Простые суждения субъект предикат связка

Учебное пособие для юридических вузов

§ 2. Логическая структура суждения

Суждение, как и понятие, являясь структурой мышления, имеет свою внутреннюю структуру, однако более сложную, чем понятие. Элементами логической структуры суж­дения являются: субъект, предикат, связка и квантор.

Субъект суждения — это понятие, отражающее предмет мысли, то, о чем мыслится в данном суждении. Обозначается буквой «S» (от лат. subjektum -лежащий в основе).

Предикат суждения — это понятие, отражающее признак предмета мыс­ли, то, что мыслится о субъекте суждения. Обозначается буквой «Р» (от лат. praedicatum — сказанный).

Связка выражает отношение, которое существует в суждении между субъектом и предикатом. Она характеризует принадлежность предмету мыс­ли какого-либо свойства, отраженного в предикате, или его отсутствие. Обозначается знаком «тире», а также может подразумеваться или быть выраже­на словом или группой слов: «есть», «суть», «не являются», «имеется» и т.д.

Квантор (кванторное слово) указывает, относится ли признак, выражен­ный в предикате суждения, ко всему или к части объема понятия, выражаю­щего субъект. Находится перед субъектом и обозначается словами «все», «некоторые», «многие», «ни один» и т.д. Однако квантор может в суждении и отсутствовать.

Таким образом, каждое суждение состоит из трех основных элементов — субъекта, предмета и связки (двух терминов и связки). Каждый из этих чле­нов суждения обязательно имеется или подразумевается во всех суждениях. Состав суждения можно выразить общей формулой:

S есть (не есть) Р

Для того, чтобы установить субъект и предикат того или иного суждения (что важно для точного выражения своей мысли или для точного понима­ния чужой), необходимо ясно отдавать себе отчет, что является предметом мысли, а что высказывается об этом предмете. Рассмотрим пример: «В Рос­сии есть прогрессивно мыслящие люди». В этом суждении трудно опреде­лить его субъект. На первый взгляд таковым является «прогрессивно мысля­щие люди». На самом деле речь идет о людях, которые живут в России -о «россиянах», но этот субъект выражен лишь частично речевым оборотом «в России». «Прогрессивно мыслящие люди» здесь предикат суждения. Из смысла предложения ясно, что в нем говорится не о всех россиянах, а лишь об их части, о «некоторых». Связка выражена словом «есть», которое синонимично глаголу «является». Указанные трудности анализа приведен­ного предложения снимаются, когда мы выразим заключенное в этом пред­ложении суждение в правильной логической форме, когда точно выражены все его составные элементы: «Некоторые россияне являются прогрессивно мыслящими людьми». Субъектом здесь будет понятие «россияне», предикатом — «прогрессивно мыслящие люди», логической связкой — «являются», а квантором — слово «некоторые».

Читайте также

3.2. Логическая структура высказываний

3.2. Логическая структура высказываний
Различие между высказываниями и предложениями проявляется в их структуре. Грамматическая структура повествовательных предложений состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения. В логике суждения также

§ 3. Логическая структура понятия

§ 3. Логическая структура понятия
Логическую структуру понятия составляют его содержание и объем. Содержание понятия — это совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Например, содержание понятия «право»

§ 1. Сущность и логическая структура вопроса

§ 1. Сущность и логическая структура вопроса
Вопрос — это логическая форма, включающая исходную информацию с одно­временным указанием на ее недостаточность с целью получения новой ин­формации в виде ответа.В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде

§ 1. Сущность и логическая структура гипотезы

§ 1. Сущность и логическая структура гипотезы
Познание любого явления действительности, как известно, начинают с собирания и накопления отдельных фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, которыми располагают в начале познания, всегда недостаточно, чтобы полностью и

§ 2. Логическая структура доказательства

§ 2. Логическая структура доказательства
Доказательство как особый логический способ обоснования истины имеет свое строение. Всякое доказательство включает: тезис, аргументы, демонстрацию. Каждый из этих элементов в логической структуре доказательства выполняет свои

2.2. Структура суждения

2.2. Структура суждения
Суждение – это более сложная форма мышления по сравнению с понятием. Неудивительно поэтому, что суждение имеет определенную структуру, в которой можно выделить четыре части.1. Субъект (обычно обозначается латинской буквой S) – это то, о чем идет

IV. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВУХ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ МУЗЫКАЛbНОЙ ФОРМЫ

IV. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВУХ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ МУЗЫКАЛbНОЙ ФОРМЫ
1Закон «золотого деления» как в искусстве вообще, так и в музыке может считаться вполне установленным и общепризнанным [160]. Не входя в конкретный анализ художественных произведений, построяемых по этому

Становление теоретического содержания и логическая структура «Манифеста Коммунистической партии»

Становление теоретического содержания и логическая структура «Манифеста Коммунистической партии»
[490] За последние годы марксоведы и историки марксизма получили много новых данных относительно предыстории и истории создания Манифеста (находки и новые публикации

3. Система экономических категорий в связи с системой логических категорий. Логическая структура «Капитала»

3. Система экономических категорий в связи с системой логических категорий.
Логическая структура «Капитала»
Каждая отдельная наука оперирует своими специфическими категориями. Специфичность категорий каждой данной науки двояка: во-первых, все они отличаются друг от

§ 30. Логическая истинность

§ 30. Логическая истинность
 Суждение может иметь своим основанием другое суждение. Тогда его истинность логическая, или формальная. Имеет ли оно также и материальную истинность, остается нерешенным и зависит от того, обладает ли суждение, на которое оно опирается,

Читайте также:  Сроки восстановления после растяжения связок коленного сустава

25. Простые суждения. Категорические суждения

25. Простые суждения. Категорические суждения
Простые суждения бывают категорическими и ассерторическими. При этом простые ассерторические суждения в свою очередь могут быть атрибутивными (отражают свойства предмета) и экзистенциальными (связаны с представлением о

