Связка шахматы для детей

Урок двадцать восьмой. Шахматная связка. Виды связок.

Урок двадцать восьмой. Шахматная связка. Виды связок.

Создано 13.08.2012 15:36

Автор: Костров В. и Давлетов Д.
  

Грозным оружием является шахматная связка. Сколько мучений приносит связка всем шахматистам. Часто сразу после дебюта слоны связывают коней. Кони не могут отойти ведь за ними король и ферзь. Как лучше связать фигуры противника и как защититься от связки, мы и разберёмся на этом уроке.

Шахматная связка

Связка – это нападение линейной фигуры (ладьи, слона, ферзя) на фигуру неприятеля, которая закрывает собой либо другую фигуру (обычно более ценную), либо важное поле.

Шахматные фигуры в связке

В связке минимум 3 участника:

  1. Связывающая фигура – это фигура, которая производит нападение.
  2. Связанная (заслоняющая) фигура – это фигура, которая защищает другую, более важную.
  3. Прикрываемая (цель связки) – это фигура или важное поле, на которую(-ое) нацелилась связывающая фигура.

Связка происходит только по прямой линии – горизонтали, вертикали, диагонали. Связку могут осуществить ладья, слон и ферзь.

Виды шахматных связок

Шахматная связка бывает полной и неполной. Если прикрывают короля, то связка полная, так как связанная фигура не может отойти.

Шахматная связка

Разберём четыре следующих примера:

  1. Абсолютно полная связка. Ладья b7 не может сделать ход, она связана ферзём d5. Не может пойти чёрный король из-за угрозы 1. Фd8X. Грозит 1. а6, и мата не из-бежать.
  2. Относительно полная связка. Ладья g7 может двигаться только по горизонтали «g».
  3. Неполная связка. Конь b2 не прикрывает фигуры, но он не может отойти, так как заслоняет поле b1. На отход коня последует 1. . . . Лb4–b1X.
  4. Сложная полусвязка. На диагонали h4–е1 три чёрных фигуры. Если конь g3 или ферзь f2 отойдут, то неполная связка станет полной.

Связка – это грозное оружие. С её помощью слабая фигура может отвлечь от поля боя превосходящие силы противника. Связка встречается на всех стадиях партии. Почаще применяй её в своих партиях и сам не попадайся на неё! Но если противник применил связку, то не спеши сдаваться. Существует масса возможностей спастись!

В этой позиции примерное материальное равенство. Белые вначале связывают коня черных, а затем усиливают связку, создав на него второе нападение.

Шахматная связка

  1. Лa1 – e1 f7 – f6
  2. f2 – f4!! Крe8 – e7
  3. f4 : e5 f6 : e5
  4. Ле1 : е5+

Теперь получается окончание, в котором ладья легко справится с двумя пешками противника.

Красивую комбинацию на тему «связка» провёл чемпион мира Гарри Каспаров против Эльвеста.

Шахматная связка

Белые грозят страшным ударом на g7, их слон связывает ладью, которая неподвижна и не может побить ферзя. После размена у белых остаётся три пешки против двух и большие шансы на победу. Но Каспарову всё же удаётся использовать свою связку: ладья – ферзь – король. Причём в этой комбинация встретились связка с двойным ударом.

  1. . . . Фd5 – d1+!
  2. Kpg1 – g2 Фd1 : g4+

Эффективна связка в окончаниях.

Шахматная связка

В этой позиции две ладьи не могут выиграть у слона ввиду «мертвой» связки
1. . . . Ch5 – f7!
Любой ход королем или отход ладьи d3 с линии «d» ведет к потере ладьи d5. Если белые играют
2. Лd3 – d2 . . .
то черный слон гуляет взад-вперед по диагонали, сохраняя связку и выжидая,
2. . . . Сf7 – e6!
Конечно, слону невыгодно связывать ладью d3 –
1. … Сh5–e2?
2. Крс4–с3 Се2:d3
3. Лd5:d3.
А ладья, как известно, ставить мат умеет!

Шахматная связка

Аронин в партии с Микеносом сыграл
1. . . . Лс8 – d8!
Ладья не боится взятия из-за диагональной связки. Чёрные грозят выиграть ферзя.
После 2. Фd3 : f5 . . .
срабатывает и вертикальная связка
2. . . . Лd8 : d1X.

Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника «Шахматы для детей, родителей и учителей» Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
Как научиться играть в шахматы? Список всех шахматных уроков онлайн.
С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.

Источник

Конспект занятия по шахматам. «Связка»

МБОУ ДОД Газ-Салинский детско-юношеский центр

(Методическая разработка занятия

детского объединения «Шахматы)

Выполнила: Вараксина Татьяна Анатольевна,

педагог ДО

2016 г.

Занятие по теме «Связка».

Место проведения: МБОУДОД Газ-Салинский ДЮЦс. Газ-Сале, Тазовского района, ЯНАО.

Объединение «Шахматы».

Педагог ДО: Вараксина Т.А

Тип занятия: комбинированный

Метод проведения: фронтальный, групповой и индивидуальный. 

Дата проведения: 17 апреля

Количество присутствующих:10

Время: 12:00-14:00

Год обучения: 3-й

Цели и задачи:

Цель занятия: Совершенствование навыков игры в шахматы путем изучения разных видов тактического приема «связка» (полная, неполная, сложная).

Задачи шахматного занятия.

Обучающие:
Освоение шахматного тактического приема «связка» с использованием различных шахматных фигур, применение этого приема во время шахматной партии.

Развивающие:
Развитие мыслительных способностей, особенно умение детей самостоятельно логически мыслить, делать выводы. Умение общаться с противником во время шахматной партии.

Воспитательные:
Воспитание морально-волевых качеств. Воспитание гуманных чувств у учащихся во время шахматной игры. 

Методы и приемы во время занятия.

Объяснение с использованием презентации, свободная беседа, демонстрация на магнитной шахматной доске примера «связка».

Так же методы, направленные на развитие самопознания: индивидуальные задания на анализ шахматных задач по теме «связка».
При закреплении изученного материала: решение шахматных задач по теме «связка», проверка учащимися друг у друга правильности решения задач, творческая разработка собственных задач по теме.

Дидактический материал.

Большая демонстрационная магнитная доска, карточки с шахматными задачами, наборы шахматных фигур и шахматных досок, шахматные часыОжидаемый результат занятия

Учащиеся освоят шахматный тактический прием «связка», научатся применять во время шахматной партии этот прием.

На этом занятии мы продолжим изучение тактических приемов. На очереди новый тактический прием — связка. Этот прием относится к наиболее распространенным на практике.

Грозным оружием является шахматная связка. Сколько мучений приносит связка всем шахматистам. Часто сразу после дебюта слоны связывают коней. Кони не могут отойти ведь за ними король и ферзь. Как лучше связать фигуры противника и как защититься от связки, мы и разберёмся сегодня на занятии.

hello_html_3ddcf0e7.jpg

Связка – это нападение линейной фигуры (ладьи, слона, ферзя) на фигуру неприятеля, которая закрывает собой либо другую фигуру (обычно более ценную), либо важное поле.

Шахматные фигуры в связке.

В связке минимум 3 участника:

  1. Связывающая фигура – это фигура, которая производит нападение.

  2. Связанная (заслоняющая) фигура – это фигура, которая защищает другую, более важную.

  3. Прикрываемая (цель связки) – это фигура или важное поле, на которую(-ое) нацелилась связывающая фигура.

Связка происходит только по прямой линии – горизонтали, вертикали, диагонали. Связку могут осуществить ладья, слон и ферзь.

Виды шахматных связок

Шахматная связка бывает полной и неполной. Если прикрывают короля, то связка полная, так как связанная фигура не может отойти.

hello_html_78a0a0a9.jpg

Разберём четыре следующих примера:

1. Абсолютно полная связка. Ладья b7 не может сделать ход, она связана ферзём d5. Не может пойти чёрный король из-за угрозы 1. Фd8X. Грозит 1. а6, и мата не избежать.

Читайте также:  Лепс операция на связках

2. Относительно полная связка. Ладья g7 может двигаться только по горизонтали «g».

3. Неполная связка. Конь b2 не прикрывает фигуры, но он не может отойти, так как заслоняет поле b1. На отход коня последует 1. . . . Лb4–b1X.

4. Сложная полусвязка. На диагонали h4–е1 три чёрных фигуры. Если конь g3 или ферзь f2 отойдут, то неполная связка станет полной.

