Задачи с логическими связками и или
Содержание статьи
Составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических связок «и» и «или» и их истинность.
КОНСПЕКТ УРОКА
Дата: 21.02.2017
Предмет: Математика
Класс: 4Б
Учитель: Верёвкина Светлана Викторовна
Руководитель практики: Карачевцева Алла Павловна
Тема: Составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических связок «и» и «или» и их истинность.
Тип урока: ОНЗ
Цель: Познакомить со сложными высказываниями с логической связкой «и» и закрепить знания о составных высказываниях с логической связкой «или».
Задачи:
Образовательные: учиться отличать истинные высказывания от ложных; определять истинность высказываний со связкой «и», познакомиться с правилом определения истинности составных высказываний вида «А и В».
Развивающие: развивать приемы логического мышления: анализ и синтез, обобщение.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, ответственное отношение к результатам своего учебного труда.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Уметь отличать ложные и истинные высказывания, определять истинность составных высказываний.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Регулятивные: осуществлять постановку учебной задачи, ее контроль и коррекцию.
Познавательные: делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем и моделей.
Коммуникативные: построение монологических и диалогических высказываний, координация различных позиций в сотрудничестве (в парах).
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
1.2.3.6.7.
1-12, 21-26
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
— Здравствуйте, дети. Садитесь.
Меня зовут Карина Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок математики.
— Скажите, как вы понимаете смысл высказывания:
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени — только три дня.
Сделайте вывод.
Приветствуют учителя.
Размышляют.
Рассуждают.
Делают вывод
Трудолюбию сложно научиться. Для его появления нужно очень много и постоянно трудиться.
2. Актуализация знаний.
Устный счет.
— Посмотрите на экран.
— Что такое высказывание?
— Определите значение высказываний истинные они или ложные. Если истинные высказывания хлопок руками, если ложные покажите руками крест.
1. 7 увеличили в 6 раз, получили 42.
2. 64 разделили на 8, получили 7.
А.3.Разность 10 и 2 равно 8.
4. 9 увеличили на 21, получили 30.
5.Произведение 9 и 7 равно 81.
6.Частное чисел 48 и 6 равно 8.
В.7.Уменьшаемое меньше вычитаемого.
— Как вы определили истинное высказывание или ложное?
— Образуйте составное высказывание вида «А или В»
— Какое высказывание получилось? Почему?
— Попробуйте составить высказывание вида «А и В»
— Вы догадались, какие составные высказывания мы будем сегодня изучать?
-Сформулируйте учебную задачу, которую нам предстоит решить.
Смотрят.
-Высказывание – это предложение, относительно которого имеет смысл вопрос: истинно оно или ложно.
Определяют. Сигнализируют.
истинное
ложное
истинное
истинное
ложное
истинное
ложное
— Если высказывание верное, то можно сказать, что оно истинное, если не верно, то ложное.
Разность 10 и 2 равно 8 или уменьшаемое меньше вычитаемого.
Истинное. Повторяют правило.
Произведение 9 и 7 равно 81 и частное чисел 48 и 6 равно 8.
— Составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических связок «и» и «или».
Формулируют учебную задачу.
— Будем работать с составными высказываниями с логическими связками «и» и «или».
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
Организует фронтальную беседу.
— Посмотрите на слайд …
— Прочитайте каждое высказывание и определите истинно оно или ложно?
1. Береза – лиственное дерево.
2. Береза – хвойное дерево.
— Соедините эти два высказывания союзом «и».
— Какое высказывание получилось?
Прочитайте правило на слайде.
Составное высказывание с союзом «и» истинно, если истинны оба составляющих его высказывания. В остальных случаях оно ложно.
Смотрят на слайд.
Читают. Определяют истинно высказывание или ложно.
1 высказывание истинно.
2 высказывание ложно.
Береза – лиственное дерево и хвойное дерево.
Высказывание получилось ложно.
Читают.
Составное высказывание с союзом «и» истинно, если истинны оба составляющих его высказывания. В остальных случаях оно ложно.
