Как не давить на связки

Пение на опоре и управление дыханием

В этой статье вы найдёте объяснение тому, что такое опора и как она помогает вокалисту при пении. Упражнения улучшат ваши вокальные данные и расширят диапазон голоса, поэтому при регулярном их выполнении вы сможете брать высокие ноты без усилий. Нужно только прочитать статью!

На первом индивидуальном занятии по вокалу вы наверняка услышите от своего педагога слово «опора». И не факт, что вам смогут доступно объяснить, что это такое и как петь на опоре.

Опора — это удерживающий диафрагму верхний пресс. Для того, чтобы понять, где в теле она находится, надо приложить два пальца над пупком. При таком пении не нужно зажиматься и выдавливать из себя звук, у вас и так получится взять те ноты, на которые у вас прежде не хватило бы сил. Но, чтобы начать петь правильно и заняться постановкой красивого голоса, необходимо сначала понять, как почувствовать опору.

Как научиться петь на опоре

Преимущества пения на опоре

Учителя вокала настойчиво рекомендуют петь на опоре. И это неспроста. У такого пения есть множество преимуществ:

  1. На опоре пение исполнителя более громкое и яркое. Оно характеризуется особой выразительностью.
  2. Ему намного легче перейти на высокие ноты и не взлететь на писк.
  3. Вокал получается более мощным, но исполнитель не чувствует напряжения.
  4. Атака звука станет более активной.
  5. Держать звук становиться легче. При этом у исполнителя не дрожит и не срывается голос, и можно долго и ровно тянуть ноту.
  6. Сводится на нет риск сорвать голосовые связки, потому что напряжение действует не на них, а на диафрагму. Благодаря этому голос остаётся сильным почти всю жизнь.
  7. Опора существенно облегчает процесс пения. Вокалист не чувствует дискомфорта, когда увеличивает громкость.

Опора звука при пении

Физиология процесса

Выдох при пении управляется опорой дыхания с помощью диафрагмы и брюшных мышц. На этот процесс влияет слаженность работы брюшного пресса, включающего в себя диафрагму, мышцы ребер и живота, а также переднюю брюшную стенку.

Из-за того, что диафрагма прикреплена к верхнему отделу поясницы, при вдохе задействуются и спинные мышцы. Когда воздух втягивается, диафрагма опускается, а когда выпускается, она поднимается.

Пение на опоре снимает напряжение со связок и расслабляет гортань. Это способствует долгому сохранению голоса и уменьшает нагрузку на организм. И для пения не требуется большой поток воздуха, только давление, создаваемое в животе, а не в связках. Оно появляется за счет сопротивления диафрагмы напряжению пресса. Для его возникновения не надо сильно вдыхать, достаточно создать мощное сопротивление выдоху с помощью дыхательных мышц.

Опора дыхания при пении

Как почувствовать опору

Есть несколько упражнений, которые помогут получить ощущение опоры:

  1. Стоя, отклонитесь корпусом назад и замрите. В этот момент напрягутся мышцы живота, не позволяющие вам упасть. Они вам и нужны. После того, как вы почувствовали их, распрямитесь, не расслабляя мышц. Они — это опора.
  2. Займите положение лёжа и поместите на живот не очень тяжёлый, но всё же обладающий каким-то весом предмет. Постарайтесь приподнять его с помощью мышц живота, не надувая живот при этом. Важно, поднимать предмет не воздухом. Те мышцы, с помощью которых вам удастся это сделать, и считаются опорой.
  3. Положите на живот предмет вытянутой формы (например, бутылку) одним концом, а другим упритесь в стену. Затем вдохните и начните надавливать мышцами на этот предмет. Те, которые не позволят ему вдавиться в тело, это опора.
  4. Если представить, что вы пытаетесь поднять тяжелые сумки или кресло, у вас начнут работать мышцы, называемые опорой.
  5. Также опора ощущается при кашле.

