При фонации истинные голосовые связки

Голосообразование (фонация) — Студопедия

Механизм голосообразования. При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника, основание которого обращено кзади (к черпаловидным хрящам), а вершина — кпереди ( к щитовидному хрящу). Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель.

При фонации истинные голосовые связки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые связки, несколько раздвигает их в сторону. В силу своей упругости, а также под действием мышц, суживающих голосовую щель, связки возвращаются в исходное, т.е. срединное положение, с тем, чтобы в силу продолжающего давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны, и т.д. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых связок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не продольном направлении, т.е. связки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.

В результате колебания голосовых складок движение струи воздуха, текущей по трахее под давлением, превращается над голосовыми связками в колебания частиц воздуха. Эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимается слуховым органом как звук голоса.

При каждом расхождении голосовых связок во время их колебаний при фонации прорывается очень небольшое количество воздуха. Поэтому давление поступающей в окружающей среду звуковой волны ничтожно по сравнению с давлением свободно выдыхаемой воздушной струи.

Механизм шепота. Если во время звукопроизнесения смыкание голосовых складок происходит без участия поперечной черпаловидной мышцы, то голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края треугольной щели вызывает шум, который воспринимается в виде шёпота. Следует отметить, что, в отличие от обычной голосовой речи, шепотное произнесение может осуществляться не только на входе, но и на выходе.

Сила, высота и тембр голоса. Как и звуки другого происхождения, голос обладает силой, высотой и тембром.

Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, т.е. силой выдоха. При большем наполнении легких воздухом и при большей интенсивности выдыхания получается и более громкий голос. Однако во всех случаях голос, возникающий в гортани, относительно слаб. Значительное влияние на силу голоса оказывают резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями голоса.

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь, находится в зависимости от длины, толщины и напряжения голосовых связок. Чем длиннее голосовые связки, чем они толще и сем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Изменение высоты голоса обеспечивается работой мышечного аппарата гортани. При произнесении (или пении) низких звуков натяжение голосовых связок невелико (натягивающая голосовую связку перстне-щитовидная мышца не работает); активна голосовая (щиточерпаловидная) мышца, которая при своем сокращении становится толще и тем самым увеличивает толщину голосовой связки. Повышение звука достигается увеличения натяжения голосовых связок посредством сокращения перстне-щитовидной мышцы. Этот механизм действует, однако, лишь до известного предела. После максимального сокращения перстне-щитовидной мышцы дальнейшее увеличение голосовых связок невозможно. Тогда начинает действовать другой механизм — укорочение колеблющейся части голосовых связок. Это достигается посредством сокращения поперечной мышцы, которая плотно прижимает черпаловидные хрящи друг к другу, вследствие чего задние концы голосовых связок лишаются возможности колебаться. Колеблется только передняя часть голосовых связок, которые, укоротившись, как прижатые пальцем струны скрипки, начинают издавать более высокий звук. Для дальнейшего повышения голоса вновь начинает усиливаться натяжение уже укороченных голосовых связок. Когда же наступает предел натяжению и укорочению колеблющихся отрезков голосовых связок, вступает в действие механизм фальцета.

Частота колебаний голосовых связок обуславливает высоту основного тона. Наряду с основным тоном в гортани образуются и добавочные тоны, или обертоны, количество и сила звучания которых зависят от особенностей строения гортани, а также от величины и формы резонаторных полостей надставной трубы (глотки, полости рта, носовой полости). Определение сочетаний обертонов и обуславливает индивидуальную «окраску» голоса, или тембр, наличие которого позволяет узнавать людей по голосу.

Диапазон голоса. Голос человека может изменяться по высоте приблизительно в пределах двух октав. Для обычной разговорной речи достаточно 4-6 тонов. Диапазоны голоса, т.е. пределы возможных изменений голоса по высоте, у разных людей различны.

Диапазон голоса у детей значительно меньше, чем у взрослых. С возрастом диапазон детского голоса увеличивается.

Как у мальчиков, так и у девочек встречаются более высокие голоса (дискант), и более низкие (альт).

Ограниченность диапазона детского голоса необходимо учитывать при подборе репертуара для исполнения детьми на уроках пения и во время детских самодеятельных выступлений.

Регистры голоса. Ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания, наз. регистром. Различают три регистра голоса: грудной, головной, и смешанный (микст). При грудном регистре резонирует грудная клетка, стенки которой дают ясно ощутимую рукой вибрацию.

