Трактат об изменении мышц и сухожилий читать

И цзинь цзин — жёсткий мышечно-сухожильный цигун

И цзинь цзин — канон изменения сухожилий

— Описание комплекса упражнений

По легенде, «Основу преобразования мышц» (И цзинь цзин) передал Бодхидхарма. Согласно преданиям, достопочтенный Дамо прибыл на Восток из Индии и поселился в монастыре Шаолинь. Там он учил махаянистскому «совершенствованию через созерцание» и стал первым чаньским патриархом, пришедшим на Восток (согласно индийским подсчетам, он был 28-м патриархом). Он обнаружил, что у его послушников очень слабое здоровье и поэтому создал этот комплекс упражнений по цигуну, что помогло улучшить физическое состояние монахов. Его система включала в себя статические и динамические упражнения. Что касается статических упражнений, то по прошествии времени при передаче из поколения в поколение они постепенно утратили свой первоначальный вид. Последующие патриархи больше внимания уделяли распространению учения махаяны, чем физическим упражнениям.

Канон изменения сухожилий предназначен для увеличения внутренней силы (как физической, так и духовной) через очистку, укрепление и преобразование «сухожильных каналов». В «предисловии к подлинному трактату Ицзиньцзина» описываются успехи, приносимые продолжительной практикой:

«… Я спросил, какая от этого польза. Он сказал:

— способность отгонять болезни — раз,

— никогда не болеть — два,

— всю жизнь быть сильным — три,

— не бояться голода и холода — четыре,

— больше мужских качеств, ума и красоты — пять,

— сотни побед в постельных боях — шесть,

— умение достать жемчужину из мутной воды — семь,

— умение без страха встречать любое нападение — восемь,

— успех в работе без задержки — это девять.

Но это всё малые выгоды. Использовать это как основание для вхождения в Дао буддовости — вот конечная цель».

Комплекс упражнений изменения сухожилий относится к категории «жёсткого цигун» и в сущности представляет собой метод «большой орбиты» (последовательного прохождения ци по всем меридианам тела), основанной на управлении движением энергии с помощью напряжения тела.

В каждом упражнении следует последовательно увеличивать натяжение сухожилий, одновременно расслабляя мышцы — «использовать мысль, а не силу».

Первые две — три недели начинающий практику после выполнения комплекса может чувствовать усталость и слабость — происходит «потеря старой силы». Затем начинается «накопление новой» и после каждой тренировки чувствуется увеличение сил и активности.

В комплексе следует переходить от одного упражнения к другому, не останавливаясь и не сбрасывая наполненность ци. Каждое упражнение следует выполнять на протяжении числа дыханий, кратного девятке — от девяти поначалу до восьмидесяти одного в завершенной практике. Сохраняем дыхание ровным и по возможности замедленным, вдохи и выдохи равной длительности. Не следует ускорять прогресс и давать себе избыточную нагрузку — это всё равно не сработает. Рост внутренней силы должен быть естественным, как растущее дерево.

В упражнениях используется следующая форма ладони: четыре пальца выпрямлены и прижаты друг к другу, большой палец отставлен в сторону так, чтобы область хукоу (перепонка между большим и указательным пальцами) была натянута и центр ладони был несколько вогнут. Если во время практики какой-то палец не удерживает нагрузку и отходит от остальных — это связано со слабостью соответствующего органа и исправляется продолжением тренировок.

Последовательность упражнений:

Разогревание даньтянь

Разместив ладони центрами напротив даньтянь, правая рука сверху (для женщин наоборот), выполнить 36 растирающих движений по часовой стрелке. Затем поменять ладони местами и сделать 24 вращения в противоположном направлении. Следует добиваться ощущения размешивания и разогревания в глубине живота, области даньтянь, а не на поверхности кожи.

Стояние столбом

На протяжении всего упражнения положение и состояние столбовой работы остается неизменным. Во избежание «потери старых зубов» зубы смыкаются с некоторым усилием. Слюну, накапливающуюся во рту, сглатываем и «погружаем в даньтянь» при переходах между упражнениями.

1. Сжатие кулаков

Руки сжать в кулаки, большие пальцы отогнуть и коснуться бедер. На вдохе сильнее сжимать кулаки, на выдохе «наполнять» их, одновременно оттягивая большие пальцы как можно выше вверх. Плечи остаются расслабленными.