Структура презентации и структура материала

Структура презентации и структура материала
Если экран телевизора представляет образ какого-либо предмета, например скелета, то собственно структуру предмета мы понимаем как «структуру материала». Если же обратиться к структуре презентации, то она совершенно иная —

§ 12. Суждения об отношениях. Суждения существования

§ 12. Суждения об отношениях. Суждения существования
Суждения, высказывающие об определенной единичной вещи какое-либо отношение, содержат в себе многократный синтез. Вместо единства вещи и свойства или деятельности, которое лежит в основе рассмотренных в § 10 суждений,

Источник

9. ðàòêèé êóðñ êëàññè÷åñêîé ëîãèêè. Ñóæäåíèå (Äåíèñ Ðîìàíþê)

Ñóæäåíèå – ýòî ôîðìà ìûøëåíèÿ, â êîòîðîé ÷òî-ëèáî óòâåðæäàåòñÿ èëè îòðèöàåòñÿ. Ïðèìåðû ñóæäåíèé: «Íåêîòîðûå ñòóäåíòû – îòëè÷íèêè», «Âñå ëþäè – ñìåðòíûå».
Ñóæäåíèÿ ñîñòàâëÿåòñÿ èç ïîíÿòèé, îíî ïðåäîñòàâëÿåò ñîáîé ÷àùå âñåãî ïîâåñòâîâàòåëüíîå ïðåäëîæåíèå.  ðåäêèõ ñëó÷àÿõ îíî áûâàåò ðèòîðè÷åñêîå-âîñêëèöàòåëüíîå èëè ðèòîðè÷åñêîå-âîïðîñèòåëüíîå ïðåäëîæåíèå, êîòîðîå ÷òî-òî óòâåðæäàåò èëè îòðèöàåò.
Áûâàþò ïðîñòûå è ñëîæíûå ñóæäåíèÿ, ñëîæíûå ñóæäåíèÿ ñêëàäûâàþòñÿ èç äâóõ èëè áîëåå ïðîñòûõ ñóæäåíèé ñîåäèí¸ííûõ ñîþçîì.
Ñóæäåíèå íà îòìåíó îò ïîíÿòèé áûâàþò èñòèííûå è ëîæíûå, à òàê æå èìåþò ñëîæíóþ ñòðóêòóðó, êîòîðàÿ ñêëàäûâàåòñÿ èç òàêèõ ïîíÿòèé:

Ñóáúåêò (S) – ýòî òî, î ÷åì èäåòüñÿ â ñóæäåíèè. Íàïðèìåð, «Íåêîòîðûå êíèãè – ýòî ó÷åáíèêè».  äàííîì ñëó÷àå ãîâîðèòüñÿ î êíèãàõ, êîòîðûå èíîãäà ÿâëÿþòñÿ ó÷åáíûìè ïîñîáèÿìè. Ñóáúåêò — «êíèãè».
Ïðåäèêàò (P) – ýòî òî, ÷òî ðàñêðûâàåò Ñóáúåêò, ïðèïèñûâàåò åìó îïðåäåë¸ííûå ñâîéñòâà èëè ôóíêöèè.  íàøåì ïðèìåðå, «Íåêîòîðûå êíèãè – ýòî ó÷åáíèêè», ïðåäèêàòîì ÿâëÿåòñÿ – ó÷åáíèêè, êàê âîçìîæíîå ñâîéñòâî êíèã.
Ñâÿçêà – ýòî, òî, ÷òî ñâÿçûâàåò ñóáúåêò ñ ïðåäèêàòîì, òàêèå ñëîâà êàê «ýòî», «ÿâëÿåòñÿ», «íå ÿâëÿåòñÿ».
Êâàíòîð – óêàçûâàåò íà îáúåì Ñóáúåêòà, âûðàæàåòñÿ ñëîâàìè «âñå», «íåêîòîðûå».
 íåêîòîðûõ ñóæäåíèÿ ñâÿçêà è êâàíòîð ìîæåò îòñóòñòâîâàòü, íî îíè, òåì íå ìåíåå, ïîäðàçóìåâàþòñÿ. Íàïðèìåð, â ñóæäåíèè: «Ëþäè – ñìåðòíû», ïîäðàçóìåâàåòñÿ ñâÿçêà — «ÿâëÿþòñÿ» è êâàíòîð — «âñå».

Ñóáúåêò è ïðåäèêàò ñóæäåíèÿ ìîãóò ñîñòîÿòü â îòíîøåíèÿõ:
1.Ðàâíîçíà÷íîñòè – êîãäà îáúåì ñóáúåêòà ðàâåí îáú¸ìó ïðåäèêàòà. «Âñå êâàäðàòû – ðàâíîñòîðîííèå ïðÿìîóãîëüíèêè».
2.Ïîä÷èíåíèÿ – êîãäà îáúåì ñóáúåêòà âõîäèò â îáúåì ïðåäèêàòà èëè íàîáîðîò. «Âñå áåðåçû – ýòî äåðåâüÿ». Îáúåì ïîíÿòèÿ äåðåâüÿ áîëüøå ïîíÿòèÿ áåðåçû, òàê êàê áåðåçà òîëüêî îäíî èç ðàçíîâèäíîñòåé äåðåâüåâ.
3.Ïåðåñå÷åíèÿ – êîãäà îáúåìû ñóáúåêòà è ïðåäèêàòà ïåðåñåêàþòñÿ ÷àñòè÷íî, ê ïðèìåðó, «Íåêîòîðûå ëèòåðàòîðû – ýòî ëàóðåàòû íîáåëåâñêîé ïðåìèè». Ëèòåðàòîðû ìîãóò áûòü ëàóðåàòàìè íîáåëåâñêîé ïðåìèè, íî ìîãóò è íå áûòü, òàê æå êàê è ëàóðåàòû íîáåëåâñêîé ïðåìèè ìîãóò áûòü ëèòåðàòîðàìè, íî ìîãóò èìè è íå áûòü. Îáúåì ýòèõ ïîíÿòèé ñîâïàäàåò òîëüêî â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ, ïîòîìó ñóáúåêò è ïðåäèêàò íàõîäÿòñÿ â îòíîøåíèè ïåðåñå÷åíèÿ.
4.Íåñîâìåñòèìîñòè – êîãäà îáúåìû ñóáúåêòà è ïðåäèêàòà íå èìåþò îáùèõ òî÷åê ñîïðèêîñíîâåíèÿ. «Çâåçäû – ýòî íå ïëàíåòû». ×àùå ñóáúåêò è ïðåäèêàò, âõîäÿ â òðåòüå áîëåå îáùåå ïîíÿòèÿ, â íàøåì ñëó÷àå – ýòî íåáåñíûå òåëà.

