Как разогревать голосовые связки

Содержание статьи

Как разогревать свой голос

Загрузить PDF

Загрузить PDF

Разогревать голос очень важно для любого профессионального вокалиста, а также для любого человека, заинтересованного в том, чтобы сохранить здоровье своего голоса. Разогревая голосовые связки, считайте, что вы их настраиваете специальным способом и подготавливаете к работе, какой бы тяжелой она не была.

Используйте все тело

  1. 1

    Держите хорошую осанку. Для улучшения потока воздуха и, следовательно, улучшения звука, вам нужно иметь хорошую осанку. Даже когда вы сидите или стоите. Представьте себе линию, проходящую от верхней части головы через вашу спину, и которая поддерживает вас.

    • Если вы стоите, то ставьте ноги на пол прямо, на ширине плеч. Вес тела распределен одинаково на обе ноги. Держите голову прямо и отведите назад плечи. Ваше тело должно быть вытянутым по струнке.
    • Если вы сидите, то выполните те же рекомендации, как если бы вы стояли, но не прислоняйтесь к спинке стула и сидите ближе к его краю.
  2. 2

    Дышите глубоко. У большинства людей есть плохая привычка дышать только с помощью верхней части легких. Делая так, вы не используете диафрагму и уменьшаете силу голоса.

    • Если вы напряжены во время дыхания, то это будет отражаться на ваших голосовых связках. Дышите нормально, но не забывайте опускать плечи и расслаблять мышцы груди. Попытайтесь полностью расслабиться и дышать низом живота. Советуем вам класть руку на живот, чтобы напоминать себе, что это он должен двигаться вверх и вниз, а не ваша грудь и плечи. При выдохе произносите звук «с», как будто вы шипите, чтобы контролировать количество воздуха, которое вы можете выдохнуть.
  3. 3

    Расслабьте челюсть. Вообще любое напряжение будет мешать вашему голосу. Ваша челюсть – это место, откуда выходят звуки, издаваемые голосовыми связками, поэтому вы также должны заботиться о ней.

    • Помассируйте ваши щеки тыльными запястьями ваших рук. Надавливайте на щеки, прямо под скулами, и вращайте ладони по часовой стрелке. Ваш челюсти должны открыться при этом сами, и у них не будет другого выхода, кроме как расслабиться. Сделайте это несколько раз.
  4. 4

    Пейте теплые жидкости. Ледяная вода закроет ваши голосовые связки, буквально как створки моллюска. Вам также лучше избегать кофеина и никотина. Они сужают ваше горло и мешают вам звучать на все 100%.

    • Теплый чай или вода комнатной температуры являются вашими лучшими помощниками. Вы, безусловно, хотите, чтобы ваши голосовые связки всегда были увлажнены, но не надо их морозить или обливать кипятком! Так что когда вы пьете чай, то убедитесь, что он не слишком горячий.

Прежде чем петь

  1. 1

    Пойте гаммы. Вам не пробежать без разминки 10 км, так что не ожидайте, что ваши связки выдадут вам три октавы вверх и вниз. Распевая гаммы, вы медленно разогреете связки в верхнем и нижнем диапазонах. И это очень легко делать, вам даже не нужен аккомпанемент.

    • Если вы правильно дышите и держите осанку, то вам будет легче брать высокие ноты. Будьте терпеливы, разогревайтесь постепенно. Вы можете навредить своему голосу, если вы начнете распеваться со слишком низкой или слишком высокой ноты, заставляя связки делать то, что они действительно не хотят делать.
  2. 2

    Делайте трели губами и языком. Другой распространенный метод для разогрева голосовых связок являются трели. Они расслабляют губы и язык, подключают к работе дыхание и устраняют напряженность.

    • Для губной трели просто легко сомкните губы и сделайте долгий выдох. Поэкспериментируйте с различными согласными, такими как «п» и «б». Медленно меняйте диапазон вверх и вниз, но так, чтобы вам не было неудобно или трудно это делать.
    • Для трели языком произнесите звук «р». Сильно и равномерно выдыхайте воздух, меняя диапазон. Опять же, старайтесь не навредить своим связкам.
  3. 3

    Имитируйте голосом сирену или инструмент Казу. Некоторыми из наиболее интересных разминок являются имитации сирены и инструмента Казу. Когда вы имитируете сирену, поднимаясь от низкой ноты к высокой, то дирижируйте себе рукой, поднимая и опуская ее по мере изменения звука.

    • Имитация Казу помогает следить за звуком и правильно растягивать голосовые связки. Представьте, что вы всасываете в себя спагетти. На выдохе произносите звук «Ву», чтобы слышалось, будто вы гудите. Произносите звук устойчиво, меняя диапазон вверх и вниз. Сделайте это несколько раз.
  4. 4

    Гудите с закрытым ртом. Эта техника разогревает ваши связки, не напрягая их. Также ее можно использовать после представления, чтобы дать им “остыть”. Расслабьте челюсть и плечи. Вдохните и начинайте гудеть на выдохе. Меняйте диапазон от высокого к низкому, как бы имитируя сирену. Если вы чувствуете щекотку вокруг носа и губ, то вы прекрасно справляетесь с заданием.

