Как петь не используя связки

Содержание статьи

Как петь, используя диафрагму

Диафрагма — это мышечная перегородка, отделяющая грудную полость, где расположены легкие и сердце, от брюшной полости и находящихся в ней внутренних органов.[1]
Икота — не что иное, как результат ее спазма, но, помимо этого малоприятного эффекта, диафрагма известна также своей важной ролью в пении. Правильная вокальная техника требует поддержки со стороны диафрагмы: ее мышцы направляют воздух из легких, заставляя ваш голос звучать сильнее. Если вы хотите стать хорошим певцом, научитесь укреплять эту мышцу и петь правильно.

Укрепляйте диафрагму

  1. 1

    Научитесь определять, где находится диафрагма. В отличие от, например, бицепсов, мышцы диафрагмы обнаружить сложно, поэтому важно узнать их местоположение в организме, чтобы затем перейти к их укреплению для пения.

    • Если у вас не получается определить, где находится ваша диафрагма, лягте ровно на пол и положите на живот не слишком тяжелый груз, например, большую книгу. Приподнимите груз вверх, используя только мышцы живота. Одновременно наберите полные легкие воздуха. Теперь пойте. Мышцы, которые вы сейчас задействуете, — это и есть диафрагма.[2]
    • Чтобы лучше понять, как петь диафрагмой, представьте себе, что мускулы диафрагмы — это поверхность платформы или стола. Они должны быть крепкими и сильными и обеспечивать своего рода «опору», чтобы ваш голос поднимался от легких к связкам.
  2. 2

    Научитесь дышать диафрагмой. Чтобы дышать диафрагмой, вдохните как можно глубже и надуйте живот как можно сильнее, при этом все остальное тело должно оставаться максимально неподвижным. Выдохните и втяните живот. Следите, чтобы плечи не шевелились.[3]

    • Абсолютно необходимо, чтобы мышцы, задействованные при дыхании, во время пения оставались напряженными, но не зажатыми. Мышцы груди, плеч и лица должны оставаться расслабленными.
    • Представьте, что вы — это дымоход, и когда вы поете, голос поднимается из «печки» (диафрагмы) через легкие и выходит на «крышу».
    • Лягте на спину и положите одну руку на живот, а другую — на грудь. Медленно вдохните и почувствуйте, как поднимается ваш живот. Когда начнет подниматься грудная клетка, начинайте выдыхать.
    • Представьте, что внутри вашего туловища, за пупком, находится воздушный шар. Постарайтесь надуть его на вдохе и выпустить воздух на выдохе.
  3. 3

    Делайте дыхательные упражнения для укрепления диафрагмы. Тренируйте диафрагменные мышцы регулярно. Когда вы научитесь правильно дышать, вам нужно сделать свою диафрагму как можно более сильной. Сделайте глубокий вдох на уровне диафрагмы, и как можно медленнее выдыхайте, ведя счет. Считайте не спеша и через равные интервалы, записывайте результат каждый день и наблюдайте за прогрессом.

    • Упражнение «пьем коктейль». Представьте, как будто вы пьете через соломинку. Плечи и грудь должны быть неподвижны. Положите руку на живот, чтобы чувствовать дыхательные движения.[4]
    • Упражнение «дышим по-собачьи». Дышите часто, как усталая собака в жаркий день, но по-прежнему не забывайте, что плечи и грудь должны оставаться неподвижными, и держите руку на животе.
    • Упражнение «тужимся». Как бы смешно это ни звучало, но такое упражнение действительно помогает, когда вы учитесь петь диафрагмой. Плечи и грудь неподвижны; дышите тяжело, как будто тужитесь в туалете. Руку положите на живот.
    • Упражнение «дышим в соломинку». Глубоко вдохните, затем выдохните через соломинку. Сопротивление, которое оказывает узкая соломинка, похоже на то, которое преодолевает воздух, проходя через ваши голосовые связки при пении.
  4. 4

    Выполняйте дыхательные упражнения наряду с пением. Если вы хотите укрепить диафрагму для пения, вам нужно встроить эти упражнения в свое расписание занятий вокалом и выполнять их несколько раз в день. Вы можете делать их в любое время и в любом месте, так как они относительно просты и не требуют специальных приспособлений или материалов. Вам нужен только ваш собственный голос — а он с вами всегда.

