Состояние связок при фонации

Фонастения

Фонастения — это нарушение голосовой функции, обусловленное дискоординацией работы дыхательного, артикуляционного, фонационного и резонаторного аппаратов. Проявляется быстрым утомлением голоса, его дрожанием, прерыванием, снижением высоты и силы, сужением диапазона. Субъективные жалобы — першение, ощущение «комка» в горле. В диагностике патологии участвуют фониатр и логопед; производится осмотр гортани (ларингостробоскопия), анализ акустических параметров голоса. Лечение включает голосовой покой, дыхательные и фонационные упражнения, физиотерапию, психотерапевтические методы.

Общие сведения

Термин «фонастения» (от греч. «phone» − звук, «astheneia» − ослабление) ввел в научный оборот немецкий логотерапевт Г. Гутцман в 1890 г. В практической логопедии фонастения относится к функциональным дисфониям. С точки зрения медицины она рассматривается как двигательный невроз, при котором отсутствуют анатомические изменения в голосовом аппарате.

Фонастеническими расстройствами чаще других страдают люди голосоречевых профессий: педагоги (32,6%), вокалисты (7,9%), а также актеры, спикеры. Развитию патологии более подвержены женщины вследствие повышенной лабильности нервной системы и более быстрой утомляемости голоса.

Фонастения

Фонастения

Причины фонастении

Ведущей причиной фонастении выступают функциональные перегрузки голосового аппарата, форсированное использование голоса. Существенную роль играет длительное пребывание в состоянии хронического стресса, повышенная тревожность. Непосредственными триггерами развития фонастении могут послужить:

  • неправильная постановка певческого или актерского голоса;
  • повышенные голосовые нагрузки: произнесение долгой речи, форсирование голоса и т. п.
  • истерики у детей, сопровождаемые истошным криком;
  • несоблюдение охранительного голосового режима подростками в период мутации голоса;
  • избыточная голосовая активность во время инфекций ВДП (ринита, фарингита, ларингита), во время менструации у женщин;
  • боязнь публичного выступления.

Патогенез

Правильная голосоподача обеспечивается координированной работой всех звеньев голосового аппарата: мышц гортани, голосовых складок, межреберных мышц, легких, диафрагмы, резонаторных полостей. Рассогласованность слаженной деятельности этих механизмов ведет к возникновению фонастении.

Единого взгляда на патогенез расстройства не выработано. Существует мнение, что оно связано с врожденной недостаточностью голосового аппарата. Часть авторов в качестве ведущего субстрата фонастении называет формирование в коре головного мозга очага застойного торможения, обусловливающего дискоординацию различных механизмов фонации. В настоящее время преобладающей является теория функциональной перегрузки голосообразующего аппарата.

При этом нарушается функция мышц гортани, которые не обеспечивают необходимого натяжения голосовых складок. Во время фонации складки не смыкаются, между ними остается щель, через которую происходит утечка воздуха. Колебания голосовых складок становятся неравномерными по частоте, возможно судорожное сокращение мышц гортани. Форсированная голосоподача приводит к раздражению слизистой гортани и трахеи, развитию невроза глотки.

Классификация

С учетом особенностей течения выделяют острую (без видимых патологических изменений в гортани) и хроническую фонастению (с наличием вторичных изменений). В зависимости от специфических причин развития и особенностей протекания различают следующие виды фонастении:

  • резеастения — расстройство, характерное для педагогов, лекторов, артистов разговорного жанра;
  • дизодия — нарушение певческого голоса, речевое общение при этом остается сохранным;
  • клезеастения — голосовое утомление, возникающее у военных, спортивных тренеров, отдающих громкие команды.

Симптомы фонастении

Фонастеническая симптоматика складывается из акустических признаков, субъективных ощущений и невротических нарушений. Первое, на что обращает внимание пациент, — голос перестает звучать как раньше. Привычная речевая нагрузка приводит к быстрому голосовому утомлению. Голос становится слабым, прерывистым, охриплым или дрожащим. Изменяется тембр, сужается певческий диапазон, появляются фальшивые ноты, сокращается МВФ (максимальное время фонации). При острых формах фонастении голос может исчезнуть совсем (афония).

