Память основанная на использование смысловых связок
Содержание статьи
Психология. Представления. Воображение. Память. Тест для самопроверки
1. Генетически первичной считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
вербальная
2. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется … памятью.
механической
логической
эмоциональной
аудиальной
3. Не являются формой воображения
мечты
грезы
иллюзии
галлюцинации
4. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей или их смещение известно как…
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация
5. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется …
восприятием
мышлением
воображением
вниманием
6. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект …
ореола
плацебо
Б.В. Зейгарник
недавности
7. Такие персонажи как Дюймовочка, Змей-Горыныч, великаны созданы с помощью приема …
гиперболизации
схематизации
типизации
агглютинации
8. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется…
гиперболизацией
схематизацией
типизацией
агглютинацией
9. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является…
ведущий анализатор
предмет восприятия
активность субъекта
вид деятельности
10. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти …
7±2
неограничен
предел неизвестен
в среднем 10
11. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала ….
только полнота
только точность
только прочность
полнота, точность и прочность
12. Высшим видом памяти считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
словесно-логическая
13. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является …
ведущий анализатор
предмет отражения
активность субъекта
вид деятельности
14. Тип памяти, при котором представления памяти максимально приближены к образам восприятии называется ….
эйдетическая
наглядно-образная
эмоциональная
словесно-логическая
15. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется …
долговременной
эмоциональной
произвольной
механической
16. Два противоположных явления связывает ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу
17. Впервые представления об ассоциациях были сформулированы….
Сократом
Аристотелем
Демокритом
Р. Декартом
18. Такие образы как сфинксы, гаркульи, кентавры созданы следующим приемом воображения….
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация
19. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу
20. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память…
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная
словесно-логическая
21. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью…
оперативной
иконической
кратковременной
эхонической
22. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., — это память …
эйдетическая
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная
23. Ранней генетической формой памяти является … запоминание.
непроизвольное
произвольное
послепроизвольное
оперативное
24. Опосредствованная и непосредственная память различаются по…
ведущему анализатору
использованию вспомогательных средств в процессе запоминания
степени активности субъекта
видам деятельности
Источник
Мнемотехники на практике
Человеческий мозг использует только 10% своих способностей, остальная часть потенциала мозга остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память и который может запоминать огромное количество бессвязной информации, не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга.
Практическое применение мнемотехник
Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.
Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.
Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.
Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.
Приемы мнемотехники позволят вам увеличить объем новых иностранных слов в двое. Изучив английский язык, можно с легкостью использовать его, как матрицу для запоминания слов немецкого или другого языка.
Немного информации о самом механизме памяти
Память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд.
Затем информация кодируется в когнитивные структуры(смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.
Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира.
Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при бесперерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.
Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.
Школьные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимании материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации.
Быстрому усвоению новой информации способствует уже знакомая информация, которая имеет какое-либо отношение к ней. Например, если человек изучает медицину или психологию, то новые сведения о болезнях или психических расстройствах лягут в тот же самый контекст поблизости. Информация ассимилируется в те же самые ячейки памяти, что и прежде освоенные знания.
Такое быстрое освоение новой информации обусловлено тем, что в нашем сознании уже имеются готовые обобщения – понятия, нужный набор ассоциаций, на которые нанизываются другие.
Психические факторы, способствующие лучшему запоминанию и обучению
Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.
Для лучшего понимания информации старайтесь организовать её в логичную структуру по типу дерева. Более общее знание (слово, понятие) можно использовать, как ствол дерева, а далее от него по принципу веток приращивать более конкретные. Если вы учите слова, старайтесь объединить их в одно семантическое поле. Или по степени абстрактности (например, дата основания Вологды 1147 год – Вологда, основание, дата, 11 47).
Естественный язык нашего сознания
Любой символьный язык (язык математики, язык родной речи) является искусственно созданной системой коммуникации. Ребенок, который не умеет читать и писать до какого-то времени, запоминает все с помощью картинок – образов. Поэтому самым естественным для человеческого сознания является образ. Это тот самый непосредственный код для запоминания.