    • Выполняйте дыхательные упражнения по дороге на работу или дома перед телевизором. Вряд ли вы найдете причину, которая сможет помешать делать настолько простую вещь. Регулярно уделяйте время упражнениям, и скоро вы заметите, как ваша техника пения начала улучшаться.
  5. 5

    Пойте губной трелью. Когда вы учитесь петь, используя диафрагму, попробуйте спеть мелодию песни, выдувая воздух между сомкнутых губ (представьте, что вы выдыхаете в воду и пускаете пузыри), при этом попадая в ноты. При этом упражнении вы будете использовать много воздуха, а ваши голосовые связки останутся расслабленными.

    • Это видео Селин Дион — хороший пример того, как выполнять губную трель, меняя высоту и громкость: https://www.youtube.com/watch?v=1NFz2Ff6ZlM.

Пойте правильно

  1. 1

    Обязательно разогревайте связки вначале. Дыхательные и вокальные упражнения необходимы, чтобы «разогреть» голос перед пением. Диафрагменное пение — это лишь одна составляющая правильной вокальной техники, и его следует сочетать с другими полезными приемами. Если вам предстоит петь в течение длительного времени, перед началом всегда выполняйте следующее.

    • Сделайте долгий, глубокий вдох. Задержите дыхание на несколько секунд и медленно выдохните. На вдохе поднимите руки вверх, пока кисти не соприкоснутся. На выдохе медленно опустите руки вниз. Повторите от трех до пяти раз.
    • Начните с самой низкой ноты, какую вы можете взять, и поднимайтесь до самой высокой ноты, на какую вы способны без напряжения. Не спешите. Чем медленнее, тем лучше. Это упражнение поможет вам контролировать дыхание и разогреет ваши голосовые связки для пения.
  2. 2

    Сохраняйте прямую осанку во время пения. Когда вы поете, используя диафрагму, то дышите глубже, а для этого требуется идеальная осанка. Держите спину прямой, плечи отведите назад и следите, чтобы они оставались неподвижными. Так вы будете набирать больше воздуха при вдохе, что, соответственно, усилит ваш голос.

    • Диафрагма находится сразу под ребрами, которые окружают легкие, а значит, когда вы сутулитесь, ребра давят на легкие и не дают им достаточно расшириться. В результате вам не хватает дыхания.
    • Если вы напряжены, когда стараетесь сохранять правильную осанку, призовите на помощь гравитацию. Встаньте к стене так, чтобы касаться ее затылком, плечами и ягодицами. Пойте и прислушивайтесь к ощущениям в диафрагме! [5]
  3. 3

    Пойте с открытым горлом. Встаньте перед зеркалом и зевните. Посмотрите, как выглядит при этом ваше горло и запомните, что вы чувствуете. При пении должно происходить то же самое, но горло нужно максимально расслабить. Чтобы голос свободно и естественно поднимался от диафрагмы, вам нужно учиться петь с открытым горлом.

    • Представьте, что у вас в горле находится шарик, который удерживает его открытым. Практикуйтесь в пении гамм с открытым горлом. Пройдет какое-то время, прежде чем вы сможете брать ноты в полную силу, но это важно для постановки сильного певческого голоса.
  4. 4

    Работайте над обеими «частями» вашего голоса. Условно можно сказать, что ваш голос состоит из двух отдельных, но связанных между собой частей. За верхние ноты отвечает голова, за нижние — грудь. Чтобы обе части звучали полно и плавно, необходимо петь диафрагмой, а умение различать оба этих голоса и переключаться между ними позволит вам красиво и правильно брать нужные ноты.

    • Выполняйте дыхательные упражнения регулярно, чтобы привыкнуть переключаться между двумя типами голоса. Пойте интервалы, чтобы научиться переходить от головного голоса к грудному и обратно и петь в разной тональности.
  5. 5

    Работайте над согласными звуками. Твердые согласные при пении часто становятся неслышны. Попробуйте повторять фразы с большим количеством согласных, особенно так называемых взрывных: Б, П, Д, Т, Г, К (например, «дроворубы рубили дубы» или «шлепает гуськом гусак за гусаком»). Пойте их раз за разом на одной ноте, дыша диафрагмой в полную силу, пока каждое слово не будет звучать отчетливо.