Связка – это грозное оружие. С её помощью слабая фигура может отвлечь от поля боя превосходящие силы противника. Связка встречается на всех стадиях партии. Почаще применяй её в своих партиях и сам не попадайся на неё! Но если противник применил связку, то не спеши сдаваться. Существует масса возможностей спастись!

Примеры:

hello_html_14324ce.jpg

Ход белых

Белые ходом 1 Лg6 выигрывают слона противника, так как не может уйти, так как он связан (защитой своего короля). Иными словами, слон попал под связку. Белые имеют и другую возможность – использовать связку коня путем 1 Ла1. Но это не проходит ввиду 1…Са1.

Еще один пример на эту тему.

hello_html_m3bb90a79.jpg

Ход белых

Черная пешка в7 неподвижна (связана) в этой позиции слоном g2. Используя это обстоятельство, белые могут выиграть пешку и качество (ладью за коня) 1 Ка6 В практической игре связка является очень распространенным приемом. Зачастую, в течении партии, много раз появляется возможность связать фигуры противника. Но не всегда это может привести к реальной выгоде.

hello_html_m50e2837d.jpg

Ход белых

В этой позиции у белых несколько вариантов (1 Фв5, 1 Фd3) использовать связку. Но только 1 Фf3! позволяет выиграть ладью противника. 1 Фв5 бессмысленно, так как конь защищен пешкой. А 1 Фd3? плохо из-за 1…Kd3.

Простая связка в эндшпиле.

Ладья черных связана белым слоном. Ладья не может сделать ни одного хода, не нарушив правила.

Пример 2

На этой иллюстрации вы можете увидеть два наиболее типичных случая связки.
Конь Kf6 связан частично, он может переместиться, но подставит под удар своего ферзя,конь Kc6 попал под абсолютную связку, у него нет права на ход.

Пример 3

В данной позиции черные в ответ на связку, созданную противником, организовали свою связку.

Ладья прикрывает ферзя, но при желании она может покинуть свое поле — это неполная

связка.
hello_html_m50cf179.jpg

Ладья объявила шах и у белых нет времени взять открывшегося черного ферзя.

А теперь небольшой практикум (во всех позициях ход белых).

hello_html_m3d9017fd.jpg

№1

hello_html_21c06107.jpg

№2

hello_html_m39fd03f4.jpg

№3

hello_html_m21538557.jpg

№4

Ответы:

№1 1 Крd5 (либо на любое другое поле) с выигрышем ферзя.
№2 1Лh6! (конь оказался без защиты, так как пешка g7 связана)
№3 1 Се4! (выигрывая ферзя на связке)

№4. 1 Лg6! (и конь попался!)

Физкультминутка (движения шахматных фигур)

Закрепление нового материала. Игровая практика. Проведение сеанса одновременной игры с педагогом.

Ученики расставляют фигуры и начинают играть. Преподаватель объясняет правила игры. Подведение итогов занятия

По окончанию занятия было дано домашнее задание на решение задач по теме занятия.

Рефлексия:
Самым интересным было ….

Самым трудным было…

Я узнал, что….

Я научился…

Мне еще надо учиться…

Отмечаю активных учеников.

Литература и интернет-сайты:

  1. В.Пожарский. Шахматный учебник. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.

  2. Материал с сайта https://chessdeti.ru/articles/obuchenie-shahmatam/urok-28-shahmatnaja-svjazka.html авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль

  3. https://selena-chess.ru/php/chessTest.php?theme=Связка&userName=

  4. https://tagchess.ru/osnmit/30-svyazka.html

  5. https://ckachat-chess.ru/pravila-igry-v-shaxmaty-dlya-nachinayushhix/svyazki-v-shaxmatax.html

Домашнее задание:

hello_html_7b200613.png

Источник

Связка

Комбинации — важнейшая часть любой шахматной партии. Связка — одна из чаще всего встречающихся комбинаций, позволяющая удивить противника и выиграть партию.

  • Что такое связка в шахматах?
  • Что такое полная связка?
  • Что такое относительная связка?
  • Как использовать связку?
  • Как избавиться от связки?
  • Проверим свое мастерство
  • Заключение

Что такое связка в шахматах?