2. Надавливание ладонями

Поместить ладони параллельно полу, пальцами строго в стороны. На вдохе натягиваем кончики пальцев на себя, на выдохе давим вниз основанием ладоней. Подмышки должны оставаться «пустыми», пальцы не должны сгибаться.

3. Надавливание ладонями вперед

Ладони располагаются перед лицом, как бы отодвигая от себя препятствие, при этом большие и указательные пальцы попарно соприкасаются, образуя треугольник. Взгляд направлен в центр этого треугольника. На вдохе натягивать пальцы, на выдохе давить перед собой, «удлиняя руки». Очень важно сохранять спину «медвежьей», избегая сведения лопаток.

4. Поддерживание ладонями по сторонам

Развести руки в стороны на уровне плеч, ладонями вверх. На каждом вдохе вытягивать пальцы в стороны, с каждым выдохом усиливать ощущение большого груза, лежащего на ладонях. Сохраняем плечи опущенными и руки растянутыми.

5. Разведение локтей

Это первое из двух динамических упражнений в комплексе. Обе ладони смыкаются перед грудью, большие пальцы касаются тела, остальные четыре обращены строго вверх. Локти подняты горизонтально (в положение, в котором на них можно поставить чашку). На вдохе локти растягиваем в стороны, но не за спину. На выдохе с усилием сводим ладони вместе и надавливаем ими друг на друга. Каждое следующее отведение локтей — чуть дальше. Избегаем сведения лопаток растягивая спину вместе с локтями.

6. Отталкивание стен

Разводим руки в стороны на уровне плеч с ладонями, направленными от себя. Натягиваем на себя пальцы на вдохе и толкаем основаниями ладоней на выдохе, как бы раздвигая стены воображаемого коридора. Плечи должны оставаться опущенными и руки — растянутыми.

7. Поддерживание неба

Подняв руки над головой, соединить большие и указательные пальцы треугольником, смотреть в центр этого треугольника. Натягивать на вдохе и отталкивать ладонями небо над собой на выдохе. Важно, чтобы спина оставалась расправленной, без прогиба и руки находились точно над собой — создавая строго вертикальное усилие от опоры к небу.

Читайте также:  Шарик на сухожилии что это

8. Наклоны с выдохами и вдохами

Из положения «стояния столбом» полностью расслабить руки, избегая малейшего напряжения. На выдохе согнуться в пояснице вниз, опуская руки к земле. На вдохе подняться в исходное положение, «вытаскивая» расслабленные руки с помощью поясницы. Каждый следующий наклон должен быть чуть глубже. Спина, за исключением поясницы, должна оставаться ровной и не изменяться. Не используем дыхательную мускулатуру — опускаясь, тело сжимает живот и выталкивает воздух наружу, поднимаясь — растягивается и втягивает.

Самомассаж

После предыдущих упражнений массируем тело, убирая любые закрепощения. Вначале руки, от ладоней до плеч, затем лицо, корпус и ноги. Обратите внимание, массаж должен вызывать не ощущение «стирания», а чувство возвращения энергии в тело.

Стояние столбом

Несколько минут стояния столбом для «усваивания» новой энергии.

URL: https://reiki2001.euro.ru/ijinjing.html

Источник

1-2. Что такое ицзинь-цзин и сисуй-цзин?

Прежде чем вы продолжите читать дальше, очень важно, чтобы у вас было правильное понимание того, что такое ицзинь-цзин и сисуй-цзин и какую роль они могут сыграть в поддержании вашего здоровья и долголетия. Это краткое вступление даст вам общее представление о том, чего вы можете ожидать и к чему приведут ваши занятия. Во второй и третьей части книги эти вопросы обсуждаются значительно глубже.

И означает «изменять, заменять или переделывать», цзинь означает «мышцы и сухожилия», а цзин — «классическая, каноническая книга». Сочетание этих слов может переводиться как «Канон (книга, трактат) изменения (преобразования, укрепления) мышц и сухожилий (связок, мышц и костей)». Мы будем употреблять название «Трактат об изменении мышц и сухожилий».

«Мышцы и сухожилия» в данном случае не означают буквально только мышцы и сухожилия. Это понятие относится ко всей физической системе, связанной с мышцами и сухожилиями, включая внутренние органы. Ицзинь-цзин дает описание теории цигун и практических методов, которые могут помочь вам улучшить свое физическое тело и из слабого сделать его сильным. Естественно, эти же метода очень эффективны и для поддержания физического здоровья.