Советы

  • Положите руку на живот над диафрагмой. Если вы чувствуете, как она поднимается и опускается, то вы все делаете правильно.
  • Настоятельно рекомендуем вам найти профессионального педагога по вокалу. Уроки пения помогут вам усовершенствоваться.
  • Обязательно разогревайте голосовые связки перед пением. Распевайтесь и пойте гаммы, чтобы «разбудить» голос.
  • Записывайте свое пение и прослушивайте запись, чтобы услышать разницу в силе голоса.
  • Когда вы дышите горлом, поднимается ваша грудная клетка. Сделайте так, чтобы поднимался живот.

Предупреждения

  • Не перенапрягайте голос. Вы можете навсегда повредить голосовые связки.
  • Если вы поете горлом, со временем на ваших голосовых связках могут образоваться узелки. Это произойдет не скоро и не вдруг, но все же может повредить связки, так что пойте правильно, чтобы этого не случилось.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 89 817 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник

Гробим связки вместе — советы и антисоветы по уходу за голосом

Свист при пении, фальш, сложно петь — как не угробить связки. Связки — важный инструмент для певца. Наверное вы слышали, что их нужно беречь. Но как? И к кому вообще прислушиваться? Я вам расскажу.

В первую очередь скажу — если за связками не следить, то будет худо. Что может быть: несмыкание, фальш в голосе, хрипота, потеря голоса в принципе. Как этого избежать?

Прислушиваясь к чепухе, вы, вполне вероятно, теряете голос, когда думаете, что успешно помогаете себе. С другой стороны — некоторые советы настолько страшные и глупые, что голос можно потерять уже после нескольких «полосканий специальным раствором» и прочей ереси.

В общем, в моем специальном материале — самые распространенные признаки проблем с голосовым аппаратом, а также самые глупые и опасные советы по уходу за связками.

Сложно тянуть звук, набирать дыхание, слабая опора

Наши связки — это всего лишь одна из частей ротового аппарата. И ее функционирование зависит от того, здоровы ли вы в целом, как ни тривиально.

А точнее — крайне важны мышцы шеи (шейная мускулатура), мышцы, задействованные при вдохе и выдохе, а также диафрагма. Важно, чтобы они не болели, не были стянуты. Делайте упражнения. если у вас сидячий образ жизни, разминайтесь, ходите на массаж.

Как указано в наглядном пособии Л. Дмитриева «Голосовой аппарат певца», крайне важна «шейная мускулатура, производящая смещение гортани вверх и вниз и заведующая установкой гортани в пении».

Следовательно, слабый «мямлящий звук», слабая опора, невозможность долго тянуть ноту — это ваши сигналы к действию.

Петухи, сипение, несмыкание

Это то, чего однажды боится каждый певец — голос потерять. И вот как это звучит:

Несмыкание — достаточно серьезная штука, предшествуют которой практически всегда именно петушки во время пения (срывается голос), сипение.

И здесь очень важно, как чувствуют себя такие маленькие штучки — черпаловидные хрящи. Что пишет Дмитриев в своей работе:

Черпаловидные хрящи — единственное подвижное место прикрепления голосовых связок, так как впереди они неподвижно прикреплены к щитовидному хрящу. От их сближения, расхождения и поворота вокруг вертикальной оси зависит степень закрытия или раскрытия голосовой щели, а отчасти также и характер (тип) работы голосовых связок.

Иными словами, вы можете перестать способность переходить на фальцет, когда это нужно. Либо из регистра в регистр. По крайней мере правильно.

Теперь остро хочу развеять мифические советы. Сразу скажу — чувствуете, что голос не здоров — топайте к фониатору (это специальный врач). Сами — не лечитесь.

Возьмите на заметку, начинающие!

Как рассказывает в «Вокальном букваре» Е. Пекарская, нельзя петь часто песни, которые требуют сильных усилий. Например, вы развиваете какой то навык. И репетируете композицию несколько часов. Как результат — сипение, сужение диапазона.

«Это не приносит пользы, а только утомляет и обедняет голос. Наш
известный педагог и врач-гигиенист А.М.Егоров считает, что «пение в
несвойственной голосу тесситуре отрицательно отражается на правильной координационной работе голосообразовательных систем организма, прививая вредные, ненужные условные рефлексы и тормозя те, которые воспитывает педагог».