Физ. минутка
4. Первичное закрепление во внешней речи.
-Работа по учебнику с. 38 № 7
— Составьте и подберите высказывания так, чтобы они соответствовали заданию.
— Приведите примеры таких высказываний
— Прочитайте задание № 9 с.39.
— Прочитайте 1 высказывание.
— Из каких 2 высказываний оно состоит.
— Порассуждайте, это составное высказывание истинное или ложное? Почему?
— Прочитайте 2 высказывание.
— Из каких высказываний оно состоит.
— Какое это высказывание? Почему?
— Прочитайте 3 высказывание.
— Из каких высказываний оно состоит.
— Оно истинное или ложное? Почему?
— Прочитайте еще раз правило.
Читают. Рассуждают:
Пусть первое высказывание – А, второе – В.
А Февраль – зимний месяц. – Истинно
В Февраль – жаркий месяц. – Ложно
Высказывание ложно.
А В неделе 5 дней. – Ложно
В В неделе 7 дней. – Истинно
Высказывание ложно.
АЧисло 15 делится на 2. – Ложно
В Число 15 делится на 4. – Ложно
Высказывание ложно.
А 47 – 39 = 8. – Истинно
В 55 : 5=11. – Истинно
Высказывание истинно.
Читают.
1) Зайцы едят морковку и капусту.
Зайцы едят морковку. Зайцы едят капусту.
Это высказывание истинно, т.к Зайцы едят морковку – И., Зайцы едят капусту – И.
2) Листья с деревьев опадают весной и осенью.
Листья с деревьев опадают весной. Листья с деревьев опадают осенью.
Ложное, потому что листья с деревьев опадают только осенью.
3) В четырехугольнике ABCD 3 вершины и 3 стороны.
В четырехугольнике ABCD 3 вершины. В четырехугольнике ABCD 3 стороны.
Ложное, потому что в четырехугольнике ABCD 4 вершины и 4 стороны, А – л, В – л.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа в парах.
— Прочитайте пары высказываний:
1) Буква Ж – гласная.
Буква Ж – согласная.
2) Килограмм — единица массы.
Килограмм — единица длины.
3) В одном дециметре 100 см.
В одном дециметре 10 мм.
4) Число 100 делится на 10.
Число 100 делится на 5.
— Истинно или ложное первое высказывание?
второе высказывание и тд.?
-Соедините каждые два высказывания союзом «и», установите его значение истинности, проверьте по эталону.
-Какое высказывание получилось: истинное или ложное?
Читают.
Ложно
Истинно
Истинно
Ложно
Ложно
Ложно
Истинно
Истинно
Буква Ж – гласная и буква Ж – согласная. Ложно
Килограмм — единица массы и килограмм — единица длины. Ложно
В одном дециметре 100 см и в одном дециметре 10 мм. Ложно
Число 100 делится на 10 и число 100 делится на 5. Истинно
6. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (продолжение).
— Посмотрите на слайд… Прочитайте.
— Составное высказывание «Если А.С. Пушкин родился в 1799 году, то он родился в восемнадцатом веке». Образованно из 2 высказываний:
1. А.С. Пушкин родился в 1799 году.
2. Он родился в восемнадцатом веке.
— Определите истинное или ложное первое высказывание? Затем второе?
— Правильно 1 высказывание истинно, это можно установить, используя энциклопедию.
— 2 высказывание тоже истинно, т.к в 18 век входят даты с 1701 по 1800 включительно.
— Так как 2 высказывания истинны, что можно сказать о составном высказывании «Если А.С. Пушкин родился в 1799 году, то он родился в восемнадцатом веке»?
— Прочитайте правило на стр. 40, как вы его понимаете?
— Посмотрите на №12 стр. 40, прочитайте задание.
— Соедините 2 высказывания с помощью слов «если, то…»
— Какое получилось высказывание?
— Под цифрой 2, проделайте самостоятельно, и все вместе проверим.
— Проверим, какое получилось высказывание?
Смотрят. Читают.
Высказывания получились истинные.
Слушают.
