Не смыкания связок вокал
Содержание статьи
Как петь высокие ноты или смыкания голосовых связок при пении.
В прошлой статье, мы говорили, как устроен голосовой аппарат и как работают связки при пении. Но я не сказала про важную деталь: связки могут смыкаться по-разному. Это целый механизм, который вокалисты используют для решения творческих задач. При разном смыканиb связок певец легко переходит от низких нот к высоким, контролирует свой голос и добавляет в тембр новые краски.
Западные методики вокала, такие как, Estill Voice Training, утверждают, что размер голосовых связок влияет на высоту голоса. Есть вокальная техника, построенная на плотном или тонком смыкании голосовых связок. Мы разберем самое основное по этой теме. Но это статья «со звездочкой», для тех, кто хочет разобраться в вокальной физиологии голоса и петь лучше.
Высокие ноты и голосовые связки — О чем не помнят вокалисты
Все ученики, с которыми мы разбираем, как петь высокие ноты, говорят одно: «Почему наверху мой вокал такой тонкий и некрасивый?!» Высокий голос непривычен им на слух, и неопытные певцы стараются сомкнуть связки плотнее наверху, оставить их толстыми и короткими, чтобы звук был мощнее. Это ошибка!
Голосовые связки как струна: чем выше звук, тем она тоньше
При пении голосовые связки работают точно также, как и при разговоре. Они эластичны, могут удлиняться и становиться тоньше на верхних нотах, как натянутая струна. Брать высокие ноты дано любому человеку от природы.
Вспомните случай, когда вы громко кричали. Например, вы испугались или громко позвали кого-то. На крике ваш голос звучит выше, правда? И тоньше! Это естественный процесс, что наверху голос получается тонким. Жаль, но вокалисты редко об этом помнят и прибегают к другим методам — тужатся на “опоре”, давят звук на гортани, а потом страдают от зажимов!
Механика голосовых связок: как петь высокие ноты и низкие?
На верхних нотах голос звучит выше, потому что голосовые связки становятся тонкими и длинными. Наверху они смыкаются самыми краешками. А на низких звуках связки укорачиваются, выглядят толще, смыкаются всей массой. Размер голосовых связок влияет на высоту голоса.
Посмотрим видео, как смыкаются голосовые связки при пении.
Послушайте примеры известных вокалистов, как меняются их голоса на высоких нотах. Вверху певцы позволяет связкам стать тоньше, а не «давят» звук на горле. Вокал выходит собранным и аккуратным. Техника тонкого смыкания связок помогает петь высокие ноты чисто, без надрыва и подъездов:
Adele «Rolling in the Deep»
Adam Levin (Maroon 5) — «Sugar»
Как поют высокие ноты знаменитые певцы?
За счет чего тогда у знаменитых вокалистов голос звучит наверху мощно, если он становится тоньше? Профессиональные певцы всегда чувствуют это интуитивно и умело маскируют свой тонкий головной голос, добавляя объем и резонанс звука.
Помимо тонкого смыкания голосовых связок, современные вокалисты поют на высокой гортани. Поднятая гортань создает тванг в голосе. С этим приемом связки остаются тонкими, но голос все равно звучит плотно и звонко. Это идеальное сочетание, чтобы брать высокие ноты легко.
Помимо работы связок при пении у профессионалов включается целый комплекс мышц. Поднимается мягкое нёбо, язык принимает нужное положение. Имеет значение насколько широко открыт рот.
Невозможно петь высоко, если рот не открывается, а челюсть зажата!
Гортань — еще один важный инструмент в работе над голосом. При правильном положении гортани голос звучит объемнее и “мясистее” на верхних нотах. Мышцы гортани натягивают или ослабляют голосовые связки, и поэтому получается разная высота звука. Еще — гортань обеспечивает давление воздуха под связками. Контролировать гортань при пении необходимо, если хотите развить вокальную технику.
Головной и грудной голос — это разное смыкание связок?
Когда связки меняют режим смыкания, на слух нам кажется, что голос стал «грудным» или «головным». На самом деле, нет никакого грудного или головного звука!
Тонкое смыкание голосовых связок создает резонанс высоких частот. Вокал звучит прозрачно, связки смыкаются краями. А мы принимаем это за «пение головой». Тоже самое с низкими нотами – связки становятся короткими и производят много низких обертонов, которые вибрируют в грудной клетке.