Советы, которые угробят ваши связки

В этом разделе я выделила самые нелепые и опасные советы от «умников», которые помогут вам лишиться голоса или как минимум усугубить ситуацию.

Трехразовый прием кальций хлорида.

Некоторые умники советуют — если несмыкание, но очень нужно спеть, можно принимать кальция хлорид. Так вот что пишут в инструкции к данному препарату. Вывод делайте сами (читай между строк — ни в коем случае!):

Противопоказано внутримышечное и подкожное введение из-за большого риска возникновения некроза ткани в месте введения из-за его сильнейшего раздражающего действия.

Отсюда: сильнейшее раздражающее действие — первое, фониатр — второе.

Адреналин в горло

Использование возможно только под контролем врача. Вливание может быть только в минимальных дозах. Если так — да, в качестве лечения его рекомендуют отоларингологи.

Прежде, чем делать это самостоятельно, задайтесь вопросом , готовы ли вы оплачивать себе операцию по восстановлению связок. Самостоятельно ни в коем случае этого делать нельзя. Иначе можно голос потерять, связки станут дряблыми, ситуация при несмыкании может усугубиться втройне всего за пару часов.

Если вам понравилась моя статья, показалась вам полезной и интересной — подписывайтесь и ставьте лайки!

Источник

Как петь на опоре. Основы, которые должен знать каждый вокалист

«Держи воздушную подушку» — рекомендовал мне мой первый педагог по вокалу. И я пела, как могла. Боясь расстроить преподавателя, я сказала, что не представляю, что такое “воздушная подушка” и где она у меня находится… Пытаясь удерживать воздух внутри, я переставала дышать, а без дыхания, сами понимаете, и пения нет. Петь у меня то получалось, то не получалось. На живых выступлениях я пела на связках, а занятия по вокалу на тот момент ассоциировались у меня с большим напряжением и дискомфортом. Этот педагог так и не смог объяснить мне, как петь на опоре.

«Держи воздушную подушку» — рекомендовал мне мой первый педагог по вокалу. И я пела, как могла.

А достаточно было показать вот такое простое упражнение, как в этом видео уроке.

Следующий педагог не сразу, но сумел дать мне ощущение опоры. Но и тогда у меня не было чувства комфорта и легкости. Там меня учили выжимать звук, напрягая все мышцы живота вниз, а иногда от напряжения у меня болело все внутри и я давилась звуком. Нужно ли «тужиться» во время пения? Об этом мы узнаем позже.

Оказалось, все намного проще, когда пришло точное понимание и ощущение, какие мышцы работают и что такое опора. И это было озарение, которое изменило мою жизнь и мое пение к лучшему. Я стала брать те ноты, которые несколько лет назад просто не сумела бы взять, причем, очень легко.

Итак, какие мышцы составляют опору? Это мышцы пресса, внимание —  верхнего пресса! Чтобы точно обозначить нужное место, нужно приложить три пальца над пупком. Это приблизительно центр солнечного сплетения.

​Способы почувствовать опору и понять как петь на опоре

1.     В положении стоя отклоните корпус назад и так зависните. Автоматически напрягаются мышцы живота, которые не дадут вам упасть – это и будут нужные мышцы. Теперь распрямите тело, а мышцы оставьте в таком же напряженном положении – это и есть опора.

2.     Лягте на пол, положите на живот не слишком тяжелый предмет, но и не невесомый. Попробуйте мышцами живота приподнять предмет вверх, но не надувайте его, поднимайте не воздухом, а именно мышцами. Мышцы, которые будут удерживать предмет – это и есть опора. Физиологически мышцы, которые работают при опоре, называются диафрагма.

3.     Возьмите палочку (подойдет лак для волос, бутылка, зонтик – любой вытянутый округлый предмет, но не острый), приложите к животу одним концом, другим упритесь в стену, сделайте вдох и напрягите мышцы живота. Напряженными мышцами надавливайте на вашу «палочку», она будет упираться в стену, а напряженные мышцы будут оказывать палочке сопротивление и не дадут ей вдавиться в живот.

4.     Представьте, что вы поднимаете тяжелый предмет (две сумки по бокам или диван) – нужные мышцы напрягутся автоматически.

5.     Покашляйте – при кашле естественным образом работают мышцы опоры.

