При голосовые связки находятся в сомкнутом состоянии

Физиологические процессы образования речи. Развитие разных сторон речи в онтогенезе.

Физиологические процессы образования речи.

Физиологические процессы

Краткая характеристика (что происходит анатомически)

Голосообразование (фонация)

Истинные голосовые связки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые связки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под мышц, суживающих голосовую щель, связки возвращаются в исходное, т.е. срединное положение, с тем чтобы в силу продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны, и т.д. Таким образом при фонации происходят колебания в поперечном направлении (внутрь-наружу, а не вверх-вниз)

Механизм голосообразования

В результате колебаний голосовых связок движение струи воздуха, текущей по трахее под давлением, превращается над голосовыми связками в колебания частиц воздуха. Эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются слуховым органом как звук голоса

Механизм шепота

В задней части голосовых связок остаётся щель в форме маленького треугольника, через которую проходит выдыхаемый воздух. Голосовые связки не колеблются , но трение струи о края щели вызывает шум, который воспринимается в виде шёпота.

Механизм фальцета

Голосовые связки колеблются не по всей своей толщине, а лишь тонкими краями в продольном направлении, т.е. вверх-вниз. При фальцетном звуке между голосовыми связками остаётся веретенообразная щель.

Силы, высота и тембр голоса

Сила зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха. Усилителями голоса являются глотка, полость рта, носовая полость.

Высота зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь, находится в зависимости от длины, толщины и напряжения голосовых связок. Повышение звука достигается увеличением натяжения голосовых связок посредством сокращения перстне-щитовидной мышцы. Чем длиннее голосовые связки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Изменение высоты голоса обеспечивается работой мышечного аппарата гортани.

Наряду с основным тоном в гортани образуются обертоны, количество и качество которых зависит от строения гортани, а также от величины и формы резонаторных полостей глотки, полости рта, носовой полости. Сочетание обертонов обуславливает индивидуальную окраску голоса, или тембр.

Диапазон голоса

Это пределы изменения голоса по высоте. У детей диапазон голоса значительно меньше, чем у взрослых.

Регистры голоса

Грудной -связки плотно смыкаются, колеблются всей своей массой в направлении, перпендикулярном току воздушной струи.

Головной — механизм образования идентичен механизму образования фальцета.

Смешанный — голосовая щель закрывается не полностью, связки колеблются более широкой поверхностью, чем при фальцете, а иногда и всей своей массой.

Атака звука

Твердая — голосовые связки плотно смыкаются до начала звука, затем выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит связки в колебание.

Мягкая — момент соприкосновения голосовых связок и начало прохождения струи воздуха совпадают, и сразу же после соприкосновения связки начинают вибрировать.

Придыхательная — выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель до смыкания голосовых связок, причем слышен шум трения воздуха о края связок, и лишь затем голосовые связки смыкаются и начинают вибрировать.

Мутация

Связана с быстрым ростом гортани и наиболее выражена у мальчиков.

Развитие разных сторон речи в онтогенезе.

Кратко особенности

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе

В 2-3- месяца у ребенка появляется гуление

В 3-4 месяца появляется лепет

К 6 месяцам появляются отдельные четкие звуки, которые неустойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Ясно звучат такие звуки как а, п, б, м, к, т. Хорошо понимается тон голоса и проявляется на него реакция.

К 1 году хорошо произносятся простые по артикуляции звуки такие как а, у, п, б, м, н, т, д, к, г.

2-й год жизни — активно произносятся звуки э, ы, и, но твердые гласные звучат как мягкие — ть, дь, сь, зь. Возрастает способность понимать речь других и подражать ей. Активно используются в речи простые по структуре слова.

3-й год жизни — трудные по артикуляции звуки заменяются простыми (ц на ть или сь, звуки л и р — звуком ль или й, шипящие и твердые свистящие на ть, дь). Четко оформляется артикуляция губно-зубных ф, фь, вь. Близкие по звучанию слова почти не смешиваются с попытками сохранить слоговую структуру.

