осложнений.

• Работайте в хорошо проветриваемом помещении с оптимальной влажностью.

• Устраивайте себе разгрузочные дни – то есть дни покоя, когда ваш голос будет отдыхать.

• Также, в рамках лечения ларингита и других воспалительных процессов дыхательных путей, отличные результаты показывает регулярный прием препарата Гомеовокс с первых дней проявления охриплости. Противовоспалительное действие таблеток для рассасывания смягчает симптоматику и оптимизирует процесс лечения.

Фото: shutterstock

Подведя итоги, отметим, что для вокалиста проблемы с голосом – это большая неприятность. Многие слишком перегружают связки, записываются на курсы ораторского мастерства, разучивают сложные скороговорки для дикции, сами подбирают распевки для вокала. Но все это может быть бесполезно, если не беречь голос и не беспокоиться о его сохранности регулярно. Именно систематичность – это главный залог успеха, поэтому не стоит пренебрегать правилами, описанными выше и тогда ваш главный инструмент никогда не подведет!

Реклама

Источник

Как петь громко? Певческие резонаторы и резонанс голоса.

Многие хотят узнать, в чем секрет громкого пения и как сделать голос звонким. Чтобы это понять, нужно разобраться, как устроен голос. Процесс пения довольно прост и логичен.


  • мы выдыхаем воздух


  • выдох проходит через голосовые связки


  • связки начинают вибрировать


  • от вибраций появляется волна звука


  • звуковая волна поднимается по глотке вверх


  • попадает в рот и носовые пазухи


  • они отражат звук и усиливают его


  • происходит резонанс голоса и вокал становится громким.

Если хотя бы один пункт из этого процесса нарушается, вся система перестает работать. Например, вокалист слишком много выдыхает. От этого связки смыкаются не плотно, и звуковая волна получается слабой. Такой вокал звучит тихо и зажато, а человек считает, что не умеет петь. Хотя в большинстве случаев, у таких людей прекрасные вокальные данные — 

они просто не знают, где допускают ошибку! Поэтому, если вы хотите петь громко, первым шагом — научитесь распределять воздух при пении. Чтобы связкам было комфортно смыкаться и создавать ровную волну звука. Вторым шагом — разберитесь, как работают резонаторы, ведь именно они усиливают голос, которые рождают связки.

О дыхании мы говорили статьях на тему певческого вдоха и парадоксального дыхания. Сегодня мы разберем, что такое голосовые резонаторы у человека и как они помогают петь громче. Резонанс — это волшебная таблетка для любого вокалиста. В считанные секунды он делает голос звонким и объемным.

Почему резонанс делает голос громче?

Резонанс при пении появляется благодаря отражению звука. Представьте, что вы что-то сказали в пустой комнате. Произнесенные слова отразятся от стен и будут громкими. Но вы даже не приложите к этому усилий.Пустая комната и голые стены создадут эффект резонанса. По тому же принципу работает резонансное пение. Роль пустой комнаты в нашем теле играют полости — пустые пространства. Это глотка, носовые ходы, рот — в них мы чувствуем вибрации при пении, когда звуковая волна начинает резонировать.

Как научиться правильно петь не на связках

Голос попадает в резонаторы (полости) и звук отражается в них десятки раз. Из-за отражения в вокале возникает много высоких и средних частот. Именно к высоким частотам очень чувствителен наш слух. Это не значит, что вы начали петь громче. Просто в тембре голоса у вас появилось много «цепляющих» нот (усиленных средних и высоких частот). И такое изменение в тембре ухо воспринимает как повышение громкости.

Какие голосовые резонаторы существуют?

Посмотрим, какие резонаторы используются в вокальном искусстве. Ранее считалось, что основных резонаторов два — головной и грудной. Высокие звуки резонируют в голове и ее пустотах, выше голосовых связок. А низкие звуки резонируют в груди — трахее и бронхах, ниже голосовых связок.

В последние десятилетия проводится много исследований резонаторов голосового аппарата у человека. Появились научные доказательства, что в груди звук не резонирует, а лишь вибрирует. Так как звуковая волна, рожденная на связках, поднимается под давлением воздуха вверх. А не спускается вниз, в грудную клетку. В легких, трахее и бронхах мы чувствуем лишь отголоски резонирования. То же происходит и с «головным» резонатором.

Многие педагоги вокала советуют направлять звук в лобные пазухи на верхних нотах для лучшего резонирования. Однако, лоб и его пустоты не имеют прямого воздушного соединения с горлом. Значит, колебания воздуха и звука не могут напрямую туда попасть! При пении вокалист чувствует лишь вибрации в лицевых костях, зоне лба и в затылке, которые возникают от резонанса в глоточном и носовом резонаторах.

голосовые резонаторы, резонирование звука при пении, резонанс в вокале, носовой резонатор, головной резонатор, гортань, глотка, гортаноглотка, глоточный резонатор, как петь громко, вокал

Какие резонаторы голосового аппарата есть:


  • рот, где образуется резонирующее пространство между челюстью и твердым небом,


  • носоглотка, где мы можем влиять на резонанс с помощью мягкого неба,


  • носовые пазухи, в которых наиболее четко ощущаются вибрации резонанса


  • глотка и гортань — вернее ротоглотка и гортаноглотка

Каких резонаторов в пении нет:


  • головной резонатор


  • грудной резонатор

Резонирующие полости, которые мы перечислили, составляют вокальный тракт — ваш голосовой аппарат. Влияя на одну часть вокального тракта, вы управляете голосом целиком и лучше контролируете свое пение. Как научиться управлять резонированием звука при пении мы поговорим в следующей статье.