Субъективные жалобы представлены различного рода парестезиями. Они включают сухость во рту, ощущение комка и першение в горле, постоянную потребность откашляться. Боль в глотке может возникать даже при тихом разговоре или пении. Постепенно на этом фоне формируется боязнь речи, страх публичного выступления, расстройства сна, которые поддерживают основные симптомы фонастении.

Осложнения

Как правило, проявления фонастении носят преходящий характер, однако при повторном голосовом напряжении могут случаться рецидивы. Это служит серьезным препятствием к выбору желанной специальности, ставит вопрос о профпригодности.

Кроме этого, частые функциональные перегрузки речевого аппарата могут привести к формированию органических изменений: узелков голосовых складок, гипертрофического ларингита, гипотонусной или гипертонусной дисфонии. Боязнь потерять любимую работу нередко служит предпосылкой развития невротического расстройства.

Диагностика

Для выработки и подтверждения диагностической гипотезы пациенту с фонастенией необходимы консультации фониатра и логопеда. Медицинский блок включает эндоскопический осмотр гортани и объективное исследование голосовой функции:

  • Ларингоскопия. При острой фонастении изменения гортани не определяются. С течением времени развиваются типичные для хронического ларингита эндоскопические данные: гиперемия слизистой, утолщение голосовых складок, их неполное смыкание.
  • Стробоскопия. Прицельный осмотр голосовых связок при фонастении выявляет их слабое натяжение, асинхронное мелкоразмашистое колебание, поперечные сокращения. Стробоскопическая картина вариабельна, изменчива, что указывает на функциональный характер голосовой недостаточности.
  • Исследование голоса. Акустические параметры голоса (силу, частоту основного звука, ВМФ и пр.) исследуют с помощью фонетографии. С целью дифференциации органической и функциональной природы голосового расстройства показана электроглоттография.

В рамках логопедической диагностики фонастении изучается качество звучания голоса: высота, сила, характер голосовой атаки и фонационного выдоха. На основании полученных данных вырабатывается план лечебно-коррекционной работы. При необходимости проводятся консультации невролога, психотерапевта. Дифдиагностика направлена на исключение органических патологий как причины дисфонии (хронического ларингита, парезов гортани, опухолей и др.).

Лечение фонастении

Целью терапии является восстановление голоса в полном объеме, предотвращение повторных эпизодов фонастении. Первоочередная мера — обеспечение голосового покоя (режим молчания). В этот период рекомендуется проведение беззвучной артикуляционной гимнастики, вибрационного логопедического массажа. Спустя 5-7 дней переходят к фонопедическим занятиям, включающим:

  1. Постановку фонационного дыхания. Подбирают индивидуальный комплекс ЛФК, направленный на выработку равномерного ритмичного дыхания, оптимальной глубины вдоха и выдоха. Затем подключают динамические упражнения, координирующие дыхание и фонацию.
  2. Выработку физиологических механизмов голосоподачи. С этой целью используют специальные фонопедические упражнения: пропевание согласных, гласных фонем, слоговых рядов. Целью функционального тренинга при фонастении является развитие высоты, силы, тембра, длительности звучания голоса.
  3. Автоматизацию навыков. На данном этапе поставленный голос вводят в речь. Это достигается с помощью вокальных упражнений, чтения вслух специально подобранных текстов. Проводят обучение пациента гигиене голоса, определяют рациональный голосовой режим и допустимые нагрузки.
Читайте также:  Боль в связках на поздних сроках

Из медицинских мероприятий в процессе лечения фонастении могут быть полезны хвойные ванны, дарсонвализация области шеи, УЗ-ингаляции. Рекомендован прием поливитаминов. Лицам с невропатической отягощенностью показана психотерапия, аутогенные тренировки, иглорефлексотерапия.

Прогноз и профилактика

Фонастения имеет благоприятный прогноз: после достаточного отдыха голосовая функция восстанавливается. Однако при повторных речевых и вокальных нагрузках возможны рецидивы срыва голоса. Лица, находящиеся в группе риска по развитию дисфонических расстройств, должны систематически наблюдаться у фониатра.

Предотвратить первичное развитие фонастении и ее повторные эпизоды помогает соблюдение гигиены голоса, правильная голосопостановка у вокалистов и актеров, спокойная негромкая речь, исключение нагрузок в период физиологической мутации голоса, во время ОРВИ. Необходимо минимизировать действие стрессовых факторов, повышать психологическую устойчивость.

