Простые суждения субъект предикат связка
Содержание статьи
Учебное пособие для юридических вузов
§ 2. Логическая структура суждения
Суждение, как и понятие, являясь структурой мышления, имеет свою внутреннюю структуру, однако более сложную, чем понятие. Элементами логической структуры суждения являются: субъект, предикат, связка и квантор.
Субъект суждения — это понятие, отражающее предмет мысли, то, о чем мыслится в данном суждении. Обозначается буквой «S» (от лат. subjektum -лежащий в основе).
Предикат суждения — это понятие, отражающее признак предмета мысли, то, что мыслится о субъекте суждения. Обозначается буквой «Р» (от лат. praedicatum — сказанный).
Связка выражает отношение, которое существует в суждении между субъектом и предикатом. Она характеризует принадлежность предмету мысли какого-либо свойства, отраженного в предикате, или его отсутствие. Обозначается знаком «тире», а также может подразумеваться или быть выражена словом или группой слов: «есть», «суть», «не являются», «имеется» и т.д.
Квантор (кванторное слово) указывает, относится ли признак, выраженный в предикате суждения, ко всему или к части объема понятия, выражающего субъект. Находится перед субъектом и обозначается словами «все», «некоторые», «многие», «ни один» и т.д. Однако квантор может в суждении и отсутствовать.
Таким образом, каждое суждение состоит из трех основных элементов — субъекта, предмета и связки (двух терминов и связки). Каждый из этих членов суждения обязательно имеется или подразумевается во всех суждениях. Состав суждения можно выразить общей формулой:
S есть (не есть) Р
Для того, чтобы установить субъект и предикат того или иного суждения (что важно для точного выражения своей мысли или для точного понимания чужой), необходимо ясно отдавать себе отчет, что является предметом мысли, а что высказывается об этом предмете. Рассмотрим пример: «В России есть прогрессивно мыслящие люди». В этом суждении трудно определить его субъект. На первый взгляд таковым является «прогрессивно мыслящие люди». На самом деле речь идет о людях, которые живут в России -о «россиянах», но этот субъект выражен лишь частично речевым оборотом «в России». «Прогрессивно мыслящие люди» здесь предикат суждения. Из смысла предложения ясно, что в нем говорится не о всех россиянах, а лишь об их части, о «некоторых». Связка выражена словом «есть», которое синонимично глаголу «является». Указанные трудности анализа приведенного предложения снимаются, когда мы выразим заключенное в этом предложении суждение в правильной логической форме, когда точно выражены все его составные элементы: «Некоторые россияне являются прогрессивно мыслящими людьми». Субъектом здесь будет понятие «россияне», предикатом — «прогрессивно мыслящие люди», логической связкой — «являются», а квантором — слово «некоторые».
Читайте также
3.2. Логическая структура высказываний
3.2. Логическая структура высказываний
Различие между высказываниями и предложениями проявляется в их структуре. Грамматическая структура повествовательных предложений состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения. В логике суждения также
§ 3. Логическая структура понятия
§ 3. Логическая структура понятия
Логическую структуру понятия составляют его содержание и объем. Содержание понятия — это совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Например, содержание понятия «право»
§ 1. Сущность и логическая структура вопроса
§ 1. Сущность и логическая структура вопроса
Вопрос — это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде
§ 1. Сущность и логическая структура гипотезы
§ 1. Сущность и логическая структура гипотезы
Познание любого явления действительности, как известно, начинают с собирания и накопления отдельных фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, которыми располагают в начале познания, всегда недостаточно, чтобы полностью и
§ 2. Логическая структура доказательства
§ 2. Логическая структура доказательства
Доказательство как особый логический способ обоснования истины имеет свое строение. Всякое доказательство включает: тезис, аргументы, демонстрацию. Каждый из этих элементов в логической структуре доказательства выполняет свои
2.2. Структура суждения
2.2. Структура суждения
Суждение – это более сложная форма мышления по сравнению с понятием. Неудивительно поэтому, что суждение имеет определенную структуру, в которой можно выделить четыре части.1. Субъект (обычно обозначается латинской буквой S) – это то, о чем идет
IV. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВУХ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ МУЗЫКАЛbНОЙ ФОРМЫ
IV. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВУХ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ МУЗЫКАЛbНОЙ ФОРМЫ
1Закон «золотого деления» как в искусстве вообще, так и в музыке может считаться вполне установленным и общепризнанным [160]. Не входя в конкретный анализ художественных произведений, построяемых по этому
Становление теоретического содержания и логическая структура «Манифеста Коммунистической партии»
Становление теоретического содержания и логическая структура «Манифеста Коммунистической партии»
[490] За последние годы марксоведы и историки марксизма получили много новых данных относительно предыстории и истории создания Манифеста (находки и новые публикации
3. Система экономических категорий в связи с системой логических категорий. Логическая структура «Капитала»
3. Система экономических категорий в связи с системой логических категорий.