Связка — комбинация, которая используется, чтобы ограничить одну или несколько фигур противника. Можно нападать на фигуры противника так, чтобы добиться еще более серьезного перевеса, если атакованная фигура отступит. Обычно связанная фигура стоит на пути к более ценной фигуре, но она может и, например, закрывать ключевого защитника позиции или препятствовать мату.

Чернопольный слон белых связал черного коня. Если тот отступит, черные потеряют ферзя.

Чем связка отличается от линейного удара? При связке нападению подвергается менее ценная фигура, прикрывающая более ценную. При линейном ударе, наоборот,  нападению подвергается более ценная фигура, а менее ценная фигура находится позади нее. Ценная фигура вынуждена отступить и не может защитить более слабую, которую забирает противник.

Что такое полная связка?

Полная связка — самая сильная разновидность этой комбинации. Связка является полной, если связанная фигура прикрывает короля. Ходы, оставляющие короля под шахом, запрещены правилами, поэтому связанная фигура буквально не может сдвинуться с места.

Полная связка мешает черной ладье отступить и закрыться от нападения белой ладьи. Черный король получает мат.

Что такое относительная связка?

При относительной связке ход связанной фигурой не запрещен правилами, но нежелателен. Такой ход позволит противнику добиться перевеса.

Отступление коня не противоречит правилам, но ведет к серьезным материальным потерям.

Как использовать связку в шахматах

Связка — сильный комбинационный мотив, позволяющий ограничить возможности вашего соперника или добиться материального перевеса. На следующей диаграмме белый слон, расположенный на поле g5, ограничивает подвижность черного коня на поле f6. До связки конь атаковал восемь полей, но теперь он прикован к своему месту.

Конь держит под боем восемь полей, но не может сдвиуться с места, иначе черные потеряют ферзя.

А вот еще один пример силы связки. Черный конь отступает на f4 и нападает на две фигуры противника. Кажется, что белые обречены, но их выручает связка!

Ходом ферзя на поле f3 белые связывают коня защитой короля, останавливая все его угрозы. Если черные не найдут способ защититься от связки, белые просто выиграют коня, напав на него пешкой «g».

Белые избегают материальных потерь. Если черные не защитятся от вилки, они потеряют фигуру.

Связка может выручать и в защите. Посмотрим партию гроссмейстеров Оскара Панно и Энрике Мекинга. Мекинг использовал множество связок, чтобы защитить свои пешки и обеспечить себе переход в выигранное окончание.

Как избавиться от связки в шахматах

Избавиться от связки можно различными способами. Во-первых, можно взять фигуру, которая связывает вашу.

Также можно закрыться от нападения другой своей фигурой.

Можно и отступить той фигурой, которую вынуждена защищать связанная.

Наконец, можно избавиться от связки, связав фигуру, которая пытается парализовать нашу армию.

Проверим свое мастерство

Мы узнали что такое связка, теперь пора испытать свое мастерство! Посмотрим на эту задачу. Кажется, что белые проигрывают, но они могут повернуть ход партии и победить!

Наш противник напал на обоих ладей одновременно. Как нам защититься от этой угрозы?

Заключение

Мы узнали, что такое связка, и как увидеть ее на шахматной доске. Чтобы усилиться в шахматах, важно овладеть этим приемом, поэтому перейдем к Урокам и узнаем все о различных комбинациях, которые помогут вам выиграть больше партий!

Источник

Методическая разработка на тему «СВЯЗКА» в шахматной партии и некоторые психологические особенности при выборе хода ребенком»

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дворец творчества

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Автор:

Павлов Игорь Анатольевич

педагог

Методическая разработка

Тема:

«СВЯЗКА» в шахматной партии и некоторые психологические особенности

при выборе хода ребенком»

Санкт-Петербург

2017 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1. Основное содержание работы 4

    1. Некоторые психологические особенности при выборе хода ребенком

Читайте также:  Связка это в медицине

в шахматной партии 4

1.2 СВЯЗКА.

Полная и неполная связка. 5

1.2.1 Методика проведения урока 6

1.2.2 Дидактическое задание «Выиграй фигуру при помощи связки» 6

1.2.3 Дидактическое задание «Спасти связанную фигуру» 8

1.3 Примеры партий 9

Заключение 12

Библиография 13

Введение

Представленная методическая разработка предназначена для обучения детей в системе дополнительного образования начальных общеобразовательных школ, а также во Дворцах творчества юных занимающихся в отделениях и объединениях «Шахматы».