Источник

Фонация — Phonation

Процесс создания фонетических звуков

Термин звучание имеет несколько разные значения в зависимости от подполя фонетики . Среди некоторых фонетистов фонетизация — это процесс, с помощью которого голосовые связки издают определенные звуки посредством квазипериодической вибрации. Это определение используется среди тех, кто изучает анатомию и физиологию гортани и производство речи в целом. Специалисты по фонетике в других областях, таких как лингвистическая фонетика, называют этот процесс озвучиванием и используют термин фонетизация для обозначения любого колебательного состояния любой части гортани , которое изменяет воздушный поток. озвучивание — лишь один из примеров. Под это определение включены глухие и надгортанные звуки.

Голосование

Голосовое Процесс, или голос, происходит, когда воздух выходит из легких через голосовую щель , создавая перепад давления в гортани. Когда это падение становится достаточно большим, голосовые связки начинают колебаться. Минимальное падение давления, необходимое для достижения фонации, называется пороговым давлением фонации (PTP), и для людей с нормальными голосовыми складками оно составляет примерно 2-3 см H 2 O. Движение голосовых связок во время колебаний в основном латеральное, хотя есть и более высокий компонент. Однако движения по длине голосовых связок практически нет. Колебания голосовых связок служат для модуляции давления и потока воздуха через гортань, и этот модулированный воздушный поток является основным компонентом звука большинства голосовыхтелефонов .

Звук, который гортань производит гармонический ряд . Другими словами, он состоит из основного тона (называемого основной частотой, основной акустической подсказкой для восприятия высота ), сопровождаемого гармоническими обертонами, которые кратны основной частоте. Согласно теории источник-фильтр , результирующий звук возбуждает резонансную камеру, которая является речевым трактом , для воспроизведения отдельных звуков речи.

Голосовые складки не будут колебаться, если они недостаточно близко расположены друг к другу, не находятся под достаточным или слишком большим напряжением, или если перепад давления через гортань недостаточно велик. В лингвистике телефон называется безголосым , если во время его появления не происходит фонирования. В речи безмолвные телефоны связаны с удлиненными, сильно напряженными и расположенными сбоку (отведенными) голосовыми связками по сравнению с голосовыми связками во время фонации.

Основная частота, главный акустический сигнал для высоты восприятия, может варьироваться с помощью различных средств. Крупномасштабные изменения достигаются за счет увеличения напряжения в голосовых связках за счет сокращения перстнещитовидной мышцы . Меньшие изменения напряжения могут быть вызваны сокращением тиреоаритиноидной мышцы или изменением относительного положения щитовидной железы и перстневидного хряща , что может произойти, когда гортань опускается или поднимается, либо произвольно или посредством движения языка, к которому через подъязычную кость прикрепляется гортань. Помимо изменений напряжения, основная частота также зависит от перепада давления в гортани, на которое в основном влияет давление в легких, а также зависит от расстояния между голосовыми складками. Изменение основной частоты используется лингвистически для создания интонации и тона .

В настоящее время существуют две основные теории относительно того, как инициируется вибрация голосовых складок : миоупругая теория и аэродинамическая теория . Эти две теории не противоречат друг другу, и вполне возможно, что обе теории верны и действуют одновременно, инициируя и поддерживая вибрацию. Третья теория, нейрохронаксическая теория , была очень популярна в 1950-х годах, но с тех пор была в значительной степени дискредитирована.

Миоэластическая и аэродинамическая теория

Миоэластическая теория утверждает, что когда голосовые связки сводятся вместе и к ним прикладывается давление дыхания, связки остаются закрытыми до тех пор, пока давление ниже их, подсвязочного давления, достаточно, чтобы раздвинуть их, позволяя воздуху выходить и уменьшая давление, достаточное для того, чтобы напряжение мышц отскочило, чтобы снова собрать складки вместе. Давление нарастает еще раз, пока шнуры не будут раздвинуты, и весь цикл повторяется. Скорость, с которой шнуры открываются и закрываются, количество циклов в секунду определяет высоту фонации.