Логическая структура «Капитала»
Каждая отдельная наука оперирует своими специфическими категориями. Специфичность категорий каждой данной науки двояка: во-первых, все они отличаются друг от
§ 30. Логическая истинность
§ 30. Логическая истинность
Суждение может иметь своим основанием другое суждение. Тогда его истинность логическая, или формальная. Имеет ли оно также и материальную истинность, остается нерешенным и зависит от того, обладает ли суждение, на которое оно опирается,
25. Простые суждения. Категорические суждения
25. Простые суждения. Категорические суждения
Простые суждения бывают категорическими и ассерторическими. При этом простые ассерторические суждения в свою очередь могут быть атрибутивными (отражают свойства предмета) и экзистенциальными (связаны с представлением о
Структура презентации и структура материала
Структура презентации и структура материала
Если экран телевизора представляет образ какого-либо предмета, например скелета, то собственно структуру предмета мы понимаем как «структуру материала». Если же обратиться к структуре презентации, то она совершенно иная —
§ 12. Суждения об отношениях. Суждения существования
§ 12. Суждения об отношениях. Суждения существования
Суждения, высказывающие об определенной единичной вещи какое-либо отношение, содержат в себе многократный синтез. Вместо единства вещи и свойства или деятельности, которое лежит в основе рассмотренных в § 10 суждений,
Источник
9. ðàòêèé êóðñ êëàññè÷åñêîé ëîãèêè. Ñóæäåíèå (Äåíèñ Ðîìàíþê)
Ñóæäåíèå ýòî ôîðìà ìûøëåíèÿ, â êîòîðîé ÷òî-ëèáî óòâåðæäàåòñÿ èëè îòðèöàåòñÿ. Ïðèìåðû ñóæäåíèé: «Íåêîòîðûå ñòóäåíòû îòëè÷íèêè», «Âñå ëþäè ñìåðòíûå».
Ñóæäåíèÿ ñîñòàâëÿåòñÿ èç ïîíÿòèé, îíî ïðåäîñòàâëÿåò ñîáîé ÷àùå âñåãî ïîâåñòâîâàòåëüíîå ïðåäëîæåíèå.  ðåäêèõ ñëó÷àÿõ îíî áûâàåò ðèòîðè÷åñêîå-âîñêëèöàòåëüíîå èëè ðèòîðè÷åñêîå-âîïðîñèòåëüíîå ïðåäëîæåíèå, êîòîðîå ÷òî-òî óòâåðæäàåò èëè îòðèöàåò.
Áûâàþò ïðîñòûå è ñëîæíûå ñóæäåíèÿ, ñëîæíûå ñóæäåíèÿ ñêëàäûâàþòñÿ èç äâóõ èëè áîëåå ïðîñòûõ ñóæäåíèé ñîåäèí¸ííûõ ñîþçîì.
Ñóæäåíèå íà îòìåíó îò ïîíÿòèé áûâàþò èñòèííûå è ëîæíûå, à òàê æå èìåþò ñëîæíóþ ñòðóêòóðó, êîòîðàÿ ñêëàäûâàåòñÿ èç òàêèõ ïîíÿòèé:
Ñóáúåêò (S) ýòî òî, î ÷åì èäåòüñÿ â ñóæäåíèè. Íàïðèìåð, «Íåêîòîðûå êíèãè ýòî ó÷åáíèêè».  äàííîì ñëó÷àå ãîâîðèòüñÿ î êíèãàõ, êîòîðûå èíîãäà ÿâëÿþòñÿ ó÷åáíûìè ïîñîáèÿìè. Ñóáúåêò — «êíèãè».
Ïðåäèêàò (P) ýòî òî, ÷òî ðàñêðûâàåò Ñóáúåêò, ïðèïèñûâàåò åìó îïðåäåë¸ííûå ñâîéñòâà èëè ôóíêöèè.  íàøåì ïðèìåðå, «Íåêîòîðûå êíèãè ýòî ó÷åáíèêè», ïðåäèêàòîì ÿâëÿåòñÿ ó÷åáíèêè, êàê âîçìîæíîå ñâîéñòâî êíèã.
Ñâÿçêà ýòî, òî, ÷òî ñâÿçûâàåò ñóáúåêò ñ ïðåäèêàòîì, òàêèå ñëîâà êàê «ýòî», «ÿâëÿåòñÿ», «íå ÿâëÿåòñÿ».
Êâàíòîð óêàçûâàåò íà îáúåì Ñóáúåêòà, âûðàæàåòñÿ ñëîâàìè «âñå», «íåêîòîðûå».
 íåêîòîðûõ ñóæäåíèÿ ñâÿçêà è êâàíòîð ìîæåò îòñóòñòâîâàòü, íî îíè, òåì íå ìåíåå, ïîäðàçóìåâàþòñÿ. Íàïðèìåð, â ñóæäåíèè: «Ëþäè ñìåðòíû», ïîäðàçóìåâàåòñÿ ñâÿçêà — «ÿâëÿþòñÿ» è êâàíòîð — «âñå».
Ñóáúåêò è ïðåäèêàò ñóæäåíèÿ ìîãóò ñîñòîÿòü â îòíîøåíèÿõ:
1.Ðàâíîçíà÷íîñòè êîãäà îáúåì ñóáúåêòà ðàâåí îáú¸ìó ïðåäèêàòà. «Âñå êâàäðàòû ðàâíîñòîðîííèå ïðÿìîóãîëüíèêè».
2.Ïîä÷èíåíèÿ êîãäà îáúåì ñóáúåêòà âõîäèò â îáúåì ïðåäèêàòà èëè íàîáîðîò. «Âñå áåðåçû ýòî äåðåâüÿ». Îáúåì ïîíÿòèÿ äåðåâüÿ áîëüøå ïîíÿòèÿ áåðåçû, òàê êàê áåðåçà òîëüêî îäíî èç ðàçíîâèäíîñòåé äåðåâüåâ.