Методическая разработка посвящена одному из наиболее часто встречающихся тактических приемов в шахматной игре «связке».

Дается определение «связки» в шахматах, методы создания и использования «связки», методы освобождения от «связки»,а также приведена методика проведения урока с ребятами 1-го года обучения по теме «связка».

Кроме того рассматриваются психологические аспекты принятия решения ребенком, связанные с проведением различных тактических приемов и комбинаций в шахматах.

В методической разработке представлены теоретическая часть, практикум по пройденному материалу, а также приведены партии, сыгранные известными шахматистами и некоторые дебютные варианты с использованием «связки».

1. Основное содержание работы

1.1 Некоторые психологические особенности при выборе хода ребенком в шахматной партии

Исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что примерно к 5 – 7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка. После этого он начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс, который условно можно назвать действие в уме. Результат действия в уме проявляется сразу в мыслях и не влечет за собой немедленного проявления в движении или словах.

В обыденной речи о подобном умении совершать действие в уме говорят примерно так: «Этот человек умеет просчитывать свои шаги на несколько шагов вперед!». Сама фраза «просчитывать на несколько шагов (или ходов) вперед» пришла в повседневную жизнь из шахмат. Нет ничего удивительного, что шахматы являются почти идеальной моделью для развития способности действовать в уме. Обычно эти способности формируются в 7 – 12 – летнем возрасте.

Тренировка таких способностей осуществляется с помощью расчетов форсированных вариантов и, особенно, при нахождении шахматных комбинаций.

При проведении шахматной комбинации ребенку приходится жертвовать одну или несколько фигур.

Жертва – достаточно сложный прием борьбы. Главная трудность, когда шахматист должен принять подобное решение носит чисто психологический характер. Уже знакомясь с азами игры, прежде всего, узнают соотношение между шахматными фигурами. Новичку на первых уроках объясняют, что единица измерения шахматных фигур – пешка. Легкая фигура – это три пешки, т. е., если вы имеете за коня или слона три пешки, то на доске примерно материальное равенство и т.д.

И когда шахматист, а особенно ребенок выбирает ход, то знание подобного материального соотношения невольно отсекает в его сознании те ходы, которые подставляют под бой более сильные фигуры. Именно поэтому ребенок обычно не думает о том, как можно подставить ферзя под бой пешки, ладью под бой слона, причем при этом их можно безболезненно взять. Это самая большая трудность, которую нужно преодолеть ребенку при проведении комбинации.

hello_html_6b736489.jpg

Эта известная позиция возникла после следующих ходов:

  1. d2-d4 Kg8-f6 2. Kb1-d2 e7-e5 3. d4:e5 Kf6-g4 4. h2-h3

Черные выигрывают ферзя ходом 4. …Kg4-e3, так как белые после 5. f2:e3 получают мат 5. …Фd8-h4+ 6. g2-g3 Фh4:g3x. Для ребенка психологически трудно найти ход 4. …Kg4-e3, так как нужно поставить коня под бой пешки противника.

1.2 СВЯЗКА.

Полная и неполная связка.

Связка в шахматах  — нападение  линейной фигуры (ферзя , ладьи , слона ) на фигуру (или пешку ) неприятеля, за которой на линии нападения (линии связки) расположена другая неприятельская фигура (равнозначная либо более ценная) или какой-либо важный пункт. Таким образом, в связке участвуют, как правило, три фигуры:

  1. связывающая — нападающая фигура.

  2. связанная (заслоняющая) — защищающая. Связка обычно приводит к ограничению её подвижности и атакующих действий.

  3. прикрываемая — защищаемая.

Связка возможна и с двумя фигурами в случае, когда связанная фигура прикрывает собой важный пункт.

Типы связок:

  1. Полная— связка, в которой король является прикрываемой фигурой. Различают два вида полной связки:

    1. абсолютная — связка, в которой связанная фигура полностью теряет способность двигаться.

    2. относительная — связка, в которой заслоняющая фигура имеет возможность двигаться по линии связки.

  2. Неполная — связка, в которой связанная фигура может двигаться куда-либо.