В нашей онлайн-школе “Петь легко” мы рекомендуем заниматься именно с “вокальной палкой” или “бутылкой” – она даст вам постоянное ощущение опоры. Когда вы поете, надавливайте предметом на живот, а мышцы живота напрягайте так, как будто хотите этот предмет вытолкнуть вперед, и пробуйте петь. Таким образом, диафрагма делает не втягивающие движения, а выдавливающие. Ощущение опоры может прийти не сразу, но его не спутать ни с чем: вам должно быть комфортно, будто есть на что опереться, и вы можете оттолкнуться и начать летать ????

Опора – это не только напряженные мышцы живота, но, скорее, умение удерживать ими воздух. Чем лучше вы удерживаете воздух в легких и экономнее его расходуете при пении, тем лучше работает ваша опора.

Опора – это не только напряженные мышцы живота

Как отличить пение на опоре

Когда исполнитель поет на опоре, его пение громкое, выразительное, есть динамика тише-громче, он свободно переходит на высокие ноты и не вылетает на фальцет (головной писклявый звук). Его звук не зажат в носу или в голове. Он может петь мощно, но при этом без напряжения.

Для чего нужна опора вокалисту

Опора помогает снять напряжение с голосовых связок и расслабить гортань. Другими словами, сохранить здоровые связки и певческий аппарат на всю жизнь. Ведь пение – это большая нагрузка на весь организм, и, чтобы давать концерты, записываться в студии, много говорить, нужно правильно распределять напряжение и воздух в теле. И если вы хотите петь долго и счастливо, лучше сразу начинайте учиться пению у грамотных педагогов!  Таким образом, мне понадобились годы, чтобы понять, что такое «воздушная подушка», где ее удерживать  и как петь на опоре ????

Жаль, что тогда у меня не было таких меток, которые мы сейчас используем в нашей школе.

Посмотрите этот видео урок, чтобы понять, как работает опора вокалиста.

Не повторяйте чужих ошибок – учитесь петь сразу правильно. В нашей школе вы научитесь удерживать опору во время пения уже с первых уроков на практике и под контролем хороших специалистов.

Запишитесь на бесплатный пробный урок, чтобы понять, как это работает.

Источник

Как поставить голос для пения? 3 Упражнения для постановки голоса

Вы повзрослели, но ваши мечты о карьере вокалиста не исчезли? Хотите научиться петь, но не знаете, какие техники применять, чтобы голос не срывался? Не понимаете, как можно натренировать голос? Мы подготовили для вас инструкции и упражнения, которые помогут вам поставить голос.

Каждый из нас в детстве или не совсем хоть раз брал в руки расчёску, использовал её в качестве микрофона и крутился перед зеркалом, выкрикивая «Май харт уил гоу ооон энд оооон» или «Ви а вэ чемпионс, май фрэээндс». Потом приходили родители, смеялись от увиденного, и мечты о певческой карьере почему-то всё больше казались мечтами, чем реальностью.

Но однажды утром вы проснулись и осознали: «Сейчас или никогда!» Хватит голосить для машины в пробке или для соседей в душе. Пора усовершенствовать вокальные данные и освоить пение на серьёзном уровне. Мечты ведь должны сбываться.

Самое главное для хорошего певца — это ровное дыхание и голос, который заинтересует слушателя, а не вынудит его закидать вас помидорами. С этого и нужно начинать обучение.

Как поставить дыхание?

Для того, чтобы поставить дыхание, нужно сначала поставить опору.

Опора — это область нашего тела, на которую мы опираемся при пении.

За счёт опоры и используется дыхание. У певцов она должна находиться в животе. Поэтому начинающим исполнителям в первую очередь нужно научиться связывать дыхание с опорой. Вдыхать нужно в нижнюю часть диафрагмы. Именно там находится опора.

Как поставить голос в домашних условиях?

Это зависит от того, какой именно голос вы собираетесь ставить. Если речь идёт об эстрадном голосе, то достаточно выбрать исполнителей, которые вам нравятся, слушать их как можно больше и пытаться повторить за ними. С вероятностью в 70% у вас получится воспроизвести их манеру пения.