3.Ïåðåñå÷åíèÿ êîãäà îáúåìû ñóáúåêòà è ïðåäèêàòà ïåðåñåêàþòñÿ ÷àñòè÷íî, ê ïðèìåðó, «Íåêîòîðûå ëèòåðàòîðû ýòî ëàóðåàòû íîáåëåâñêîé ïðåìèè». Ëèòåðàòîðû ìîãóò áûòü ëàóðåàòàìè íîáåëåâñêîé ïðåìèè, íî ìîãóò è íå áûòü, òàê æå êàê è ëàóðåàòû íîáåëåâñêîé ïðåìèè ìîãóò áûòü ëèòåðàòîðàìè, íî ìîãóò èìè è íå áûòü. Îáúåì ýòèõ ïîíÿòèé ñîâïàäàåò òîëüêî â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ, ïîòîìó ñóáúåêò è ïðåäèêàò íàõîäÿòñÿ â îòíîøåíèè ïåðåñå÷åíèÿ.
4.Íåñîâìåñòèìîñòè êîãäà îáúåìû ñóáúåêòà è ïðåäèêàòà íå èìåþò îáùèõ òî÷åê ñîïðèêîñíîâåíèÿ. «Çâåçäû ýòî íå ïëàíåòû». ×àùå ñóáúåêò è ïðåäèêàò, âõîäÿ â òðåòüå áîëåå îáùåå ïîíÿòèÿ, â íàøåì ñëó÷àå ýòî íåáåñíûå òåëà.
Ïðîäîëæàÿ êëàññèôèêàöèþ ñóæäåíèé, ìîæíî åùå çàìåòèòü, ÷òî îíè áûâàþò àòðèáóòèâíûå, ýêçèñòåíöèàëüíûå, ðåëÿòèâíûå. Àòðèáóòèâíîå ýòî ñóæäåíèÿ, â êîòîðîì ïðåäèêàò ÿâëÿåòñÿ ïðåïèñóþùèì ñâîéñòâîì, àòðèáóòîì ñóáúåêòà. «Íåêîòîðûå ñòàðûå ôèëüìû ÷åðíî áåëûå». Ýêçèñòåíöèàëüíîå ñóæäåíèå óêàçûâàþùèå íà ñóùåñòâîâàíèÿ èëè íå ñóùåñòâîâàíèÿ, òîãî èëè èíîãî ïðåäìåòà. «Âå÷íûõ äâèãàòåëåé — íå áûâàåò». Ðåëÿòèâíîå ñóæäåíèÿ, â êîòîðîì âûðàæåíî êàêîå-òî îòíîøåíèÿ ìåæäó ñóáúåêòîì è ïðåäèêàòîì: «Ïëàòîí áûë ó÷åíèêîì Ñîêðàòà», «È. Êàíò ðîäèëñÿ ðàíüøå Ã. Ãåãåëÿ».
Êâàíòîð ñóæäåíèÿ ìîæåò áûòü îáùèé (âñå, âñåãäà) è ÷àñòíûé (íåêîòîðûå, èíîãäà). Ñâÿçêà ñóæäåíèÿ èìååò ñâîéñòâî äåëèòüñÿ íà óòâåðäèòåëüíóþ (ÿâëÿåòñÿ, ýòî, çíà÷èò) è îòðèöàòåëüíóþ (íå ÿâëÿåòñÿ, íå çíà÷èò). Èñõîäÿ èç ýòîãî, ñóùåñòâóþò ÷åòûðå âèäà ñóæäåíèÿ, êîòîðûå ëåãêî îïðåäåëèòü.
Îáùåóòâåðäèòåëüíîå (À) êâàíòîð — «âñå», ñâÿçêà — «ÿâëÿåòñÿ». Ñóáúåêò è ïðåäèêàò òàêîãî ñóæäåíèÿ ìîãóò íàõîäèòüñÿ òîëüêî â îòíîøåíèè ðàâíîçíà÷íîñòè èëè ïîä÷èíåíèÿ.
×àñòíîóòâåðäèòåëüíîå (I) — êâàíòîð — «íåêîòîðûå», ñâÿçêà — «ÿâëÿåòñÿ». Ñóáúåêò è ïðåäèêàò íàõîäèòüñÿ â îòíîøåíèè ïîä÷èíåíèÿ èëè ïåðåñå÷åíèÿ.
Îáùåîòðèöàòåëüíîå (Å) êâàíòîð — «âñå», ñâÿçêà — «íå ÿâëÿþòñÿ». Ñóáúåêò è ïðåäèêàò òîëüêî â îòíîøåíèè íåñîâìåñòèìîñòè.
×àñòíîîòðèöàòåëüíîå (Î) — êâàíòîð «íåêîòîðûå», ñâÿçêà «íå ÿâëÿþòñÿ». Ñóáúåêò è ïðåäèêàò íàõîäèòüñÿ â îòíîøåíèè àíàëîãè÷íî ñóæäåíèþ òèïà (I) ïåðåñå÷åíèÿ èëè ïîä÷èíåíèÿ.
Çíàÿ, ê êàêîìó òèïó îòíîñèòüñÿ äàííîå íàì óòâåðæäåíèÿ ìîæíî ñîâåðøàòü ëîãè÷åñêè ïðàâèëüíûå íàä íèì äåéñòâèÿ, èçâëåêàÿ èç íåãî íîâûå ñìûñëû. Íî äëÿ ýòîãî ñëåäóåò ðàçîáðàòüñÿ åùå â îäíîì. Ñóáúåêòû è ïðåäèêàòû ñóæäåíèé ìîãóò áûòü ðàñïðåäåë¸ííûìè (+) è íå ðàñïðåäåë¸ííûìè (-). Ðàñïðåäåë¸ííûå ýòî êîãäà îáúåì ñóáúåêòà èëè ïðåäèêàòà ðàñêðûâàåòñÿ ïîëíîñòüþ, íå ðàñïðåäåë¸ííûå — ñîîòâåòñòâåííî, êîãäà îáúåì ñóáúåêòà èëè ïðåäèêàòà ðàñêðûâàåòñÿ íå ïîëíîñòüþ. «Âñå òèãðû õèùíèêè».  äàííîì ñóæäåíèè ïîëíîñòüþ ðàñïðåäåë¸í ñóáúåêò, òàê êàê â ñóæäåíèè ãîâîðèòüñÿ î âñåõ òèãðàõ, òî åñòü âåñü îáúåì ïîíÿòèÿ «òèãð» âõîäèò â ïîíÿòèå «õèùíèêè». À òàê êàê â ñóæäåíèè ãîâîðèòüñÿ íå ïðî âñåõ õèùíèêîâ, à òîëüêî î òåõ, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ òèãðàìè — ïðåäèêàò ñóæäåíèÿ «õèùíèêè» ðàñïðåäåë¸í íå ïîëíîñòüþ.