Поразительный факт, но брать высокие ноты на тонком звуке «головным» голосом никому не составляет никакого труда. Гораздо сложнее и опаснее тянуться к верху «грудным» регистром и плотным смыканием.
Атаки звука, приемы пения и смыкания связок.
Современные поп-звезды меняют краски голоса, используя вокальные приемы — то вокалист “плачет”, то шепчет, то кричит или уходит в ультразвук. Разные смыкания голосовых связок создают атаки звука. Твердая атака голоса получается на толстом смыкании, а мягкая атака — на тонком. Атаки меняют тембр голоса, добавляют акценты в вокал.
С ними можно создавать свою манеру пения, по которой вас будут узнавать. Сегодня неинтересно слушать одинаковую краску голоса в песне. Прошли времена, когда все стремились петь в речевой позиции по Сету Риггсу и звучать одинаково на всем диапазоне. Поэтому полезно учиться “переключать” голосовые связки из тонкого в толстый режим.
Помогут освоить этот навык упражнения на переходы от верхних нот к низу и наоборот, например, на скачки или глиссандо. Так голос научится перестраиваться на разные атаки и высоту нот автоматически. Тренироваться для начала нужно на тихом звуке, иначе есть опасность, что вы не выйдете на тонкие голосовые связки, а будете кричать наверху.
Начать петь по-другому — легко и свободно, — можно прямо сегодня! Я рекомендую вам вокальный курс Яны Дельмас «Техника пения» в школе Ovocale. Он создан по современным методам вокала, разбирает физиологию голоса и включает упражнения на разные смыкания голосовых связок и контроль гортани при пении.
Источник
Как вернуть голос и вылечить голосовые связки
Дата публикации: 2019-11-26
Дата обновления: 2020-03-05
Наш голос — это главный инструмент общения. Благодаря нему мы доносим нужную информацию до окружающих, можем высказать собственное мнение по тому или иному вопросу. Для кого-то голос стал неотъемлемой частью профессии и средством зарабатывания денег (например, для певцов или дикторов).
Но наш голос не всегда звучен и громок. Как любой другой орган или система человека, наш голосовой аппарат может давать сбой.
Состояние, когда голос садится и становится сиплым, в медицине называют дисфонией. Временная потеря голоса называется афонией.
Пропавший или севший голос становится для человека настоящей проблемой, особенно если он представитель речевой профессии.
Почему же возникают такие проблемы? Какое лечение быстро и эффективно их устранит? Какие меры профилактики помогут избежать появления афонии в будущем? Ответы на эти и другие вопросы найдёте в нашей новой статье.
Как возникает голос
Чтобы понять, почему возникают проблемы с голосом, нужно разобраться с механизмом его образования. Большую роль в возникновении голоса играют голосовые связки, расположенные в гортани. Они состоят из мышечной и соединительной ткани. Между связками есть расстояние — голосовая щель. Когда человек молчит, эта щель широко открыта, когда говорим или кричим, она сужается. Звук образуется, когда поток воздуха из лёгких проходит через голосовую щель, при этом вызывая вибрации и колебания связок. При этом связки в момент прохождения через них воздуха должны быть натянуты и смыкаться.
Логично, что, если у человека садится или пропадает голос, значит голосовые связки по каким-то причинам не примыкают друг к другу. У человека в этот момент получается только шептать: шёпот возникает при трении потока воздуха о стенки гортани.
Чаще всего проблемы с голосовыми связками ассоциируют с инфекционными болезнями верхних дыхательных путей, но вы удивитесь, что болезни горла — лишь вершина айсберга.
Реальных причин воспаления голосовых связок гораздо больше, и не всегда они связаны с ЛОР-органами.
Причины воспаления голосовых связок
- Инфекционные болезни ЛОР-органов. Это самая частая причина воспаления голосовых связок. Фарингит, тонзиллит, грипп, бронхит, коклюш, корь и т.п. часто осложняются поражёнными голосовыми связками. То есть в этих случаях проблемы с голосом — скорее следствие (симптом), а не основная болезнь.