Читайте также:  Болят связки и суставы паразиты

Головной регистр характеризуется головным резонансом, который можно обнаружить в виде вибрации черепа, положив руку на темя.

Смешанный голос (микст) богаче обертонами, чем фальцет, но беднее, чем грудной голос. Например, в пении используются все три регистра голоса, в разговорной же речи (у взрослых) — преимущественно микст.

Источник

арушения голоса из-за проблем фонации ложными голосовыми связками

Нарушения голоса из-за проблем фонации ложными голосовыми связками

С нарушениями голоса, возникающими вследствие фонации, осуществляющейся с помощью ложных голосовых связок, фониатры очень часто встречаются в своей повседневной практике. Чаще всего такой способ фонации представляет собой проявление компенсации при нарушении функции истинных голосовых связок. Известны, однако, случаи врожденного способа фонации при участии гипертрофированных ложных голосовых связок.

Компенсаторная деятельность ложных голосовых связок может возникнуть как при органических, так и при функциональных нарушениях вибрации истинных голосовых связок. Это явление часто набюдастся при хронических воспалениях гортани, а также при воспалительных процессах межхрящевых суставов. Кроме того, при фонастении, ложной фонастении и прочих гиио-и дискинетических расстройствах функции истинных голосовых связок на помощь приходит фонация при участии ложных голосовых связок.

При спастической афонии ложные голосовые связки участвуют в фонации реже, чем при наретической афонии. Нарушение функции голосообразования, заключающееся в фонации с помощью ложных голосовых связок, обычно имеет длительный характер, а иногда и остаётся на всю жизнь.

Во время фонации ложные голосовые связки приближаются к средней линии гортани и полностью прикрывают истинные голосовые связки, вследствие чего последние становятся совершенно невидимыми при исследовании. В тех случаях, когда ложные голосовые связки утолщены, гипертрофированы или же инфильтрированы, они могут заполнять весь просвет морганиевых желудочков и, покрывая истинные голосовые связки, препятствовать их колебаниям. Согласно Chevalier-Jackson, гипертрофия голосовых связок может возникать при врожденных пороках развития гортани: отсутствии или же недоразвитии истинных голосовых связок.

нарушения голоса

При зеркальной ларингоскопии в случае разбираемого нарушения функции голосообразования видны тёмнокрасные утолщенные ложные голосовые связки. Истинные голосовые связки в одних случаях совершенно недоступны для исследования, в других — можно увидеть лишь их узкий край. Общий вид гортани будет зависеть от характера патологического процесса, который в ней развивается.

Во время фонации контакт между ложными голосовыми связками является полным, фонационная функция осуществляется быстро и точно. Во время стробоскопического исследования обнаруживается широковолновая вибрация ложных голосовых связок, обычно одинаковая во всех трёх регистрах. Лучше всего можно оценить функцию ложных голосовых связок и лежащих под ними истинных голосовых связок при томографическом исследовании гортани во время эмиссии низких и высоких гласных. Объём резонаторных полостей при этом остаётся постоянным или же минимально изменяется.

Голос, как правило, хриплый, грубый, монотонный. В тех случаях, когда истинные голосовые связки сохраняют способность совершать колебательные движения, возникает диплофония. Этот симптом довольно-таки часто наблюдается при полной неподвижности одной из истинных голосовых связок, обусловленной патологическими изменениями в соответствующем иерстне-чериаловидном суставе.

Лечение. Характер лечения зависит от причины заболевания. Прижигание во всех случаях противопоказано. Хорошие результаты даёт рентгенотерапия в малых дозах (от 25 до 50 г.). Прежде чем принять решение о хирургическом лечении, необходимо испробовать терапевтические и фониатрические методы.

— Также рекомендуем «Гигиена голоса. Рекомендации фониатров для детей»

Оглавление темы «Нарушения голоса при травмах. Восстановление голоса»:

  1. Нарушения голоса после операции на щитовидной железе
  2. Нарушения голоса после операции на опухолях гортани
  3. Травмы гортани. Травматические повреждения голосового аппарата
  4. Пример травмы гортани. Восстановление голоса после травматического повреждения голосового аппарата
  5. Нарушения голоса из-за проблем фонации ложными голосовыми связками
  6. Гигиена голоса. Рекомендации фониатров для детей
  7. Гигиена и профилактика нарушений голоса у певцов и пожилых. Питье сырых яиц
  8. Восстановление голоса. Лечение проблем голосового аппарата
  9. Вокальный метод восстановления голоса. Восстановление дыхания — использование опоры (appoggio)
  10. Восстановление фонации и артикуляции голоса. Фониатрическое лечение

Источник

окализация и фонация. Артикуляция и резонанс

Вокализация и фонация. Артикуляция и резонанс

а) Вокализация. Речь создается не только дыхательной системой, но и:

(1) специфическими нервными контрольными центрами в коре головного мозга;

(2) дыхательными центрами в головном мозге;

(3) структурами артикуляции и резонанса в ротовой и носовой полостях.