Высказывание «Если А.С. Пушкин родился в 1799 году, то он родился в восемнадцатом веке» — истинное.
Читают правило.
Составное высказывание, образованное с помощью слов «если то», ложно, только если первое высказывание истинное, а второе ложно.
Читают.
Если ворона птица, то ворона летает.
Истинное.
Если число 4 720 – четырехзначное, то после зачеркивания нуля в числе 4 720 получится двузначное число.
Получилось ложное высказывание.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
— Откройте тетради, подпишите число и классная работа.
— Выполним №19 с.42
— Спишите, найдите значение выражений.
(1 учение у доски)
— Определите, какое из чисел 628, 100, 3 639, 5 300 является значением выражения. Правильно.
— Организует выполнение задание в тетради и у доски с пояснением.
— Оценивает работу уч-ся у доски.
-Прочитайте №22 с. 42
— Какое расстояние прошел пешеход?
— Сколько времени, он был в пути?
— Что известно о его скорости на обратном пути?
— Прочитайте вопрос задачи.
— Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
— Можем мы это узнать? Каким действием?
— Что нам еще неизвестно?
— Теперь мы можем найти скорость на обратном пути?
— Посмотрите, правильно ли составлено выражение для решения этой задачи?
— Закончите решение задачи устно и озвучьте ответ.
— Прочитайте задачу № 23 на с. 43
— Что известно о движении грузовой и легковой машины?
— С какой скоростью ехала грузовая машина?
— С какой скоростью ехала легковая машина?
— Что сказано о расстоянии между Москвой и поселком?
— Что нужно найти в задаче?
— Выполните чертеж на доске.
— Повторите вопрос задачи.
— Можем сразу ответить на вопрос задачи?
— Почему?
— Зная скорость грузовой и легковой машин, можем узнать какова их скорость сближения?
— Каким действием?
— Зная скорость сближения и расстояние от Москвы до поселка, можем найти время, через которое они встретятся? Каким действием?
— Запишите решение в тетрадь по действиям с пояснением.
— 1 ученик работает у доски.
— Оценивает работу уч-ся у доски.
Открывают. Пишут.
Вычисляют.
1)3 639
2)100
Читают
Пешеход прошел 16 км за 4 ч. На обратном пути он уменьшил скорость на 2 км/ч. Сколько времени потратил пешеход на обратный путь?
Пешеход прошел 16 км
Он прошел за 4 часа.
Он уменьшил скорость на 2 км/ч
Сколько времени потратил пешеход на обратный путь?
Нет, не можем, потому что нам не известно с какой скоростью пешеход прошел 16 км
Да, действием деления.
Еще неизвестна скорость, с которой пешеход шел обратно.
Да, действием вычитания.
Правильно.
Решают. 16:(16:4-2)=8
Ответ: 8 ч.
Читают задачу.
— Они одновременно выехали на встречу друг другу.
— Со скорость 43 км/ч.
— Со скоростью 56 км/ч.
— Расстояние между Москвой и поселком 198 км.
— Через сколько часов машины встретятся.
(один ученик выполняет чертеж на доске)
— Через сколько часов машины встретятся?
— Нет.
— Нам неизвестна, скорость сближения машин.
-Да, можем.
-Действием сложения. 43 + 56 = 99 (км/ч)
— Да. Действием деления. 198 : 99 = 2 (ч)
Записывают решение задачи.
1) 43 + 56 = 99 (км/ ч) — скорость сближения
2) 198 : 99 = 2 (ч)
Ответ: через 2 часа машины встретятся.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Наш урок подошел к концу, и я прошу вас продолжить предложения:
1) Я сегодня узнал…
2) Я сегодня научился…
— Откройте дневник, запишите домашнее задание:
С. 28 РТ (в РТ) № 79-82
— Урок окончен.
Выполняют рефлексию усвоения нового содержания.
Записывают домашнее задание.