Как почувствовать опору при пении

ВАЖНО: нужно напрягать лишь верхние мышцы пресса, а не все мышцы живота, иначе можно подавиться звуком или может появиться сильная боль после либо во время занятия.

Для того, чтобы лучше почувствовать опору звука, учителя пения рекомендуют проводить занятия с вокальной палкой. Надо надавливать палкой на живот при пении. Напрягайте мышцы так сильно, словно собираетесь оттолкнуть упирающийся в тело предмет.

Почувствовать опору вы можете не с первого раза, но это ощущение вы узнаете в тот же миг. Петь станет комфортнее и легче, словно бы у вас появилось что-то, на что можно опереться — это и есть правильное дыхание при пении.

Обратите внимание, что опора — еще и способность держать воздух напряженными мышцами. Поэтому очень важно научиться экономно использовать воздух и уметь задерживать его в лёгких.

Пение на опоре и атака звука для начинающих вокалистов

Упражнения для развития опоры и атака звука

Если вы уже знаете, как почувствовать опору, вам надо приступить к развитию данного навыка.

Для того, чтобы научиться петь на опоре, есть несколько упражнений:

  1. Сделайте вдох, создайте давление в животе, удерживайте его и постепенно выпускайте звук, ослабляя диафрагму. Упражнение выполняется на одном гласном звуке. Во время него необходимо ощутить разницу между пением простым и на опоре. Если вы чувствуете, что звучание голоса становится более устойчивым и сильным, то у вас всё получается правильно. Растяните пение на одном звуке на 10-20 секунд. Можете взять временной промежуток поменьше, главное, чтобы он был длиннее, чем то время, которое вы растягивали звук до этого.
  2. Если звук не становится сильнее или растянуть его надолго не получается, возможно, вы очень быстро выдыхаете воздух или же пока не ощутили опору. Тогда стоит выдыхать больше воздуха, чтобы живот сильно втягивался, затем немного вдыхать, сопротивляясь сжатию пресса. Это научит вас петь при сильном давлении. Когда вы найдете опору, можете вдыхать побольше.
  3. Попробуйте петь стаккато. Для этого нужно выпускать воздух рывками.
  4. Начните декламировать знакомый вам текст, но сконцентрируйтесь не на нём самом, а на ощущении опоры. Читайте его громко, но не кричите. Вам нужно чувствовать повышающееся давление при увеличении громкости. Для этого надо сильнее давить против диафрагмы.
Читайте также:  Субтотальное повреждение волокон передней крестообразной связки

Как петь на опоре

Советы по пению с опорой:

  • Добиться максимальной мощности вам не удастся ни после первого, ни после второго занятия, даже если вы всё делаете верно. Диафрагму нужно развивать, чтобы она стала сильнее. Если делать упражнения регулярно, то вы вскоре сможете достигнуть максимальной громкости.
  • При исполнении мест, где нужно выдать максимально громкий звук, постарайтесь не делать сильный выдох. Лучше беззвучно сжать мышцы против диафрагмы очень сильно, а затем исполнить ноту с необходимой громкостью. Потренируйте это место отдельно.
  • Научитесь петь негромко, даже тихо, но с опорой. Для этого надо создать слабое давление. Звучание при этом будет отличаться от обычного.

Как звучит голос на опоре

Ошибки при задержке дыхания

Есть несколько ошибок, которые начинающие вокалисты совершают:

  1. Они выпускают воздух слишком быстро, из-за этого тянуть звук долго не получается. Тогда нужно выпускать из лёгких почти весь воздух, а вдыхать только небольшое количество. Вследствие того в животе появляется сопротивление, помогающее острее почувствовать опору.
  2. Исполнители резко расслабляют диафрагму. В таком случае стоит проделать упражнение, описанное в первом пункте. Тогда на диафрагму будет воздействовать напряжение пресса.
  3. Вокалисты делают вздох перед взятием очень высокой ноты и из-за этого не доводят музыкальную фразу до конца. Для исправления этого надо тренировать место отдельно, сжимая мышцы против диафрагмы.
  4. Новички часто передерживают опору, пережимая мышцы. Делать этого не стоит, иначе будет чувствоваться боль при исполнении. Нужно создавать лишь легкое напряжение в диафрагме.
  5. Дыхание верхней грудной клеткой — тоже одна из распространенных ошибок, совершаемых вокалистами. При пении нужно дышать именно животом.
  6. После вдоха нужно сделать небольшую паузу и только потом выдохнуть. Это время требуется диафрагме, чтобы «собраться». Поначалу паузы после вдоха могут показаться длинными, потому что новичкам требуется больше времени, чтобы зафиксировать опору звука. Но при выполнении упражнений она уменьшится.
  7. Гипертонус диафрагмы — ещё одна постоянная ошибка новичков. Из-за этого тело находится в напряжении, и мышцы не могут расслабиться. Надо выпускать воздух плавно, но придерживая. Тогда исполнитель находится в тонусе, но не зажимается.

Источник

Наверное, вы слышали такое выражение: «Искусство пения есть искусство дыхания». Действительно, правильное дыхание или пение на опоре — основа вокала. Одни из главных вопросов начинающего вокалиста: как дышать при пении, что такое вокальная опора и где ее искать?

Опора дыхания — это своеобразное ощущение, которое возникает у певца во время пения. Пожалуй, никакой другой аспект вокала не вызывает таких серьезных споров, разногласий и разных мнений. Описывают и ощущают опору по-разному. Рассмотрим, какие мнения есть у певцов и педагогов на этот счет.

Как брать дыхание?

Начнем со вздоха. В педагогической практике есть четкое разделение певческого дыхания на три группы: ключицами, ребрами+животом и просто животом. Намеренно упростим описание, чтобы не углубляться в разные термины. Итак, ключицами не советует дышать никто. Это поверхностное, вредное дыхание, дающее зажим шеи, плеч и гортани. Что касается ребер и живота, то часто встречается такое мнение: колоратурное сопрано дышит преимущественно ребрами, остальные голоса больше животом и нижними ребрами. Существует так же деление по полу. Высокие женские голоса часто полнее используют грудную клетку, которая заметно поднимается при вдохе (не плечи, не ключицы, а грудная клетка!!!) и как можно дольше не опускается при выдохе. Мужские голоса в силу своей конституции дышат наиболее глубоко, в живот и в низ живота.

Дыхание и диафрагма

На самом деле, дышим мы конечно лёгкими. Всё дело в диафрагме — большой мышце, которая представляет собой перегородку между лёгкими и желудком (посмотрите на рисунок).

Опора дыхания

Она имеет вид купола. Когда вы набираете воздух, ваши лёгкие расширяются, давят на диафрагму, она расплющивается и давит на желудок и все органы ниже него, эти органы давят на живот изнутри, поэтому он выпячивается при вдохе. Управлять сознательно самой диафрагмой мы не можем, только опосредованно через мышцы, через дыхание.

Вы, наверное, уже знаете, что в вокале очень большую роль играет воображение, которое помогает найти правильные певческие ощущения. Поэтому, чтобы набрать воздух правильно, представляйте, что набираете его вниз живота, а нижние ребра при этом сами приподнимутся. Если у вас лёгкий, высокий голос, вам может хватить и нижнереберного дыхания с наполнением грудной клетки (без поднятия плеч!!!), для всех остальных голосов глубокое нижнереберно-диафрагмальное дыхание признано наиболее благоприятствующим пению.

Чтобы почувствовать это дыхание, лягте на пол, положите стопку книг на область пупка и поднимайте её при вдохе. При этом плечи должны быть полностью расслаблены, грудь и ключицы не поднимаются, выпячивается живот и нижние ребра, полезно еще представить, что дыхание идет в поясницу. Старайтесь дышать глубоко, но не перебирать воздух чрезмерно. Для наработки правильного дыхания часть педагогов предлагают выполнять упражнения на дыхание без звука, другая часть говорит, что они бесполезны и только утомляют мышцы, а все нужные ощущения нарабатываются во время пения. Решать вам.