×òîáû êàæäûé ðàç íå âûÿñíÿòü ðàñïðåäåë¸ííûé èëè íå ðàñïðåäåë¸ííûé ñóáúåêò è ïðåäèêàò. Ìîæíî çàïîìíèòü, ÷òî â çàâèñèìîñòè îò òèïà ñóæäåíèÿ À I Å Î, è îòíîøåíèÿ ñóáúåêòà è ïðåäèêàòà, ðàñïðåäåë¸ííîñòü ñëåäóþùàÿ:
Ñóæäåíèÿ òèïà À:
ðàâíîçíà÷íîñòè S +, P +.
ïîä÷èíåíèÿ S +, P-.
Ñóæäåíèÿ òèïà I:
ïåðåñå÷åíèÿ S -, P-.
ïîä÷èíåíèÿ S -, P+.
Ñóæäåíèÿ òèïà Å:
íåñîâìåñòèìîñòè S -, P+.
Ñóæäåíèÿ òèïà Î:
ïåðåñå÷åíèÿ S -, P+.
ïîä÷èíåíèÿ S -, P+.
Òåïåðü ìîæíî ïåðåéòè ê äåéñòâèÿì íàä ïðîñòûì ñóæäåíèåì. Ñóùåñòâóåò òðè äåéñòâèÿ îáðàùåíèÿ (êîíâåðñèÿ), ïðåâðàùåíèÿ (îáâåðñèÿ) è ïðîòèâîñòàâëåíèÿ ïðåäèêàòó.
Îáðàùåíèÿ ýòî ïðåîáðàçîâàíèå ïðîñòîãî ñóæäåíèÿ, ïðè êîòîðîì ñóáúåêò è ïðåäèêàò ìåíÿþòñÿ ìåñòàìè. Åñëè èñõîäíîå ñóæäåíèå: «Âñå àêóëû ýòî ðûáû», ðåçóëüòàòîì îáðàùåíèÿ áóäåò ñóæäåíèÿ: «Íåêîòîðûå ðûáû ýòî àêóëû». Êàê âèäèì êâàíòîð «Âñå» ïîìåíÿëñÿ íà êâàíòîð «Íåêîòîðûå». Âñå ïîòîìó, ÷òî ïðåäèêàò ñóæäåíèÿ íå áûë ðàñïðåäåë¸í ïîëíîñòüþ, â ñóæäåíèè ãîâîðèëîñü íå îáî âñåõ ðûáàõ, à òîëüêî î òåõ, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ àêóëàìè.  èñõîäíîå ñóæäåíèÿ ìû ìûñëåííî ìîæåì ïîñòàâèòü êâàíòîð «íåêîòîðûå», ìåíÿÿ ìåñòàìè ñóáúåêò è ïðåäèêàò, ìû ïðè ýòîì íå ìåíÿåì êâàíòîð.
Èíîãäà âûÿñíèòü ðàñïðåäåë¸í èëè íå ðàñïðåäåëåí ñóáúåêò èëè ïðåäèêàò íå òàê ïðîñòî è ïðèõîäèòüñÿ âîçâðàùàòüñÿ ê òàáëè÷êå, êîòîðóþ ìû ðàññìàòðèâàëè ðàíüøå. Àëãîðèòì îáðàùåíèÿ ñóæäåíèÿ òàêîé: Ñíà÷àëà ìû îïðåäåëÿåì ê êàêîìó òèïó îòíîñèòüñÿ ñóæäåíèÿ À I Å Î, ïîòîì â êàêîì îòíîøåíèè ñîñòîèò ñóáúåêò è ïðåäèêàò.  íàøåì ñëó÷àå ýòî ñóæäåíèÿ òèï «À» — îáùåóòâåðäèòåëüíîå. Ñóáúåêò è ïðåäèêàò â îòíîøåíèè ïîä÷èíåíèÿ. Ñëåäîâàòåëüíî, èñõîäÿ èõ òàáëè÷êè — S +, P-. Ïðåäèêàò ìåíÿåòñÿ ìåñòàìè ñ ñóáúåêòîì ñî çíàêîì ìèíóñ, òî åñòü ñ êâàíòîðîì «íåêîòîðûå».
Âàæíî çàìåòèòü, ÷òî ïðè îáðàùåíèè, ñóæäåíèÿ ìåíÿþò ñâîé òèï, ñîãëàñíî íèæå ïðèâåäåííûõ ïðèìåðîâ:
Ñóæäåíèÿ òèïà À:
ðàâíîçíà÷íîñòè îáðàùàåòñÿ â ñàìîå ñåáÿ.
ïîä÷èíåíèÿ îáðàùàåòñÿ â ñóæäåíèÿ òèïà I.
Ñóæäåíèÿ òèïà I:
ïåðåñå÷åíèÿ îáðàùàåòñÿ â ñàìîå ñåáÿ.
ïîä÷èíåíèÿ îáðàùàåòñÿ â ñóæäåíèÿ òèïà I.