Фигура может дать шах  или мат , даже будучи связанной. Кроме того, связанная фигура может, в свою очередь, связывать фигуру противника (взаимная связка). Если на линии связки расположенные три и более неприятельские фигуры, связка называется сложной. Действие, приводящее к образованию связки, называется связыванием.

На следующих диаграммах приведены примеры связок:

1 2 3

hello_html_m27e1fe3f.jpg

4 5

hello_html_m67ba1b98.jpg

  1. Черный конь привязан к полю с6: он не может никуда отойти, потому, что защищает короля е8 от нападения слона b5. Шахматисты в таких случаях говорят, что слон b5 связал коня с6. А подобное расположение фигур называют связкой.

  2. Белый ферзь связал черную ладью. Если за связанной фигурой прячется король, то такая связка называется полной. Если связка полная, то связанная фигура не может сделать ход – это будет не по правилам.

  3. А вот неполная связка. Конь f6 имеет право сделать ход, но тогда слон g5 побьет ферзя d8, а это черным невыгодно.

  4. Ладья а7 связала слона b7. Это связка неполная, потому что слон b7 имеет право сделать ход. Например, он может побить пешку g2 с шахом. Белые побьют слона, а тогда черный ферзь заберет белую ладью. Посчитаем: за своего слона черные получили ладью и пешку. Это очень выгодный обмен!

  5. Ферзь связал коня, но это связка неполная. Черные могут избавиться от связки, если отойдут конем на b7. С этого поля конь защищает ладью d8, которая нападает на ферзя.

1.2.1 Методика проведения урока.

На демонстрационной доске поочередно расставляются позиции 1-5 и подробно объясняется ученикам, что такое связка. Заостряется внимание детей на том, что для шахматной связки нужны 3 фигуры:

  1. та, что связывает

  2. связанная фигура

  3. та, что прячется за связанной фигурой.

Объясняется разница между полной и неполной связкой.

Далее переходим к практике: дидактическое задание «Выиграй фигуру при помощи связки» и

дидактическое задание «Спасти связанную фигуру».

Первые 2-3 примера решаются вместе с группой на демонстрационной доске.

1.2.2 Дидактическое задание «Выиграй фигуру при помощи связки»

1 2 3

hello_html_m5e28cfa1.jpg

  1. Вначале пусть дети определят, где здесь связывающая фигура (слон f3), связанная фигура (конь с6) и та , что прячется за связанной (король b7). Полная эта связка или неполная? Полная, потому, что за конем прячется король. Итак, связанная фигура никуда убежать не может, и, чтобы ее выиграть, надо на нее напасть еще раз, «надавить», как говорят шахматисты: 1.b5. Следующим ходом белые побьют связанного коня и выиграют.

  2. При внимательном рассмотрении позиции ученики определят, что это немного усложненный вариант предыдущего задания. Первым ходом надо связать черного коня, а вторым – надавить на него (создать давление на связку): 1.Сf3 Kрb7 2.b5.

  3. Связан слон е7, это полная связка. Решает 1.Кd5 (давление на связку).

4 5 6

hello_html_m5688cad8.jpg

7 8 9

hello_html_m7678ba54.jpg

  1. После 1.Ла7 (связка) и единственной защиты 1…Ле8 возникает только что рассмотренная позиция. Белые играют 2.Кd5 и выигрывают связанную фигуру.

  2. И здесь полная связка. К цели ведет 1.Сg5.

  3. Фd4+. Двойной удар (шах с одновременным нападением на ладью), единственная защита от него – 1…Лf6. Но тогда перед нами возникает позиция предыдущей диаграммы. Белые играют 2.Сg5 и выигрывают.

  4. Са4 Сb7 2.d5.

  5. Ла6 Лс8 2.Сf3. Обратите внимание: слон с6 связан в двух направлениях: и по горизонтали и по вертикали. В случае 2…С:f3 белые ни в коем случае не должны спешно хватать самую жирную фигуру: после 3.Л:d6? Л:с3 4.gf на доске материальное равенство. Правильно 3. Ф:с8+ (с шахом) 3…Фf8 4.Ф:f8+ Kр:f8 5.gf, и белые остаются с лишней ладьей.

  6. 1.Ке4 Сg7 2.Фf1.