Аэродинамическая теория основана на законе энергии Бернулли в жидкостях . Теория гласит, что когда поток дыхания проходит через голосовую щель , когда черпаловидные хрящи удерживаются вместе (за счет действия межчелюстных мышц), на ткани голосовых связок создается двухтактный эффект, который поддерживает автоколебание. Толчок происходит во время открытия голосовой щели, когда голосовая щель сходится, а тяга происходит во время закрытия голосовой щели, когда голосовая щель расходится. Такой эффект вызывает передачу энергии от воздушного потока тканям голосовой связки, которая преодолевает потери на рассеяние и поддерживает колебания. Величина давления в легких, необходимая для начала фонации, определяется Титце как пороговое давление колебаний. Во время закрытия голосовой щели поток воздуха перекрывается до тех пор, пока давление дыхания не раздвигает складки, и поток снова не запускается, заставляя циклы повторяться. Учебник, озаглавленный Инго Титце , считает Янвиллема ван ден Берга создателем теории и обеспечивает подробное математическое развитие теории.

Читайте также:  Симптомы при порванных связках на колене

Теория нейрохронаксии

Эта теория утверждает, что частота вибрации голосовых связок определяется хронаксией возвратного нерва, а не давлением дыхания или мышечным напряжением. Сторонники этой теории считали, что каждая отдельная вибрация голосовых связок была вызвана импульсом возвратных гортанных нервов и что акустический центр в головном мозге регулирует скорость вибрации голосовых связок. Ученые, занимающиеся речью и голосом, давно отказались от этой теории, поскольку было показано, что мышцы не могут сокращаться достаточно быстро, чтобы совершить вибрацию. Кроме того, люди с парализованными голосовыми связками могут производить фонацию, что невозможно в соответствии с этой теорией. Согласно этой теории, фонирование, происходящее в иссеченных гортани, также невозможно.

Состояние голосовой щели

Раздвинутые голосовые складки

Голосовые связки при фонации

Различные положения голосовой щели:

A. Закрытие Glottis; B. положение фонации; C. положение шепота; D. положение дыхания; E. положение дыхания или положение покоя; F. Положение глубокого дыхания

В лингвистических фонетических трактовках фонетизации, например, в Питере Ладефогеде , фонация считалась вопросом точек на континууме напряжения и замыкания голосовых связок. Иногда описывались более сложные механизмы, но их было трудно исследовать, и до недавнего времени состояние голосовой щели и голосообразование считались почти синонимами.

Типы гортани

ТипОпределение
Модальный голосРегулярные колебания голосовых связок
БезмолвиеОтсутствие вибрации голосовых связок; черпаловидные хрящи обычно обособлены
АспирированныйИмеет больший поток воздуха, чем в модальном голосе до или после стриктуры; черпаловидные хрящи могут быть дальше друг от друга, чем у безголосого
Дыхательный голосГолосовые связки вибрируют, но без заметного контакта; черпаловидные хрящи дальше друг от друга, чем в модальном голосе
Слабый голосГолосовые связки вибрируют, но более слабо, чем в модальном голосе
Скрипучий голосГолосовые связки вибрируют впереди, но с сжатыми черпачковидными хрящами; более низкий воздушный поток, чем в модальном голосе
Жесткий голосГолосовые связки вибрируют, но более жестко, чем в модальном голосе

Если голосовые связки полностью расслаблены, а черпаловидные хрящи разнесены для максимального потока воздуха, связки не вибрируют. Это глухая звуковая речь, которая очень часто встречается у обструкторов . Если аритеноиды прижаты друг к другу для закрытия голосовой щели , голосовые связки блокируют воздушный поток, производя стоп-звуки, такие как глоттальная остановка . Между ними находится зона наилучшего восприятия максимальной вибрации. Кроме того, было показано существование оптимальной формы голосовой щели для облегчения фонации, при которой давление в легких, необходимое для инициирования вибрации голосовых связок, минимально. Это модальный голос , и это нормальное состояние для гласных и сонорантов во всех языках мира. Однако апертура черпаловидных хрящей и, следовательно, напряжение в голосовых связках — это одна из степеней между конечными точками открытого и закрытого положения, и существует несколько промежуточных ситуаций, используемых различными языками для создания контрастных звуков.