Ñóæäåíèÿ òèïà Å:
íåñîâìåñòèìîñòè îáðàùàåòñÿ â ñàìîå ñåáÿ.
Ñóæäåíèÿ òèïà Î:
ïåðåñå÷åíèÿ îáðàùåíèþ íå ïîääàåòñÿ.
ïîä÷èíåíèÿ îáðàùåíèþ íå ïîääà¸òñÿ.
Âòîðîå äåéñòâèå íàä ñóæäåíèÿìè ïðåâðàùåíèÿ. Îíî çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ó ñóæäåíèÿ ìåíÿåòñÿ ñâÿçêà, ïîëîæèòåëüíàÿ íà îòðèöàòåëüíóþ èëè íàîáîðîò. Ïðè ýòîì ïðåäèêàò ñóæäåíèÿ ìåíÿåòñÿ íà ïðîòèâîðå÷àùèé, ïåðåä íèì ñòàâèòüñÿ ÷àñòèöà «íå». Âåðíåìñÿ ê íàøåìó èñõîäíîìó ñóæäåíèþ: «Âñå àêóëû ÿâëÿþòñÿ ðûáàìè». Ðåçóëüòàòîì ïðåâðàùåíèÿ áóäåò ñóæäåíèÿ: «Âñå àêóëû íå ÿâëÿþòñÿ íå ðûáàìè». Âûãëÿäèò ýòî ñóæäåíèÿ íåïðèâû÷íî, îäíàêî ýòî áîëåå êîðîòêîå èçðå÷åíèå òîé ìûñëè, ÷òî åñëè êàêîå-òî æèâîòíîå íå ÿâëÿþòñÿ àêóëîé, òî îíî íå ÿâëÿþòñÿ è ðûáîé. Èëè, ÷òî åñëè êàêîå-òî æèâîòíîå ÿâëÿåòñÿ àêóëîé òî îíî îáÿçàòåëüíî äîëæíî ÿâëÿòüñÿ ðûáîé, íè îäíà àêóëà íå ìîæåò áûòü òàêèì ñóùåñòâîì, êîòîðîå áû íå ÿâëÿëîñü ïðè ýòîì ðûáîé.
 îòëè÷èå îò îáðàùåíèÿ ïðåâðàùåíèå íå çàâèñèò îò õàðàêòåðà îòíîøåíèÿ ñóáúåêòà è ïðåäèêàòà ïðîñòîãî ñóæäåíèÿ:
Ñóæäåíèÿ òèïà À âñåãäà ïðåâðàùàåòñÿ â ñóæäåíèÿ òèïà Å, è íàîáîðîò.
Ñóæäåíèÿ òèïà I âñåãäà ïðåâðàùàåòñÿ â ñóæäåíèÿ òèïà Î, è íàîáîðîò.
Òðåòüå äåéñòâèå, êîòîðîå ìîæíî ñîâåðøàòü íàä ïðîñòûì ñóæäåíèåì ýòî ïðîòèâîñòàâëåíèÿ ïðåäèêàòó. Îíî çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ñíà÷àëà ñóæäåíèå ïîääàåòñÿ ïðåâðàùåíèþ, à ïîòîì îáðàùåíèþ. Èñõîäíîå ñóæäåíèå: «Âñå àêóëû ÿâëÿþòñÿ ðûáàìè», ïðåâðàùåíèå — «Âñå àêóëû íå ÿâëÿþòñÿ íå ðûáàìè», ñëåäñòâèåì æå òàêîãî äåéñòâèÿ, êàê ïðîòèâîñòàâëåíèÿ ïðåäèêàòó áóäåò ñóæäåíèå: «Âñå íå ðûáû íå ÿâëÿþòñÿ àêóëàìè». Êàê âèäèì Ñóáúåêò «àêóëû», ïîìåíÿëñÿ ìåñòàìè ñ ïðåäèêàòîì «íå ðûáû». Òàê êàê ïðåäèêàò áûë ðàñïðåäåë¸í, ìû ïîñòàâèëè êâàíòîð «âñå». Ñóæäåíèå ýòî çâó÷èò íå ïðèâû÷íî, õîòÿ ýòî áîëåå êîðîòêàÿ ôîðìà òîé èäåè, ÷òî åñëè êàêîå-òî ñóùåñòâî íå ÿâëÿåòñÿ ðûáîé, òî îíî íå ìîæåò áûòü è àêóëîé, èëè, ÷òî âñå ñóùåñòâà, êîòîðûå íå ìîãóò áûòü ðûáîé íå ìîãóò áûòü è àêóëîé.
Ïðè äåéñòâèè ïðîòèâîñòàâëåíèÿ ïðåäèêàòó ñóæäåíèÿ ìåíÿþò ñâîé òèï, àíàëîãè÷íî îáðàùåíèè.
 èòîãå, èç îäíîãî ñóæäåíèÿ, ìû ìîæåì ïîëó÷èòü ÷åòûðå:
1. Èñõîäíîå ñóæäåíèå: «Âñå àêóëû ÿâëÿþòñÿ ðûáàìè».
2. Ðåçóëüòàò îáðàùåíèÿ: «Íåêîòîðûå ðûáû ýòî àêóëû».
3. Ðåçóëüòàò ïðåâðàùåíèÿ: «Âñå àêóëû íå ÿâëÿþòñÿ íå ðûáàìè».
4. Ðåçóëüòàò ïðîòèâîñòàâëåíèÿ ïðåäèêàòó: «Âñå íå ðûáû íå ÿâëÿþòñÿ àêóëàìè».