Си означает «мыть, чистить». Понятие суй включает в себя гу-суй, что означает «костный мозг», и нао-суй — головной мозг, включая мозжечок и продолговатый мозг. О цзин мы уже говорили. Сисуй-цзин часто переводят как «Канон промывания костного мозга», но более точным нам кажется наш перевод: «Трактат о промывании костного и головного мозга». Первый вариант стал, очевидно, популярным из-за неправильного понимания всего объема работы, которая в течение длительного времени сохранялась в тайне. Кроме того, целью «промывания головного мозга» является достижение просветления, или «состояния буддовости», что, кроме трудности понимания, вызывает меньше интереса у мирян. Многие из секретных документов, которые позволяют яснее и полнее представить всю картину обучения, стали доступны широкой публике совсем недавно. Правильный перевод показывает, что Сисуй-цзин посвящен работе и с костным, и с головным мозгом. Однако практика не сосредоточена исключительно на физической стороне костного и головного мозга. Напротив, основным в этой технике является забота об энергии ци своего тела и обучение тому, как направлять ци в костный и головной мозг с тем, чтобы питать их и поддерживать их работу на оптимальном уровне.

Для того чтобы дать вам общее представление о том, как эти два искусства вписываются в общую картину китайского цигуна, мы хотим вкратце изложить основные понятия, которые обсуждались в первом томе этой серии, книге «Корни китайского цигуна». Сначала мы обсудим понятие здоровья, потом обратимся к различным категориям цигуна, которые были разработаны в Китае, и сделаем обзор тех задач, которые они перед собой ставят. Это подготовит вас к пониманию той роли, какую играют в китайском обществе трактаты Ицзинь-цзин и Сисуй-цзин. Наконец, мы обратим внимание на те различия, которые имеются между ицзинь-цзином и сисуй-цзином. Когда вам станут понятны эти основные представления, вы сможете приступить к изучению более глубоких аспектов цигуна, не теряясь среди мистических «тайн».

1. Что такое настоящее здоровье?

А. Ваше тело состоит из физической и психической частей. Согласно теории китайского цигуна, физическое тело — это Ян, а психическое тело, которое ближе связано с ци, мышлением и духом, считается иньским. Только при гармоничном равновесии частей Ян и Инь вашего тела вы будете обладать настоящим здоровьем. Другими словами, для того чтобы иметь действительно хорошее здоровье, вы должны обладать сильным физическим телом, здоровым телом ци и устойчивой психикой. Когда у вас есть и то и другое, ваш дух получает возможность развиваться, и все ваше существо полно энергии.

В. Для того чтобы поддерживать сильной физическую часть тела, циркуляция ци в вашем теле должна быть плавной. Ци является источником энергии для всей деятельности тела. Кроме того, клетки вашей крови также должны быть здоровыми, чтобы успешно переносить по телу питательные вещества и кислород.

Источник

Трактат об изменении мышц и сухожилий (Ицзинь-цзин) | ежегодный экзамен по теории и практике

Система «Трактат об изменении мышц и сухожилий» (Ицзинь-цзин)*** имеет особенно интересную историю. Это изометрические упражнения, комбинирующие регулирование дыхания с чередующимся напряжением и расслаблением туловища и конечностей. Если вы уже владеете Брюшным Дыханием, то вам будет несложно изучить эту систему. Если вы ненавидите физические упражнения, то это как раз для вас! Ицзинъ-цзин первоначально был создан буддийским монахом из Индии, который приехал в Китай в 527 году н. э. по просьбе самого императора. Звали его Да Мо. Вскоре после приезда он поссорился с лянским императором У-ди и ушел в буддийский монастырь Шаолинь. Здесь он обнаружил, что китайские буддийские монахи проводят большую часть времени в медитациях и игнорируют свое тело. В результате многие очень ослабли и у всех плохое здоровье. После того как он провел 9 лет в уединении, Да Мо создал упражнения, известные ныне как Ицзинъ-цзин, и научил им шаолиньских монахов. Монахи обнаружили, что упражнения укрепили их здоровье и развили их силу и гибкость. Да Мо учил, что развитие и регулирование своего тела так же важно, как и развитие духовное. Это была очень спорная идея для традиционно консервативных китайских буддийских монахов. Тем не менее Шаолинь стал центром распространения теории и практики Да Мо. Да Мо был основателем того, что позже стало известно как шаолинъское гунфу, и Ицзинь-цзин является его основой (вместе с еще двумя разработанными им практиками: они известны как «Дыхание Костным Мозгом» и «Ладонь Будды»*). Да Мо также обучал особой форме медитации, известной в Китае как чань. Позже эта методика была завезена в Японию, где получила название дзэн. Да Мо был просветленным учителем, много сделавшим для человечества. Широко известно его индийское имя — Бодхидхарма.