Ïðîäîëæàÿ êëàññèôèêàöèþ ñóæäåíèé, ìîæíî åùå çàìåòèòü, ÷òî îíè áûâàþò àòðèáóòèâíûå, ýêçèñòåíöèàëüíûå, ðåëÿòèâíûå. Àòðèáóòèâíîå – ýòî ñóæäåíèÿ, â êîòîðîì ïðåäèêàò ÿâëÿåòñÿ ïðåïèñóþùèì ñâîéñòâîì, àòðèáóòîì ñóáúåêòà. «Íåêîòîðûå ñòàðûå ôèëüìû – ÷åðíî áåëûå». Ýêçèñòåíöèàëüíîå – ñóæäåíèå óêàçûâàþùèå íà ñóùåñòâîâàíèÿ èëè íå ñóùåñòâîâàíèÿ, òîãî èëè èíîãî ïðåäìåòà. «Âå÷íûõ äâèãàòåëåé — íå áûâàåò». Ðåëÿòèâíîå – ñóæäåíèÿ, â êîòîðîì âûðàæåíî êàêîå-òî îòíîøåíèÿ ìåæäó ñóáúåêòîì è ïðåäèêàòîì: «Ïëàòîí áûë ó÷åíèêîì Ñîêðàòà», «È. Êàíò ðîäèëñÿ ðàíüøå Ã. Ãåãåëÿ».

Êâàíòîð ñóæäåíèÿ ìîæåò áûòü îáùèé (âñå, âñåãäà) è ÷àñòíûé (íåêîòîðûå, èíîãäà). Ñâÿçêà ñóæäåíèÿ èìååò ñâîéñòâî äåëèòüñÿ íà óòâåðäèòåëüíóþ (ÿâëÿåòñÿ, ýòî, çíà÷èò) è îòðèöàòåëüíóþ (íå ÿâëÿåòñÿ, íå çíà÷èò). Èñõîäÿ èç ýòîãî, ñóùåñòâóþò ÷åòûðå âèäà ñóæäåíèÿ, êîòîðûå ëåãêî îïðåäåëèòü.
Îáùåóòâåðäèòåëüíîå (À) – êâàíòîð — «âñå», ñâÿçêà — «ÿâëÿåòñÿ». Ñóáúåêò  è ïðåäèêàò òàêîãî ñóæäåíèÿ ìîãóò íàõîäèòüñÿ òîëüêî â îòíîøåíèè ðàâíîçíà÷íîñòè èëè ïîä÷èíåíèÿ.
×àñòíîóòâåðäèòåëüíîå (I) — êâàíòîð — «íåêîòîðûå», ñâÿçêà — «ÿâëÿåòñÿ». Ñóáúåêò è ïðåäèêàò íàõîäèòüñÿ â îòíîøåíèè ïîä÷èíåíèÿ èëè ïåðåñå÷åíèÿ.
Îáùåîòðèöàòåëüíîå (Å) – êâàíòîð — «âñå», ñâÿçêà — «íå ÿâëÿþòñÿ». Ñóáúåêò è ïðåäèêàò òîëüêî â îòíîøåíèè íåñîâìåñòèìîñòè.
×àñòíîîòðèöàòåëüíîå (Î) — êâàíòîð «íåêîòîðûå», ñâÿçêà «íå ÿâëÿþòñÿ». Ñóáúåêò è ïðåäèêàò íàõîäèòüñÿ â îòíîøåíèè àíàëîãè÷íî ñóæäåíèþ òèïà (I) – ïåðåñå÷åíèÿ èëè ïîä÷èíåíèÿ.

Çíàÿ, ê êàêîìó òèïó îòíîñèòüñÿ äàííîå íàì óòâåðæäåíèÿ ìîæíî ñîâåðøàòü ëîãè÷åñêè ïðàâèëüíûå íàä íèì äåéñòâèÿ, èçâëåêàÿ èç íåãî íîâûå ñìûñëû. Íî äëÿ ýòîãî ñëåäóåò ðàçîáðàòüñÿ åùå â îäíîì. Ñóáúåêòû è ïðåäèêàòû ñóæäåíèé ìîãóò áûòü ðàñïðåäåë¸ííûìè (+) è íå ðàñïðåäåë¸ííûìè (-). Ðàñïðåäåë¸ííûå – ýòî êîãäà îáúåì ñóáúåêòà èëè ïðåäèêàòà ðàñêðûâàåòñÿ ïîëíîñòüþ, íå ðàñïðåäåë¸ííûå — ñîîòâåòñòâåííî, êîãäà îáúåì ñóáúåêòà èëè ïðåäèêàòà ðàñêðûâàåòñÿ íå ïîëíîñòüþ. «Âñå òèãðû – õèùíèêè».  äàííîì ñóæäåíèè ïîëíîñòüþ ðàñïðåäåë¸í ñóáúåêò, òàê êàê â ñóæäåíèè ãîâîðèòüñÿ î âñåõ òèãðàõ, òî åñòü âåñü îáúåì ïîíÿòèÿ «òèãð» âõîäèò â ïîíÿòèå «õèùíèêè». À òàê êàê â ñóæäåíèè ãîâîðèòüñÿ íå ïðî âñåõ õèùíèêîâ, à òîëüêî î òåõ, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ òèãðàìè — ïðåäèêàò ñóæäåíèÿ «õèùíèêè» ðàñïðåäåë¸í íå ïîëíîñòüþ.