Òåïåðü, â êà÷åñòâå ïðèìåðà ðàññìîòðèì ëàòèíñêîå èçðå÷åíèå: «Íå èäòè âïåðåä çíà÷èò èäòè íàçàä». Âñå ìû ïîíèìàåì ñóòü ýòîãî èçðå÷åíèÿ, è òî, ÷òî îíî õî÷åò äîíåñòè ê íàì, íî ëîãèêà çàíèìàåòñÿ íå ñóòüþ âûñêàçûâàíèé, à èõ ôîðìîé. Ïî ëîãè÷åñêîé ôîðìå ýòî ñóæäåíèå íåïðàâèëüíîå. «Íå èäòè âïåðåä çíà÷èò èäòè íàçàä» — íåïðàâèëüíûé ðåçóëüòàò îáðàùåíèÿ. Èñõîäíîå ñóæäåíèÿ ýòî «Èäòè íàçàä çíà÷èò íå èäòè âïåðåä». ×òîáû ïðîèçâåñòè îáðàùåíèÿ ñìîòðèì íà òèï óòâåðæäåíèÿ, îíî Îáùåóòâåðäèòåëüíîå, òàê êàê òóò ïîäðàçóìåâàåòñÿ êâàíòîð — «âñåãäà», à ñâÿçêà ÿâëÿåòñÿ óòâåðäèòåëüíîé — «çíà÷èò». Ñóáúåêò è ïðåäèêàò ñîñòîèò â îòíîøåíèè ïîä÷èíåíèÿ. ×òîáû íå îøèáèòüñÿ ñ êâàíòîðîì, íåîáÿçàòåëüíî âîçâðàùàòüñÿ ê òàáëè÷êå ê ðàñïðåäåë¸ííûìè ñóáúåêòàìè è ïðåäèêàòàìè, äîñòàòî÷íî âñïîìíèòü, ÷òî ñóæäåíèÿ òèïà À, êîãäà ñóáúåêò è ïðåäèêàò â îòíîøåíèè ïîä÷èíåíèÿ ìîæåò îáðàòèòüñÿ òîëüêî â ñóæäåíèÿ òèïà I, òî åñòü ÷àñòíîóòâåðäèòåëüíîå — «Èíîãäà íå èäòè âïåðåä çíà÷èò èäòè íàçàä». ×òî ëîãè÷åñêè áóäåò áîëåå ïðàâèëüíîé ôîðìîé, ÷åì â ëàòèíñêîì èçðå÷åíèè «Íå èäòè âïåðåä çíà÷èò èäòè íàçàä», òàê êàê â íåì ïîäðàçóìåâàåòñÿ íå ÷àñòíûé, à îáùèé êâàíòîð — «âñåãäà».
Åñëè ìû ðàçîáðàëèñü ñ ýòèì, òî ñîâåðøèòü ïðåâðàùåíèÿ è ïðîòèâîñòàâëåíèÿ ïðåäèêàòó ýòîãî ñóæäåíèÿ ñîâñåì íå ïðîáëåìàòè÷íî. Ïîëó÷èòüñÿ, êàê è â ïåðâîì âàðèàíòå ÷åòûðå ñóæäåíèÿ:
Èñõîäíîå ñóæäåíèå: «Èäòè íàçàä çíà÷èò íå èäòè âïåðåä»
Îáðàùåíèÿ: «Èíîãäà íå èäòè âïåðåä, çíà÷èò èäòè íàçàä».
Ïðåâðàùåíèÿ: «Èäòè íàçàä íå îçíà÷àåò, íå èäòè âïåðåä».
Ïðîòèâîñòàâëåíèå ïðåäèêàòó: «Èíîãäà íå èäòè âïåðåä íå îçíà÷àåò, íå èäòè íàçàä».
Äàëüøå ìû ïîíåìíîãó èäåì ê òàêîìó ïîíÿòèþ, êàê ëîãè÷åñêèé êâàäðàò êðàåóãîëüíîìó êàìíþ êëàññè÷åñêîé ëîãèêè, íî ñíà÷àëà åùå íåìíîãî êëàññèôèêàöèè. Ïî îòíîøåíèþ äðóã ê äðóãó äâà ïðîñòûõ ñóæäåíèÿ ìîãóò áûòü ñðàâíèìûìè è íåñðàâíèìûìè. Ñðàâíèìûå ýòî ñóæäåíèÿ, â êîòîðûõ ñîâïàäàåò ñóáúåêòû è ïðåäèêàòû, è îòëè÷àþòñÿ òîëüêî êâàíòîðàìè è ñâÿçêàìè. Íåñðàâíèìûå ñóæäåíèÿ, â êîòîðûõ ñóáúåêòû è ïðåäèêàòû íå ñîâïàäàþò.
Ñðàâíèìûå ðàçäåëÿþòñÿ íà ñîâìåñòèìûå è íåñîâìåñòèìûå. Ñîâìåñòèìûå ñóæäåíèÿ, êîòîðûå, îäíîâðåìåííî ìîãóò áûòü èñòèííûìè. «Íåêîòîðûå ëþäè æåíùèíû», «Íåêîòîðûå ëþäè ìóæ÷èíû». Íåñîâìåñòèìûå ñóæäåíèÿ, êîòîðûå íå ìîãó áûòü îäíîâðåìåííî èñòèííûìè, èñòèííîñòü îäíîãî íåïðåìåííî èñêëþ÷àåò èñòèííîñòü äðóãîãî.