Читайте также:  Строение копчика и его связки

Советы

  • Пейте много воды. Она должна быть комнатной температуры. Холодная вода будет стягивать ваши голосовые связки.
  • Разогретые связки восстанавливаются гораздо быстрее, чем не разогретые. Отдыхайте после примерно 30 минут.
  • Не пейте молочные продукты. Они будут обволакивать голосовые связки, и из-за них вам будет труднее выдыхать воздух. Не пейте их за 24 часа до момента выступления.
  • Создайте пространство во рту для лучшего резонанса.
  • Убедитесь, что вы знаете, что вы делаете.

Предупреждения

  • Не напрягайтесь слишком по поводу вашего голоса. Этим вы заставляете ваш мозг, в свою очередь, напрягать ваши голосовые связки. Сознательно старайтесь расслабиться.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 33 219 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник

13 простых упражнений для развития голоса

Улучшить свой голос гораздо легче, чем кажется. В подборке представлены элементарные упражнения, которые помогут открыть и настроить его, а также сделать более сильным и красивым.

Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.

Ведь голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте звучать великолепно.

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина — в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.

Читайте также:  Связки для лыж rossignol

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Источник

Правильно проводим распевку перед пением

Распевка для вокалистов — обязательный этап при подготовке к уроку вокала или выступлению. Как спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму во время соревнования, так и вокалист без распевки подвергается риску повредить голосовые связки при исполнении сложных фрагментов музыкального произведения. Такая неосмотрительность может привести к полной потере голоса. Но и сами вокальные распевки нужно выполнять правильно и аккуратно, не стоит переусердствовать, иначе голос может устать, тогда сил на успешное исполнение не останется, да и голосовые связки можно повредить.

Важно!

Подбирать распевки нужно учитывая специфику тембра, особенности вокалиста, исполнительского направления, а также задач, на решение которых направлены упражнения. Так распевки для взрослых мужчин или женщин будут полностью отличаться от детский. А распевки для баритонов будут будут проходить совершенно в другой тональности, нежели у сопрано.

Зачем нужна распевка для голоса?

Распевка нужна не только для того, чтобы подготовить голос для исполнения сложного музыкального произведения. Распевки являются зарядкой для голоса, помогают отрабатывать новые техники и сложные приемы. На начальных этапах вокалист учится на распевках правильно дышать, так как это основная составляющая исполнения. Без правильного дыхания никакие голосовые данные не помогут. 

Распевки положительно сказываются на технике вокалиста, с каждым разом голос будет становиться всё более податливым, вокалист учится брать полный контроль над своим голосом. После распевки исполнять сложные элементы произведений, а также брать высокие и низкие ноты становится проще.

Составляющие распевки

  • Дыхательная гимнастика. Первое, чему учится вокалист — правильно дышать. Это нужно делать не грудью, а диафрагмой. Знаменитые исполнители нередко нарушают это правило, чем усложняют себе задачу. В качестве дыхательной гимнастики можно провести комплекс упражнений йоги, чтобы избавиться от зажимов в теле, которые возникают после длительных напряжений, поднятия тяжестей, а также длительное пребывание в одном положении.

Дыхательные упражнения для разогрева

На заметку: не нужно ограничивать себя временными рамками во время дыхательной гимнастики. Нужно потратить на неё столько времени, сколько необходимо для полного расслабления, чтобы голосовые связки могли работать на полную мощь.

  • Шумовые упражнения. Это ещё один вид упражнений на дыхание. Для выполнения необходимо взять один из гласных, набрать полные легкие воздуха и протянуть гласный звук так долго, как это возможно. Этому упражнению нужно уделить как минимум 5 минут, а после приступать к следующему этапу.

Распевки для вокалистов гласными звуками

  • Голосовые упражнения. Это самая сложная и самая важная часть распевки. Здесь уже необходимо выполнять упражнения для разогрева на гласные буквы или вокализы. Но начать нужно с букв. Их можно тянуть, исполнять всё выше или ниже, отрабатывать стаккато, а также многое другое. Вокализы уже для исполнителей с опытом. Голосовые упражнения сложно выполнять без знания нот, поэтому для начала стоит изучить нотную грамоту, чтобы понимать о чём идёт речь.
Читайте также:  Операция по сшиву связок

Как разогревать голосовые связки

Основные правила и нюансы для начинающих вокалистов

Распевки тоже нужно проводить правильно, иначе можно повредить голосовые связки и так и не приступить к исполнению произведению или уроку по вокалу, поэтому важно запомнить несколько простых правил:

  1. Для начала стоит распеться в комфортной тональности, чтобы разогреть связки. Только после этого можно приступать к пению на высоких нотах без риска надорвать связки.
  2. Распеваются обычно по хроматической гамме только в примарной зоне, то есть комфортной для исполнителя тональности, не задевая высоких и низких нот, который исполнитель не может вытянуть. После стоит пробовать брать по одной ноте сверху и снизу, чтобы натренироваться к резкой смене мелодии и уметь сразу попадать в ноты даже при резком перепаде.
  3. Разминка полностью зависит от умений и опыта исполнителя, но важно начинать распевку для разогрева голоса с одной ноты, постепенно переходя на терцию, потом квинту. Заканчивается разминка на диапазоне в октаву или даже больше. Начинающий вокалист не сможет справиться с упражнениями с диапазоном в октаву, поэтому стоит остановиться на квинте.
  4. Набор упражнений и их длительность определяется только за счёт опыта вокалиста. Начинающим исполнителям придётся тратить на разминку и оттачивание голосовых техник большую часть урока вокала для начинающих. Опытные вокалисты могут обойтись исполнением нескольких вокализов.

Главное — даже опытным исполнителям нельзя пренебрегать музыкальными распевками, так как никто не защищен от травм голосовых связок.

  1. Если при распевке появляется чувство, что голос звучит как-то иначе, чем обычно, то стоит провести разминку в щадящем режиме и отказаться от сложных и серьезных упражнений. Если голос не приходит в норму и это никак не связано с простудами, то стоит обратиться к специалисту, так как связки могут быть повреждены. Врач назначит выполнение определенных упражнений, но от вокала на некоторое время придется отказаться.
  2. Не стоит щадить себя во время распевки и петь тихо. Разминаться нужно в полный голос, но избегать при этом перехода на крик или форсирования, так как использовать такие приемы при выступлении нельзя. Также не стоит слишком сильно атаковать звук, так как можно сорваться. Если нет возможности распеваться в полный голос, то можно попробовать делать это с закрытым ртом. 

Упражнения для распевки

Во время распевки можно сделать массу упражнений, всё зависит от желания и возможностей вокалиста. Начинающим исполнителям можно выполнить следующие виды распевок.

Пение с закрытым ртом

Преподаватели вокала советуют начинать разминку с пения с закрытым ртом. Зубы должны быть разжаты, а звуковые вибрации направлены на губы. Звук нужно повышать на полтона с каждым извлечением.

Распевка перед пением с закрытым ртом

«Ми, мэ, ма, мо, му»

После упражнений для разогрева с закрытым ртом можно плавно перейти на извлечение звуков «ми, мэ, ма, мо, му». Следует начать с самых низких нот и дойти до собственного предела, после возвратившись к исходной точке.

Распевка для вокала упражнения

Извлечение звука губами

Данное упражнение для распевки голоса помогает правильно направлять звук и тренировать дыхание. Выполнение напоминает имитацию звуков автомобиля ребёнком. Губы нужно расслабить, а рот закрыть, чтобы пропускать звук через губы.

Глиссандо

Это упражнение называют также скольжением. При этом исполняются не отдельные звуки, один звук плавно переходит в другой. Нужно дойти до максимально возможной ноты, чтобы потом вернуться обратно.

Распевки для начинающих вокалистов - глиссандо

Распевка в нос

Данное упражнение лучше начать с нот второй октавы, с ми или ре. Каждый следующий звук должен быть ниже предыдущего. Особенность в том, что звук нужно выводить не через рот, а через нос.

Распевка для вокала упражнения для начинающих - в нос

Вьени

В итальянском языке есть слово «вьени», которое нужно произносить с разными гласными посередине, то есть «вьени, вьини, вьяни». Упражнение для разогрева голоса рассчитано на развитие артикуляции. Каждый звук ниже предыдущего. Звук должен распространяться в вертикальной плоскости.

Стаккато 

Здесь совершенно неважно, на каком звуке воспроизводится упражнение, главное — звуки должны быть отрывистыми. Можно использовать слог «ля», упражнение выполняется на понижении звуков. Нужно следить за отрывистостью.

Вокальные распевки - стаккато

Диапазон

Для начала стоит брать звуки в диапазоне терции, резко переключаясь с одного на другой. После диапазон нужно постепенно увеличивать. Через несколько занятий нужно добраться до октавы, чтобы смело выполнять перепады звуков без «въезжания».

«Бри-брэ-бра-бро-бру»

Это упражнение выполняется на одной ноте. Чем быстрее получается разборчиво произнести все звуки, тем лучше. Желательно выполнять его на удобной ноте, так как здесь прорабатывается не диапазон, а дикция.

Упражнения для распевки голоса

Скороговорки

Это уже не совсем распевка, но проговорить скороговорки очень важно, так как это хорошо развивает дикцию и артикуляцию, которые очень важны в пении и обязательно изучаются на курсе вокала.

Упражнения для распевки - скороговорки

Завершающий совет

Важно приложить усилия на распевке, но не выкладываться на полную и приберечь силы для предстоящего выступления или урока. Если переусердствовать, то можно лишиться сил, необходимых для пения.

Источник