Например, гуджарати имеет гласные с частично слабым звучанием, называемым хриплый голос или бормотанный голос (транскрибируется в IPA с нижним индексом умлаут ◌̤), в то время как бирманский имеет гласные с частично напряженным звучанием, называемым скрипучим голосом или ларингеализированным голосом (транскрибируется в IPA с нижний индекс тильда ◌̰). Халапский диалект Mazatec необычен тем, что контрастирует с модальным голосом в трехстороннем различии. (Обратите внимание, что мазатек — это тональный язык, поэтому голосовая щель имеет несколько тональных различий одновременно с звуковыми различиями.)

Мазатек
хриплый голос[ja̤]он носит
модальный голос[já]дерево
скрипучий голос[ja̰]он носит

Примечание: в источнике этой информации произошла ошибка редактирования . Последние два перевода могли быть перепутаны.

яванский язык не имеет модального голоса в его остановках , но контрастирует с двумя другими пунктами по шкале фонирования с более умеренными отклонениями от модального голоса, — крикнул вялый голос и негромкий голос . «Мутные» согласные в шанхайском — это слабый голос; они контрастируют с tenuis и придыхательными согласными.

Хотя каждый язык может несколько отличаться, удобно разделить эти степени фонации на отдельные категории. Последовательность из семи альвеолярных остановок, звуков которых варьируется от открытой / расслабленной до закрытой / напряженной голосовой щели:

Диакритические знаки IPA под кольцом и подстрочный клин, обычно называемые «глухой» и «звонкий», иногда добавляются к символу звонкого звука, чтобы указать более расслабленное / открытое (расслабленное) и напряженное / закрытое (жесткое) состояния голосовой щели, соответственно. (По иронии судьбы, добавление диакритики « звонкость » к символу звонкой согласной означает меньшее модальное озвучивание, а не больше, потому что модально озвученный звук уже полностью озвучен, в его наилучшем месте, и любое дальнейшее напряжение в голосовых связках гасит их вибрацию. .)

Эльзасский , как и некоторые германские языки, имеет типологически необычное звучание в своих остановках. Согласные, транскрибируемые / b̥ /, / d̥ /, / ɡ̊ / (неоднозначно названные «lenis»), частично озвучены: голосовые связки расположены как для голоса, но на самом деле не вибрируют. То есть они технически глухие, но без открытой голосовой щели, обычно связанной с глухими остановками. Они контрастируют как с модально озвученными / b, d, ɡ /, так и с модально безголосыми / p, t, k / во французских заимствованиях, а также с придыханием / k word / word изначально.

Читайте также:  Сшить связки на пальце

Если черпаловидные хрящи разделены на допускают турбулентный поток воздуха, в результате получается шепотная фонация, если голосовые складки сведены, и шепотный голос фонирование (шепот), если голосовые складки модально вибрируют. Шепот слышен во многих произведениях французского oui !, а «глухие» гласные во многих североамериканских языках на самом деле шепчутся.

Глоттальные согласные

Давно отмечалось, что во многих языках как фонологически, так и исторически голосовые согласные [ʔ, ɦ, h] не ведут себя так, как другие согласные. Фонетически у них нет манеры или места артикуляции , кроме состояния голосовой щели: закрытие голосовой щели для [ʔ], хриплый голос для [ɦ] и открытый воздушный поток для [h ]. Некоторые фонетики описывают эти звуки ни как голосовые, ни как согласные, а как экземпляры чистого фонации, по крайней мере, во многих европейских языках. Однако в семитских языках они действительно кажутся настоящими голосовыми согласными.

Надглоттальная фонация

В последние несколько десятилетий стало очевидно, что голосование может включать вся гортань, причем до шести клапанов и мышц работают независимо или вместе. От голосовой щели вверх эти сочленения следующие:

  1. глоттальная (голосовые связки), производящие описанные выше различия
  2. желудочковые («ложные голосовые связки», частично покрывающие и демпфирующие голосовую щель)
  3. черпалоидный (сфинктерный сдавление вперед и вверх)
  4. надгортано-глоточный (втягивание языка и надгортанника , потенциально закрывающееся на стенку глотки)
  5. поднятие или опускание всего гортани
  6. сужение глотки

. До развития волоконно-оптической ларингоскопии Полное вовлечение гортани во время производства речи не наблюдалось, а взаимодействие между шестью артикуляторами гортани до сих пор плохо изучено. Однако, по крайней мере, две надглоттальные звуки, по-видимому, широко распространены в языках мира. Это резкий голос («желудочковый» или «сжатый» голос), который вызывает общее сужение гортани, и фаукализированный голос («глухой» или «зияющий» голос), который включает в себя общее расширение гортани.