Речь основывается на:

(1) фонации, производимой гортанью;

(2) артикуляции, достигаемой с помощью структур рта.

Вокализация и фонация. Артикуляция и резонанс
А. Анатомия гортани

Б. Функция гортани в фонации, показаны положения голосовых связок во время разных типов фонации

б) Фонация (для облегчения понимания просим вас изучить рисунок выше). Гортань специально адаптирована для вибрации. Вибрирующим элементом являются голосовые складки, которые обычно называют голосовыми связками. Голосовые связки выпячиваются из боковых стенок гортани в направлении центра глотки; они натягиваются и меняют положение при помощи нескольких специфических мышц самой гортани.

На рисунке Б выше изображены голосовые связки так, как их можно видеть во время исследования глотки при помощи ларингоскопа. Во время нормального дыхания связки широко открыты, чтобы воздух мог легко их обойти. Во время фонации связки примыкают друг к другу так, чтобы прохождение воздуха между ними вызывало вибрацию. Интенсивность вибрации предопределяется главным образом степенью растяжения связок, а также насколько тесно они сдвинуты и какова масса их краев.

Читайте также:  Кофе вреден для связок

На рисунке А выше показан срез голосовых складок после удаления эпителия слизистой оболочки. Сразу под ней в каждой складке находится сильная эластичная связка, которую называют голосовой связкой. Она прикреплена спереди к широкому щитовидному хрящу. Именно этот хрящ выступает вперед на передней поверхности шеи, его называют адамовым яблоком. Сзади связка прикреплена к вокальным отросткам двух черпаловидных хрящей. Щитовидный и черпаловидные хрящи сочленяются снизу с еще одним, не показанным на рисунке выше, хрящом — перстневидным.

Голосовые связки могут растягиваться передней ротацией щитовидного хряща или задней ротацией черпаловидных хрящей, активированной мышцами, расположенными между щитовидным и черпаловидным хрящами с одной стороны и перстневидным хрящом — с другой. Щитовидно-черпаловидные мышцы, которые располагаются латеральнее в голосовых связках, могут притянуть черпаловидные хрящи к щитовидному хрящу и таким образом расслаблять голосовые связки. Вкрапленные в состав голосовых связок полоски этих мышц могут изменить форму и массу краев голосовых связок, делая их острыми при воспроизведении высоких тонов и закругляя для воспроизведения более низких тонов.

Между черпаловидными и перстневидным хрящами имеются еще несколько комплектов маленьких мышц гортани, которые могут поворачивать эти хрящи внутрь или наружу, а также стягивать их основания вместе или расставлять их, придавая голосовым связкам различные конфигурации (рисунок Б выше).

в) Артикуляция и резонанс. Губы, язык и мягкое нёбо являются тремя главными органами артикуляции. Нет необходимости обсуждать их подробно, т.к. всем хорошо известны их движения во время речи и других вокализаций.

К резонаторам относят рот, нос с носовыми пазухами, глотку и даже грудную полость. Резонирующие свойства этих структур также известны. Функция резонаторов носа демонстрируется изменением голоса у сильно простуженного человека, у которого из-за простуды закрыт проход воздуха к этим резонаторам.