×òîáû êàæäûé ðàç íå âûÿñíÿòü ðàñïðåäåë¸ííûé èëè íå ðàñïðåäåë¸ííûé ñóáúåêò è ïðåäèêàò. Ìîæíî çàïîìíèòü, ÷òî â çàâèñèìîñòè îò òèïà ñóæäåíèÿ À I Å Î, è îòíîøåíèÿ ñóáúåêòà è ïðåäèêàòà, ðàñïðåäåë¸ííîñòü ñëåäóþùàÿ:
Ñóæäåíèÿ òèïà À:
ðàâíîçíà÷íîñòè – S +, P +.
ïîä÷èíåíèÿ – S +, P-.
Ñóæäåíèÿ òèïà I:
ïåðåñå÷åíèÿ – S -, P-.
ïîä÷èíåíèÿ – S -, P+.
Ñóæäåíèÿ òèïà Å:
íåñîâìåñòèìîñòè – S -, P+.
Ñóæäåíèÿ òèïà Î:
ïåðåñå÷åíèÿ – S -, P+.
ïîä÷èíåíèÿ – S -, P+.

Читайте также:  Связки на лодыжке при переломе

Òåïåðü ìîæíî ïåðåéòè ê äåéñòâèÿì íàä ïðîñòûì ñóæäåíèåì. Ñóùåñòâóåò òðè äåéñòâèÿ – îáðàùåíèÿ (êîíâåðñèÿ), ïðåâðàùåíèÿ (îáâåðñèÿ) è ïðîòèâîñòàâëåíèÿ ïðåäèêàòó.
Îáðàùåíèÿ – ýòî ïðåîáðàçîâàíèå ïðîñòîãî ñóæäåíèÿ, ïðè êîòîðîì ñóáúåêò è ïðåäèêàò ìåíÿþòñÿ ìåñòàìè. Åñëè èñõîäíîå ñóæäåíèå: «Âñå àêóëû – ýòî ðûáû», ðåçóëüòàòîì îáðàùåíèÿ áóäåò ñóæäåíèÿ: «Íåêîòîðûå ðûáû – ýòî àêóëû». Êàê âèäèì êâàíòîð «Âñå» ïîìåíÿëñÿ íà êâàíòîð «Íåêîòîðûå». Âñå ïîòîìó, ÷òî ïðåäèêàò ñóæäåíèÿ íå áûë ðàñïðåäåë¸í ïîëíîñòüþ, â ñóæäåíèè ãîâîðèëîñü íå îáî âñåõ ðûáàõ, à òîëüêî î òåõ, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ àêóëàìè.  èñõîäíîå ñóæäåíèÿ ìû ìûñëåííî ìîæåì ïîñòàâèòü êâàíòîð «íåêîòîðûå», ìåíÿÿ ìåñòàìè ñóáúåêò è ïðåäèêàò, ìû ïðè ýòîì íå ìåíÿåì êâàíòîð.
Èíîãäà âûÿñíèòü ðàñïðåäåë¸í èëè íå ðàñïðåäåëåí ñóáúåêò èëè ïðåäèêàò íå òàê ïðîñòî è ïðèõîäèòüñÿ âîçâðàùàòüñÿ ê òàáëè÷êå, êîòîðóþ ìû ðàññìàòðèâàëè ðàíüøå. Àëãîðèòì îáðàùåíèÿ ñóæäåíèÿ òàêîé: Ñíà÷àëà ìû îïðåäåëÿåì ê êàêîìó òèïó îòíîñèòüñÿ ñóæäåíèÿ  À I Å Î, ïîòîì â êàêîì îòíîøåíèè ñîñòîèò ñóáúåêò è ïðåäèêàò.  íàøåì ñëó÷àå ýòî ñóæäåíèÿ òèï «À» — îáùåóòâåðäèòåëüíîå. Ñóáúåêò è ïðåäèêàò â îòíîøåíèè ïîä÷èíåíèÿ. Ñëåäîâàòåëüíî, èñõîäÿ èõ òàáëè÷êè —  S +, P-. Ïðåäèêàò ìåíÿåòñÿ ìåñòàìè ñ ñóáúåêòîì ñî çíàêîì ìèíóñ, òî åñòü ñ êâàíòîðîì «íåêîòîðûå».

Âàæíî çàìåòèòü, ÷òî ïðè îáðàùåíèè, ñóæäåíèÿ ìåíÿþò ñâîé òèï, ñîãëàñíî íèæå ïðèâåäåííûõ ïðèìåðîâ:
Ñóæäåíèÿ òèïà À:
ðàâíîçíà÷íîñòè – îáðàùàåòñÿ â ñàìîå ñåáÿ.
ïîä÷èíåíèÿ – îáðàùàåòñÿ â ñóæäåíèÿ òèïà I.
Ñóæäåíèÿ òèïà I:
ïåðåñå÷åíèÿ – îáðàùàåòñÿ â ñàìîå ñåáÿ.
ïîä÷èíåíèÿ – îáðàùàåòñÿ â ñóæäåíèÿ òèïà I.
Ñóæäåíèÿ òèïà Å:
íåñîâìåñòèìîñòè – îáðàùàåòñÿ â ñàìîå ñåáÿ.
Ñóæäåíèÿ òèïà Î:
ïåðåñå÷åíèÿ – îáðàùåíèþ íå ïîääàåòñÿ.
ïîä÷èíåíèÿ – îáðàùåíèþ íå ïîääà¸òñÿ.