4-й год жизни — в речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова с несколькими согласными, дети способны замечать ошибки в речи других.

5-й год жизни — большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные — л, р, ръ, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются в сложных словах, а в простых произносятся правильно. Дети способны отличить увеличение или снижение громкости речи и изменение её темпа.

6-й год жизни — дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Ребенок способен выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

7-й год жизни — произношение слов максимально приближена к речи взрослых.

Развитие лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе

1-й год жизни — лепетные слова из ударных слогов.

2-й год жизни — словарный запас состоит примерно из 300 слов, каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием, ребенок хорошо понимает обращенные к нему слова и выполняет просьбы взрослого. Первыми ребенок осваивает единственное и множественное число именительного падежа, винительный падеж существительных имен, повелительное наклонение, форму 3-го лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложения простые, из 3-4 слов.

3й год жизни — словарный запас около 1000 слов, слова употребляются с простыми слогами в, на, у, с. Предложения увеличиваются до 5-6 слов, существительные употребляются вместе с прилагательными в разных падежах.

4-й год жизни — словарный запас увеличивается до 1900 слов среди которых существительный, глаголы, прилагательные, наречия, появляются сложные предлоги такие как из-за, из-под и т.п. Предложения становятся сложными с употреблением в них союзов чтобы, потому что, который и т.п.

5-й год жизни — используют слова, обозначающие простые геометрические формы, некоторые измерения величин, словарный запас увеличен до 2000-2200 слов. Возникают трудности с употреблением слов в родительном и предложном падежах множественного числа.

После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.

Развитие связной речи в онтогенезе

1-й год жизни — в процессе эмоционального общения со взрослыми закладываются основы будущей связной речи. На основе понимания речи (сначала примитивного) начинает развиваться активная речь.

2-й год жизни — к его началу появляются первые осмысленные слова, обозначающие предметы, постепенно они выстраиваются в простые предложения.

3-й год жизни — быстрыми темпами начинает развиваться понимание речи и собственная активная речь, резко возрастает словарный запас и усложняется структура предложений.

До 6-7 лет речь приобретает планирующую функцию, осваиваются описание, повествование, рассуждение, увеличивается количество сложных предложений.

Читайте также:  Глаголы связки при составном именном сказуемом

Источник

Голос и голосообразование

10.12.2019

Основными носителями информации для человека являются сигналы, которые формируются органами чувств, доставляются в мозг и там обрабатываются. В первую очередь, это акустические речевые сигналы голоса. В этой статье мы подробно рассмотрим механизмы звуковой речи, голоса и голосообразования, а также выясним, почему попугаи могут говорить почти так же, как и человек.

Втечение многих миллионов лет эволюции звуки, издаваемые человеком, превратились в членораздельную речь. Это существенно отличает нас от других живых существ на планете. Результатом осмысленного использования звуков речи становятся слова и предложения, которые делают возможным обмен информацией между людьми посредством языка. Сегодня люди изъясняются на 7111 различных языках, в то время как ни одному животному это не подвластно. Кора больших полушарий головного мозга человека содержит множество зон, которые отвечают за речевую функцию.

Речевой аппарат и речь

Речевой аппарат человека состоит из гортани, языка, губ, а также полостей рта, носа и глотки. Во время говорения воздух движется и вибрирует благодаря направленному взаимодействию мышц, участвующих в этом процессе. Если бы у нас не было гортани, мы могли бы говорить только шёпотом. Если вы положите ваш палец на гортань во время говорения, почувствуете вибрацию, которая не ощущается, когда мы говорим шёпотом. Эта вибрация создаётся благодаря голосовым связкам или складкам, как их ещё иногда называют. Голосовые связки находятся в средней части гортани. При проникновении вдыхаемого воздуха они работают, как органная труба с пружинными язычками.