Читайте также:  Как вылечить растяжение связок ушиб

Пение на опоре

Предположим, вы определились, как теперь будете брать воздух. Это еще не всё. Вот тут многие неопытные вокалисты начинают всей силой своего пресса выталкивать воздух и «громко звучать». Представьте, вся громада воздуха с большой силой ударяет по связкам. Сопоставьте в уме размеры и силу вашего пресса и размеры голосовых связок. Это неравный бой. Связкам не справится с таким мощным потоком воздуха, это называется форсированием, и это неправильное звукоизвлечение. Громкость достигается работой резонаторов, а не чрезмерным нажимом дыхания.

Для пения нам нужно медленное и равномерное выдыхание через открытую, нигде не зажатую трубу или «рупор», начинающуюся от трахеи и заканчивающуюся губами. Нужны открытое расслабленное горло и работа диафрагмы. Нужно научиться медленно расслаблять её, оставлять как бы в расплющенном состоянии при пении. Чтобы этого добиться, нужно после вдоха выполнить короткую задержку дыхания на долю секунды (в горле при этом ничего не происходит!). Далее, НЕ ОПУСКАЯ НИЖНИЕ РЕБРА (а для высоких голосов грудную клетку), регулировать животом выходящий воздух. По ощущением это часто воспринимается, как «посадить рёбра на живот». Надо заметить, что описывать словами процесс дыхания в вокале — дело сомнительное, такие вещи должен показывать и разъяснять педагог. Но если вы занимаетесь вокалом самостоятельно, вы должны очень тонко чувствовать свой организм, чтобы найти верные ощущения.

Главное, чтобы вы смогли перенести всё напряжение с горла на вашу диафрагму. Никаких усилий на уровне голосовых связок быть не должно. Только диафрагма принимает на себя лишний напор воздуха. Ваши рёбра должны оставаться приподнятыми при пении, чтобы они не давили на легкие и не выталкивали воздух напором на связки. Вот почему многие педагоги просят ученика ощутить спину. Если вы все сделаете правильно, будет казаться, что вы работаете спиной. Есть так же выражение «пояс напряжения«, которое тоже не противоречит такому дыханию. Ощущения могут быть описаны по разному: будто резиновый мячик в животе, на который вы давите, а он давит в ответ; «врастание» ногами в пол, ощущение, будто вас раздувает изнутри и пр. Есть и такое выражение — «парадоксальное дыхание». Оно так называется, потому что при выдохе вы будто продолжаете вдыхать. Ваши ребра не опускаются. В повседневной жизни человек так не дышит. Именно поэтому сложно найти нужные ощущения, но при должном упорстве они обязательно найдутся. Главное — заниматься регулярно и правильно.

Источник

5 способов сберечь голосовые связки

Оказывается, голосовой аппарат можно лечить и оберегать так же, как и любой другой орган.

Заповедь первая: щадить голос во время простуды

От насморка голос становится глуше, кашель раздражает гортань, а стекающая в нее мокрота вызывает воспаление. Если голос охрип, то самое лучшее для него — молчание: постоянное раздражение слизистой оболочки гортани усиливает воспаление и не дает связкам восстановиться. Поэтому фониатры во многих случаях, когда у пациентов возникают проблемы с голосом, назначают молчание как лечебный режим.

Если же это невозможно, надо постараться максимально снизить голосовые нагрузки. Не разговаривайте шепотом: это заставляет голосовые связки трудиться с большим усилием. Нужно просто говорить тише и спокойнее и все-таки — поменьше и пореже.