- Ларингит. Болезнь представляет собой воспаление гортани, затрагивающее и голосовые связки. При ларингите они заметно утолщаются, становятся дряблыми, не могут полноценно сомкнуться. Возбудителями острого ларингита чаще выступает вирусная инфекция, реже — бактерии и грибы. Помимо дисфонии больной жалуется на такие симптомы, как приступы сухого кашля, зуд в горле, чувство кома в глотке. Если воспалительный процесс в гортани хронизовался, мы говорим о хроническом ларингите. Эта форма заболевания может привести к патологическим изменениям голосовых связок. Хронический ларингит может протекать в трёх формах — катаральной, гиперпластической и атрофической. При катаральной форме, как правило, наблюдаются такие симптомы, как дисфония (охриплость, сиплость, изменение тембра голоса), сухой кашель в течение дня, по утрам выделяется мокрота. Гиперпластическая форма чаще всего диагностируется у представителей речевых профессий, которые по роду своей деятельности часто перенапрягают свои голосовые связки. При этом они утолщаются, и на них образуются небольшие наросты — так называемые «певческие узелки». При атрофической форме возникает истончение слизистых оболочек, что проявляется не проходящим кашлем, неприятными ощущениями в горле и потерей голоса.
- Переохлаждение. Проблемы с голосом могут появиться при непосредственном воздействии низких температур на горло, например, при вдыхании морозного воздуха ртом или при употреблении ледяных напитков.
- Перенапряжение голосовых связок. Повышенную нагрузку на голосовой аппарат испытывают те люди, которые должны долго и много говорить или петь по роду своей деятельности. Это певцы, дикторы, учителя, лекторы, гиды, операторы контактных центров и т.п. В данном случае, голос — их рабочий инструмент, поэтому быстрое и качественное лечение голосовых связок — вопрос для них приоритетный.
- Сильный и громкий крик. Если громко и истошно кричать, говорить на повышенных тонах какое-то время или подпевать исполнителю во время концерта, можно «сорвать» голос. И при этом не нужно быть профессиональным певцом, чтобы перенапрячь связки. Кстати, перенапрягают свой голос не только представители речевых профессий. Если человек работает на заводе, где вокруг целый день шумит оборудование, ему приходится «перекрикивать» грохот, чтобы поговорить с напарником. Проведите так полный рабочий день, и на утро обязательно появится осиплость.
- Воздействие на слизистые оболочки гортани химических веществ, паров и соединений. Такому воздействию подвержены работники вредных производств. Поэтому обязательно во время работы необходимо надевать средства индивидуальной защиты.
- Термические ожоги. Иногда наспех съеденная горячая еда может привести к ожогу гортани и, соответственно, появлению хриплого голоса.
- Хронические заболевания ЛОР-органов. Наличие постоянного источника инфекции в организме может спровоцировать переход инфекции на слизистую оболочку гортани, вызвав тем самым, её воспаление.
- Аллергические реакции. При контакте с аллергеном возникает ответная реакция организма, которую называют аллергической реакцией. Она может проявиться отёчностью гортани и появлением осиплости или хрипоты. В особо тяжёлых случаях может возникнуть отёк Квинке — сильнейший отёк гортани, когда полностью перекрываются нижние дыхательные пути, и при отсутствии экстренной помощи и лечения простая аллергия может закончиться летальным исходом. Самыми распространёнными аллергенами являются домашняя пыль, шерсть домашних питомцев, пыльца, лекарственные средства, морепродукты, цитрусовые, шоколад и другие продукты питания. Также к этому пункту можно отнести продолжительное пребывание в пыльных помещениях с загрязнённым воздухом. Если вы работаете в таких неблагоприятных условиях, необходимо позаботиться о средствах индивидуальной защиты, например, о маске-респираторе.
- Новообразования гортани. Это могут быть папилломы, кисты, гранулёмы, певческие узелки, рак и т.п. Заподозрить наличие новообразований можно, если вдруг без видимых причин и наличия других симптомов стал пропадать или садиться голос.
- Неврологические расстройства. Проблемы с нервной системой могут негативно сказаться на любом органе, а том числе на гортани. Поэтому некоторые неврологические расстройства, стресс или нервное перенапряжение иногда приводят к временной потере голоса.