Учитель:_______________________________
Руководитель практики:___________________________
Оценка:_______________________________
Источник
Логические связки И, ИЛИ Логическое отрицание НЕ 9 класс. — презентация
Презентация на тему: » Логические связки И, ИЛИ Логическое отрицание НЕ 9 класс.» — Транскрипт:
1
Логические связки И, ИЛИ Логическое отрицание НЕ 9 класс
2
Логическая связка И Логическая связка И означает одновременное выполнение условий: УСЛОВИЕ 1УСЛОВИЕ 2УСЛОВИЕ 1 И УСЛОВИЕ 2 ЛОЖЬ (НЕТ) ИСТИНА (ДА)ЛОЖЬ (НЕТ) ИСТИНА (ДА)ЛОЖЬ (НЕТ) ИСТИНА (ДА)
3
Логическая связка ИЛИ Логическая связка ИЛИ означает, что выполняется хотя бы одно из условий: УСЛОВИЕ 1УСЛОВИЕ 2УСЛОВИЕ 1 ИЛИ УСЛОВИЕ 2 ЛОЖЬ (НЕТ) ИСТИНА (ДА) ЛОЖЬ (НЕТ)ИСТИНА (ДА)
4
Логическое отрицание НЕ Отрицание лжи — истина и отрицание истины — ложь УСЛОВИЕ 1НЕ УСЛОВИЕ 1 ЛОЖЬ (НЕТ)ИСТИНА (ДА) ЛОЖЬ (НЕТ)
5
Решение задач Для какого из приведённых имён ЛОЖНО высказывание: (Первая буква гласная) ИЛИ НЕ (Последняя буква гласная)? 1) Елена 2) Марина 3) Федор 4) Иван (Первая буква гласная) ИЛИ НЕ (Последняя буква гласная) = ЛОЖЬ ложь ложь Первая буква гласная=ложь Первая буква согласная=истина НЕ(Последняя буква гласная)=ложь Последняя буква гласная=истина Марина Ответ: 2
6
Решение задач Для какого из приведённых имён ЛОЖНО высказывание: (Вторая буква гласная) ИЛИ НЕ (Последняя буква гласная)? 1) Степан 2) Максим 3) Вера 4) Екатерина Для какого из приведённых имён ЛОЖНО высказывание: (Первая буква согласная) ИЛИ НЕ (Вторая буква согласная)? 1) Сергей 2) Аида 3) Александр 4) Глафира
7
Решение задач Для какого из приведённых имён ЛОЖНО высказывание: (Вторая буква гласная) ИЛИ НЕ (Последняя буква гласная)? 1) Степан 2) Максим 3) Вера 4) Екатерина (Вторая буква гласная) ИЛИ НЕ (Последняя буква гласная) = ЛОЖЬ ложь ложь Вторая буква гласная =ложь Вторая буква согласная=истина НЕ(Последняя буква гласная)=ложь Последняя буква гласная=истина Екатерина Ответ: 4
8
Решение задач Для какого из приведённых имён ЛОЖНО высказывание: (Первая буква согласная) ИЛИ НЕ (Вторая буква согласная)? 1) Сергей 2) Аида 3) Александр 4) Глафира (Первая буква согласная) ИЛИ НЕ (Вторая буква согласная) = ЛОЖЬ ложь ложь Первая буква согласная =ложь Первая буква гласная=истина НЕ(Вторая буква согласная)=ложь Вторая буква согласная=истина Александр Ответ: 3
9
Решение задач Для какого из приведённых имён истинно высказывание: НЕ (Вторая буква гласная) И (Последняя буква гласная)? 1) ИВАН 2) КСЕНИЯ 3) МАРИНА 4) МАТВЕЙ НЕ(Вторая буква гласная) И (Последняя буква гласная) = ИСТИНА истина истина НЕ(Вторая буква гласная)=истина Последняя буква гласная=истина Вторая буква гласная=ложь Вторая буква согласная=истина КСЕНИЯ Ответ: 2
10
Решение задач Для какого из приведённых имён истинно высказывание: НЕ (Третья буква гласная) И (Четвёртая буква согласная)? 1) ИВАН 2) КСЕНИЯ 3) МАРИНА 4) МАТВЕЙ Для какого из приведённых имён ложно высказывание: НЕ (Третья буква согласная И Последняя буква гласная)? 1) АННА 2) ЕЛЕНА 3) ПАВЕЛ 4) ЕГОР
11
Ответы: 4) МАТВЕЙ 1) АННА
12
Домашнее задание: Для какого из приведённых имён истинно высказывание: НЕ((Первая буква гласная)ИЛИ(НЕ Последняя буква согласная))? 1) Емеля 2) Иван 3) Михаил 4) Никита Для какого из приведённых имён истинно высказывание: НЕ (Вторая буква согласная) И НЕ (Последняя буква согласная)? 1) Емеля 2) Иван 3) Михаил 4) Никита
Источник
Как решать логические и математические задачи
Решение задач на логику — отличная гимнастика для ума детей и взрослых на каждый день.
