Особенности работы голосовых связок
Содержание статьи
Как устроен голос? Физиология певца и голосовые связки.
А вы знаете, как устроен голос? Почему мы поем, и как получается звук? Знать физиологию голоса необходимо, чтобы управлять голосом и петь красиво. Педагоги по вокалу советуют чувствовать голос в животе, на диафрагме, на кончике носа… Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки.
А ведь голос рождается на связках. Это главное знание про устройство голосового аппарата. От того, как работают голосовые связки, зависит, как вы будете петь — громко и звонко или тихим зажатым вокалом. Эта статья поможет вам лучше понять свой голос и сделать первый шаг к тому, чтобы научиться петь правильно.
О физиологии голоса и колебании голосовых связок
Голос — это волна звука. Откуда берутся звуковые волны? Они появляются, когда воздух давит на «тело», оно колеблется в пространстве и образует волну из вибраций. У певцов производят колебания голосовые связки. Они вибрируют так быстро, сотни раз за секунду, что воздух вокруг них начинает звучать.
Получается, что мы не поем, а просто сотрясаем воздух вокруг
Звук постоянно движется, как и любая волна. У него есть направление. Поэтому методики вокала советуют посылать голос вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, затихнет. В голосе не будет силы.
Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру:
Как видно на видео, связки легко тянутся и меняют форму в процессе пения. Становятся тоньше и длиннее на высоких звуках. Смыкаются краями. Внизу — они короткие и толстые, смыкаются более плотно. На этих механизмах связок построено большинство техник пения и вокальных приемов.
Устройство голосового аппарата
Процесс пения — это когда мы превращаем воздух в звук. Он задействует все части голосового аппарата: диафрагму, связки, гортань, глотку, рот, язык и нёбо. Посмотрите, какие этапы проходит поток воздуха, чтобы стать звуковой волной:
Мы делаем вдох, легкие увеличиваются в объеме. На выдохе ребра плавно сужаются и диафрагма выводит воздух из легких
Воздух поднимается из легких к горлу, где прикреплены голосовые связки. От потока воздуха голосовые связки начинают колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз за секунду и создают вибрации в горле.
Звуковые волны от колебания голосовых связок расходятся по телу, как круги по воде. А дальше мы направляем рожденную звуковую волну в резонаторы — в нос, рот, чувствуем вибрации в глотке, груди, лице.
Резонирующую волну звука мы оформляем в гласные и согласные буквы языком и губами, с помощью дикции и артикуляции. Заполняем звуком рот, выпускаем его вперед и… поём!
вокальные ошибки при работе голосовых связок
Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. У новичков ошибки возникают на первом этапе — вокального дыхания. Вот как дышать при пении не правильно:
слишком много выдоха = несмыкание связок
Одна из частых вокальных ошибок — совсем не экономить воздух и очень(!) много выдыхать во время пения. Если диафрагма не контролирует поток дыхания, воздух выходит большой волной. Голосовые связки не могут удержать давление воздуха. Произойдет несмыкание. Ведь чем плотнее смыкаются связки, тем громче голос! На слишком большом выдохе звук будет тихим, либо его не будет вовсе.
Иногда такое нарушение подсвязочного давления переходит в болезнь и называется гипотонусом вокальных мускулов. Связки свисают как две безвольные тряпочки и не могут сомкнуться. Тембр голоса — сиплый, звук вялый. Часто такие люди считают, что не умеют петь громко, хотя решается эта проблема легко: меньше выдыхайте, смыкайте связки плотнее.
Слишком мало выдоха = голосовой зажим
И наоборот, если вы слишком задерживаете выдох при пении, диафрагма находится в постоянном гипертонусе. Происходит зажим ложных связок, что случается всегда, если вы не выпускаете воздух. Без потока дыхания связки пытаются разомкнуться с силой самостоятельно. Они прижимаются друг к другу, из-за чего стирается слизистая и образуются мозоли, узелки на связках.