Читайте также:  Ахилловы сухожилия где они находятся

*См. также: Жоселин Обри, Хо-хань Чан. Секреты китайской системы До-Ин. Исцеление кончиками пальцев. -К.: «София», 1998.

**См. также: Ян Цзюньмин. Знаменитые стили цигун. Тайцзи-цигун. «Восемь Кусков Парчи». —

К.:«София», 1998.

*** См. также: Ян Цзюньмин. Секреты молодости: Цигун изменения мышц и сухожилий. Цигун промывания костного и головного мозга. -К.: «София», 1997.

После смерти Да Мо его учение было передано даосским монахам. Даосы оказались намного более открытыми, чем большинство консервативных и в высшей степени зашоренных китайских буддистов. Ицзинь-цзин, или Цигун Изменения Мышц и Сухожилий, стал частью даосского цигун. Даосы всегда были готовы воспринять любые учения или практики как свои собственные, если они помогали им на Пути.

Акцент в этих упражнениях -Даоинь, Бадуаньцзинь, Ицзинь-цзин и многих других — делается не на развитии мышц. Даосы больше заботились о гибкости соединительных тканей тела. Они понимали, что мышечное развитие достигает своего пика к тридцатипятилетнему возрасту независимо от того, сколько упражнений ты делаешь. Когда мы стареем, сухожилия, прикрепляющие мышцы к костям, начинают сжиматься и уменьшаться. Собственно, это сжимание и уменьшение сухожилий мы и ощущаем как старение. Сохранение мягких и наполненных ци сухожилий позволит вам оставаться гибкими даже в весьма преклонном возрасте.

Источник

Шаолинь Йи Цзинь Цзин — канон изменения сухожилий (12 упражнений)

Полный Круг Шаолинь Йи Цзинь Цзин (Shaolin Yi Jin Jing) в исполнении Ши Хэн Йи и учеников в храме Шаолинь в Европе, Оттерберг/Кайзерслаутерн, Германия, июнь 2017

Шаолинь Йи Цзинь Цзин можно перевести как Упражнения на изменение мышц и сухожилий.

Он состоит из 12 упражнений, направленных на развитие сильных и гибких мышц и сухожилий, и не только..

немного о каноне изменения сухожилий из инета:

И цзинь цзин — канон изменения сухожилий

По легенде, «Основу преобразования мышц» (И цзинь цзин) передал Бодхидхарма. Согласно преданиям, достопочтенный Дамо прибыл на Восток из Индии и поселился в монастыре Шаолинь. Там он учил махаянистскому «совершенствованию через созерцание» и стал первым чаньским патриархом, пришедшим на Восток (согласно индийским подсчетам, он был 28-м патриархом). Он обнаружил, что у его послушников очень слабое здоровье и поэтому создал этот комплекс упражнений по цигуну, что помогло улучшить физическое состояние монахов. Его система включала в себя статические и динамические упражнения. Что касается статических упражнений, то по прошествии времени при передаче из поколения в поколение они постепенно утратили свой первоначальный вид. Последующие патриархи больше внимания уделяли распространению учения махаяны, чем физическим упражнениям.

Канон изменения сухожилий предназначен для увеличения внутренней силы (как физической, так и духовной) через очистку, укрепление и преобразование «сухожильных каналов». В «предисловии к подлинному трактату Ицзиньцзина» описываются успехи, приносимые продолжительной практикой:

«… Я спросил, какая от этого польза. Он сказал:

— способность отгонять болезни — раз,

— никогда не болеть — два,

— всю жизнь быть сильным — три,

— не бояться голода и холода — четыре,

— больше мужских качеств, ума и красоты — пять,

— сотни побед в постельных боях — шесть,

— умение достать жемчужину из мутной воды — семь,

— умение без страха встречать любое нападение — восемь,

— успех в работе без задержки — это девять.

Но это всё малые выгоды. Использовать это как основание для вхождения в Дао буддовости — вот конечная цель».