Наше сознание воспринимает всю информацию в образной форме. Образ предметов, цифр, слов появляется в нашем сознании намного быстрее чем включаются понятийные структуры и мышление. Удержанный образ в памяти на какой-либо стимул, без наблюдения самого реального объекта называется представлением.
Таким образом, мнемотехники для запоминания направленны на:
- максимальное развитие образного мышления;
- создание устойчивых опорных ассоциаций;
- увеличение времени концентрации сознания(внимания).
С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам мнемотехник по индивидуальной программе
Тренировка внимания
Упражнение 1.
Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.
Упражнение 2.
Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле. Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.
Упражнение 3.
Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.
Манипуляция с образами. Основные приемы мнемотехник
Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета, по толщине.
Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом, и при необходимости вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из ключевых. В этом случае мозг выдаст на стимул весь запомнившийся в образах материал.
Прием наложения образов
Существует методика создания матрицы наложением образов. Создается связка, которая позволяется вспомнить слабые связи между стимулом и запоминаемой информацией. Такой мнемонический прием используется для изучения иностранных слов. В этом случае накладываются образы разных модальностей – визуальный и акустический.
Прием увеличения и уменьшения образов
Необходимо взять более сложный образ и поместить туда более простой. Сложный образ при необходимости можно уменьшить. Например, представить себе градусник, рассмотреть его детально: деления, цифры, ртутный столбик. Увеличиваем ртутный столбит и на него можно повесить ведро. Затем все мелкие детали свернуть обратно до нормальных размеров.
Прием трансформации образов
Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно.
Мнемотехника и приемы запоминания
Создание искусственных ассоциаций
Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.
Естественные ассоциации
Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.
Символизация
Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:
- символ мира — голубь;
- символ смерти — череп;
- и так далее.
Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.
Запоминание числовой информации
Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:
- 1 – карта;
- 2 – стакан;
- 3 – птица.
Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:
- 0 – можно обозначить как часы, глобус, которые имеют круглый контур напоминающий данную цифру.
- 1 – свеча, карандаш, гвоздь;
- 2 – лебедь, шахматный конь;
- и так далее.
Эйдетика
От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.
События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.
Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.
При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия (эндорфина). Происходит закрепление материала в структуре мозга.
Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.
Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно.
В целом, использование мнемотехник первое время для вас будет некоторой дополнительной мыслительной работой, но это именно то, что нужно — в итоге вы будете формировать те мыслительные образы, которые сможете успешно запоминать. Со временем и с улучшением навыков, применение мнемотехник будет даваться просто, а результат будет более гарантированным. Как мы отмечали выше, залог успеха в регулярных тренировках. Тренируйтесь для достижения успеха.
Источник
Что такое логическая память и как её развить
Логическая память против механической
Механическая память характеризуется запоминанием материала в той его форме, в какой он подаётся. Как услышал или увидел, так и «сохранил» в голове.
Чтобы между участками мозга, задействованными в запоминании, образовались прочные нейронные связи, необходимо многократное повторение материала. Недаром механическую память называют «зубрёжкой».
Зубрёжка полезна в изучении иностранных слов, трудных терминов, формул, имён и названий. Но смысловое содержание материала в процессе механическом заучивании отходит на второй план. Если при заучивании были какие-то ошибки, они будут воспроизведены и при ответе.
Логическая (смысловая) память предполагает осмысление материала. Она направлена на запоминание не внешней формы, а смысла. В основе лежат ассоциации, отражающие наиболее важные стороны изучаемого предмета или явления.
Когда человек не может что-то запомнить, скорее всего, он просто не вник в суть.
Осмысленный материал запоминается быстрее и, как правило, на всю жизнь. Это доказал немецкий психолог Герман Эббингауз. Его эксперимент показал, что для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для запоминания стихотворного текста такого же размера — всего 6–7 повторений.
Смысловая память тоже нуждается в повторениях, но иного характера. Если при механическом заучивании монотонно воспроизводится один и тот же материал в одной и той же форме, то при логическом повторяется смысл, разными словами и приёмами.