Голосовые связки — парный орган, они натянуты поперёк трахеи (дыхательного горла) и вместе с тем закрывают её. (Рисунок 1) Таким образом, находящаяся между ними голосовая щель оказывается плотно закрытой.

Степень открытия голосовой щели

Рисунок 1: Степень открытия голосовой щели, в зависимости от осуществляемых действий.

Положение языка при воспроизведении гласных звуков

При воспроизведении гласных звуков положение языка его форма создают состояние резонанса формантов.

В процессе говорения голосовая щель открывается под давлением воздуха, поступающего из лёгких. Когда голосовая щель открывается, происходит падение давления воздуха, и таким образом щель закрывается (закон Бернулли). И снова под голосовыми складками создаётся воздушное давление. Этот процесс беспрерывно повторяется во время говорения. Голосовые связки испытывают при этом механические колебания.

Существует огромное количество резонансных частот с основным первоначальным тоном и обертонами. Благодаря голосовым мышцам изменяется сила натяжения и толщина голосовых складок. Как следствие — изменение основных резонансных частот. Когда голосовые связки напряжены, воспроизводятся высокие звуки; при расслабленных, напротив, образуются низкие звуки. При воспроизведении низких звуков голосовые складки колеблются медленно, высокие звуки вызывают быстрые колебания.

Мужская гортань значительно больше, и голосовые связки примерно в два раза длиннее, чем у женщин. Поэтому мужской голос звучит где-то на одну октаву ниже. Осиплость голоса, вирусные инфекции, а также курение могут навредить голосовым связкам. Голос простывшего человека похож на низкое карканье. Взрослые курящие мужчины часто говорят низким невнятым голосом, похожим по звуку на хрип.

Читайте также:  Подрезание связок у собак киров

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?

Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.

Звонкие и глухие звуки

Над голосовыми связками находится надставная труба (над гортанью надгортанная). Надставная труба состоит из глоточной полости и полостей рта и носа. Если не брать во внимание полости носа, то надставная труба будет похожа на открытую с одной стороны трубу.

В этой надставной трубе формируется из хриплого, резонансного шума, который проходит через голосовую щель, звуковая окраска гласных звуков. Активное изменение положения языка и губ меняет форму резонансной полости, а также длину надставной трубы. Таким образом, во время говорения появляются типичные резонансные частоты тракта, или форманты. Частоты и амплитуды этих формантов являются определяющими показателями при произнесении гласных звуков. Понаблюдайте ­когда-­нибудь внимательно за движениями губ ведущего новостей. Вы помёте, опираясь на положение рта, как функционирует считывание с губ. При произнесении [а] рот слегка приоткрыт, [о] и [у] произносятся с вытянутыми губами. Согласные формируются благодаря определённому положению губ. В фонетике различают звонкие и глухие звуки. (Рисунок 2)

В голосовых связках формируется первоначальный сигнал

Рисунок 2: В голосовых связках формируется первоначальный сигнал, который преобразуется благодаря резонансам в надставной трубе, так что в конце концов превращается в языковой сигнал.

Глухие звуки возникают при широко раскрытой голосовой щели, так что воздух беспрепятственно может проникнуть до конца голосового тракта.

Разницу между звонкими и глухими звуками можно наглядно увидеть, проведя два опыта: держите свою руку во время говорения на гортани. Если вы почувствуете вибрацию, то звук звонкий; если вибрации нет, то звук считается глухим. Второй опыт заключается в том, чтобы закрыть уши и надавливать на козелок с двух сторон и при этом медленно говорить: «Один, два, три, четыре, пять…». Во время акустической изолированности при закрытом слуховом проходе вы заметите разницу между глухими и звонкими звуками: мягкие шумы и дребезжащие вибрации.

Глухие звуки — шипящие (свистящие) или фрикативные согласные и смычные. Во время шёпота голосовые связки задействованы только косвенно. Поток воздуха, выпускаемый во время шёпота, слабый, и он образует в слегка приоткрытой, находящейся в спокойном состоянии голосовой щели небольшие вибрации. Эти вибрации акустически воспринимаются как тихий шум, полностью лишённый звукового оформления. Силовое и звуковое резонансное усиление голосовых связок в этом случае отсутствует. В надставной трубе точно так же, как при звуковом голосообразовании, формируются те же самые резонансы, только они намного тише.