- Курение. Никотин и другие вредные вещества, содержащиеся в сигаретах, негативно воздействуют на слизистую оболочку гортани. При частом и длительном табакокурении голос приобретает характерную охриплость и огрубевает. Очень часто такие изменения в голосе становятся необратимыми. Единственное средство для лечения голоса в этом случае — как можно раньше остановиться и бросить вредную привычку.
Наличие такого количества причин, вызывающих проблемы с голосом, сильно затрудняет самостоятельную постановку диагноза. Например, определить у себя наличие новообразований в гортани невозможно. Поэтому при появлении осиплости, охриплости или потери голоса необходимо обязательно проконсультироваться с оториноларингологом.Дальнейшая тактика лечения болезни будет понятна после непосредственного осмотра и постановки правильного диагноза.
Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!
Симптомы
Чаще всего боль в голосовых связках обнаруживается на утро. Но крайне редко осиплость или потеря голоса протекает бессимптомно. Помимо проблем с голосом в зависимости от конечного диагноза или состояния, спровоцировавшего поражение связок, у человека могут проявляться следующие симптомы:
- першение и сухость в горле;
- боль в горле;
- кашель;
- хрипота;
- зуд в гортани;
- зуд в глазах;
- выделения из носа;
- повышенная температура тела.
Появления хотя бы одного из этих признаков в сочетании с потерей голоса или осиплостью уже достаточно, чтобы записаться на приём к ЛОР-врачу для назначения эффективного лечения. При лечении заболевания доктор опирается прежде всего на результаты осмотра пациента и определения причины патологии.
Как только причина проблем с голосовым аппаратом установлена, можно приступать к лечению горла.
Как лечить голосовые связки?
Традиционно лечением воспаления глотки и гортани занимается ЛОР-врач. Если дисфония связана с инфекционным заболеванием, схема лечения может включать приём антибиотиков, противовирусных или противогрибковых препаратов, противовоспалительных и антисептических средств, леденцов и пастилок от кашля и боли в горле, полоскания горла, проведение ингаляций и курса физиотерапевтического лечения. ЛОР-врач также поможет в случае, если потеря голоса связана с ожогами гортани или воздействием на неё вредных веществ.
Лечением перенапряжённых связок занимается врач-фониатр. После проведённого осмотра пациенту будет назначена схема лечения, включающая помимо традиционных методов лечения специальные упражнения, чтобы проблема впоследствии не повторялась.
Если дисфония — следствие аллергической реакции организма на раздражитель, лечение нужно проводить под контролем аллерголога. Лечением неврологических расстройств и последствий перенесённого стресса занимаются невролог и психотерапевт. Если в ходе осмотра были обнаружены новообразования гортани, дальнейшее лечение необходимо продолжить у онколога.
Таким образом, тактика лечения будет зависеть исключительно от причины, вызвавшей дисфонию или афонию!
Профилактика
Во многом появление дисфонии — это сигнал, что где-то что-то не досмотрели и не уследили за своим здоровьем. Чтобы не пришлось впоследствии лечиться у ЛОР-врача:
- вовремя лечите инфекционные заболевания;
- не переохлаждайтесь, не дышите ртом на морозе и не пейте ледяные напитки;
- не кричите, не разговаривайте на повышенных тонах;
- делайте перерывы, если вынуждены много и долго говорить;
- делайте специальные упражнения, рекомендованные фониатрами, позволяющими избежать нагрузки на голосовой аппарат;
- избегайте контактов с аллергенами;
- работайте в масках, если вы трудитесь в неблагоприятных условиях;
- откажитесь от курения.
Если проблема всё-таки появилась, не занимайтесь самодиагностикой и самолечением: своевременное посещение ЛОР-врача поможет избежать осложнений и ускорит процесс выздоровления.
В «Лор Клинике Доктора Зайцева» приём ведут высоко квалифицированные ЛОР-врачи и фониатры с богатым практическим опытом работы. При появлении первых признаков проблем с голосом, пожалуйста, звоните по телефонам: +7 (495) 642-45-25; +7 (926) 384-40-04 и приходите!
С радостью вам поможем!