Âòîðîå äåéñòâèå íàä ñóæäåíèÿìè — ïðåâðàùåíèÿ. Îíî çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ó ñóæäåíèÿ ìåíÿåòñÿ ñâÿçêà, ïîëîæèòåëüíàÿ íà îòðèöàòåëüíóþ èëè íàîáîðîò. Ïðè ýòîì ïðåäèêàò ñóæäåíèÿ ìåíÿåòñÿ íà ïðîòèâîðå÷àùèé, ïåðåä íèì ñòàâèòüñÿ ÷àñòèöà «íå». Âåðíåìñÿ ê íàøåìó èñõîäíîìó ñóæäåíèþ: «Âñå àêóëû – ÿâëÿþòñÿ ðûáàìè». Ðåçóëüòàòîì ïðåâðàùåíèÿ áóäåò ñóæäåíèÿ: «Âñå àêóëû íå ÿâëÿþòñÿ íå ðûáàìè». Âûãëÿäèò ýòî ñóæäåíèÿ íåïðèâû÷íî, îäíàêî ýòî áîëåå êîðîòêîå èçðå÷åíèå òîé ìûñëè, ÷òî åñëè êàêîå-òî æèâîòíîå íå ÿâëÿþòñÿ àêóëîé, òî îíî íå ÿâëÿþòñÿ è ðûáîé. Èëè, ÷òî åñëè êàêîå-òî æèâîòíîå ÿâëÿåòñÿ àêóëîé òî îíî îáÿçàòåëüíî äîëæíî ÿâëÿòüñÿ ðûáîé, íè îäíà àêóëà íå ìîæåò áûòü òàêèì ñóùåñòâîì, êîòîðîå áû íå ÿâëÿëîñü ïðè ýòîì ðûáîé.

 îòëè÷èå îò îáðàùåíèÿ ïðåâðàùåíèå íå çàâèñèò îò õàðàêòåðà îòíîøåíèÿ ñóáúåêòà è ïðåäèêàòà ïðîñòîãî ñóæäåíèÿ:
Ñóæäåíèÿ òèïà À âñåãäà ïðåâðàùàåòñÿ â ñóæäåíèÿ òèïà Å, è íàîáîðîò.
Ñóæäåíèÿ òèïà I âñåãäà ïðåâðàùàåòñÿ â ñóæäåíèÿ òèïà Î, è íàîáîðîò.

Òðåòüå äåéñòâèå, êîòîðîå ìîæíî ñîâåðøàòü íàä ïðîñòûì ñóæäåíèåì – ýòî ïðîòèâîñòàâëåíèÿ ïðåäèêàòó. Îíî çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ñíà÷àëà ñóæäåíèå ïîääàåòñÿ ïðåâðàùåíèþ, à ïîòîì îáðàùåíèþ. Èñõîäíîå ñóæäåíèå: «Âñå àêóëû ÿâëÿþòñÿ ðûáàìè», ïðåâðàùåíèå — «Âñå àêóëû íå ÿâëÿþòñÿ íå ðûáàìè», ñëåäñòâèåì æå òàêîãî äåéñòâèÿ, êàê ïðîòèâîñòàâëåíèÿ ïðåäèêàòó áóäåò ñóæäåíèå: «Âñå íå ðûáû íå ÿâëÿþòñÿ àêóëàìè». Êàê âèäèì Ñóáúåêò «àêóëû», ïîìåíÿëñÿ ìåñòàìè ñ ïðåäèêàòîì «íå ðûáû». Òàê êàê ïðåäèêàò áûë ðàñïðåäåë¸í, ìû ïîñòàâèëè êâàíòîð «âñå». Ñóæäåíèå ýòî çâó÷èò íå ïðèâû÷íî, õîòÿ ýòî áîëåå êîðîòêàÿ ôîðìà òîé èäåè, ÷òî åñëè êàêîå-òî ñóùåñòâî íå ÿâëÿåòñÿ  ðûáîé, òî îíî íå ìîæåò áûòü è àêóëîé, èëè, ÷òî âñå ñóùåñòâà, êîòîðûå íå ìîãóò áûòü ðûáîé íå ìîãóò áûòü è àêóëîé.

Ïðè äåéñòâèè ïðîòèâîñòàâëåíèÿ ïðåäèêàòó ñóæäåíèÿ ìåíÿþò ñâîé òèï, àíàëîãè÷íî îáðàùåíèè.

 èòîãå, èç îäíîãî ñóæäåíèÿ, ìû ìîæåì ïîëó÷èòü ÷åòûðå:
1. Èñõîäíîå ñóæäåíèå: «Âñå àêóëû ÿâëÿþòñÿ ðûáàìè».
2. Ðåçóëüòàò îáðàùåíèÿ: «Íåêîòîðûå ðûáû – ýòî àêóëû».
3. Ðåçóëüòàò ïðåâðàùåíèÿ: «Âñå àêóëû íå ÿâëÿþòñÿ íå ðûáàìè».
4. Ðåçóëüòàò ïðîòèâîñòàâëåíèÿ ïðåäèêàòó: «Âñå íå ðûáû íå ÿâëÿþòñÿ àêóëàìè».