Спектрограмма

Спектрограмма (сонограмма) или визуализированная речь — трёхмерное, наглядное изображение звуков в двумерном графике. Последовательность сигналов представлена временным показателем (осью абсцисс и ординат) и частотой (осью абсцисс или продольной осью). Интенсивность звука представлена в виде относительного потемнения или масштабирования интенсивности цвета (третье измерение) временного и частотного изображений.

Чтению и интерпретации спектрограммы нужно учиться, поскольку при определённых обстоятельствах появляется переизбыток информации. Таким образом можно распознать процессы установления и затухания колебаний, помехи и уж тем более патологические изменения в работе речевого аппарата (рисунок 3). Сонограмма даёт представление о звуковом исследовании, поле исследования размечено осями абсцисс и ординат. Уровни отражения звука измеряются с помощью акустического зонда, сопряжены с определённым местом в поле исследования, и эти участки в зависимости от интенсивности окрашены в чёрный цвет.

Спектрограмма

Рисунок 3: Спектрограмма (сонограмма) с положением формантов гласных i, u, a.

Говорливый попугай

После этого научного экскурса в звуковую систему языка и её анализа я хотела бы рассказать вам еще одну историю. Мой хороший друг очень гордился тем, что был владельцем попугая. Птицу из африканских серых попугаев (попугай жако) звали Вальтер и ей было уже больше 30 лет. Вальтер был умный малый. Он мог повторять не только своё собственное имя и имя моего друга, но и ещё достаточно бойко воспроизводил полностью адреса людей. К тому же он мог произносить небольшие предложения, например: «Ты мне нравишься» или «Ты — трус». Наклонив набок голову, смотря своим пленительным взглядом снизу-­вверх, он презентовал избранным посетителям свой репертуар.

Своим очень громким и чётким голосом он умел свистеть, так что начинали болеть уши. Он воспроизводил всевозможные звуки, например, пылесоса или бритвенной машинки. Человек и животное способны стать близкими друзьями, и, конечно, Вальтеру это удалось сделать. Он был очень ласковый и прижимался к щеке моего друга, когда они «болтали». Но при этом он был пугливый и создавал адский шум, когда был взволнован. Вальтер жил в очень красивом большом вольере с игрушечным хламом разного рода, иногда вылетал оттуда и качался на люстре.

Однажды в непогожий весенний день Вальтер сидел на люстре, и вдруг от сильного порыва ветра распахнулось неплотно закрытая дверь террасы. Вальтер, конечно, запаниковал: он кричал и хрипел, а потом вылетел через открытую дверь террасы. Мой друг, конечно услышал шум, но, к сожалению, пришёл в комнату слишком поздно. Вальтера уже и след простыл…

Читайте также:  Причина отечности голосовых связок

Попугаи умеют имитировать звуки речи. В дикой природе птицы узнают друг друга по характерным звукам, присущим их виду. Многие птицы умеют не только свистеть и прекрасно петь, но и удивительно достоверно имитировать всевозможные шумы.

Как это возможно?

И у птиц есть гортань, только без голосовых связок и надгортанника. Птицы издают звуки так называемой нижней гортанью (сиринксом), расположенной глубоко в грудной клетке, около того места, где перед входом в лёгкие разделяется дыхательное горло. Здесь находятся колебательные мембраны, которые так же, как голосовые связки, могут менять своё напряжение благодаря мышцам. Поскольку органы голосового аппарата у птиц находятся в двух ветвях дыхательного горла, некоторые певчие птицы могут петь на два голоса. Послушайте, ­как-нибудь тихим летним вечером, как поёт соловей — вы получите огромное акустическое наслаждение! (Рисунки 4 и 5).