Ñîâìåñòèìûå ñóæäåíèÿ ìîãóò íàõîäèòüñÿ â ðàçíûõ îòíîøåíèÿõ:
Ðàâíîçíà÷íîñòè ýòî îòíîøåíèÿ ìåæäó ñóæäåíèÿìè, êîãäà èõ ñóáúåêòû, ïðåäèêàòû, êâàíòîðû è ñâÿçêè ñîâïàäàþò. Ê ïðèìåðó, öèòàòà Ìàÿêîâñêîãî èç ñòèõà: «Äåòî÷êà, âñå ìû íåìíîæêî ëîøàäè, êàæäûé èç íàñ ïî-ñâîåìó ëîøàäü». Ñóæäåíèè: «Âñå ìû íåìíîæêî ëîøàäè» è «Êàæäûé èç íàñ ïî-ñâîåìó ëîøàäü» íàõîäÿòñÿ â îòíîøåíèè ðàâíîçíà÷íîñòè.
Ïîä÷èíåíèÿ ýòî îòíîøåíèÿ ìåæäó ñóæäåíèÿìè, êîãäà èõ ïðåäèêàòû è ñâÿçêè ñîâïàäàþò, à ñóáúåêòû íàõîäÿòñÿ â îòíîøåíèè âèäà èëè ðîäà. «Âñå ëþäè îáëàäàþò ñïîñîáíîñòüþ ìûøëåíèÿ», «Æåíùèíû îáëàäàþò ñïîñîáíîñòüþ ìûøëåíèÿ» (èñòèííîñòü óòâåðæäåíèÿ äîêàçûâàòü íå áåðóñü)
×àñòè÷íîãî ñîâïàäåíèÿ ýòî îòíîøåíèå ìåæäó ñóæäåíèÿìè, êîãäà èõ ñóáúåêòû è ïðåäèêàòû ñîâïàäàþò, à ñâÿçêè îòëè÷àþòñÿ. «Íåêîòîðûå ëþäè èìåþò âûñøåå îáðàçîâàíèå», «Íåêîòîðûå ëþäè — íå èìåþò âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ». Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî â ýòîì îòíîøåíèè íàõîäÿòñÿ òîëüêî ÷àñòíûå ñóæäåíèÿ ÷àñòíîóòâåðäèòåëüíîå (I) èëè ÷àñòíîîòðèöàòåëüíûå (Î).
Íåñîâìåñòèìûå ñóæäåíèÿ íàõîäÿòñÿ â îòíîøåíèÿõ:
Ïðîòèâîïîëîæíîñòè (êîíòàðíîñòü) ñóæäåíèÿ, â êîòîðûõ, òàê æå êàê ïðè îòíîøåíèè ÷àñòè÷íîãî ñîâïàäåíèÿ, ñóáúåêò è ïðåäèêàò ñîâïàäàåò, à ñâÿçêà îòëè÷àåòñÿ, íî â ýòîì ñëó÷àå ñóæäåíèÿ ìîãóò áûòü òîëüêî îáùèìè: îáùåóòâåðäèòåëüíûìè (À) èëè îáùåîòðèöàòåëüíûìè (Î). «Âñå ëþäè ëãóò», «Âñå ëþäè íå ëãóò». Âàæíûì ïðèçíàêîì ïðîòèâîïîëîæíûõ ñóæäåíèé ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî îíè íå ìîãóò áûòü îäíîâðåìåííî èñòèííûå êàê íåñîâìåñòèìûå, íî ïðè ýòîì ìîãóò áûòü îäíîâðåìåííî ëîæíûìè. Ìåæäó ýòèìè ñóæäåíèÿìè âñåãäà ìîæíî âñòàâèòü òðåòüå, íåéòðàëüíîå óòâåðæäåíèå.  íàøåì ïðèìåðå ýòî «Íåêîòîðûå ëþäè ëãóò, à íåêîòîðûå íå ëãóò». Ýòî ñóæäåíèå, áóäó÷è èñòèííûì, äîêàçûâàåò ëîæíîñòü äâóõ ïåðâûõ.
Ïðîòèâîðå÷èÿ (êîíòðàäèêòîðíîñòü) ýòî îòíîøåíèÿ ìåæäó äâóìÿ ñóæäåíèÿìè â êîòîðûõ ïðåäèêàòû ñîâïàäàþò, ñâÿçêè îòëè÷àþòñÿ, à ñóáúåêòû íàõîäÿòñÿ â ðîäîâîì, âèäîâîì îòíîøåíèè, òî åñòü îòëè÷àþòñÿ îáúåìàìè. «Âñå ëþäè ÿâëÿþòñÿ ðàçóìíûìè ñóùåñòâàìè», Íåêîòîðûå ëþäè íå ÿâëÿþòñÿ ðàçóìíûìè ñóùåñòâàìè». Íà îòìåíó îò ïðîòèâîïîëîæíûõ ñóæäåíèé ïðîòèâîðå÷èâûå, íå ìîãó áûòü îäíîâðåìåííî ëîæíûìè. Ëîæíîñòü îäíîãî íåïðåìåííî áóäåò äîêàçàòåëüñòâîì èñòèííîñòè äðóãîãî, è íàîáîðîò.