Источник
Школа вокала Voice Technica Обучение владению голосомЧерпай смыкание всей своей индивидуальностью: свисток, хрящи и связки
Я продолжаю исследование свисткового регистра. В прошлый раз мы прошлись по Щитовидному хрящу и его возможном влиянии на нахождение у себя сверхвысоких нот. И, как это часто бывает, пока исследуешь одно, вокруг вылезает много всего другого. Во-первых, я заметила, что на свисток мне легче переходить после разогрева ложных голосовых связок, а, во-вторых, что после распевок для гроула, мой академический вокал звучит куда увереннее.:) Это наблюдение-таки разбивает миф о том, что всякие там экстримы закрывают вокалистам дорогу в мир чистого голоса. Ну и, в-третьих, работа над плотным смыканием связок при помощи упражнений на твердую атаку звука, способна сотворить настоящее чудо. Для того чтобы как-то объяснить все эти явления и их связь со свистком, я опять полезла в анатомию гортани, а конкретно в анатомию её Черпаловидных хрящей – тех самых двигателей, к которым прикреплены голосовые связки.
Приступаем к препарированию! Черпаловидный хрящ подвижен, относится к гиалиновым, является одним из трёх парных хрящей гортани и выполняет особенно важную роль в голосообразовании. Находятся Черпаловидные хрящи за щитовидным и крепятся к «печатке» перстневидного хряща.
Внешне Черпаловидный хрящ имеет сложную форму. Различают его основание с суставной поверхностью, которая сочленяется с перстневидным хрящом, и верхушку, несущую на себе рожковый хрящ, который играет роль своеобразного амортизатора при опускании надгортанника. В основании Черпаловидного хряща ярко выделяются два отростка: наружный мышечный, к которому крепятся некоторые перстнечерпаловидные мышцы, движущие хрящ в суставе, и передний голосовой, состоящий из эластичной хрящевой ткани, к которому крепятся голосовая связка и голосовая мышца.
Черпаловидные хрящи способны двигаться, поворачиваясь вокруг вертикальной оси, а также наклоняться и прижиматься друг к другу, влияя, таким образом, на положение голосовых отростков, а, следовательно, голосовых связок и мышц.
Продольный разрез Перстневидного и Щитовидного хрящей. Я художник, я так вижу 🙂
Непосредственное участие в голосообразовании Черпаловидным хрящам обеспечивают следующие структуры:
Перстнечерпаловидный сустав — парный сустав, соединяющий перстневидный и Черпаловидный хрящи. Благодаря его наличию, голосовые отростки обоих Черпаловидных хрящей сближаются и удаляются один от другого. Это движение изменяет расстояние между голосовыми связками.
Голосовая связка (или истинная голосовая) связка – парная, располагается в толще голосовой складки. Голосовые связки состоят из эластичных волокон. Они натянуты с каждой стороны между голосовым отростком Черпаловидного хряща и внутренней поверхностью угла (место схождения пластин) щитовидного хряща. Между ними образуется голосовая щель, имеющая связочный и хрящевой (межчерпаловидный) отделы.
Преддверная связка — парная, располагается в толще складки преддверия (ложной голосовой), она натянута между Черпаловидным хрящом (над голосовым отростком) и внутренней поверхностью угла щитовидного хряща.
Ну и, конечно же, мышцы. В гортани мышцы разделены по трем основным функциям, и Черпаловидные хрящи так или иначе имеют отношение к ним всем.
- Мышцы, влияющие на ширину голосовой щели:
Расширяющие
Задняя перстнечерпаловидная — парная мышца, расширяет голосовую щель. Действует на перстнечерпаловидный сустав, оттягивая мышечный отросток назад и вниз и поворачивая черпаловидный хрящ вокруг вертикальной оси кнаружи, при этом голосовой отросток отходит вбок, и голосовая щель расширяется. Это единственная мышца гортани, которая открывает голосовую щель и держит ее в этом состоянии постоянно, за исключением коротких периодов фонации.
Суживающие
Латеральная перстнечерпаловидная — при сокращении тянет мышечный отросток вперед и вниз, вращая черпаловидный хрящ вокруг вертикальной оси внутрь, при этом голосовые отростки движутся навстречу друг другу, голосовые связки сближаются, и голосовая щель суживается.
Щиточерпаловидная — парная, квадратной формы, соединяет щитовидный и Черпаловидный хрящи. Механизм действия подобен латеральной перстнечерпаловидной мышце.
Поперечная черпаловидная — непарная, сближает Черпаловидные хрящи, суживая заднюю межхрящевую часть голосовой щели.