Как развить логическую память
Логическая память предполагает предварительную работу мышления. Материал сначала нужно проанализировать, разложив на составляющие части, выделить наиболее важное, установить связи, представить общую картину и познать суть.
Анализ
Ответьте на вопрос: «Что именно и для чего я изучаю?».
Результаты этой мыслительной работы оформите в виде схемы, таблицы или образной словесной формулировки. Это переключит сознание с механического понимания материала на более концептуальное.
Синтез
Анализ предполагает осмысление каждой отдельной части объекта, а синтез — это изучение материала в целом.
Всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, как она продвигает вас по пути понимания всего предмета. Так знания постепенно сложатся в единый пазл.
Поиск связей
Логическая память опирается на ассоциации. Порой мы забываем факты, даты, имена, формулы, но чётко помним суть. Это заслуга ассоциаций.
С чем у вас ассоциируется изучаемый материал? Попробуйте протянуть мысленные ниточки к вашему прошлому опыту. Чем больше связей вы построите, тем прочнее материал закрепится в долговременной памяти.
Познание сути
Теперь необходимо изучить сам материал. Чем глубже, тем лучше.
- Изучите историю вопроса.
- Попытайтесь связать новую тему с той, что вам близка.
- Задействуйте эмоции. Например, изучая геоцентризм, попробуйте представить, что чувствовал Джордано Бруно, когда его вели к костру.
- Прочтите биографии людей, связанных с темой изучения.
- Читайте новости по теме, выписывайте цитаты экспертов.
Процесс логического запоминания
Описанные шаги — от анализа до познания сути — необходимо проделать при максимальном сосредоточении внимания. Уберите подальше телефон, выключите музыку и даже выгоните кота из комнаты, если он мешает вам думать.
Поняв суть, важно пересказать тему своими словами, не опираясь на определения из учебника. Возможно, вам потребуется время, чтобы переосмыслить сложную концепцию и подобрать собственные определения. Потратьте его — это очень важно.
Важнейшим элементом смыслового запоминания является систематическое повторение. Без него никуда! Только помните о главном различии с механической памятью: вы должны пересказывать материал так, как его понимаете, каждый раз вкладывая эмоции, а бездумно тарабанить чьи-то формулировки.
Тренировка логической памяти
Развивать смысловое запоминание можно с помощью игр и специальных упражнений.
Ассоциации
Для игры нужны двое: ведущий и участник. Ведущий зачитывает пары слов, связанные общим смыслом. Например: корова – молоко, снег – зима, книга – Пушкин, щётка – зубы. Пары нужно усложнять по мере развития навыка.
Задача игрока: за одну минуту запомнить как можно больше пар. Затем ведущий читает одно из слов, а участник должен назвать второе. После нескольких кругов можно поменяться ролями.
Лишнее слово
Для этой игры вам тоже понадобится помощник. Его задачей будет составить несколько цепочек из трёх слов. Два из них должны иметь логическую связь (только не совсем очевидную), а третье нет. Например: «Бродский — костёр — зонтик», «лебедь — стройка — экран».
Вам необходимо объяснить связь между парой слов и почему не подходит третье. Творческий полёт мысли приветствуется, то есть ваш вариант может не совпасть с замыслом помощника.
Вольный пересказ
Прочитайте следующий текст один раз и запишите на листок его содержание. Можете сокращать, менять слова и абзацы — главное передать смысл.
«Мириелю пришлось испытать судьбу всякого нового человека (1), попавшего в маленький городок (2), где много языков (3), которые болтают (4), и очень мало голов (5), которые думают (6). Ему пришлось испытать это (7), хотя он был епископом (8), и именно потому, что он был епископом (9). Впрочем, слухи (10), которые люди связывали с его именем (11), были всего только слухи (12), намеки, словечки, пустые речи (13), попросту говоря, если прибегнуть к выразительному языку южан, околесица (14)».
В данном тексте 14 смысловых единиц. После того как вы записали свой пересказ, посмотрите, сколько смысловых единиц получилось у вас. За каждую даётся один балл.
Можно брать тексты разной длины и экспериментировать. В этом случае смысловые единицы оригинала стоит считать после пересказа.
Источник