Борский диалект динка имеет контрастный модальный, хриплый, фаукализированный и резкий голос в своих гласных, а также три тона. Специальные диакритические знаки, используемые в литературе, представляют собой двойные кавычки в нижнем индексе для фаукализованного голоса [a͈] и подчеркивание для резкого голоса [a̠]. Примеры:

Голосmodalbreathyharshfaucalized
Bor Dinkatɕìttɕì̤ttɕì̠ttɕì͈t
диареявпередскорпионыпроглотить

Другие языки с такими контрастами Bai (модальный, хриплый и резкий голос), Kabiye (фаукализированный и резкий голос, ранее обозначенный как ± ATR ), сомалийский (хриплый и резкий голос).

Элементы гортанной артикуляции или фонации могут широко встречаться в языках мира как фонетические детали, даже если они не фонематически контрастны. Например, одновременная активность голосовой щели, желудочков и черпалоидов (для чего-то, кроме надгортанных согласных ) наблюдалась у тибетского , корейского , Нуучахнулт , Nlaka’pamux , тайский , Sui , Amis , Pame , арабский , тигринья , кантонский и Yi.

примеры европейских языков

В таких языках, как французский , все препятствующие встречаются парами: один модально озвученный, а другой глухой: [b] [d] [g] [v] [z] [ʒ] → [p] [t] [k] [f] [s] [ʃ] » .

В английском каждый звонкий фрикативный соответствует глухим. Для пар английского языка останавливается , однако, различие лучше указать как время начала голоса , а не просто голос: в исходном положении / bdg / озвучиваются только частично (озвучивание начинается во время удержание согласного) и / ptk / с придыханием (озвучивание начинается только после его выпуска). Некоторые английские морфемы имеют звонкие и глухие алломорфы , такие как: множественное, глагольное и притяжательное окончание, написанное -s (озвученное в kids / kɪdz /, но безголосое в наборах / kɪts /) , а окончание прошедшего времени пишется -ed (озвучено в buzzed / bʌzd /, но безголосно в fished / fɪʃt /).

Некоторые европейские языки, такие как финский , не имеют фонематически озвученных препятствий , но вместо них используются пары длинных и коротких согласных. За пределами Европы часто встречается отсутствие различий в голосах; действительно, в австралийских языках он почти универсален. В языках без различия между глухими и голосовыми помехами они реализуются как озвученные в озвученной среде, например, между гласными, и глухие в другом месте.

Регистры голоса

Фонология

В фонологии регистр представляет собой комбинацию тона и звучание гласных в один фонологический параметр. Например, среди гласных бирманский сочетаются модальный голос с низким тоном, хриплый голос с падающим тоном, скрипучий голос с высоким тоном и закрытие голосовой щели с высоким тоном. Эти четыре регистра контрастируют друг с другом, но никакой другой комбинации звучания (модальное, дыхание, скрип, закрытие) и тона (высокий, низкий, падающий) не обнаружено.

Педагогика и патология речи

Среди педагогов по вокалу и логопедов голосовой регистр также относится к определенному фонированию, ограниченному определенным диапазоном высоты тона , обладающий характерным качеством звука. Термин «регистр» может использоваться для нескольких различных аспектов человеческого голоса:

  • Определенная часть голосового диапазона , такая как верхний, средний или нижний регистры, которые могут быть ограничены вокальные перерывы
  • Определенная звуковая
  • A резонансная область, такая как грудной голос или головной голос
  • Определенный вокал тембр

Четыре комбинации из этих элементов идентифицируются при речевой патологии: регистр голосового фая , модальный регистр , регистр фальцета и регистр свистка .

См. Также

  • Баллистические слоги
  • Дыхательный голос
  • Хриплый голос
  • Фокальный голос
  • Резкий голос
  • Список языковых расстройств
  • Список тем фонетики
  • Модальный голос
  • Слабый голос
  • Жесткий голос
  • Резкий гласный
  • Вокальный резонанс
  • Время начала голоса
  • Голосовой орган

Ссылки

Внешние ссылки

  • Состояния глотки ( Эслинг и Харрис, Университет Виктории)
  • Universität Stuttgart Speech production
  • A vi део, демонстрирующее голосование в действии

Источник