— Также рекомендуем «Легочное кровообращение. Анатомия легочного кровообращения»

Оглавление темы «Механика дыхания легких. Кровоток в легких»:

1. Сурфактант. Поверхностное натяжение и спадение альвеол

2. Влияние грудной клетки на растяжение легких. Спирометрия

3. Емкости легких. Определение остаточной емкости легких

4. Минутный объем дыхания. Альвеолярная вентиляция

5. Величина альвеолярной вентиляции. Функции дыхательных путей

6. Сокращение бронхиол. Слизистая бронхов и очищение дыхательных путей

7. Кашлевый рефлекс. Дыхательные функции носа

8. Вокализация и фонация. Артикуляция и резонанс

9. Легочное кровообращение. Анатомия легочного кровообращения

10. Объем крови в легких. Кровоток в легких

Источник

осстановление фонации и артикуляции голоса. Фониатрическое лечение

Восстановление фонации и артикуляции голоса. Фониатрическое лечение

Качество фонации зависит от характера контакта голосовых связок, т.е. вида так называемой голосовой атаки. Принято различать твёрдую, мягкую и придыхательную атаку, или постановку голоса. Благодаря правильному использованию дыхательной опоры, можно противодействовать образованию как придыхательной, так и твердой постановки голоса. Опускание нижней челюсти способствует смыканию голосовых связок во время фонации и сжатию замыкающего глоточного кольца.

Упражнения, заключающиеся в сдавливании щитовидного хряща в области гортанной выпуклости (Адамова яблока) и прекращении сжатия этого хряща при одновременной фонации и использовании дыхательной опоры, оказывают большую помощь при функциональных заболеваниях голосового аппарата.

Упражнения для голоса следует выполнять на гласной «а», так как во время эмиссии этого звука на той же самой высоте экскурсии гортани бывают наименьшими. Такого рода упражнения следует назначать больным, у которых гортань совершенно бесполезно, слишком резко перемещается вверх, вниз, вперёд и назад.

Экскурсии гортани сопровождаются изменениями функции остальных резонаторных полостей, объём которых может увеличиваться или уменьшаться вследствие рефлекторного сокращения соответствующих мышц. Причём даже очень незначительное изменение состояния мышц, каждое отклонение от их нормального тонуса или же от нормальной длительности их сокращения может обусловить возникновение голосовых расстройств. Чем подвижнее голосовой аппарат и чем более точной является функция отдельных его элементов, тем большую ценность имеет голос. Поврежденный голосовой аппарат утрачивает способность функционировать точно и одновременно быстро.

Артикуляция основывается на голосовом звуке, который характеризуется определенной продолжительностью. При отдельных, не объединенных между собой звуках, создаётся впечатление, что речь состоит из несвязанных, обособленных слогов. Для достижения непрерывности артикуляции необходимо выработать двигательную непрерывность во время функции голосового аппарата, т. к. речь является двигательным актом, подчиняющимся тем же законам, которые руководят двигательными функциями всего организма. Темп упражнений сначала должен быть замедленный, позднее упражнения выполняются в нормальном ритме. В последнее время редко применяется способ растягивания звуков во время упражнений. Восстановление фонации и артикуляции заключается в обработке каждого звука и слова с точки зрения ритма, напряжения и высоты, базируясь на явлениях созвучья и резонанса.

лечение у фониатра
Чтение с губ в зеркале

Ощущение созвучья и резонанса развивается на основании колебаний и чувствительных восприятий. Способ направления голоса в надсвязочные резонаторные полости следует вырабатывать с помощью следующих трёх методов:

1) mormorando, при этом необходимо ощущать вибрацию тонких костей лица и носа;

2) упражнения, заключающегося в постепенном затихании голоса (piano); во время piano голос переходит в головные резонаторы, а чередование forte и piano во время упражнений на гласных способствует тому, что эти звуки становятся громкими, четкими и полнозвучными; 3) упражнения с помощью носовых согласных; м, н; однако, этот метод не может рекомендоваться во всех случаях, так как в результате его применения у больного легко может возникнуть носовой тембр голоса. Это происходит прежде всего в тех случаях, когда мышцы замыкающего глоточного кольца бывают слишком слабы, чтобы отделить средний отдел глотки от верхнего и от носовой полости, вследствие чего воздух проникает в полость носа и артикулированные звуки приобретают носовую окраску (при небных расщелинах, параличах мышц мягкого неба центрального и периферического происхождения, у глухих и т.д.).

Условием образования полноценного и звучного голоса является соединение грудного резонатора с резонаторными полостями надсвязочного пространства. Голос, возникающий па голосовых связках, такой же слабый, как голос музыкального инструмента, лишенного резонаторного ящика.

лечение у фониатра
Ощущение вибрации при помощи колеблющегося камертона, тон которого соответствует высоте артикулированного звука

Во время фониатрического лечения следует стремиться к расширению диапазона голоса до такой степени, чтобы он включал по крайней мере шесть тонов, необходимых для правильной артикуляции. Достигнуть этого можно лишь в результате длительной работы. При малом объеме голоса, который сохранился, например, у глухого от периода лепетания, невозможно выработать правильную артикуляцию.