Комплекс упражнений изменения сухожилий относится к категории «жёсткого цигун» и в сущности представляет собой метод «большой орбиты» (последовательного прохождения ци по всем меридианам тела), основанной на управлении движением энергии с помощью напряжения тела.

В каждом упражнении следует последовательно увеличивать натяжение сухожилий, одновременно расслабляя мышцы — «использовать мысль, а не силу».

Первые две — три недели начинающий практику после выполнения комплекса может чувствовать усталость и слабость — происходит «потеря старой силы». Затем начинается «накопление новой» и после каждой тренировки чувствуется увеличение сил и активности.

В комплексе следует переходить от одного упражнения к другому, не останавливаясь и не сбрасывая наполненность ци. Каждое упражнение следует выполнять на протяжении числа дыханий, кратного девятке — от девяти поначалу до восьмидесяти одного в завершенной практике. Сохраняем дыхание ровным и по возможности замедленным, вдохи и выдохи равной длительности. Не следует ускорять прогресс и давать себе избыточную нагрузку — это всё равно не сработает. Рост внутренней силы должен быть естественным, как растущее дерево.

источник (читать больше по теме жёсткого цигуна)

Источник

ЛитЛайф

1-2. Что такое ицзинь-цзин и сисуй-цзин?

Прежде чем вы продолжите читать дальше, очень важно, чтобы у вас было правильное понимание того, что такое ицзинь-цзин и сисуй-цзин и какую роль они могут сыграть в поддержании вашего здоровья и долголетия. Это краткое вступление даст вам общее представление о том, чего вы можете ожидать и к чему приведут ваши занятия. Во второй и третьей части книги эти вопросы обсуждаются значительно глубже.

И означает «изменять, заменять или переделывать», цзинь означает «мышцы и сухожилия», а цзин — «классическая, каноническая книга». Сочетание этих слов может переводиться как «Канон (книга, трактат) изменения (преобразования, укрепления) мышц и сухожилий (связок, мышц и костей)». Мы будем употреблять название «Трактат об изменении мышц и сухожилий».

«Мышцы и сухожилия» в данном случае не означают буквально только мышцы и сухожилия. Это понятие относится ко всей физической системе, связанной с мышцами и сухожилиями, включая внутренние органы. Ицзинь-цзин дает описание теории цигун и практических методов, которые могут помочь вам улучшить свое физическое тело и из слабого сделать его сильным. Естественно, эти же метода очень эффективны и для поддержания физического здоровья.

Читайте также:  Теносиновит сухожилий гусиной лапки

Си означает «мыть, чистить». Понятие суй включает в себя гу-суй, что означает «костный мозг», и нао-суй — головной мозг, включая мозжечок и продолговатый мозг. О цзин мы уже говорили. Сисуй-цзин часто переводят как «Канон промывания костного мозга», но более точным нам кажется наш перевод: «Трактат о промывании костного и головного мозга». Первый вариант стал, очевидно, популярным из-за неправильного понимания всего объема работы, которая в течение длительного времени сохранялась в тайне. Кроме того, целью «промывания головного мозга» является достижение просветления, или «состояния буддовости», что, кроме трудности понимания, вызывает меньше интереса у мирян. Многие из секретных документов, которые позволяют яснее и полнее представить всю картину обучения, стали доступны широкой публике совсем недавно. Правильный перевод показывает, что Сисуй-цзин посвящен работе и с костным, и с головным мозгом. Однако практика не сосредоточена исключительно на физической стороне костного и головного мозга. Напротив, основным в этой технике является забота об энергии ци своего тела и обучение тому, как направлять ци в костный и головной мозг с тем, чтобы питать их и поддерживать их работу на оптимальном уровне.

Для того чтобы дать вам общее представление о том, как эти два искусства вписываются в общую картину китайского цигуна, мы хотим вкратце изложить основные понятия, которые обсуждались в первом томе этой серии, книге «Корни китайского цигуна». Сначала мы обсудим понятие здоровья, потом обратимся к различным категориям цигуна, которые были разработаны в Китае, и сделаем обзор тех задач, которые они перед собой ставят. Это подготовит вас к пониманию той роли, какую играют в китайском обществе трактаты Ицзинь-цзин и Сисуй-цзин. Наконец, мы обратим внимание на те различия, которые имеются между ицзинь-цзином и сисуй-цзином. Когда вам станут понятны эти основные представления, вы сможете приступить к изучению более глубоких аспектов цигуна, не теряясь среди мистических «тайн».