Âîçìîæíûå îòíîøåíèÿ ìåæäó ïðîñòûìè ñóæäåíèÿìè îòîáðàæàþò ïîñðåäñòâîì, òàê íàçûâàåìîãî ëîãè÷åñêîãî êâàäðàòà:
ï ð î ò è â î ï î ë î æ í î ñ ò ü
A ——————————- E
| ï å |
ï | ð è | ï
î | î ÷ | î
ä | ò å | ä
÷ | è ð | ÷
è | â î | è
í | â î | í
å | è ð | å
í | ò å | í
è | î ÷ | è
å | ð è | å
| ï å |
I —————————— O
÷ à ñ ò è ÷ í î å ñ î â ï à ä å í è å
Èñòèííîå çíà÷åíèå ñóæäåíèÿ, ñâÿçàíî ñ èñòèííîñòüþ çíà÷åíèé âñåõ äðóãèõ ñðàâíèìûõ ñóæäåíèé. Ê ïðèìåðó åñëè ñóæäåíèÿ òèïà À: «Âñå àêóëû ÿâëÿþòñÿ ðûáàìè» èñòèííî, ñìîòðÿ íà ëîãè÷åñêèé êâàäðàò, ìîæíî îïðåäåëèòü, ÷òî ñóæäåíèÿ òèïà I: «Íåêîòîðûå ðûáû ÿâëÿþòñÿ àêóëàìè», òîæå áóäåò èñòèííûì. Ñóæäåíèÿ òèïà Å: «Âñå àêóëû íå ÿâëÿþòñÿ ðûáàìè», òî÷íî òàê æå êàê è ñóæäåíèÿ òèïà Î: «Íåêîòîðûå àêóëû íå ÿâëÿþòñÿ ðûáàìè», áóäóò ëîæíûìè.
Åùå íåñêîëüêî ñëîâ î ñëîæíûõ ñóæäåíèÿõ. Â çàâèñèìîñòè îò ñîþçà, êîòîðûì ñîåäèíÿþòñÿ ïðîñòûå ñóæäåíèÿ â ñëîæíûå, âûäåëÿþò ïÿòü âèäîâ ñëîæíîãî ñóæäåíèÿ:
1. Êîíüþíêòèâíîå ñóæäåíèÿ (Êîíúþíêöèÿ) ñëîæíîå ñóæäåíèÿ ñîåäèí¸ííîå ñîþçîì «è».
2. Äèçúþíêòèâíîå ñóæäåíèÿ (Äèçúþíêöèÿ) ñëîæíîå ñóæäåíèÿ ñîåäèí¸ííîå ñîþçîì «èëè». Ýòîò ñîþç èñïîëüçóåòñÿ êàê â ñòðîãîì èñêëþ÷àþùåì ñìûñëå, òàê è â íå ñòðîãîì íå èñêëþ÷àþùåì. Ïîòîìó ðàçëè÷àþò ñòðîãóþ è íå ñòðîãóþ äèçúþíêöèþ.
3. Èìïëèêàòèâíîå ñóæäåíèÿ (Èìïëèêàöèÿ) ñëîæíîå ñóæäåíèÿ ñîåäèí¸ííîå óñëîâíûì ñîþçîì «åñëè… òî». «Åñëè âåùåñòâî ÿâëÿåòñÿ ìåòàëëîì, òî îíî ýëåêòðîïðîâîäíî». Èìïëèêàöèÿ ñîñòîèò èç äâóõ ÷àñòåé (ïðîñòûõ ñóæäåíèé), îñíîâû «âåùåñòâî ÿâëÿåòñÿ ìåòàëëîì» è ñëåäñòâèÿ «âåùåñòâî ýëåêòðîïðîâîäíî». Èç îñíîâû âûòåêàåò ñëåäñòâèå, íî èç ñëåäñòâèÿ íå âûòåêàåò îñíîâà. Ìîæíî ïðåäñòàâèòü èìïëèêàöèþ ôîðìóëîé «åñëè «õ», òî îáÿçàòåëüíî «ó», íî åñëè «ó», òî íå îáÿçàòåëüíî «õ».
4. Ýêâèâàëåíòíîå ñóæäåíèÿ (Ýêâèâàëåíöèÿ) — ñëîæíîå ñóæäåíèÿ ñîåäèí¸ííîå ñîþçîì «åñëè… òî», íî íå óñëîâíûì êàê â ñëó÷àå èìïëèêàöèè, à â òîæäåñòâåííîì. Äâà ïðîñòûõ ñóæäåíèÿ âõîäÿùèå â ýêâèâàëåíöèþ ðàâíîçíà÷íûå. Ê ïðèìåðó «Åñëè ãåîìåòðè÷åñêàÿ ôèãóðà ÿâëÿåòñÿ ðàâíîñòîðîííèì ïðÿìîóãîëüíèêîì, òî îíà ÿâëÿåòñÿ êâàäðàòîì».  îòëè÷èå îò èìïëèêàöèè, èç ïåðâîé ÷àñòè ýêâèâàëåíöèè âûòåêàåò äðóãàÿ, òàê æå êàê èç äðóãîé ïåðâàÿ, âåäü åñëè ôèãóðà ÿâëÿåòñÿ êâàäðàòîì, òî îíà ÿâëÿåòñÿ è ðàâíîñòîðîííèì ïðÿìîóãîëüíèêîì.
5. Îòðèöàòåëüíîå ñóæäåíèå (Îòðèöàíèå) ñëîæíîå ñóæäåíèå ñîåäèí¸ííîå ñîþçîì «íåâåðíîå…÷òî». Ïðèìåð: «Íàâåðíîå ÷òî âñå ÷åëîâå÷åñêèå ñóäüáû ïðåäîïðåäåëåíû».  ïîäîáíîì ñóæäåíèè ïåðâàÿ ÷àñòü ÿâíàÿ óòâåðäèòåëüíàÿ — «âñå ÷åëîâå÷åñêèå ñóäüáû ïðåäîïðåäåëåíû», âòîðàÿ ÷àñòü ïðåäëîæåíèÿ íåÿâíàÿ-îòðèöàòåëüíàÿ âûðàæåííàÿ ñîþçîì «íàâåðíîå…, ÷òî». Îòðèöàíèå ñîñòîèò, êàê áû ñ äâóõ ïðîñòûõ ñóæäåíèé îäíî ÷òî-òî óòâåðæäàåò, äðóãîå îòðèöàåò.
Источник