Читайте также:  Лечение колена при растяжении связок

10 11 12

hello_html_70e6f8b0.jpg

  1. Чисто формально, слон f6 сейчас связан слоном с3: он не может отойти с большой диагонали, чтобы не оставить под удfром короля g7. Но эта связка очень ненадежная; например, черные грозят побить на с3, после чего у белых не останется, ни связки, ни слона. А во после 1.Л:f6 Л:f6 белые как бы заменяют связанную фигуру, и ладья на f6 связана гораздо крепче. Белые играют 2.g5 и бесплатно забирают ладью. В результате этой в двухходовой комбинации белые остаются с лишней фигурой.

  2. Фd5! Эта очень красивая связка (ладья d6 связана теперь и по горизонтали с королем, и по вертикали с ферзем) получила не менее красивое название «Мальтийский крест» Бить ферзя теперь черные не могут – правила запрещают (король g6 попадает под шах). Остается 1…Л:a6 2.Ф:d8, и белые выигрывают ферзя за ладью.

  3. Фg5+Крf8 (к огорчению черных, они не могут побить неприятельского ферзя, потому что слон f6 связан – он прикрывает короля g7 от нападения слона b2) 2.Ф:f6.

1.2.3 Дидактическое задание «Спасти связанную фигуру»

Безусловно, в умелых руках связка – очень грозное оружие, но от него можно порой найти противоядие. Прежде всего, надо посмотреть, нельзя ли как-то разрушить связку, напав на связывающую фигуру. А если связка неполная, то нельзя ли куда-нибудь отскочить связанной фигурой, одновременно создав сильную угрозу.

1 2 3

hello_html_3d231f0f.jpg

4 5 6

hello_html_m35d3a40f.jpg

  1. 1…b5. Слон а4 связывает коня с6, но черные нападают пешкой на слона и разрушают связку.

  2. 1…Лg8. Слон g5, который связывает коня f6, сам попадает под связку. Надо его защищать, например, ходом 2.h4, но тогда 2…h6, и черные выигрывают фигуру.

  3. 1…К:е4 2.С:е7 Кg3+. Благодаря двойному удару черные отыгрывают ферзя и остаются с лишней фигурой.

  4. 1…Л:с2, и выясняется, что ферзя бить нельзя (2.С:а7) из-за 2…Лс1+с матом.

  5. 1.Ф:с5 dс 2.Ф:f6, и белые выигрывают фигуру.

  6. 1.Лс2+. Белые с шахом ставят ладью между королем и ферзем и тем самым развязывают ферзя. Черные отходят королем – 1…Крb8 и получают мат после 2.Фd8+ Cc8 3.Ф:с8X.

Домашнее задание:

Решить и записать решение тех учебных позиций, которые не были разобраны на уроке.

1.3 Примеры партий.

Очень полезно изучать тактические приемы на примере дебютных вариантов или сыгранных партий. Помимо ознакомления со связками и исходящими от них опасностями, ребята знакомятся с динамикой партии (как нужно развиваться, почему одной фигурой в дебюте не стоит ходить несколько раз подряд и т.д.). Кроме того, ребята узнают названия дебютов, основные варианты рассматриваемых дебютов и знакомятся с классическим наследием.

Лопес – Леонардо

1575

Мадрид

1.

hello_html_m31b37198.jpg

Классический пример освобождения от связки, осуществленный еще в 1575 году испанским священником Рюи Лопесом.

Разыгран отказанный Королевский гамбит: 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4 d7-d6 3. Kg1-f3 Cc8-g4 4. Cf1-c4 c7-c6 5. f4:e5 d6:e5? (Лучше d6-d5) 6. Cc4:f7+ Крe8:f7 7. Kf3:e5+ Крf7-e8 8. Фd1:g4.

Легаль – Сэйнт

1750

Париж

2.

hello_html_m77794ac5.jpg

Красивейший классический пример. Была разыграна защита Филидора: 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 d7-d6 3. Cc4 Cg4 4. Kc3 g6.

Черные связали коня f3, но следует прекраснейшее освобождение: 5. Kf3:e5!! Cg4:d1 ( 5… d6:e5 6. Фd1:g4 с лишней пешкой) 6. Cc4:f7+! Крe8-e7 7. Kc3-d5x!