В процессе восстановления артикуляции следует использовать тактильные ощущения. На слизистой оболочке ротовой полости, губ и глотки находятся участки, отличающиеся специальной чувствительностью, так называемые, чувствительные артикуляционные зоны. Каждому артикулированному звуку соответствует определенный чувствительный пункт в одной из артикуляционных зон. После предварительного изучения артикуляционных областей согласных можно приступить к упражнениям, заключающимся в возбуждении специальной чувствительности в артикуляционных пунктах с помощью навернутой на гортанный зонд ваты, смоченной дестиллированной водой или физиологическим раствором поваренной соли. Легкое касание губ вызывает их смыкание при произношении звука п, при более сильном касании — губы смыкаются для произношения звука б, при котором больной должен также ощущать вибрацию в области гортани, в наивысшем пункте головы и т.д., длительное касание сопровождается произношением звука м, при этом вибрацию можно ощутить в маске, в области тонких костей лица.

При произношении звуков ф и в нижняя губа приближается к верхним резцам; при произношении звуков д, т, н конец языка контактирует с деснами верхних резцов. При согласных с, з, ц возникает углубление вдоль средней линии языка, а конец его приближается к передним зубам. Звук с возникает без участия резонаторов точно так же, как ц, произношение звука с связано с колебанием голосовых связок. Выработку повышенной чувствительности в резонаторной полости следует связывать с ощущением колебаний в резонаторах. При звуках ш, ж, ч средняя часть языка приближается к твердому нёбу, а конец языка находится на некотором расстоянии от верхних передных зубов. Возбуждение специальной чувствительности в артикуляционной области звука не должно производиться одновременно с упражнениями, целью которых является выработка ощущения резонанса в резонаторных полостях.

лечение у фониатра
Обучение произношению гласных при использовании слуха

При произношении щ язык совершенно плоский. Во время упражнений, связанных с произношением этого звука, хорошие результаты даёт возбуждение повышенной чувствительности на всей поверхности языка, вдоль которой проходит голосовая волна.

В третьей артикуляционной зоне при произношении звуков к и г корень языка контактирует с мягким нёбом, в то время как при произношении х корень языка лишь приближается к мягкому нёбу. Во время упражнений, связанных с восстановлением артикуляции звука х достаточно лишь легко касаться места сближения артикуляционных органов, при упражнениях для звуков к и г прикосновение должно быть более сильным. Произношение г, как звонкой согласной связано с участием резонаторов. При низких звуках следует использовать грудной резонатор, при высоких — резонаторы надставной трубы.

Введение в ротовую полость во время фониатрического лечения шпателей, пластмассовых протезов ит.д. удлиняет период лечения, выработка оке специальной чувствительности в артикуляционных зонах значительно его укорачивает.

Во время фониатрического лечения используется компенсация со стороны органа зрения, слуха и жевательного аппарата. Восстановление артикуляции следует начинать от упражнений, связанных с произношением гласных, сначала учат произносить гласные а и о; затем — у и ы; и в конце высокие гласные: э и и. Руководя занятиями, во время которых больные учатся произносить гласные, стремятся расширить диапазон голоса больного вверх и вниз. При сдавливании щитовидного хряща голос понижается на один-два тона, после прекращения давления голос возвращается к исходной высоте. Для правильной артикуляции в польском языке диапазон голоса должен включать семь тонов в объёме первой и второй октавы.

— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»

Оглавление темы «Нарушения голоса при травмах. Восстановление голоса»:

  1. Нарушения голоса после операции на щитовидной железе
  2. Нарушения голоса после операции на опухолях гортани
  3. Травмы гортани. Травматические повреждения голосового аппарата
  4. Пример травмы гортани. Восстановление голоса после травматического повреждения голосового аппарата
  5. Нарушения голоса из-за проблем фонации ложными голосовыми связками
  6. Гигиена голоса. Рекомендации фониатров для детей
  7. Гигиена и профилактика нарушений голоса у певцов и пожилых. Питье сырых яиц
  8. Восстановление голоса. Лечение проблем голосового аппарата
  9. Вокальный метод восстановления голоса. Восстановление дыхания — использование опоры (appoggio)
  10. Восстановление фонации и артикуляции голоса. Фониатрическое лечение

Источник

Читайте также:  Для суставов и связок jointpak