Òåïåðü, â êà÷åñòâå ïðèìåðà ðàññìîòðèì ëàòèíñêîå èçðå÷åíèå: «Íå èäòè âïåðåä çíà÷èò – èäòè íàçàä». Âñå ìû ïîíèìàåì ñóòü ýòîãî èçðå÷åíèÿ, è òî, ÷òî îíî õî÷åò äîíåñòè ê íàì, íî ëîãèêà çàíèìàåòñÿ íå ñóòüþ âûñêàçûâàíèé, à èõ ôîðìîé. Ïî ëîãè÷åñêîé ôîðìå ýòî ñóæäåíèå íåïðàâèëüíîå. «Íå èäòè âïåðåä çíà÷èò – èäòè íàçàä» — íåïðàâèëüíûé  ðåçóëüòàò îáðàùåíèÿ. Èñõîäíîå ñóæäåíèÿ ýòî «Èäòè íàçàä – çíà÷èò íå èäòè âïåðåä». ×òîáû ïðîèçâåñòè îáðàùåíèÿ ñìîòðèì íà òèï óòâåðæäåíèÿ, îíî Îáùåóòâåðäèòåëüíîå, òàê êàê òóò ïîäðàçóìåâàåòñÿ êâàíòîð — «âñåãäà», à ñâÿçêà ÿâëÿåòñÿ óòâåðäèòåëüíîé — «çíà÷èò». Ñóáúåêò è ïðåäèêàò ñîñòîèò â îòíîøåíèè ïîä÷èíåíèÿ. ×òîáû íå îøèáèòüñÿ ñ êâàíòîðîì, íåîáÿçàòåëüíî âîçâðàùàòüñÿ ê òàáëè÷êå ê ðàñïðåäåë¸ííûìè ñóáúåêòàìè è ïðåäèêàòàìè, äîñòàòî÷íî âñïîìíèòü, ÷òî ñóæäåíèÿ òèïà À, êîãäà ñóáúåêò è ïðåäèêàò â îòíîøåíèè ïîä÷èíåíèÿ ìîæåò îáðàòèòüñÿ òîëüêî â ñóæäåíèÿ òèïà I, òî åñòü ÷àñòíîóòâåðäèòåëüíîå — «Èíîãäà íå èäòè âïåðåä çíà÷èò èäòè íàçàä». ×òî ëîãè÷åñêè áóäåò áîëåå ïðàâèëüíîé ôîðìîé, ÷åì â ëàòèíñêîì èçðå÷åíèè «Íå èäòè âïåðåä – çíà÷èò èäòè íàçàä», òàê êàê â íåì ïîäðàçóìåâàåòñÿ íå ÷àñòíûé, à îáùèé êâàíòîð — «âñåãäà».

Åñëè ìû ðàçîáðàëèñü ñ ýòèì, òî ñîâåðøèòü ïðåâðàùåíèÿ è ïðîòèâîñòàâëåíèÿ ïðåäèêàòó ýòîãî ñóæäåíèÿ ñîâñåì íå ïðîáëåìàòè÷íî. Ïîëó÷èòüñÿ, êàê è â ïåðâîì âàðèàíòå — ÷åòûðå ñóæäåíèÿ:

Èñõîäíîå ñóæäåíèå: «Èäòè íàçàä – çíà÷èò íå èäòè âïåðåä»
Îáðàùåíèÿ: «Èíîãäà íå èäòè âïåðåä, çíà÷èò èäòè íàçàä».
Ïðåâðàùåíèÿ: «Èäòè íàçàä íå îçíà÷àåò, íå èäòè âïåðåä».
Ïðîòèâîñòàâëåíèå ïðåäèêàòó: «Èíîãäà íå èäòè âïåðåä íå îçíà÷àåò, íå èäòè íàçàä».

Äàëüøå ìû ïîíåìíîãó èäåì ê òàêîìó ïîíÿòèþ, êàê ëîãè÷åñêèé êâàäðàò – êðàåóãîëüíîìó êàìíþ êëàññè÷åñêîé ëîãèêè, íî ñíà÷àëà åùå íåìíîãî êëàññèôèêàöèè. Ïî îòíîøåíèþ äðóã ê äðóãó äâà ïðîñòûõ ñóæäåíèÿ ìîãóò áûòü ñðàâíèìûìè è íåñðàâíèìûìè. Ñðàâíèìûå – ýòî ñóæäåíèÿ, â êîòîðûõ ñîâïàäàåò ñóáúåêòû è ïðåäèêàòû, è îòëè÷àþòñÿ òîëüêî êâàíòîðàìè è ñâÿçêàìè. Íåñðàâíèìûå – ñóæäåíèÿ, â êîòîðûõ ñóáúåêòû è ïðåäèêàòû íå ñîâïàäàþò.
Ñðàâíèìûå ðàçäåëÿþòñÿ íà ñîâìåñòèìûå è íåñîâìåñòèìûå. Ñîâìåñòèìûå – ñóæäåíèÿ, êîòîðûå, îäíîâðåìåííî ìîãóò áûòü èñòèííûìè. «Íåêîòîðûå ëþäè – æåíùèíû», «Íåêîòîðûå ëþäè – ìóæ÷èíû». Íåñîâìåñòèìûå – ñóæäåíèÿ, êîòîðûå íå ìîãó áûòü îäíîâðåìåííî èñòèííûìè, èñòèííîñòü îäíîãî íåïðåìåííî èñêëþ÷àåò èñòèííîñòü äðóãîãî.
Ñîâìåñòèìûå ñóæäåíèÿ ìîãóò íàõîäèòüñÿ â ðàçíûõ îòíîøåíèÿõ:
Ðàâíîçíà÷íîñòè – ýòî îòíîøåíèÿ ìåæäó ñóæäåíèÿìè, êîãäà èõ ñóáúåêòû,  ïðåäèêàòû, êâàíòîðû è ñâÿçêè ñîâïàäàþò. Ê ïðèìåðó, öèòàòà Ìàÿêîâñêîãî èç ñòèõà: «Äåòî÷êà, âñå ìû íåìíîæêî ëîøàäè, êàæäûé èç íàñ ïî-ñâîåìó ëîøàäü». Ñóæäåíèè: «Âñå ìû íåìíîæêî ëîøàäè» è  «Êàæäûé èç íàñ ïî-ñâîåìó ëîøàäü» íàõîäÿòñÿ â îòíîøåíèè ðàâíîçíà÷íîñòè.
Ïîä÷èíåíèÿ – ýòî îòíîøåíèÿ ìåæäó ñóæäåíèÿìè, êîãäà èõ ïðåäèêàòû è ñâÿçêè ñîâïàäàþò, à ñóáúåêòû íàõîäÿòñÿ â îòíîøåíèè âèäà èëè ðîäà. «Âñå ëþäè îáëàäàþò ñïîñîáíîñòüþ ìûøëåíèÿ», «Æåíùèíû îáëàäàþò ñïîñîáíîñòüþ ìûøëåíèÿ» (èñòèííîñòü óòâåðæäåíèÿ äîêàçûâàòü íå áåðóñü)
×àñòè÷íîãî ñîâïàäåíèÿ – ýòî îòíîøåíèå ìåæäó ñóæäåíèÿìè, êîãäà èõ ñóáúåêòû è ïðåäèêàòû ñîâïàäàþò, à ñâÿçêè îòëè÷àþòñÿ. «Íåêîòîðûå ëþäè – èìåþò âûñøåå îáðàçîâàíèå», «Íåêîòîðûå ëþäè — íå èìåþò âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ». Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî â ýòîì îòíîøåíèè íàõîäÿòñÿ òîëüêî ÷àñòíûå ñóæäåíèÿ ÷àñòíîóòâåðäèòåëüíîå (I) èëè ÷àñòíîîòðèöàòåëüíûå (Î).