В истории шахмат эта комбинация вошла под названием «мат Легаля».

Шифферс — Чигорин

1897

Санкт-Петербург

3.

hello_html_m27823832.jpg

Черные разыграли редко встречающийся вариант: 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 f7-f6? 3. Kf3:e5 Фd8-e7 4. Ke5-f3 d7-d5 5. d2-d3 d5:e4 6. d3:e4 Фe7:e4 7. Cf1-e2 Kb8-c6 8. 0-0 Cc8-d7 9. Kb1-c3 Фe4-g6

10. Kc3-e5! И сейчас, если 10. … Kc6:e5, то 11. Ce2-h5 и белые выигрывают ферзя из-за связки, а если черные сыграют 10. … Фg6-f5, то 11. Ce2-g4 и черным нельзя взять ферзем коня из-за мата на d7. Еще одна связка!

Керес –Арламовский

1950

Щавно-Здруй

4.

hello_html_769461b3.jpg

В этой позиции, которая возникла из защиты Каро-Канн, белые объявили мат конем на d6 благодаря связке ферзем пешки е7.

Вот как это произошло: 1. e2-e4 c7-c6 2. Kb1-c3 d7-d5 3. Kg1-f3 d5:e4 4. Kc3:e4 Kb8-d7 5. Фd1-e2 Kg8-f6?? 6. Ke4-d6х.

Финальная позиция очень красива.

Ход белых ферзем на е2 вполне корректен, так как они могут в дальнейшем сделать длинную рокировку.

5.

hello_html_2a2e5e99.jpg

Эта позиция получилась после следующего ловушечного варианта: 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. Cf1-c4 Kc6-d4 4. Kf3:e5 Фd8-g5 5. Ke5:f7 Фg5:g2 6. Лh1-f1 Фg2-e4+ 7. Cc4-e2 Kd4-f3x.

Мат конем на f3 стал возможен за счет связки белого слона на е2.

6.

hello_html_m61d161d0.jpg

Эта позиция взята из Защиты двух коней (атака Макса Ланге): 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. Cf1-c4 Kg8-f6 4. d2-d4 e5:d4 5. 0-0 Cf8-c5 6. e4-e5 Kf6-g4 7. h2-h3? Kg4:e5 8. Kf3:e5 Kc6:e5 9. Лf1-e1 d7-d6 10. f2-f4 d4-d3+

Белые считали , что они после хода королем на h2 за счет связки выигрывают коня, однако черные ходят ферзем на h4 и сами связывают пешку на f4! У черных сильнейшая контратака.

7.

hello_html_m305ba1f0.jpg

Эта позиция возникла из Ферзевого гамбита: 1. d2-d4 d7-d5 2. c2-c4 e7-e6 3. Kb1-c3 Kg8-f6 4. Cc1-g5 (связка слоном g5 коня f6 и ферзя d8) 4. …Kb8-d7! 5. c4:d5 e6:d5 6. Kc3:d5? (диаграмма).

Неосторожный нажим на связку, теперь следует тематическое освобождение: 6. … Kf6:d5!! 7. Cg5:d8 (временно выигрывая ферзя) 7. … Cf8-b4+ 8. Фd1-d2 Cb4:d2 9. Крe1:d2 Крe8:d8. В итоге у черных лишний конь.

Заключение

Уроки игры в шахматы в школе, особенно в начальной, а также во Дворцах творчества юных, положительно способствуют развитию таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение.

Они развивают усидчивость, помогают выработке важных практических навыков – умению предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.

Шахматы позволяют развить у ребенка способности совершать действие в уме.

Результат действия в уме проявляется в мыслях и не влечет за собой немедленного проявления в движении или словах.

Шахматы являются почти идеальной моделью для развития способности действовать в уме. Обычно эти способности формируются в 7 – 12 – летнем возрасте.

Тренировка таких способностей осуществляется с помощью расчетов форсированных вариантов и, особенно, при нахождении шахматных комбинаций.

В данной методической разработке расчет вариантов и нахождение шахматных комбинаций осуществляется на примере широко распространенного тактического приема в шахматной игре «Связка».

Библиография

1. Панов В., Эстрин Я. Курс дебютов. М., 1968.

2. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., 1986.

3. Петросян Т. Шахматные лекц?