Косая черпаловидная — парная, механизм схож с поперечной черпаловидной мышцей.
2. Мышцы, влияющие на состояние голосовых связок:
Расслабляющие
Голосовая — парная, её волокна вплетены в голосовую связку, к которой мышца плотно прилегает. Волокна голосовой мышцы при этом идут в различных направлениях по отношению к голосовой связке — горизонтально, вертикально и косо, под углом к голосовой щели. Мышца может сокращаться вся целиком или отдельными своими пучками. При сокращении мышечных пучков, идущих в косом направлении, достигается расслабление голосовых связок только в определенных участках. При расслаблении голосовые связки немного утолщаются, вследствие чего голосовая щель несколько суживается.
3. Мышцы, влияющие на ширину входа в гортань:
Черпалонадгортанная — находится в толще черпалонадгортанной складки. Черпалонадгортанные мышцы вместе с косыми черпаловидными мышцами суживают вход в гортань. При этом надгортанник отклоняется назад и закрывает вход в гортань. Такое действие происходит при глотании, чтобы пища не попадала в дыхательные пути.
Следует учитывать, что хоть приведенные выше элементы строения и свойственны всем людям, двух людей с идентичными гортанями быть не может. Кроме известной разницы между мужской и женской гортанью, каждому человеку могут быть присущи свои различия во взаиморасположении хрящей, их форме, развитии мускулатуры и ее способу крепления к хрящам.
У мужчин более сильно представлены волокна, идущие от черпаловидных хрящей (черпалосвязочные волокна), в то время как у женщин сильно выражена щитосвязочная часть голосовой мышцы. Те же волокна могут по-разному вплетаться в соединительнотканный край связки, сами мышечные волокна могут быть длинными, мало вплетенными в край связки, а могут образовываться короткими пучками, каждый из которых вплетен в край голосовой связки и т.д. Различна длина, толщина, способ крепления и форма голосовых связок.
Естественно все эти особенности определяют индивидуальное звучание тембров голосов и проявление непосредственно певческих данных.
Для примера мы с моими любимыми коллегами провели небольшой эксперимент, суть которого в том, что мы по очереди воспроизводили один и тот же звук с использованием различных вокальных приёмов и техник и записывали спектрограмму своих голосов при помощи специальной программы. Условно обзовём участвовавших в эксперименте номерами 1, 2 и 3. Все трое — сопрано.
И вот, что получилось:
Спектрограмма тембров голосов преподавательниц VoiceTechnica. I — Гроул на нейтральной гортани; II — Тонкая масса (Схождение голосовых складок по краю); III — Толстая масса (схождение голосовых складок мышечной массой); IV — Тонкая масса на опущенной гортани.
Что мы наблюдаем? Как бы мы не старались одинаково взять ноту, у всех нас она имела разную окраску. Кроме того, независимо от задействованных структур голосового аппарата, у одного человека из раза в раз проявлялись схожие черты, характерные для его голоса. Например мы видим, что у нашего номера 3 во всех случаях практически нет высоких частот, по сравнению с номером 2, где частоты разделяются равномернее. А номер 1 вообще какой-то странный. Каюсь, это я. 🙂 И это не значит, что кто-то из нас при этом звучал лучше или хуже. Это всего лишь природная разница голосов. Красиво, не так ли?
И отсюда мы, наконец, переходим к голосообразованию. Фонаторная – одна из важнейших функций гортани, и Черпаловидные хрящи непосредственно задействованы в её выполнении. Возникновение звука связано с колебанием голосовых связок при выдохе. Звук меняется в зависимости от натяжения связок и ширины голосовой щели, а человек способен регулировать этот процесс.
Прежде всего, напомню, что в фонации могут принимать участие как истинные, так и ложные голосовые связки или, точнее, складки.