Читайте также:  Как можно надорвать связки

Íåñîâìåñòèìûå ñóæäåíèÿ íàõîäÿòñÿ â îòíîøåíèÿõ:
Ïðîòèâîïîëîæíîñòè (êîíòàðíîñòü) – ñóæäåíèÿ, â êîòîðûõ, òàê æå êàê ïðè  îòíîøåíèè ÷àñòè÷íîãî ñîâïàäåíèÿ, ñóáúåêò è ïðåäèêàò ñîâïàäàåò, à ñâÿçêà îòëè÷àåòñÿ, íî â ýòîì ñëó÷àå ñóæäåíèÿ ìîãóò áûòü òîëüêî îáùèìè: îáùåóòâåðäèòåëüíûìè (À) èëè îáùåîòðèöàòåëüíûìè (Î). «Âñå ëþäè – ëãóò», «Âñå ëþäè – íå ëãóò». Âàæíûì ïðèçíàêîì ïðîòèâîïîëîæíûõ ñóæäåíèé ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî îíè íå ìîãóò áûòü îäíîâðåìåííî èñòèííûå êàê íåñîâìåñòèìûå, íî ïðè ýòîì ìîãóò áûòü îäíîâðåìåííî ëîæíûìè. Ìåæäó ýòèìè ñóæäåíèÿìè âñåãäà ìîæíî âñòàâèòü òðåòüå, íåéòðàëüíîå óòâåðæäåíèå.  íàøåì ïðèìåðå ýòî «Íåêîòîðûå ëþäè ëãóò, à íåêîòîðûå íå ëãóò». Ýòî ñóæäåíèå, áóäó÷è èñòèííûì, äîêàçûâàåò ëîæíîñòü äâóõ ïåðâûõ.
Ïðîòèâîðå÷èÿ (êîíòðàäèêòîðíîñòü) – ýòî îòíîøåíèÿ ìåæäó äâóìÿ ñóæäåíèÿìè â êîòîðûõ ïðåäèêàòû ñîâïàäàþò, ñâÿçêè îòëè÷àþòñÿ, à ñóáúåêòû íàõîäÿòñÿ â ðîäîâîì, âèäîâîì îòíîøåíèè, òî åñòü îòëè÷àþòñÿ îáúåìàìè. «Âñå ëþäè – ÿâëÿþòñÿ ðàçóìíûìè ñóùåñòâàìè», Íåêîòîðûå ëþäè – íå ÿâëÿþòñÿ ðàçóìíûìè ñóùåñòâàìè». Íà îòìåíó îò ïðîòèâîïîëîæíûõ ñóæäåíèé ïðîòèâîðå÷èâûå, íå ìîãó áûòü îäíîâðåìåííî ëîæíûìè. Ëîæíîñòü îäíîãî íåïðåìåííî áóäåò äîêàçàòåëüñòâîì èñòèííîñòè äðóãîãî, è íàîáîðîò.
Âîçìîæíûå îòíîøåíèÿ ìåæäó ïðîñòûìè ñóæäåíèÿìè îòîáðàæàþò ïîñðåäñòâîì, òàê íàçûâàåìîãî ëîãè÷åñêîãî êâàäðàòà:

      ï ð î ò è â î ï î ë î æ í î ñ ò ü
  A ——————————- E
   | ï                å  |
ï |    ð                è     | ï
î |       î                ÷        | î
ä |          ò               å           | ä
÷ |             è         ð              | ÷
è |                â   î                | è
í |                â   î                | í
å |             è         ð             | å
í |          ò               å           | í
è |       î                ÷        | è
å |    ð                è     | å
   | ï                å |
  I —————————— O
   ÷ à ñ ò è ÷ í î å  ñ î â ï à ä å í è å