На ЛогикЛайк более 3500 заданий с ответами и пояснениями, полноценный учебный комплекс для развития логики и способностей к математике.
Решаем логические задачи
Чтобы научиться решать типовые логические задачи, простые и нестандартные математические задачи, важно знать основные приемы и методы их решения. Ведь решить одну и ту же задачу и прийти к правильному ответу во многих случаях можно разными способами.
Знание и понимание различных методов решения поможет определить, какой способ подойдет лучше в каждом конкретном случае, чтобы выбрать наиболее быстрый и простой путь получения ответа.
К «классическим» логическим задачам относятся текстовые задачи, цель решения которых состоит в распознавании объектов или расположении их в определенном порядке в соответствии с заданными условиями.
Более сложными и увлекательными типами заданий являются задачи, в которых отдельные утверждения являются истинными, а другие ложными. Задачи на перемещение, перекладывание, взвешивание, переливание — самые яркие примеры широкого ряда нестандартных задач на логику.
Основные методы решения логических задач
- метод рассуждений;
- с помощью таблиц истинности;
- метод блок-схем;
- средствами алгебры логики (алгебры высказываний);
- графический (в том числе, «дерево логических условий», метод кругов Эйлера);
- метод математического бильярда.
Давайте рассмотрим подробнее с примерами три популярных способа решения логических задач, которые мы рекомендуем использовать в начальной школе (детям 6-12 лет):
- метод последовательных рассуждений;
- разновидность метода рассуждений — «с конца»;
- табличный способ.
Метод последовательных рассуждений
Самый простой способ решения несложных задач заключается в последовательных рассуждениях с использованием всех известных условий. Выводы из утверждений, являющихся условиями задачи, постепенно приводят к ответу на поставленный вопрос.
Пример:
На столе лежат Голубой, Зеленый, Коричневый и Оранжевый карандаши.
Третьим лежит карандаш, в имени которого больше всего букв. Голубой карандаш лежит между Коричневым и Оранжевым.
Разложи карандаши в описанном порядке.
Решение:
Рассуждаем. Последовательно используем условия задачи для формулирования выводов о позиции, на которой должен лежать каждый следующий карандаш.
- Больше всего букв в слове «коричневый», значит, он лежит третьим.
- Известно, что голубой карандаш лежит между коричневым и оранжевым. Справа от коричневого есть только одна позиция, значит, расположить голубой между коричневым и другим карандашом возможно только слева от коричневого.
- Следующий вывод на основе предыдущего: голубой карандаш лежит на второй позиции, а оранжевый — на первой.
- Для зеленого карандаша осталась последняя позиция — он лежит четвертым.
Метод «с конца»
Такой способ решения является разновидностью метода рассуждений и отлично подходит для задач, в которых нам известен результат совершения определенных действий, а вопрос состоит в восстановлении первоначальной картины.
Пример:
Бабушка испекла для троих внуков рогалики и оставила их на столе. Коля забежал перекусить первым. Сосчитал все рогалики, взял свою долю и убежал.
Аня зашла в дом позже. Она не знала, что Коля уже взял рогалики, сосчитала их и, разделив на троих, взяла свою долю.
Третьим пришел Гена, который тоже разделил остаток выпечки на троих и взял свою долю.