При этом во время пения возникают болезненные ощущения — жжение, першение, трение. Если в таком режиме работать постоянно, голосовые связки теряют эластичность. Как только вы почувствовали дискомфорт при пении — сбавьте громкость и спойте тихим полушёпотом. Когда мы шепчем, связки размыкаются, воздух свободно выходит. Пение на тихом звуке снимает напряжение.
Есть такое понятие как «белтинг» или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь соблюдая вокальную «технику безопасности» — не выдавливать звук, а смыкать связки на твердой атаке аккуратно. Не «запирать» воздух внутри, а выпускать его едва ощутимым потоком, создавая подсвязочное давление.
Главное соблюдать баланс — смыкать связки плотно, но равномерно выдыхать при пении
За движение связок отвечает около 15 мышц гортани — в ее устройстве есть хрящи, которые управляют вокальными мускулами, а те, в свою очередь, обеспечивают правильное смыкание связок. Мы не можем контролировать связки непосредственно — смыкать их, когда пожелаем. Мы их даже не ощущаем! Вокальные мускулы состоят из гладкой мускулатуры, из которой также состоят мышцы сердца и желудка — такой тип мускулов не подчиняется нервной системе напрямую, то есть мы не можем сжать сердце или желудок силой мысли! Эти механизмы «вшиты» в физиологию и работают самостоятельно.
То же происходит с голосовыми связками. Рычаги управления для них — это выдох и мышцы гортани. Выдох должен быть ровным. Голосовые связки смыкаются от давления воздуха. И натягиваются от движений гортани. Поэтому тембр голоса меняется от того, какое положение гортань принимает при пении. Например, голос станет выше, если вы поднимите гортань. Понимание, как устроен голосовой аппарат дает вам безграничные возможности: петь то мощным звуком, то звонким, то нежно и трепетно, то с берущим зрителей за душу, то криком! И все всего лишь от разного смыкания связок.
А вы знали?… Кое-что из физиологии голоса
В мире нет двух одинаковых голосов! Потому что у каждого из людей разная длина и толщина голосовых связок. У мужчин длиннее связки, и голос поэтому звучит ниже. Голоса детей зачастую похожи на голоса родителей по тембру, так как из-за генетики у них похожая физиология. Но все-таки их голоса хоть немного, но различаются.
Длина голосовых связок зависит от размера гортани человека (чем длиннее гортань, тем длиннее связки), поэтому у мужчин связки более длинные и толстые в отличие от женщин с короткой гортанью. Так если вы видите человека впервые и шея у него длинная, возможно предположить, что у него будет низкий тембр голоса.
Связки могут тянуться и укорачиваться, становиться толще или тоньше, смыкаться только краями или по всей длине благодаря особому строению вокальных мышц одновременно продольных и косых — отсюда получается разная окраска тембра и сила голоса.
Вокальные упражнения тренируют такую подвижность связок на уровне мычшеной памяти, чтобы они были эластичными, а голос свободным и гибким. С эластичностью связок голосовой диапазон увеличивается.
В разговоре мы задействуем лишь одну десятую диапазона, то есть голосовые связки способны растягиваться в десять раз больше у каждого человека, а голос звучать в десять раз выше разговорного, это заложено самой природой! Если это осознать, будет проще брать высокие ноты.
С помощью резонации звука можно разбить бокал, а в книге рекордов Гиннеса описан случай, когда школьница перекричала шум взлетающего самолета благодаря силе голоса.
Колебания голосовых связок у певцов находятся в примерных пределах от 100 гц (низкий мужской голос) до 2000 гц (женский высокий).
Какой длины и толщины голосовые связки у вас?
Чтобы узнать, какой у вас голос и строение связок, отправляйтесь к фониатору. Если вы решили учиться петь с педагогом, сходите на прием к врачу до уроков вокала. Убедитесь, что у вас нет проблем с голосом, нет узелков на связках и на занятиях вам будет комфортно.
Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью медициской техники, как смыкаются голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, какое подсвязочное давление, какая длина гортани и даже какой стиль музыки лучше подойдет голосу с такой физиологией, как у вас! Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.