Гортань птиц

Рисунок 4: Гортань птиц (сиринкс) содержит две голосовых щели. Поэтому некоторые певчие птицы могут петь на два голоса.

Серый попугай Вальтер

Рисунок 5: Серый попугай Вальтер мог превосходно «произносить» не только своё имя.

Попугаи, к примеру, имеют толстый клюв и толстый язык, благодаря этому (меняя положение языка), они могут, как и человек, артикулировать большое количество звуков. Эта особенность помогла Вальтеру. Его нашёл очень милый человек и принёс в полицейский участок. Вальтер сообщил там имя своего хозяина и его адрес. Радость от встречи с хозяином Вальтер выразил очень громко — имитируя звуки сирены.

Подведение итогов

  • Люди и многие животные могут образовывать звуки речи.
  • Развитие звуковой речи возможно только у человека благодаря его умственным способностям.
  • Речевой аппарат человека состоит из гортани, языка, губ, а также сюда относятся полости рта, носа и глотки.
  • Звонкие звуки (гласные, умлауты, назальные звуки, плавные согласные, щелевые сонорные и шумные согласные) изначально возникают из колебаний голосовых связок, а потом в надставной трубе оформляется звук (форманты звука).
  • Глухие звуки (согласные, шипящие и фрикативные согласные, а также смычные) возникают без участия голосовых связок.
  • Спектрограмма (сонограмма, визуализированная речь) — это графическое изображение сигналов, зависящих от частоты колебаний, протекания процесса во времени и интенсивности.

Улла Вогдт

Материал взят из журнала Hörakustik, №1 2019 г.

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?

Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.

Читайте ещё по теме «Полезная информация о слухе»

Почему вам не нужен слуховой аппарат

«Академия Слуха» вот уже более десяти лет работает с людьми, страдающими потерей слуха. За это время мы собрали целую коллекцию слухов, мифов и заблуждений, которые окружают этот недуг и средство его коррекции — слуховой аппарат. Мы собрали самые популярные и попросили наших специалистов их прокомментировать в лёгком, понятном и ироничном ключе «вредных советов».

Шум в ушах: причины, методы лечения, последствия

Шум в ушах — широко распространенный феномен и один из самых частых диагнозов в практике лечения лор-заболеваний. В 1999 году в Германии по поручению Немецкой Лиги врачей в области слуховой акустики было проведено большое исследование, в ходе которого выяснилось, что шум в ушах влечет за собой такие психосоматические расстройства, как нарушение сна, депрессию и повышенные аудиологические нагрузки.

Как часто нужно менять слуховой аппарат

Вы помните, какие чувства и эмоции испытали, впервые надев слуховой аппарат? Насколько ярче и полноценнее стала ваша жизнь, наполнившись четкими звуками и голосами? Если с тех пор прошло несколько лет, вы уверены, что слышите всё так же хорошо? Нередко люди, пользующиеся слуховыми аппаратами, со временем начинают замечать, что стали слышать «как-то не так».

Слуховой аппарат или усилитель слуха: делаем правильный выбор!

Как правило, человек теряет слух постепенно. Сначала «исчезают» наиболее тихие, невыразительные звуки и тончайшие нюансы. Из-за этого человеку сложно самому констатировать изменение способности слышать. Довольно часто на незначительное ухудшение слуха люди стараются не обращать внимания, пока из диапазона слышимых звуков не начнут исчезать действительно важные для повседневной жизни, например, плач ребенка или звук подъезжающей машины.

Слух под угрозой!

Как курение, алкоголь и лекарства влияют на способность человека слышать. Причин нарушения слуха существует множество, и, конечно, в первую очередь приходят на ум такие, как инфекционные заболевания ушей, повреждение барабанной перепонки, чужеродный предмет в ухе, чрезмерно громкая музыка и т. д. Однако мало кто задумывается, что к снижению слуха может привести курение, алкоголь или лекарство, купленное в аптеке.

Читать все полезные статьи о слухе >>>

Источник