Ложные голосовые складки (складки преддверия, вестибулярные складки) — представляют собой две слизистые складки с небольшим пучком мышц, как бы нависающие над истинными голосовыми складками. Сквозь их толщу проходит связка, которая прикрепляется одним концом к Черпаловидным хрящам, а другим – к щитовидному хрящу, и тянется параллельно истинным голосовым. В области нижней поверхности ложных голосовых складок слизистая оболочка содержит много желез смешанного типа, которые увлажняют истинные голосовые складки во время вибрации. Основная роль ложников – закрывать вход в дыхательные пути. В момент задержки воздуха, при кашле, подъеме тяжестей, ложники начинают смыкаться и могут полностью перекрыть вход в трахею. Хоть в естественном состоянии они разобщены, тем не менее, в вокале мы давно и активно их используем для достижения «расщепления» (при контролируемом сжатии) или для более широкого голоса (при раскрытии). Кроме того, при некоторых патологических состояниях ложники способны заместить собой истинные голосовые, они могут смыкаться и производить звук, хотя и сильно отличающийся от привычного. В ложных голосовых складках образуется первое щелевидное пространство.
Истинные голосовые складки — представляют собой сложную структуру. Они расположены под ложными, имеют клинообразное сечение, край их образован голосовой связкой, а тело массой голосовой мышцы. Истинные голосовые образуют второе щелевидное пространство. Это наиболее узкое место в гортани, которое и является той самой голосовой щелью. В ней различают переднюю, более длинную голосовую часть и более короткую заднюю — хрящевую (дыхательную) часть.
Комплекс внутренних мышц гортани, о которых я рассказывала выше, способен сблизить или развести голосовые складки поворотами Черпаловидных хрящей, растянуть наклоном щитовидного хряща, а также напрячь и расслабить. Кроме одной задней перстнечерпаловидной мышцы, все остальные в своем действии направлены на замыкание голосовой щели.
Ещё одно «ненаглядное» пособие. На первой схеме мы видим как натянуты связки между хрящами (вид сверху). На второй и третьей показан механизм натяжения связок за счёт наклона щитовидного хряща.
Голосовые складки имеют значительную толщину за счет вокальной мышцы. Вокальные мышцы, как и остальные мышцы гортани, являются поперечнополосатыми и отличаются своеобразным строением. Если в остальных гортанных мышцах волокна расположены в основном параллельно друг другу, то в вокальных мышцах волокна идут в различных направлениях. К примеру, в голосовых мышцах хорошо различимы две системы косых волокон, вплетающихся в соединительнотканный край голосовой складки. Одна из этих систем волокон идет к краю голосовой связки от щитовидного хряща, другая — от Черпаловидного хряща. Это и дает складкам совершенно особые функциональные возможности.
Кроме того, существуют индивидуальные вариации во внутреннем строении голосовых складок. У одних людей в связке больше обычных соединительнотканных волокон, у других превалируют эластические. Сама связка у одних может быть развита мощнее, чем у других. Различна и толщина верхнего и внутреннего краёв, составляющих «трущуюся» поверхность голосовых складок. То же касается и голосовой мышцы. Вплетение мышечных волокон в соединительнотканный край голосовых складок у каждого человека осуществляется по-своему:
Гортань в боковом разрезе. Варианты расположения волокон в голосовой мышце.
Вывод напрашивается сам собой. Невозможно требовать от двух разных людей идентичного звучания. Голос каждого будет продиктован индивидуальными особенностями устройства гортани. Важно научиться управлять своим голосовым аппаратом с учетом этого, чтобы не нанести вокальную травму.
Ну а теперь, после подробного анатомического разбора и осознания, что всё тлен, попробуем вернуться к моим открытиям.
Касаемо совмещения пресловутых оперы и гроула, и вообще чистого и расщепленного вокала: чем лучше вы будете контролировать ложники, тем меньше они будут вам мешать во время обычного пения. Обращаю внимание! Контролировать, значит уметь включать ложники в каждом случае ровно на столько, насколько того требует ваша песня, без чувства напряжения и «царапин» в горле. После проработки определенных упражнений, чистому вокалу перестает что-либо мешать, он становится ярче.
Как ложные голосовые относятся к свистку? А очень просто. Для свистка вам надо умудриться совместить максимальное смыкание связок и при этом максимально малое количество выдыхаемого воздуха. На первых порах мозг не совсем понимает, как такое может быть, особенно, если вы в самом начале вокального пути, и любите «давануть» воздухом на верхних нотах. Вы невольно начинаете повышать силу воздушного потока, а на это уже отзываются ложники, готовые защитить голосовые связки от перенапряжения. И в голосе вместо желанного свистка появляется совсем не эротичн