Птичка пытается

Если мы говорим про классическую музыку, в домашних условиях голос не поставить. Когда мы начинаем петь, наш голос тембрически меняется. И что с этим делать, расскажет преподаватель. Да, у вас может быть небольшой успех, если упорно и усердно смотреть ролики с YouTube, но колоссального прогресса без поддержки знающего человека не получится.

Упражнения для постановки голоса

Как бы это странно ни звучало, но голос в вокале занимает последнее место по важности. Поэтому его постановкой, как правило, никто не занимается. Помните, в вокале важны опора и дыхание.

Расскажем вам про основные упражнения, если вы начинающий певец.

1. Упражнения для дыхания: распевки, скороговорки и физические упражнения. Если у вас в школе было пение, то вы помните эти ноты от «до» до «до», когда с каждой звук становился всё громче и тоньше. Скороговорки помогают для дикции и для связок. Что касается физических упражнений, здесь речь о небольшой гимнастике. Связки — это мышцы, поэтому их тоже необходимо разогревать, как разогревают свои мышцы спортсмены.

Вспоминаем уроки физкультуры в 6 классе и разминочку на них. Делаем всё то же самое: потягушки — голова — туловище — ручки — ножки — потягушки.

2. Упражнения, чтобы голос не сорвался. Чтоб голос не сорвался, нужна хорошая опора. Если вы даёте так называемого петуха, это означает, что голос сел на связки и они сорвались. Этого делать нельзя.

Весь вокал — это визуализация, поэтому представляйте, что голос направляется в зону «третьего глаза».

Во время пения нужно представлять, куда мы направляем голос, чтобы было легче. Физически он никогда не окажется во лбу, потому что там нет дыхательных путей. Но если думать об этом, то ноты работают именно так и там. Магия, не иначе.

Представляйте, что направляете голос в зону третьего глаза, как этот котик

Ставьте голос на опору, максимально напрягайте низ живота и представляйте, что голос идёт не наверх, а вниз, как по трубе. Тогда вы осмысливаете взятие верхних нот, и они получаются.

3. Упражнения, чтобы голос не дрожал. Дрожит на самом деле не голос, а гортань. И слышимое дрожание означает, что она поднимается. Дрожащей гортанью тоже опасно петь, это вредно для здоровья. Гортань поднимается, потому что нет правильно поставленных опоры и дыхания.

Если же они поставлены, а такая проблема всё равно возникает, нужно представлять, как поднимается дальняя часть нёба. Язык при этом должен максимально опускаться к кончикам нижних зубов. В таком случае гортань должна начать слушаться. Или наоборот, звук нужно сузить: пустить голос к верхним зубам, опустив язык вниз и подняв нёбо наверх.

Ещё можно попробовать опустить голову. Вместе с ней опустится гортань и перестанет дрожать. Если и это не помогает, то нужно пошевелить головой во время пения, сохраняя на месте опору и дыхание.

Ну, и напоследок, для тех, кто хочет менять тон. Можете начать курить или сбросить несколько килограммов. А если серьёзно, то менять тон нет никакого смысла. Каждый голос уникален, нет двух одинаковых голосов в природе.

Если вам хочется всё-таки разрушить свой дар и придать ему неестественную тембристику, то распевайте голос. Есть вероятность, что у вас не получится распеть его до желаемого тона просто потому, что у вас нет такого диапазона.

Чтобы понять, дано вам это или нет, попытайтесь взять самую нижнюю и самую верхнюю ноту при распевке. Тогда и поймёте, получится у вас или нет. Звучать может неправильно и некрасиво, но голосом вы достанете. Тогда на профессиональном уровне спеть это получится, но понадобятся долгие тренировки.

Если вы прибавили себе наверху 2–3 ноты, то они уйдут снизу.

Расширить диапазон не получится. Сломаете голос. И будет где-то больше, а где-то меньше. Задумайтесь об этом. Всё ведь можно подстроить под ваши особенности и наслаждаться тем, что есть.

Как видите, секрет хорошего голоса для вокалиста прост — нужно визуализировать звук и тренироваться. Тогда вы научитесь петь не хуже Бьонсе.

Читайте полную версию статьи: Как поставить голос? 13 Потрясающих техник постановки голоса

А какие техники пения для новичков знаете вы? Поделитесь с нами в комментариях. Не забудьте сделать репост статьи, чтобы сохранить полезные советы по постановке голоса.

Источник

Читайте также:  Какие есть слова связки в русском языке