Как получить резонанс при пении?

Чтобы возник резонанс нужны три вещи (вспоминаем курс физики!):

Источник энергии, которая вызывает резонанс.

В организме певца источником резонирования будет дыхание — движущая сила для голоса. Если нет выдоха, то нет и звука. Дыхание cоздаёт давление под и над голосовыми связками. Если при пении выдыхать ровным потоком воздуха, то связки смыкаются плотно и равномерно. Тогда звуковая волна будет ровной и сильной, а резонанс качественным.

Движущееся тело, которое колеблется и создает резонанс.

В вокале — это голосовые связки. Они колеблются и создают звуковую волну. Если связки смыкаются плотно, то резонирование будет ярче, и вы сможете петь громче. Многие проблемы с голосом решаются, когда вы понимаете, как управлять смыканием голосовых связок.

Пустота, резонирующая полость.

Для резонирования звуку нужно пространство, где он будет отражаться. В организме человека много пустот. Например, широко открытый рот. Поэтому педагог вокала заставляет вас расслаблять челюсть и опускать ее пониже — так вы освобождаете пространство для резонирования. Свободная глотка у вокалиста также создает необходимую голосу пустоту.

Итого — для резонанса голоса важны три компонента: ровный выдох при пении, правильное смыкание голосовых связок, широко открытый рот и свободные от зажимов челюсть и горло. Вся техника, как петь громко, сводится, по сути, к трем базовым вещам, которым учатся новички «с нуля» на уроках вокала.

Весь секрет громкого пения!

как петь громко, как петь звонко, как научиться громко петь, что такое разонанс, резонаторы певца, как раскрыть голос, как изменить голос для пения, как изменить тембр голоса, принципы пения, основы вокала, вокальная техника, вокал с нуля, блог о вокале, блог вокал, блог елена дорнгоф, блог педагог вокала, ovocale, Блог педагога по вокалу

Не путайте голосовые регистры и резонаторы!

Начинающие вокалисты путают головной регистр и головной резонатор. Или грудной регистр и грудной резонатор. Это большая ошибка! 

Голосовой регистр

— всего лишь отрезок вашего диапазона. Голос переходит в разные регистры при пении из-за изменения длины голосовых связок. Регистр воспринимается на слух как высота звука. То есть голос меняет высоту в разных регистрах.

Голосовой резонатор

— это физическая пустота в теле. Его можно почувствовать физически. Например, откройте шире рот или поднимите мягкое нёбо, и голос будет звучать громче. Высота звука не меняется, когда вы используете разные резонаторы. Но меняется наличие частот в тембре — например, больше высоких или средних, которые «цепляют», «режут» слух.


  • За счет регистров мы поем высоко или низко.


  • А резонаторы позволяют петь громко или тихо.

Конечно, голосовые регистры и резонаторы работают сообща. Если вы поете в низком «грудном» регистре, у вас появляется «грудное» резонирование. То есть голос становится насыщенным, грубым, гулким, с низкими частотами. Регистры помогают ощутить вибрацию в теле при пении от резонирования — физически. Переключаясь с высокого регистра на низкий, можно почувствовать, как работают резонаторы на низких и высоких звуках.

Резонаторы и голосовые связки —
как петь громко?

На резонансе можно петь громко долгое время без каких-либо усилий. Резонирование при пении «защищает» голосовые связки от срывов и перегрузок. Голос не устает даже после нескольких часов вокала.

Парадокс правильной вокальной резонации в том, чтобы не напрягаться во время пения, пытаясь получить громкий звук, а наоборот расслаблять мышцы голосового аппарата! Чем расслабленней челюсть и горло, тем больше освобождается пространства для резонирования. К сожалению, начинающие вокалисты частенько уходят в зажим.

Вместо резонансного пения переходят на крик, поют «на связках». А потом лечат голос. Зажим позволяет увеличивать громкость звука более плотным смыканием связок. Но натирает на них мозоли. Узелки на связках, которые лечатся с большим трудом. Криком и форсированием свободного звука добиться нельзя, петь громко долгое время на крике не получится!

Если вы ощущаете дискомфорт во время пения — саднит, першит, появляется «комок» в горле — остановитесь и ненадолго прекратите петь. Дайте отдохнуть вокальным мышцам, расслабьте плечи и шею. Спросите себя, чувствуете ли поддержку дыхания при пении?

Резонировать во время пения — это базовый навык, чтобы петь громко

Обучение резонансному пению дело не быстрое. Грамотный педагог на уроке вокала уделяет работе с резонаторами голосового аппарата столько же внимания, сколько и дыханию. Если этого не происходит, то задумайтесь о компетенции вашего педагога.

О резонировании написано немало книг учеными-физиками, фониатрами и педагогами по вокалу. Советую почитать «Резонансное пение» В.П. Морозова, если вы занимаетесь вокалом самостоятельно и хотите разобраться, как работают певческие резонаторы.

А также в следующих статьях я расскажу вам — чем отличается носовое резонирование от головного и гортанного, и как влиять на работу певческих резонаторов, чтобы сделать голос по-настоящему сильным и красивым.

Курс «Основы вокала»

Базовые навыки в пении за 8 шагов! Чем отличаются резонаторы и регистры, как петь высоко и громко, постановка вокального дыхания.

Узнать о курсе

Как научиться правильно петь не на связках

Источник