Èñòèííîå çíà÷åíèå ñóæäåíèÿ, ñâÿçàíî ñ èñòèííîñòüþ çíà÷åíèé âñåõ äðóãèõ ñðàâíèìûõ ñóæäåíèé. Ê ïðèìåðó åñëè ñóæäåíèÿ òèïà À: «Âñå àêóëû – ÿâëÿþòñÿ ðûáàìè» èñòèííî, ñìîòðÿ íà ëîãè÷åñêèé êâàäðàò, ìîæíî îïðåäåëèòü, ÷òî ñóæäåíèÿ òèïà I: «Íåêîòîðûå ðûáû – ÿâëÿþòñÿ àêóëàìè», òîæå áóäåò èñòèííûì. Ñóæäåíèÿ òèïà Å: «Âñå àêóëû – íå ÿâëÿþòñÿ ðûáàìè», òî÷íî òàê æå êàê è ñóæäåíèÿ òèïà Î: «Íåêîòîðûå àêóëû – íå ÿâëÿþòñÿ ðûáàìè», áóäóò ëîæíûìè.

Åùå íåñêîëüêî ñëîâ î ñëîæíûõ ñóæäåíèÿõ. Â çàâèñèìîñòè îò ñîþçà, êîòîðûì ñîåäèíÿþòñÿ ïðîñòûå ñóæäåíèÿ â ñëîæíûå, âûäåëÿþò ïÿòü âèäîâ ñëîæíîãî ñóæäåíèÿ:

1. Êîíüþíêòèâíîå ñóæäåíèÿ (Êîíúþíêöèÿ) – ñëîæíîå ñóæäåíèÿ ñîåäèí¸ííîå ñîþçîì «è».
2. Äèçúþíêòèâíîå ñóæäåíèÿ (Äèçúþíêöèÿ) – ñëîæíîå ñóæäåíèÿ ñîåäèí¸ííîå ñîþçîì «èëè». Ýòîò ñîþç èñïîëüçóåòñÿ êàê â ñòðîãîì èñêëþ÷àþùåì ñìûñëå, òàê è â íå ñòðîãîì íå èñêëþ÷àþùåì. Ïîòîìó ðàçëè÷àþò ñòðîãóþ è íå ñòðîãóþ äèçúþíêöèþ.
3. Èìïëèêàòèâíîå ñóæäåíèÿ (Èìïëèêàöèÿ) – ñëîæíîå ñóæäåíèÿ ñîåäèí¸ííîå óñëîâíûì ñîþçîì «åñëè… òî». «Åñëè âåùåñòâî ÿâëÿåòñÿ ìåòàëëîì, òî îíî ýëåêòðîïðîâîäíî». Èìïëèêàöèÿ ñîñòîèò èç äâóõ ÷àñòåé (ïðîñòûõ ñóæäåíèé), îñíîâû «âåùåñòâî ÿâëÿåòñÿ ìåòàëëîì» è ñëåäñòâèÿ «âåùåñòâî – ýëåêòðîïðîâîäíî». Èç îñíîâû âûòåêàåò ñëåäñòâèå, íî èç ñëåäñòâèÿ íå âûòåêàåò îñíîâà. Ìîæíî ïðåäñòàâèòü èìïëèêàöèþ ôîðìóëîé «åñëè «õ», òî îáÿçàòåëüíî «ó», íî åñëè «ó», òî íå îáÿçàòåëüíî «õ».
4. Ýêâèâàëåíòíîå ñóæäåíèÿ (Ýêâèâàëåíöèÿ) — ñëîæíîå ñóæäåíèÿ ñîåäèí¸ííîå ñîþçîì «åñëè… òî», íî íå óñëîâíûì êàê â ñëó÷àå èìïëèêàöèè, à â òîæäåñòâåííîì. Äâà ïðîñòûõ ñóæäåíèÿ âõîäÿùèå â ýêâèâàëåíöèþ – ðàâíîçíà÷íûå. Ê ïðèìåðó «Åñëè ãåîìåòðè÷åñêàÿ ôèãóðà ÿâëÿåòñÿ ðàâíîñòîðîííèì ïðÿìîóãîëüíèêîì, òî îíà ÿâëÿåòñÿ êâàäðàòîì».  îòëè÷èå îò èìïëèêàöèè, èç ïåðâîé ÷àñòè ýêâèâàëåíöèè âûòåêàåò äðóãàÿ, òàê æå êàê èç äðóãîé – ïåðâàÿ, âåäü åñëè ôèãóðà ÿâëÿåòñÿ êâàäðàòîì, òî îíà ÿâëÿåòñÿ è ðàâíîñòîðîííèì ïðÿìîóãîëüíèêîì.
5. Îòðèöàòåëüíîå ñóæäåíèå (Îòðèöàíèå) – ñëîæíîå ñóæäåíèå ñîåäèí¸ííîå ñîþçîì «íåâåðíîå…÷òî». Ïðèìåð: «Íàâåðíîå ÷òî âñå ÷åëîâå÷åñêèå ñóäüáû – ïðåäîïðåäåëåíû».  ïîäîáíîì ñóæäåíèè ïåðâàÿ ÷àñòü ÿâíàÿ óòâåðäèòåëüíàÿ — «âñå ÷åëîâå÷åñêèå ñóäüáû – ïðåäîïðåäåëåíû», âòîðàÿ ÷àñòü ïðåäëîæåíèÿ íåÿâíàÿ-îòðèöàòåëüíàÿ âûðàæåííàÿ ñîþçîì «íàâåðíîå…, ÷òî». Îòðèöàíèå ñîñòîèò, êàê áû ñ äâóõ ïðîñòûõ ñóæäåíèé îäíî ÷òî-òî óòâåðæäàåò, äðóãîå îòðèöàåò.

Источник