Голосовые связки работают, даже когда мы молчим!
Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай или басы из колонок на рок-концерте.
Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), особенно на дыхание, тренируют голос.
Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь “на связках”, спровоцирует зажим.
Читайте в следующей статье, как работают связки при пении высоких нот и как это влияет на технику вокала.
КАК РАЗВИТЬ ТЕХНИКУ ПЕНИЯ
Курс вокала о физиологии голоса
по современным методам пения (CVT, EVT).
Узнать о курсе
Источник
Особенности голосовых связок или в чём тайна голоса?
Голосовые связки — это важные для человека анатомические структуры, которые отвечают за такие функции как голос и защита лёгких и бронхов от попадания в них воды, пищи или других инородных предметов. Находятся связки в средней части глотки с левой и правой её стороны, натянуты по центру.
Анатомические особенности ↑
Голосовые складки или как принято указывать еще в старых медицинских пособниках связки имеют два вида:
- истинные голосовые связки — это две симметричные складки слизистой гортани, содержащие голосовую мышцу и связку. Они имеют индивидуальное строение, которое отличается от иных мышц;
- ложные голосовые связки также их называют складками преддверия, так как расположены в этой области. Они собою покрывают подслизистую ткань и мышечный пучок. Они принимают некое участие в смыкании и размыкании голосовой щели. Но истинные их функции проявляются лишь при гортанном пении и при выработке ложносвязочного голоса.
Тайна голоса ↑
Гортань, а соответственно и голосовые складки относятся к органам и анатомическим структурам, зависящих от уровня гормонов. Отсюда и есть отличие в голосе между мужчинами и женщинами. В детстве голоса девочек и мальчиков звучат примерно одинаково, но с приходом подросткового возраста, голос мутирует, такая особенность связана с изменением гормонального фона. Под действием мужских гормонов гортань расширяется и удлиняется, а связки уплотняются. За счёт таких изменений голос становится грубее и более низким. После наступления подросткового возраста у девушек же гортань претерпевает совсем незначительные изменения, за счёт чего голос остаётся высоким и звонким.
В некоторых случаях встречаются нетипичные голоса для звучания у мужчин либо женщин. Такие феноменальные исключения встречаются благодаря генетической мутации или как следствие дисбаланса гормонов.
С приходом старости также отмечается изменения голоса, он становится дребезжащим и слабым, это всё происходит из-за того что связки перестают смыкаться до конца, так как они становятся более истончёнными и слабыми. Ухудшение их функции также связано с недостаточной выработкой гормонов, которые после наступления периода старения практически не вырабатываются.
Также важно отметить, что ухудшение голоса возникает не только из-за возрастных изменений, причиной этому могут послужить и вредные привычки, особенно, такие как курение и алкоголь. Также негативное влияние оказывают:
- переохлаждение;
- профессии, требующие постоянной речи (педагоги, актёры и др);
- болезни гортани, лечение которых не было произведено своевременно.
Интересный факт! Ораторы, которые выступают с речью непрерывно в течение 2-3 часов, должны дать отдых голосовым связкам на последующие 8-9 часов, именно столько времени требуется для их восстановления, в противном случае грозит осиплость или хрипота голоса.
Заболевания ↑
К сожалению, как и любой другой орган, голосовые связки подвержены различным патологиям под воздействием тех или иных причин. Патологии могут быть различного характера, для лечения одних достаточно проведения несложных манипуляций и покоя голоса, при иных заболеваниях потребуется хирургическое вмешательство и длительная реабилитация.