Старайтесь в течение дня обеспечить горлу лечение. Даже если пошли на работу, возьмите с собой флакончик с дезинфицирующим раствором, противовоспалительные таблетки и пастилки. Идеально, если каждые час-два вы будете обрабатывать горло антибактериальным (грамицидин, фурациллин, раствор йода и морской соли) и противовоспалительным (настойка прополиса, календулы, сок алоэ) раствором, чередуя их. На ночь хорошо смазать больное горло оливковым или облепиховым маслом, поставить спиртовой компресс и держать в тепле.

А когда горло уже прошло, полезно усвоить себе простое правило: сразу же после пробуждения прополощите горло стаканом кипяченой, чуть теплой воды. Это помогает снять налет со слизистой горла и гортани, но не нарушает здоровую микрофлору, которая присутствует на этой части слизистой и очень важна для нормальной работы связок.

Заповедь вторая: исключить раздражение гортани

На нежные складки гортани неблагоприятно воздействует острая, слишком холодная или горячая пища — она травмирует слизистую. Нежелательно также испытывать резкие перепады температуры воздуха, особенно при переходе из разогретого помещения на холод. Даже при здоровом голосе рекомендуется перед выходом на улицу помолчать минут 15, чтобы связки успокоились и остыли. А если вышли на улицу в холодное время года, то всякие разговоры на открытом воздухе, особенно сыром и влажном или же на морозе, следует исключить. Будьте осторожнее, говоря по телефону. Медики обнаружили, что такая речь утомляет голосовые связки гораздо сильнее, чем непосредственное общение.

Очень существенно влияет на состояние голоса курение — оно значительно повышает вероятность заболеваний гортани, служит причиной появления на связках полипов, что делает голос грубым и хриплым.

Такого же эффекта можно «добиться», если неизменно говорить громко и резко, с напряжением. Со временем на связках появляются мозолистые наросты — узелки. Они становятся существенной помехой для нормального звучания голоса.

Читайте также:  Английские слова связки картинки

Заповедь третья: учиться правильно дышать во время разговора

Чтобы поберечь голосовые связки, начинайте речь всегда на выдохе. Иначе может не хватить воздуха, для того чтобы закончить фразу, а связки перенапрягутся, компенсируя эту нехватку. Когда легкие наполнены воздухом, слова произносятся звучно и плавно. Сила голоса зависит от работы нижних органов дыхания, легких, бронхов и трахеи.

Чтобы при дыхании у вас всегда был запас воздуха, старайтесь при вдохе заполнять им не только грудную клетку, поднимая верхние ребра, но и часть брюшной полости, работая нижними ребрами, стенкой живота и диафрагмой — перегородкой между грудной и брюшной полостями. Если не получается, попробуйте просто «подышать животом», когда при вдохе живот заполняется воздухом, а при выдохе сдувается. Диафрагма регулирует давление под голосовыми связками, чтобы им не приходилось перенапрягаться.

Заповедь четвертая: следить за своей речью

Во время беседы почаще меняйте интонацию. Разнообразные модуляции голоса значительно украшают речь и придают ей выразительность и эмоциональную окраску. А вот монотонное, однообразное повествование, напротив, не слишком хорошо влияет на состояние голоса. А если приходится «повышать громкость», связки все больше напрягаются и голос лишается звучности.

Заповедь пятая: заниматься упражнениями для голоса

Специалисты по лечению голоса — фониатры из Московского НИИ уха, горла и носа — советуют освоить несколько простых упражнений.

После небольшого набора воздуха производится протяжный согласный звук «м» или «н». Его направляют вверх в носовую полость. К обеим сторонам носа прикладывают сложенные вместе пальцы рук. Под ними должна ощущаться вибрация. Попробуйте также повторять в нос слова «дон-н-н» или «бом-м-м». Звук должен отозваться колебаниями в области верхней губы.

Затем, выдыхая воздух, протяжно произносят целые буквосочетания: «ми-ми-ми», «мо-мо-мо» или «ма-ма-ма». Именно так, распеваясь, делают певцы. Можно еще произносить «ни-на-но», «би-ба-бо». В дальнейшем, используя звуки «м» или «н», можно напевать «носом» целые мелодии.