На столе осталось 8 рогаликов.
Сколько рогаликов из восьми оставшихся должен съесть каждый, чтобы в результате все съели поровну?
Решение:
Начинаем рассуждение «с конца».
Гена оставил для Ани и Коли 8 рогаликов (каждому по 4). Получается, и сам он съел 4 рогалика: 8 + 4 = 12.
Аня оставила для братьев 12 рогаликов (каждому по 6). Значит, и сама она съела 6 штук: 12 + 6 = 18.
Коля оставил ребятам 18 рогаликов. Значит, сам съел 9: 18 + 9 = 27.
Бабушка положила на стол 27 рогаликов, рассчитывая, что каждому достанется по 9 штук. Поскольку Коля уже съел свою долю, Аня должна съесть 3, а Гена — 5 рогаликов.
Решение логических задач с помощью таблиц истинности
Суть метода состоит в фиксации условий задачи и полученных результатов рассуждений в специально составленных под задачу таблицах. В зависимости от того, является высказывание истинным или ложным, соответствующие ячейки таблицы заполняются знаками «+» и «-» либо «1» и «0».
Пример:
Три спортсмена (красный, синий и зеленый) играли в баскетбол.
Когда мяч оказался в корзине, красный воскликнул: «Мяч забросил синий».
Синий возразил: «Мяч забросил зеленый».
Зеленый сказал: «Я не забрасывал».
Кто забросил мяч, если только один из троих сказал неправду?
Решение:
Сначала таблицу составляют: слева записывают все утверждения, которые содержатся в условии, а сверху — возможные варианты ответа.
Затем таблицу последовательно заполняют: верные утверждения отмечают знаком «+», а ложные утверждения — знаком «-«.
Рассмотрим первый вариант ответа («мяч забросил красный«), проанализируем утверждения, записанные слева, и заполним первый столбик.
Исходя из нашего предположения («мяч забросил красный«), утверждение «мяч забросил синий» — ложь. Ставим в ячейке «-«.
Утверждение «мяч забросил зеленый» также ложь. Заполняем ячейку знаком «-«.
Утверждение зеленого «Я не забрасывал» – истина. Ставим в ячейке «+».
Рассмотрим второй вариант ответа (предположим, что мяч забросил зеленый) и заполним второй столбик.
Утверждение «мяч забросил Синий» — ложь. Ставим в ячейке «-«.
Утверждение «мяч забросил зеленый« — истина. Заполняем ячейку знаком «+».
Утверждение зеленого «Я не забрасывал» – ложь. Ставим в ячейке «-«.
И, наконец, третий вариант: предположим, что «мяч забросил синий«.
Тогда утверждение «мяч забросил синий« — истина. Ставим в ячейке «+».
Утверждение «мяч забросил зеленый» — ложь. Заполняем ячейку знаком «-«. Утверждение зеленого «Я не забрасывал» – истина. Ставим в ячейке «+».
Так как по условию лишь один из троих ребят сказал неправду, в заполненной таблице выбираем такой вариант ответа, где будет только одно ложное утверждение (в столбце один знак «-«). Подходит третий столбец.
Значит, правильный ответ – мяч забросил синий.
Метод блок-схем
Метод блок-схем считается оптимальным вариантом для решения задач на взвешивание и на переливание жидкостей. Альтернативный способ решения этого типа задач — метод перебора вариантов — не всегда является оптимальным, да и назвать его системным довольно сложно.
Порядок решения задач по методу блок-схем выглядит следующим образом:
- графически (блок-схемой) описываем последовательность выполнения операций;
- определяем порядок их выполнения;
- в таблице фиксируем текущие состояния.
Подробнее об этом и других способах решения логических задач с примерами и описанием хода решения мы рассказываем в полном Курсе ЛогикЛайк по развитию логического мышления.
Отгадывайте самые интересные загадки на логику, собранные специально для постоянных читателей нашего блога и учеников LogicLike, решайте логические задачи онлайн вместе с тысячами детей и взрослых!
Источник