Голосовые складки могут быть поражены следующими патологиями:
- гранулёма — это доброкачественное образование, которое может возникнуть в результате травмы
гортани или при систематическом раздражении связок. К проявлениям гранулёмы относят охриплость голоса, чувство присутствия инородного тела в гортани желание его отхаркнуть. Также гранулёма, образование, которое может вызывать болезненные ощущения, в результате постоянного её раздражения при разговоре. Боль может возникнуть не только в области гортани, но и отдавать в ухо на стороне поражения. Внешне гранулёма представляет собою бледно-розовое образование, может расположиться как на широкой подножке, так и на тонкой. Образование имеет тенденцию к росту до тех пор пока будет подвергаться раздражению, а в случае с голосовыми связками подобное действие необратимо. Относительно лечения, хирургическое вмешательство проводиться лишь после того когда все консервативные методы оказались не эффективными. Для консервативного лечения важно исключить причину раздражающего фактора, создать полный голосовой покой. Если гранулёма не будет раздражаться в течение времени она сама рассосется;
- узелки голосовых связок представляют собою доброкачественные наросты, которые возникают в следствие постоянной перегрузки связок. Чаще всего образуются у женщин среднего возраста, а также у людей, чья профессия связана с пением или с ораторским искусством. После частых перегрузок на складках образуются уплотнения, которые напоминают мозоли, при продолжении нагрузок они продолжают увеличиваться в размерах. Особых симптомов патология не имеет, может проявляться лишь безболезненная охриплость голоса, которая проходит после непродолжительного отдыха. Основой лечения является голосовая терапия, с применением стероидных препаратов для уменьшения отёчности складок гортани. Но после очередной перегрузки связок, узелки могут возникнуть вновь, заболевание носит хронический характер. В некоторых случаях предлагается удаление узелков при помощи лазера или криохирургических методов;
- полипы — это доброкачественные образования, которые локализуются, как правило, в середине голосовых складок. Признаками полипов становится охриплость голоса, иногда чувство наличия инородного тела в глотке. Полипы имеют чёткие края, преимущественно красного цвета, строение нароста может быть дольчастого характера или иметь гладкую поверхность, размеры могут быть различными. Причиной возникновения полипов в основном является травма гортани и связок. Так же как и узелки, лечение полипов основывается на голосовой терапии, при её не эффективности прибегают к хирургическому вмешательству;
- спастическая дисфония проявляется в непроизвольных движениях голосовых складок. Причинами таких нарушений чаще всего становятся психические нарушения, сильные стрессы или перегрузка связок. Болезнь передается по наследству, чаще поражает людей 30-40 лет. Спастическая дисфония характеризуется натянутостью и не естественностью голоса. Патология заключается в ограничении двигательной функции голосовых связок. Для лечения чаще всего используются инъекции
специальных препаратов в область связок. Полностью излечить от патологии, к сожалению, не возможно, а лишь улучшить состояние больного. Если после инъекций не получен должный результат, может быть назначено оперативное вмешательство;
- фонастения, патология, выражающаяся в слабом смыкании складок. Возникает по причине перегрузки голосовых связок или усталости нервной системы. Главным методом лечения фонастении является молчание. При хроническом течении заболевания без лечения может развиться полная афония, то есть потеря голоса;
- рак голосовых связок — пожалуй, самое сложное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Точные причины его развития не установлены, но известно, что факторами, влияющими на возникновения атипичных клеток, являются курение и приём алкогольных напитков. Также злокачественная опухоль может переродиться в результате отсутствия лечения предраковых болезней, например, после полипоза. Лечение назначается индивидуально, как правило, оно имеет хирургический характер, требуется удаление опухоли, а также лучевое облучение.
Как видно, голосовые связки являются основным инструментом, позволяющим нам говорить. Но, от их работы зависит не только возможность говорить, но и защита дыхательных путей, так как складки перекрывают путь случайно попавшим крошкам или воде попасть в лёгкие или бронхи. Чаще всего с нарушениями функциональности данных анатомических структур сталкиваются люди, которым приходится много и громко говорить, певцы, актёры, учителя. Они больше остальных подвержены фактору риска образования заболеваний связок, для их предотвращения следует соблюдать голосовой режим и давать должный отдых связкам. В этом случае они наградят вас бесперебойной работой голоса без охриплости.
Автор: Складаная Юлия
Рекомендуем к прочтению
Источник