Чтобы улучшить звучание грудных, низких звуков, опустите голову на грудь и, прижав к ней подбородок, вместе с выдохом произносите глубоким голосом: «о-о-о» или «у-у-у». Звук тяните, пока хватает дыхания. На верхнюю часть грудной клетки положите руку. Можно слегка похлопать ладонью. Это увеличит вибрацию голосовых связок и силу их колебаний.

Возможно, у вас не найдется времени для ежедневных фониатрических упражнений. Однако несколько простых действий для укрепления голоса, которыми можно начинать день, выполнить вполне реально.

Оториноларинголог-гомеопат Владимир Орехов советует каждое утро начинать с фразы: «говорить надо не горлом, а носом». Попробуйте протяжно произносить эти слова, медленно выпуская воздух через нос, так чтобы голос звучал чуть гнусаво. Упражнение можно повторять и в течение дня — оно хорошо снимает нагрузку с голосовых связок.

Интересно

Всегда считалось, что говорить и жевать одновременно и некрасиво, и опасно, и противоречит правилам хорошего тона. Однако австрийский ученый Фрешельс разработал метод лечения нарушений голоса, который сочетает два этих процесса. Он обратил внимание на то, что во время жевания связки расслабляются, и таким образом легче добиться естественного звучания голоса у тех больных, у которых во время обычного разговора формируется неправильный стереотип речевых движений. Методом Фре­шельса пользуются многие специалисты по лечению голоса, однако отечественная школа фониатрии не считает его эффективным.

Наша справка

Мужские голоса традиционно делятся на высокие (теноры — от 128 до 512 Гц), средние (баритоны — от 196 до 426 Гц) и низкие (басы — от 80 до 300 Гц). У женщин голоса выше, что связано с особенностями строения их голосовых связок (у обладателей высоких голосов они тоньше и короче), а также с уровнем гормонов в крови, благодаря которым девочки становятся женщинами, а мальчики — мужчинами.

Самое новое

Необычный способ восстановить утраченный голос придумали в США. В последнее время здесь вошла в моду хирургическая подтяжка… голосовых связок. Новомодная операция, стоимость которой составляет 17,5 тысяч долларов, особенно популярна у пожилых людей, которым кажется, что огрубевший, потускневший с годами голос выдает их возраст.

Кстати

Чемпионами по голосовым нагрузкам являются оперные певцы. Век вокалиста недолог — 20-25 лет. Впрочем, исключения случаются. Ирина Архипова, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Иосиф Кобзон — яркий тому пример. Их удивительное сценическое долгожительство специалисты связывают не только с «правильной» школой пения, но и с грамотной эксплуатацией голоса. На сей счет у профессионалов сцены есть собственный негласный кодекс. Вокалисту категорически запрещено петь в простуженном состоянии, курить (от этого голос грубеет и теряет свою звучность), переохлаждаться, злоупотреблять алкоголем и громко разговаривать на улице после спектакля, когда разогретые после активного пения связки наиболее уязвимы. Накануне выступления не рекомендуется также чревоугодничать (самое позднее, за 4 часа до спектакля): переполненный желудок давит на диафрагму и не дает возможности удержать нужное для певца дыхание. По сути, все вокалисты выходят на сцену полуголодными.

Самыми сложными (по насыщенности звучания и нагрузке на голосовой аппарат) традиционно считаются драматические партии. У женщин — Турандот и То`ска из одноименных опер Пуччини. У мужчин — Каварадосси из «Тоски» же и Герман из «Пиковой дамы». По объему работы для исполнителей главных партий нет тяжелее спектаклей, чем «Отелло», «Чио-Чио-Сан» и «Борис Годунов».

Смотрите также:

  • Когда голос — это рабочий инструмент, важно соблюдать правила безопасности →
  • Составлен список самых распространенных сексуальных травм →
  • Морская крапива. Что делать, если обожгла медуза →

Источник