1. Что такое настоящее здоровье?

А. Ваше тело состоит из физической и психической частей. Согласно теории китайского цигуна, физическое тело — это Ян, а психическое тело, которое ближе связано с ци, мышлением и духом, считается иньским. Только при гармоничном равновесии частей Ян и Инь вашего тела вы будете обладать настоящим здоровьем. Другими словами, для того чтобы иметь действительно хорошее здоровье, вы должны обладать сильным физическим телом, здоровым телом ци и устойчивой психикой. Когда у вас есть и то и другое, ваш дух получает возможность развиваться, и все ваше существо полно энергии.

В. Для того чтобы поддерживать сильной физическую часть тела, циркуляция ци в вашем теле должна быть плавной. Ци является источником энергии для всей деятельности тела. Кроме того, клетки вашей крови также должны быть здоровыми, чтобы успешно переносить по телу питательные вещества и кислород.

Согласно представлениям китайской медицины, клетки крови нуждаются в ци для того, чтобы оставаться живыми. Но клетки крови традиционно считаются еще и носителями ци. Они распределяют ци по всему телу и одновременно играют роль аккумулятора, накапливающего избыточную ци и отдающего ее в случае необходимости. Понятно, что, если клетки крови не обладают необходимым здоровьем, они не могут эффективно переносить питательные вещества и кислород и не в состоянии справляться со своей задачей регулирования ци.

С. Для под держания здоровья психической части тела вы должны научиться сохранять здоровье своего мозга. Ваш мозг — это центр вашего мышления и орган управления вашей ци. Для того чтобы ваш мозг работал надлежащим образом, вы должны обеспечить для его питания большое количество ци. Когда ваш мозг здоров, появляется возможность для возрастания силы вашего духа и вашей жизнеспособности.

D. Для обеспечения равномерной циркуляции ци в своем теле вы сначала должны правильно понимать систему циркуляции ци. Ваше тело содержит двенадцать основных каналов[13] ци, которые связаны с двенадцатью внутренними органами, и восемь «чудесных сосудов»[14], в которых накапливается ци. Двенадцать основных каналов ци иногда сравнивают с реками, которые несут ци к органам тела для поддержания их нормального функционирования, а восемь сосудов — с резервуарами ци, которые регулируют реки ци. Чтобы иметь здоровое тело и долгую жизнь, вы должны поддерживать плавную циркуляцию ци в двенадцати основных каналах и следить за тем, чтобы резервуары ци оставались полными и могли эффективно регулировать реки ци.

Эти знания, которые берут свое начало от древней китайской медицины, легли в основу множества направлений цигуна. Задачи у каждого из них свои. Все эти направления можно разделить на четыре основные категории.

2. Основные категории цигуна и их задачи

А. Цигун для ученых. Направления этой категории разрабатывались учеными-философами, и их основная задача — поддержание здоровья. Они делают упор на обеспечение эмоционально нейтральной, здоровой психики и плавной циркуляции ци.

В. Врачевательный, медицинский цигун. Эта категория создавалась главным образом китайскими врачами. Были разработаны специальные упражнения для улучшения циркуляции ци в конкретных каналах для излечения конкретных заболеваний.

С. Боевой цигун. Эта категория ставит перед собой цель поднять энергию физического и энергетического тел до такого состояния, чтобы повысить боевые способности. Большинство упражнений этой категории создавались теми мастерами цигуна, которые были одновременно и мастерами боевых искусств.

D. Религиозный цигун. Этот тип цигуна разрабатывался, в основном, буддийскими и даосскими монахами. Изначальной целью религиозного цигуна является просветление, или достижение «состояния буддовости». Позднее, когда тренировочные методы открылись мирянам, было обнаружено, что этот вид цигуна можно очень эффективно использовать для достижения долголетия. Среди всех направлений цигуна теория и тренировочные методы этой разновидности являются наиболее сложными. Основное внимание уделяется направлению ци в костный мозг для поддержания его свежести и здоровья, а также в головной мозг — для его питания. Чтобы обеспечить необходимое для занятий обильное поступление ци, необходимо, чтобы она не только плавно циркулировала по всем двенадцати каналам, но этой энергией должны быть наполнены и восемь сосудов. Для монахов направление ци в головной мозг для поднятия шэнь — ключ к просветлению.

Источник